ПРОЕКТ «Театральная деятельность дошкольников как средство развития творческой личности с лидерскими духовно-нравственными чертами характера»
проект
Воспитание любви дошкольников к театру – это первый этап развития скрытых талантов и лидерских качеств. Что же такое театр? Это то место, где ты счастлив, где ты можешь погрузиться атмосферу волшебства. «Примерить» на себя роль от «Дюймовочки» до «Снежной Королевы». Часто взрослые не задумываются о важности театра в жизни детей. В связи с необходимостью глубокого, всестороннего, бережного и целенаправленного ознакомления воспитанников с театральной деятельностью был разработан проект «Театральная деятельность дошкольников как средство развития творческой личности с лидерскими духовно-нравственными чертами характера».
Главная цель проекта - формированиетворчески-активной, социально-развитой личности, с лидерскими духовно- нравственными качествами; развитие речи и коммуникативных навыков у детей.
Данный проект разработан творческой группой воспитателей. Призван помочь детям раскрыть их творческие способности, воспитать любовь к театру. Учит их различать положительные и отрицательные качества героев, понимать «Что такое хорошо и, что такое плохо?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
18881_1552487989_1.docx | 397.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №90
с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического цикла Ленинского района
г. Новосибирск
Городской конкурс инновационных проектов
«Инновации в образовании»
Номинация «Воспитание талантов и лидеров»
ПРОЕКТ
«Театральная деятельность дошкольников
как средство развития творческой личности
с лидерскими духовно-нравственными чертами характера»
Авторы проекта:
Монголина Марина Валерьевна,
воспитатель первой квалификационной категории,
Толокнова Юлия Ивановна, воспитатель,
Полозова Мальвина Андреевна,
воспитатель первой квалификационной категории,
Ивасько Светлана Юрьевна, воспитатель.
НОВОСИБИРСК, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
6. ГОТОВНОСТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 3
7. ЭТАПЫ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 4
8. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 18
9. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ 19
10. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 20
11. РЕСУРСЫ (БЮДЖЕТ ПРОЕКТА) 21
12. ФУНКЦИОНАЛ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА 22
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
«Театр – искусство прекрасное.
Оно облагораживает,
воспитывает человека. Тот, кто
любит театр по-настоящему,
всегда уносит из него запас
мудрости и доброты».
К.С. Станиславский.
Воспитание любви дошкольников к театру – это первый этап развития скрытых талантов и лидерских качеств. Что же такое театр? Это то место, где ты счастлив, где ты можешь погрузиться атмосферу волшебства. «Примерить» на себя роль от «Дюймовочки» до «Снежной Королевы». Часто взрослые не задумываются о важности театра в жизни детей. В связи с необходимостью глубокого, всестороннего, бережного и целенаправленного ознакомления воспитанников с театральной деятельностью был разработан проект «Театральная деятельность дошкольников как средство развития творческой личности с лидерскими духовно-нравственными чертами характера».
Главная цельпроекта - формированиетворчески-активной, социально-развитой личности, с лидерскими духовно- нравственными качествами; развитие речи и коммуникативных навыков у детей.
Данный проект разработан творческой группой воспитателей. Призван помочь детям раскрыть их творческие способности, воспитать любовь к театру. Учит их различать положительные и отрицательные качества героев, понимать «Что такое хорошо и, что такое плохо?».
Инновацией данного проекта является создание на базе ДУО комнаты «Театрального релакса», где каждый ребенок может погрузиться в театральную атмосферу и примерить на себя роль любого театрального героя.
Участниками проекта стали – дети дошкольного возраста, родители, члены их семей, воспитатели, сотрудники культурно-досуговых учреждений.
Повышение уровня сотрудничества всех участников проекта, степени вовлеченности в общую деятельность, эффективность взаимодействия является не только основным принципом реализации проекта, но и главным критерием его педагогической результативности.
ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Год создания школы - 1946. С 2000 года в школе функционирует дошкольный уровень образования. Школа работает как единая образовательная многоуровневая, многоступенчатая структура, направленная на личностное развитие ребенка, развитие его творческого начала. С 2015 года в дошкольном отделении функционирует 12 групп дошкольного возраста, из них две группы компенсирующей направленности логопедические), одна группа компенсирующей направленности (ЗПР), 9 групп общеразвивающей направленности. Процесс организации образовательной деятельности в дошкольной организации носит комплексный, плановый характер. Разработана основная образовательная программа, представляющая собой модель целостного процесса развития и обучения детей, направленного на физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие дошкольников, в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная программа охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного возраста и учитывает основные и дополнительные образовательные нагрузки.
Реализовав успешно Программу развития на период с 2008 по 2013 гг. «Школа как системный образовательный социокультурный комплекс» и Программу развития на период 2013-2018 гг. «Образовательный центр «Школа успеха» как модель интеграции и кооперации ресурсов для формирования опыта творческой деятельности и ценностных ориентиров всех участников образовательных отношений», сохранив преемственность с предыдущими Программами развития ОУ, школа продолжает работу в инновационном режиме, как городская пилотная площадка по теме «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство» и городская инновационная площадка по теме "Сетевое взаимодействие как модель интеграции и кооперации ресурсов для формирования опыта творческой деятельности и ценностных ориентиров всех участников образовательных отношений».
Дошкольный уровень образования является участником проекта муниципального казенного учреждения дополнительного профессионального образования города Новосибирска «Городской центр образования и здоровья «Магистр» «Оптимизация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ» и принимает участие в проекте «Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования», проводимого Государственным автономным образовательным учреждением высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Одним из направлений становления и развития коммуникативной компетентности детей является использование театрально-игровой технологии в детском саду. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности культуры и недостаточным опытом приобщения детей к театрализованной деятельности. В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко будут развиваться в ходе реализации проекта.
Изучение в области театральной деятельности в нашем ДУО проходило с помощью: анкетирования, опроса педагогов и родителей, наблюдений и бесед с детьми. (Приложение №1)
Знания детей о театре и театральной деятельности довольно ограничены. Дети затрудняются объяснить, что такое театр, как следствие не могут принять на себя роль, придумать сюжет для игры, распределить роли между собой. В связи с этим актуальность данной проблемы очевидна. Освоение этих знаний возможно при целенаправленном, систематичном участии в образовательном процессе родителей воспитанников.
Опрос родителей показал, чтоони очень заинтересованыперспективами развития театральной деятельности. Но всвязи с удаленным расположением Западного жилмассива от центра города и его культурных организаций, не каждый родитель имеет возможность посещать культурно-досуговые учреждения нашего города.
Анкетирование показало, чтоу педагоговнизкая компетентность в вопросах театрализованной деятельности
Театральная деятельность помогает раскрыть одаренности ребенка и способствует всестороннему развитиюего талантов, учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
В связи с этим и возникла необходимость создать комплексный подход, необходимый для раскрытия творческой одаренности ребенка, для успешной реализации его интеллектуально-творческого потенциала, для социально-коммуникативных способностей, для сплоченности семьи и детского сада. Проект направлен на обучение детей искусству театра во всех видах театрализованной деятельности, на создание собственных сценариев к спектаклям всеми участниками проекта, на показ театрализованных представлений детям и родителям.
4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель:формированиетворчески-активной, социально-развитой личности, с лидерскими духовно- нравственными качествами; развитие речи и коммуникативных навыков у детей.
Задачи:
- выявить одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте;
- создать условия для эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- расширить представление детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации;
- привить детям навыки в области театрального искусства (использовании мимики, жестов, голоса);
- создать в ДОУ театральную предметно - пространственную среду;
- создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей и педагогов ДОУ;
- посредством театральной деятельности развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
5. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
Новосибирск- культурный город, город, требующий лидеров и талантов. В Новосибирске имеется большое количество разнообразных театров, культурно-досуговых организаций. И поэтому нам-жителям этого театрального города необходимо ему соответствовать, в особенности подрастающему поколению.
Но в современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления.
У многих детей коммуникативная функция речи нарушена. У таких детей наблюдается плохая память, неустойчивое внимание, ребёнок быстро утомляется, у него недостаточно развивается познавательная деятельность, нарушается грамматический строй речи. У дошкольников это проявляется в робости, скованности, они не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, у детей затрудняется установление контакта как со взрослыми, так и сверстниками.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка ,снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество.
Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания.
В нашей работе с детьми важными задачами являются раскрытие творческой одаренности детей, снижение уровня тревожности, неуверенности в себе, избавление от застенчивости. Эти задачи можно решить посредством театральной деятельности.
Поэтому театральная деятельность является самым основным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании.
Для эффективной работы, создания благоприятных условий и проявления признаков одаренности воспитанников, необходимо раннее выявление их творческих возможностей и способностей, развития и саморазвития личности, способной к оптимальной творческой самореализации.
В связи с чем мы разработали проект для более углубленной работы с детьми по театрализованной деятельности, начиная с младшей группы дошкольников, с её поэтапным развитием, которая бы стала реализацией нашего проекта.
6. ГОТОВНОСТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Готовностью к реализации данного проекта мы считаем следующие принципы:
инновационность – педагоги открыты к изучению инновационных технологий и программ, апробированию и внедрению их в образовательный процесс ДУ;
- открытость – учреждение открыто для общественности, информация о деятельности ДУО представляется на родительских собраниях, размещается на информационных стендах, выставляется на сайте школы, публикуется в местных газетах и журналах;
- сотрудничество – ДУО сотрудничает с образовательными и культурно-досуговыми учреждениями города. Выстраивает свою деятельность с учетом интересов родителей (законных представителей) при активном их участии;
- мобильность – коллектив ДУО готов к своевременному реагированию на изменения в требованиях к дошкольному образованию;
- индивидуализация – мы стремимся создать условия для удовлетворения потребностей всех участников образовательных отношений. Каждый ребенок и взрослый для нас индивидуален;
- профессионализм – педагоги ДУО стремятся к получению высшего профессионального образования, посещают курсы повышения квалификации, активно занимаются самообразованием;
- личностно–ориентированные принципы – обеспечивают становление личности, обретение им своего образа, неповторимой индивидуальности; обеспечение личной значимости образования для каждого ребенка;
- культурно-ориентированные принципы – обеспечивают принятие ребенком обобщенных, целостных представлений о мире, о месте в нем человека;
- деятельностно-ориентированные принципы – обеспечивают личностно-деятельностный подход к дошкольному образованию.
Поэтому, мы считаем, что наше дошкольное учреждение полностью готово и открыто для реализации проекта.
7. ЭТАПЫ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Участники проекта: выполнением проекта будут заниматься педагоги, воспитанники и участники образовательных отношений.
В качестве партнеров по реализации инновационного проекта выступают сотрудники культурно-досуговых организаций.
Срок реализации: май 2018 г.- май 2022г.
Для выполнения поставленных задач, мы выстроили такую структуру, которая позволит охватить всех участников проекта.
В основу реализации этапов для воспитанников, легла парциальная программа «Театр-творчество-дети», а наш проект расширяет возможности, и мы добавляем социальных партнеров и развиваем предметно-пространственную среду. Так, у нас была создана комната «Театрального релакса», где все дети в приятной театральной обстановке, могут превратиться в того героя, которого им захочется.
- Подготовительный этап
Диагностико-прогностический
Мероприятия | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные | |
Мониторинг Заседание Круглый стол | Анализ работы по театральной деятельности. Анализ затруднений при проведении образовательной деятельности и мероприятий на театральную тематику Планирование работы, изучение методических материалов. Выявление условий для профессионального роста и творческой активности педагогов в рамках реализации задач проектной деятельности по вовлечению участников образовательных отношений к реализации проекта. | Май 2018г. Август 2018г. Август 2018г. | Зам.директора по УВР, Старший воспитатель, педагоги, специалисты. | |
Педсовет | Создание творческой группы и разработка плана работы по театральной деятельности. Выбор комплекса мероприятий для изучения тетральной культуры. Включение в годовой план. (Приложение №__) | Сентябрь 2018г. | Зам.директора по УВР, Старший воспитатель, педагоги, специалисты. | |
Мониторинг | Обследование уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста по парциальной программе «Театр-творчество-дети». | Сентябрь 2018г. | Старший воспитатель, педагоги. |
- Основной этап
2018-2019 учебный год | |||
Мероприятия | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
ПЕДАГОГИ | |||
Семинар Консультации Комната «Театральногорелакса» Мини-музеи театров г.Новосибирска РППС | Изучение методических материалов, планирование работы по театрализации. Формирование у педагогов знаний по организации театральной деятельности. Создание на база дошкольного учрежднения комнаты «Театрального релакса» Создание и оформление мини-музеев театров г.Новосибирска «Музей в сундучке», в котором представлен познавательный и иллюстративный материал о театрах города, фотографии детей в различных театрах города и т.п. Совместная деятельность педагогов с родителями. Оснащение групп настольными театрами (резиновый, дымковский, конусный, мелкой мягкой игрушки), аудиофайлами, игрушками-инструментами (балалайки, дудочки, баянчики, пианино, ложки, погремушки, бубны, барабаны, колокольчики), Атрибутами для танцевальных импровизаций | В течение года Сентябрь-октябрь 2018г. В течение года В течение года. В течение года. | Старший воспитатель, педагоги. Педагоги. Педагоги. Педагоги и родители воспитанников. Педагоги и родители воспитанников. |
УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ | |||
Консультации, день открытых дверей, семейная гостинная «В кругу друзей» Презентация детско-взрослых фотографий (альбомов) в театрах города Новосибирска Обучение мастерству кукловождения | Включение родителей в единый воспитательно-образовательный процесс. Совместное изготовление родителями с детьми альбомов. Привлечение к сотрудничеству актеров театра «Старый дом», для показа мастер-класса по кукловождению для детей и их родителей. | В течение года. В течение года. В течение года | Педагоги. Родители воспитанников. Старший воспитатель, актеры театра «Старый дом», воспитатели. |
ДОШКОЛЬНИКИ | |||
Основы кукловождения Основы актерского мастерства. Основы кукольного театра Основные принципы драматизации. Проведение досугов и развлечений Основы актерского мастерства Проведение праздников Проведение досугов и развлечений Самостоятельная театральная деятельность | Познакомить детей с приемами кукловождения настольного театра дымковской игрушки «В лес за грибами», «Собака и медведь», «Пляска деда и бабы» Воспитывать внимание, развивать фантазию и воображение детей. Работа у зеркала Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, подводить детей к выразительному исполнению роли в кукольном спектакле Театр дымковской игрушки. Развивать интерес к играм-драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение, поощрять доброжелательное отношение друг к другу, побуждать детей активно включаться в игры-драматизации. Драматизация в костюмах, в предметном окружении, с декорациями. Вызывать интерес к происходящему на сцене, воспитывать умение следить за развитием действия, концентрируя внимание до конца спектакля. Развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое Вызывать у детей желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада Прививать любовь к театральному искусству, умение сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц Поощрять стремление детей участвовать в играх- драматизациях | Сентябрь – ноябрь учебного года. Март-май учебного года | Педагоги Педагоги. Педагоги. Педагоги. Педагоги. Педагоги. Педагоги. Педагоги. Педагоги. |
2019-2020 учебный год | |||
Мероприятия | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
ПЕДАГОГИ | |||
Семинар Информационно- Исследовательские проекты РППС Папка-передвижка «Как устроить домашний театр для детей» | Изучение методических материалов, планирование работы по театральной деятельности. Включение родителей в единый воспитательно-образовательный процесс. Расширение и обогащение мини-музеев театров г.Новосибирска «Музей в сундучке», в котором представлен познавательный и иллюстративный материал о театрах города, фотографии детей в различных театрах города и т.п. Создание предметно-развивающей среды согласно решаемым задачам. Пополнение и накопление материала в данной области. Познавательно-демонстрационный материал по театральной деятельности. Оформление дидактических игр по театральной деятельности. Создать наглядную информацию для родителей на заданную тему. | В течение года. В течение года. В течение года. 2 квартал учебного года. | Старший воспитатель, педагоги. Педагоги, родители воспитанников. Педагоги и родители воспитанников. Педагоги. |
УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ | |||
Консультации, день открытых дверей, семейнаягостинная «В кругу друзей» Презентация детско-взрослых фотографий (альбомов) в театрах города Новосибирска Участие в городских, всероссийских и международных конкурсах Обучение мастерству драматизации | Включение родителей в единый воспитательно-образовательный процесс. Совместное изготовление родителями с детьми альбомов. Привлечение к сотрудничеству актеров театра «Новосибирский классический театр», для показа мастер-класса по драматизации для детей и их родителей. | В течение года. В течение года. В течение года. В течение года | Педагоги. Педагоги и родители воспитанников. Педагоги и родители воспитанников. Старший воспитатель, актеры театра «Старый дом», воспитатели. |
ДОШКОЛЬНИКИ | |||
Основы кукловождения Основы актерского мастерства Основы кукольного театра Основные принципы драматизации Проведение праздников Проведение досугов и развлечений Самостоятельная театральная деятельность | Познакомить детей с театральной ширмой, с приемами вождения верховых кукол Активизировать детей, развивать их память и внимание Развивать у детей интерес к кукольным спектаклям, поощрять участие в этом виде деятельности Формировать положительное отношение к играм- драматизациям. Учить разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, движения, мимику, жест) Продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада, младшими детьми Развивать умение понимать содержание сказок, оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку Привлекать детей к самостоятельным играм с верховыми куклами | 1 половина учебного года 2 половина учебного года | Педагоги. Педагоги. Педагоги. Педагоги. Педагоги. Педагоги. Педагоги. |
2020-2021 учебный год | |||
Мероприятия | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
ПЕДАГОГИ | |||
Семинар Информационно- Исследовательские проекты РППС Буклет «Роль театрализованной деятельности в развитии лидерских качеств и таланта у детей» | Изучение методических материалов, планирование работы по театральной деятельности. Включение родителей в единый воспитательно-образовательный процесс. Расширение и обогащение мини-музеев театров г.Новосибирска «Музей в сундучке», в котором представлен познавательный и иллюстративный материал о театрах города, фотографии детей в различных театрах города и т.п. Создание предметно-развивающей среды согласно решаемым задачам. Пополнение и накопление материала в данной области. Познавательно-демонстрационный материал по театральной деятельности. Оформление дидактических игр по театральной деятельности. Выпуск информационного пособия для родителей. | В течение года. В течение года. В течение года. 2 квартал учебного года | Старший воспитатель, педагоги. Педагоги, родители воспитанников. Педагоги и родители воспитанников. Педагоги. |
УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ | |||
Консультации, день открытых дверей, семейнаягостинная «В кругу друзей» Презентация детско-взрослых фотографий (альбомов) в театрах города Новосибирска Участие в городских, всероссийских и международных конкурсах Обучение мастерству: «Эмоции, пластика,мимика» Викторина «Что я знаю о театре» | Включение родителей в единый воспитательно-образовательный процесс. Совместное изготовление родителями с детьми альбомов. Привлечение к сотрудничеству актеров театра «Новосибирский классический театр», для показа мастер-класса по эмоциям, мимики и пластики для детей и их родителей. Совместное участие детей и родителей | В течение года. В течение года. В течение года. В течение года 1 квартал учебного года | Педагоги. Педагоги и родители воспитанников. Педагоги и родители воспитанников. Старший воспитатель, актеры театра «Новосибирский классический театр»,, воспитатели. Родители воспитанников и дети. |
ДОШКОЛЬНИКИ | |||
Игровое творчество. Песенное творчество Танцевальное творчество Импровизация на детских музыкальных инструментах | Побуждать детей коллективно создавать образы персонажей, постоянно ощущая своего партнера, стремясь подыграть ему. Воспитывать устойчивый интерес к песенному творчеству, обучать детей сочинять оперу на стихотворный текст Побуждать детей к поискам выразительных движений для передачи характерных особенностей персонажей Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков и включать их в игровые импровизации с куклами с «живой рукой» | В течение года. | Педагоги. Педагоги. Педагоги. Педагоги. |
2021-2022 учебный год | ||||||
Мероприятия | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные | |||
ПЕДАГОГИ | ||||||
Семинар Информационно- Исследовательские проекты РППС Консультации «Роль художественной литературы в развитии духовно-нравственных лидерских качеств ребенка», «Ребенок в мире сказок», «Театр в жизни ребенка». | Изучение методических материалов, планирование работы по театральной деятельности. Включение родителей в единый воспитательно-образовательный процесс. Расширение и обогащение мини-музеев театров г.Новосибирска «Музей в сундучке», в котором представлен познавательный и иллюстративный материал о театрах города, фотографии детей в различных театрах города и т.п. Создание предметно-развивающей среды согласно решаемым задачам. Пополнение и накопление материала в данной области. Познавательно-демонстрационный материал по театральной деятельности. Оформление дидактических игр по театральной деятельности. Проведение консультации для родителей на заданную тему. | В течение года. В течение года. В течение года. В течение учебного года | Старший воспитатель, педагоги. Педагоги, родители воспитанников. Педагоги и родители воспитанников. Педагоги и родители воспитанников. | |||
УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ | ||||||
Консультации, день открытых дверей, семейнаягостинная «В кругу друзей» Презентация детско-взрослых фотографий (альбомов) в театрах города Новосибирска Анкетирование Участие в городских, всероссийских и международных конкурсах Экскурсия в ДК «СибТекстильМаш» | Включение родителей в единый воспитательно-образовательный процесс. Совместное изготовление родителями с детьми альбомов. Проведение анкетирования «Насколько театрален ваш ребенок» Привлечение к сотрудничеству руководство ДК «СТМ», для показа «закулисья» детям. | В течение года. В течение года. В течение года. В течение года В течение года | Педагоги. Педагоги и родители воспитанников. Педагоги и родители воспитанников. Педагоги и родители воспитанников. Зам.директора по УВР, Старший воспитатель, руководство ДК «СТМ». | |||
ДОШКОЛЬНИКИ | ||||||
Игровое творчество Песенное творчество Танцевальное творчество Импровизация на детских музыкальных инструментах Игровое творчество Песенное творчество Танцевальное творчество Импровизация на детских музыкальных инструментах | Побуждать детей инсценировать хорошо знакомые сказки Закреплять умения сочинять песни в определенном жанре на заданный текст в характере своего героя Побуждать детей передавать настроение музыки танцевальными движениями Предлагать детям импровизировать простые мелодии индивидуально и в ансамбле, используя ударно-шумовые инструменты и диатонический металлофон Побуждать коллективно сочинять пьесы из жизни детей и разыгрывать их Предлагать детям коллективно сочинять оперу на заданный текст Побуждать детей выразительно и ритмично импровизировать на современную детскую эстрадную музыку, передавая танцевальными движениями разнообразный характер музыки Знакомить детей с приемами игры на клавишно-язычковых инструментах. Побуждать импровизировать на детских музыкальных инструментах, сопровождая кукольные спектакли и драматизации | В течение первой половины учебного года В течение первой половины учебного года В течение первой половины учебного года В течение первой половины учебного года В течение второй половины учебного года В течение второй половины учебного года В течение второй половины учебного года В течение второй половины учебного года | Педагоги. Педагоги. Педагоги. Педагоги. Педагоги. Педагоги. Педагоги. Педагоги. |
- Заключительный этап
Мероприятия | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные | |
Круглый стол «Юные актеры» Конференция по подведению итогов по проекту. Итоговое мероприятие | Комплексный анализ, позволяющий судить о степени выполнения проекта. Оценка уровня сформированной потребности у родителей взаимодействовать с педагогами ДОУ с целью повышения качества образования детей и использования потенциальных возможностей каждого ребенка. Анализ недочетов, затруднений педагогов, проведение коррекции (при необходимости) Создание мультимедийной презентации и фотоотчета на тему «Юные актеры». Предоставление результатов работы по проектной деятельности. Участие в городских и всероссийских конкурсах. Обобщение опыта через публикации в электронной газете, на сайте детского сада и др. Наметить планы на будущее. Праздник, посвященный дню защиты детей. | Апрель – май 2022г. Май 2022г. Май 2022г. Июнь 2022г. | Зам.директора по УВР, Старший воспитатель, педагоги, творческая группа. Педагоги, родители воспитанников. Зам.директора по УВР, Старший воспитатель, педагоги. Все сотрудники ДОУ и воспитанники. |
8. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По итогам реализации проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
- Удовлетворение потребности ребёнка в полноценном развитии как личности, приобщение к театрализованной деятельности, воспитание социально-развитой личности с лидерскими духовно-нравственными качествами.
- Повышение эффективности педагогической работы в ДУО за счёт роста профессионального мастерства педагогов, обновления форм и методов работы с детьми, компетентности при использовании театрализованного материала. Транслирование передового опыта на уровне района, города, области, а также на сайте школы, в местных газетах и журналах.
- Реализация данного проекта способствует включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада (привлечение родителей к театрализованной деятельности, обогащению развивающей предметно-пространственной среды).
- Разработка и реализация перспективного планирования по театральной деятельности в рамках регионального компонента, методического и дидактического сопровождения.
Таким образом, реализовав поставленные задачи, проект можно будет считать завершенным к концу 2021-2022 учебного года, его материал можно использовать в дальнейшей работе по данной теме.
Работа по данному направлению будет продолжаться, т.к. данный проект способствует формированию не только театрального интереса, но и имеет социальное значение. Следовательно, данная тема актуальна не только для нашего детского сада, но и для общества в целом. Успешность развития дошкольников приобщения к театрализации возможна только при условии активного взаимодействия с родителями воспитанников, которые стали активными участниками нашего проекта.
9. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
Практическая значимость представленного проекта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения, возможности использования в рамках любой образовательной программы.
Представленный опыт по применению в театральной деятельности современных подходов к ее организации позволит повысить интерес ребенка к принятию на себя новой роли, что способствует глубокой социализации, раскрытию актерского таланта и формированию лидерских качеств, а это уже является успешным результатом.
Работа над реализацией проекта позволит раздвинуть рамки традиционных контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную деятельность и разнообразить её с помощью различных видов театрализованной деятельности.
Наиболее трудоемким в реализации проекта мы считаем организацию в группе увлекательной, богатой материалами театрального характера развивающей предметно-пространственной среды в ДУО , а также привлечения к этой работе родителей воспитанников.
10. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Критериями, позволяющими оценить ход реализации проекта, будут являться:
- достижение детьми высокого уровня развития театральных способностей;
- повышение профессиональной компетентности педагогов посредством взаимодействия с участниками образовательных отношений;
- результаты мониторинга использования парциальной программы «Театр-творчество-дети».
В результате реализации проекта в дошкольном учреждении будет создана эффективная система работы по:
- приобщению детей к театрально-культурной деятельности;
- будут реализованы мероприятия по ознакомлению дошкольников с театральной культурой;
- будет создана комфортная среда при совместном решении поставленных творческих задач в союзе «ребенок-взрослый»;
- повысится компетентность педагогов в вопросах театральной деятельности в работе с дошкольниками и их семьями;
- будет способствовать развитию актерского таланта у воспитанников и лидерских качеств.
Данные мероприятия будут способствовать эффективному и системному усвоению детьми знаний о театральной культуре. Приемы и методы, используемые педагогами в работе, позволят моделировать развивающую среду. Повысится компетентность взрослых (педагогов, родителей). Большинство родителей признают значимость и актуальность воспитания «маленького талантливого лидера» и станут активными участниками мероприятий в ДУО.
11. РЕСУРСЫ (БЮДЖЕТ ПРОЕКТА)
Статья расходов | Источник финансирования | Сумма, руб |
| 5 000 | |
| Бюджет | Не требует финансирования |
| Не требует финансирования | |
| Без использования дополнительного финансирования | Не требует финансирования |
| Бюджет | 5 000 |
| Бюджет | 10 000 |
Всего | 20 000 |
12. ФУНКЦИОНАЛ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА
№ | Участник реализации проекта | Функции |
1. | Ивасько Светлана Юрьевна, воспитатель; Монголина Марина Валерьевна, воспитатель, I категория; Полозова Мальвина Андреевна, воспитатель, I категория; Толокнова Юлия Ивановна, воспитатель. | - создание условий для реализации проекта; - координация деятельности участников проекта; - оценивание результатов театральной деятельности, проводимой в рамках проекта. |
2. | Воспитатели вторых младших групп: Ивасько Светлана Юрьевна, воспитатель; Кунова Ольга Владимировна, воспитатель; Монголина Марина Валерьевна, воспитатель, I категория; Полозова Мальвина Андреевна, воспитатель, I категория; Рудлицкая Елена Викторовна, воспитатель; Толокнова Юлия Ивановна, воспитатель | - реализация проекта через внутреннее и внешнее взаимодействие. |
3. | Участники образовательных отношений (родители воспитанников и сотрудники культурно-досуговых учреждений) | - участие в общественной жизни ДУО; - выполнение рекомендаций педагогов. |
4. | Дети от второй младшей группы до подготовительной, включительно. | - участие в НОД и в мероприятиях, проводимых в памках проекта. |
13. ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
- Приказ ГУО мэрии г.Новосибирска от 26.03.2014г. № 257-од «О введении ФГОС ДО в муниципальных образовательных учреждениях города Новосибирска, реализующих программу дошкольного образования».
- Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения города Новосибирска «Средняя образовательная школа №90 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла».
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю. «Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников».
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.Глебова С.В. «Детский сад – семья». М.,2007.
- Глебова С.В. «Детский сад – семья». М.,2007.
- Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского пед. Ун-та, 2000.
- Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
- Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
- Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
- Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
- Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
- Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
- Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Лыкова, И.А. Игрушки и подарки из природного материала. Творческое конструирование в детском саду, начальной школе и семье. - М.:ИД «Цветной мир», 2014.
- Лыкова, И.А., Куколки из сундучка: рукотворные игрушки (32 модели с технологическими картами). М.: ИД « Цветной мир», 2014.
- Лыкова, И.А., Учебно-метод. Пособие «Бабушкины куклы». – издательский дом «Цветной мир», 2014.
- Лыкова, И.А. Игрушки и подарки из природного материала. Детский дизайн. М.: ИД «Цветной мир», 2014.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
- Пантелеев, Г.Н. Детский дизайн. М.: ИД «Карапуз», 2004.
- Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
- Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.
- Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». М.,2002.
- Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007.
- Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.
- Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
- Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
- Цигвинцева О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
- Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
- Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с искусством как средство развития творческой личности.
Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно т...
Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.
Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...
Дизайн – деятельность как средство развития творческой личности дошкольника
Одним из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста является дизайн – деятельность, носящая образно – творческий характер и создает условия для формирования творче...
Проект "Театральная деятельность в ДОУ как развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"
Творческий интегрированный проект....
Театральная деятельность дошкольников, как средство развития речи.
Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы сказки и потешки из уст своих родителей....
Проект "Театральная деятельность дошкольников как средство развития творческой личности"
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Творческая деятельность и развитие творческих способностей чел...
Проект «Театральная деятельность дошкольников как средство развития творческой личности». Тема: «Театральная деятельность в старшей группе».
Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ре...