Доклад на педсовете "Формы взаимодействия воспитателей с родителями"
статья
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_formy_vzaimodeystviya_vospitateley_s_roditelyami.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовете «Формы взаимодействия воспитателей с родителями».
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их под готовке принимали участие дети. Например, на собрание по трудовому воспитанию можно подготовить приглашения в виде фар тука или веничка, к Новому году — в виде елочки и др. Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителя ми. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителя ми надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Бесе да может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для дан ной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Напри мер: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут прово диться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно при сматриваться к детям, задумываться над тем, какими путя ми их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут полу чить поддержку и совет.
Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую по мощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический слу чай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы».
«Устный журнал» состоит из 3—6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.
Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе.
В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
На наш взгляд, целесообразно проведение нетрадиционных форм общения с родителями по типу различных телепрограмм, в частности «Ток-шоу». Можно заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам наказания детей, их подготовки к школе и т.д. Дать слово «экспертам», возможность высказаться каждому желающему. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Информационно-аналитические
Направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Социологические опросы
Социологические срезы
тесты
анкетирование
почтовый ящик
информационные корзины
Досуговые
Призваны устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
«Встреча Нового года»
«Масленица»
«Праздник мам»
«Праздник урожая»
«Спортивный праздник с родителями»
«Дог-шоу», «Семейные театры»
различные выставки
Познавательные
Направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Семинары-практикумы
педагогический брифинг,
педагогическая гостиная,
проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме,
устные педагогические журналы,
игры с педагогическим содержанием,
педагогическая библиотека для родителей
«КВН»
«Педагогическое поле чудес»
«Театральная пятница»
«Педагогический случай»
«Что? Где? Когда?»
«Круглый стол»
«Ток-шоу»
«Телефон доверия»
викторины
Наглядно-информационные:
информационно-ознакомительная форма;
Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.
- дни открытых дверей
открытые про смотры занятий и других видов деятельности детей.
выставки детских работ
выставки совместных работ детей и родителей
информационные проспекты для родителей,
видеоролики о жизни ДОУ
выпуск газет,
организация мини-библиотек
использование современных технологий
информационно-просветительская форма
Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
- информационные стенды
папки-передвижки
тематические выставки
мини газеты
библиотеки по основным проблемам
семейной педагогики
- Планирование работы педагогов с семьей.
Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
В основе планирования работы с семьей должен стоять дифференцированный подход. Дифференцированный подход при организации работы с родителями направлен на повышение их педагогических знаний и умений. При организации дифференцированного подхода к родителям Одиночкина Т.А. соблюдает следующие условия:
- соблюдает такт, чуткость, отзывчивость по отношению к родителям;
- учитывает своеобразие условий жизни каждой семьи, возраст её членов, уровень подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетает индивидуальный подход к каждой семье с организацией групповой работы;
- осуществляет взаимосвязь разных форм работы с родителями.
Дифференциация проводится на основе определенной программы по изучению семьи. В ходе изучения используется анкетирование, тестирование, беседы с родителями, посещение семьи, наблюдение.
В программу изучения семьи входят следующие компоненты:
- структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия);
- психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения);
- социальный статус матери, отца в семье, степень их участия в воспитании ребенка.
После изучения семьи воспитатель совместно с педагогом-психологом составляет социальный паспорт с целью корректировки педагогического взаимодействия.
Исходя из индивидуальных особенностей каждой семьи, далее планируется работа с семьей.
В течение учебного года воспитатель еженедельно планирует работу с семьей, включая следующее:
— наблюдения за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
— плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка (неплановые беседы фиксируются в учете работы); например, в плане он отмечает: «Побеседовать с мамой Игоря Н. о необходимости выполнения режима дня» или: «Выяснить у мамы Наташи С. причины ее капризов»;
— просмотр родителями разных видов детской деятельности, иногда видео, прослушивание аудиозаписи;
— вовлечение родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей (совместное рисование, лейка, конструирование, участие в Игре-драматизации, спортивных играх);
— привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;
— проведение опросов, анкетирования родителей с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
Планирование работы с семьей должно предусматривать:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья и физического развития ребенка, с индивидуальным планом его оздоровления, необходимость рационального режима и полноценного, сбалансированного питания, закаливания;
- формирование у родителей основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и в семье, обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (разнообразным приемам закаливания, массажа, дыхательной гимнастики);
- обучение родителей разнообразным техникам общения с детьми.
В течение учебного года воспитатель периодически планирует фронтальные встречи с родителями детей. Это традиционные родительские собрания, «Круглые столы», «Устные журналы» и т.д. В календарном плане указывается тема встречи, форма ее проведения. Кратко можно обозначить методы активизации родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятка для воспитателей успешное взаимодействие воспитателя и родителей В ДОО
Представлены электронные ресурсы...
Консультация для воспитателей Тема: Из опыта работы воспитателей второй младшей группы «Взаимодействие воспитателей с родителями».
Консультация для воспитателей Тема: Из опыта работы воспитателей второй младшей группы «Взаимодействие воспитателей с родителями»....
Доклад на тему: «Взаимодействие воспитателя с родителями»
О формах взаимодействия воспитателей с родителями....
Доклад на тему: «Взаимодействие педагога с родителями по вопросам речевого развития детей»
Докладчик: Петренко Наталья ВладимировнаПедагогический стаж 23 лет...
Доклад "Этика делового общения основа для взаимодействия воспитателя с родителями в ДОУ"
обобщение опыта работы...
Доклад на тему: Взаимодействие воспитателей и родителей
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируетс...