Методическая разработка "Варежковый театр для дошкольников"
методическая разработка
Для варежкового театра в моей копилке есть стихи-диалоги, загадки, сказки, а также, песни-инсценировки для всех возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_varezhkovy_teatr.docx | 34.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с.Терновка»
Энгельсского муниципального района
Методическая разработка
ВАРЕЖКОВЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Старший воспитатель: Бектемирова Д. Е.
Методическая разработка
ВАРЕЖКОВЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел , и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.
Речевое развитие ребенка – одна из приоритетных задач всего дошкольного детства. В дошкольном детстве процесс развития речи предполагает не только освоение содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.
Выразительность – качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека, поэтому, использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного, интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональности у малышей к языковой выразительности речи у старших дошкольников.
Варежка - простой русский атрибут, несущий добро и тепло, соединяющий в себе силу, ум и мудрость предшествующих поколений. Она проста, легка для изготовления, и обработки: легко стирается и гладится, что немаловажно для малышей. Варежка - образ очень нравится детям, он близок им, понятен и доступен. Играя с варежкой за ширмой, лицо ребенка остается открытым для зрителей. Это очень важно для малышей, которые не редко пугаются не видя зрителей.
Варежковый театр - не только развлечение - это начало формирования отношения к окружающему, характера, интересов, это - пример дружбы, доброты, правдивости и трудолюбия.
Работа с варежковым театром раскрепощает детей, здесь, каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, учась не стесняться присутствия посторонних слушателей.
Образ – варежка очень пригодится в работе любого педагога: воспитателя, логопеда, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии, музыкального руководителя.
Особое место занимает работа с родителями, которые с удовольствием участвуют в выступлениях со своими детьми на праздниках и развлечениях, что способствует самореализации ребенка и родителя, так как взрослые и дети, выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия, которые помогают в развитии творческих способностей ребенка, эмоциональной сферы, развития выразительной монологической и диалогической речи, учат детей самостоятельному предсказыванию и сочинению небольших сказок, рассказов, составлению и разгадыванию загадок, учат детей ценить и гордиться русским языком.
Очень хороши варежки - образы в адаптационный период, когда идет прием малышей в детский сад. Варежка отвлекает и радует детей, в нее хочется играть и подражать взрослому.
Варежковый театр используется при обучении детей выразительному чтению стихов монологов и диалогов, для отгадывания загадок и самостоятельному их сочинению.
В своей деятельности наши педагоги активно использую пальчиковый, кукольный, а последнее время и варежковый театр. Их очень удобно использовать в детском саду: для постановки спектакля, не требуется длительной подготовки и даже ширмы. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица малышей после спектакля кукольного театра свидетельствуют, как дети любят театр, активно включаются в события, вступают в разговор, выполняют поручения актеров, сочувствуют положительным персонажам, предупреждают их об опасности, дают советы.
Можно привести много примеров, когда театр убеждал детей не драться, не лгать, не обманывать. Помогал собирать и беречь игрушки, отвлекал и утешал их.
Основная цель моей работы: развитие личностных, творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- совершенствование артистических навыков детей;
- раскрепощение ребенка;
- работа над речью (дикция, интонация, выразительность);
- закреплять правильное произношение всех звуков родного языка;
- совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей;
- развивать способность анализировать положительные и отрицательные поступки героев;
- формировать опыт социальных навыков через театрализованную деятельность;
- воспитывать культуру общения и речевой этикет.
Следует подчеркнуть, что важную роль в театрализованной деятельности играет воспитатель. Необходимо, чтобы он не только выразительно читал или рассказывал что-либо, но и был готов к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства.
Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к тому, что читаешь. При чтении детям необходима не только артистичность, но и искренность чувств педагога.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).Мы развиваем у детей умение моделировать голосом: громче, тише, передавать интонации, радость, удивление, испуг.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой - то роли.
Театрализованная деятельность в детском саду создаёт хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует развитию личностных и творческих способностей.
В детском саду дети любят петь песни. Охотно это делают как на праздниках и развлечениях, так и в повседневной жизни.
Работая в детском саду я знаю, что особый интерес дети проявляют к инсценированию песни. Инсценировка песни украшение любого праздника или развлечения.
Для обучения детей инсценированию песни мы используем варежковый театр. С его помощью даже малыши в занимательной, интересной форме обыгрывают свою песню.
Яркие, забавные образы-варежки создают праздничное настроение. У детей развиваются память, речь, мелкая моторика рук. Они учатся слаженной работе в коллективе, развивается их эмоциональная сфера, позволяют тренировать мышцы обеих рук, что благотворно отражается на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
Такой атрибут, как образ-варежка, очень помогает в индивидуальной работе с детьми, особенно в развитии речи и коммуникативных навыков. Когда ребенок надевает на руку варежку, он радуется, улыбается. Он уже расположен, общаться с педагогом, у которого на руке такая же варежка. Очень кстати оказывается варежковый театр, если музыкального руководителя нет. Воспитатель под записанную фонограмму песни может легко и интересно заниматься с детьми в группе.
Для варежкового театра в моей копилке есть стихи-диалоги, загадки, сказки, а также, песни-инсценировки для всех возрастных групп(смотри приложения)
Приложение 1
Варежковый театр «Теремок»
Звучит музыка воспитель выносит в центр зала большой яркий чемодан.
Воспитатель:
Вот, ребятки, чемодан чудесный!
В нём много всего интересного!
Здесь и матрёшки!
Здесь и петрушки!
Здесь и дрессированные зверушки!
А ещё пираты, а ещё принцессы!
В общем, много всего интересного.
Я из него достаю… всем на удивление…
Варежки!
Вот это будет представление!
Выходят несколько детей и под весёлую музыку и инсценируют стихотворение.
Стихотворение
1 реб: Превращается рука (на каждое слово по очереди вытягивают руки вперёд ладошкой).
2 реб: И в котёнка (одна рука «котёнок»)
И в щенка (другая рука «щенок»)
3 реб: Чтоб рука артисткой стала (разводим руки в стороны),
Нужно очень-очень мало (сводим руки ладошка к ладошке):
4 реб: Специальные перчатки (гладим тыльную сторону ладошек)
Ум, талант (показываем правой рукой вправо, левой – влево),
Вместе: И всё в порядке!
Звучит музыка. Выходят несколько детей, достают из чемодана варежковых кукол – персонажей сказки «Теремок» и занимают свои места.
Начинается инсценирование сказки «Теремок».
Дети выступает в роли артистов-кукольников.
Персонажи: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-побегайка, Лисичка-сестричка, Волк-зубами- щёлк, Мишка.
Воспитатель : Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит:
Кто, кто в теремочке живёт,
Кто, кто в невысоком живёт?
Стучит три раза.
Но не слышно ничего, кроме ветра одного.
И стала Мышка жить в теремочке одна…
Далее текст тот же, меняются лишь персонажи и добавляется диалог:
-Я, Мышка – норушка, а ты кто?
-А я Лягушка-квакушка, давай вместе жить?
-Давай! (и так далее).
Воспитатель : И стали они жить вдвоём, и т.д ….
В конце сказки все дети хором говорят:
Ты нас, Миша, не лови!
Лучше с нами попляши!
Общая пляска детей- персонажей сказки.
Воспитатель : Ну, вот! Зверюшки в теремке
Живут себе, поживают!
А чемоданчик крышечку свою закрывает!
Приложение 2
Сценка варежкового театра «Елочка стояла»
Дети с варежками ёлочек и зайчиков сидят на корточках до начала песни. Варежка-Зайчик за спиной ребенка, варежка-елочка впереди.
Инсценировка под песню «Ёлочка стояла»
Музыка и слова Н. Караваевой, Аранжировка Л. Олифировой
Дети под текст выполняют движения
Текст песни
- Ёлочка стояла, стройной вырастала.
(Дети постепенно поднимаются и встают.)
Вот такой, вот такой, стройной вырастала.
(Качают варежкой-ёлочкой вправо-влево и притопывают ногой.)
На проигрыш после каждого куплета дети кружатся.
- Жил под ёлкой Зайка, Зайка-побегайка.
(Показывают варежку-Зайку, поднимая её вверх- вниз Зайка скачет.)
Вот такой, вот такой Зайка-побегайка. (Прыгают на месте вправо-влево.)
Как увидел Волка, спрятался за елку.
(Прячут варежку-Зайку за варежку-елку)
- Там сидит и дрожит, спрятался за ёлку.
(Качают варежкой -Зайкой за варежкой-елкой Зайка дрожит.)
- Как увидел Мишку, выглянул Зайчишка.
(Показывают варежку-Зайку.)
- В прятки будет играть Зайка вместе с Мишкой.
(Закрывают варежками глаза и открывают играют в прятки. Варежки повернуты лицом к зрителям)
- К елочке Лисичка как-то подбежала
(выбегает девочка-Лиса и встает к детям боком),
- И Зайчишку она тут же увидала.
(Прячут варежку-елку за спину, впереди оставляя только Зайку.)
- Дети стоят, держат варежку-Зайку.
- Лиса (поет).
- Я, Лиса-плутовка, зайчиков поймаю,
Но не буду их есть, только поиграю.
(Лиса ловит детей, срывая у них с руки варежку-Зайку.)
Подвижная игра « Лиса и зайцы.
Приложение 3
Мастер класс обыгрывания игрушек варежкового театра
«Зимушка- зима»
Цель: Распространение опыта работы с варежковым театром через музыкально-театрализованную деятельность.
Задачи:
- познакомить с репертуаром для развития певческих навыков детей.
- показать приёмы обыгрывания игрушек варежкового театра.
- предложить материал для создания собственного варежкового театра для работы с детьми.
Материал : Костюм Зимушки-хозяюшки, сундучок забытых вещей, варежковый театр (петушки, мишки, лягушки); коробку-заместитель курятника, колыбели, реки, муз.центр.
Воспитатель исполняет роль Зимушки- хозяюшки.
- В гости к вам Зима пришла,
И забавы принесла.
Новый год уже настал,
Зимними забавами всех он развлекал!
Не пугал вас снег и ветер? (Протяжно)
На коньках, на лыжах, санках,
В шубах, варежках и шапках,
На морозе веселились? (Задорно) А домой не торопились? (Лукаво)
- Собрала на горках и на катках я полный сундучок забытых вещей!
Там и варежки, носки пропадут без нас они.
Вещи без единой дырки, только пару потеряли, иль хозяйку не признали.
И тогда решила я превратить в театр их, да!
- Превратила в Петухов.
Головою всем кивает и хвостом для вас махает,
Высоко взлетает и громко песню запевает: «Ко-ко-ко! Петь научимся легко!
Исполняется русская народная песня «Петушок»
-Кукареку! Правда громко я пою!
-Также петушок поможет научить детей беречь своё здоровье и проявлять чувство заботы и сострадания.
Исполняется песня «Петушок заболел»
-Если бы у вас был такой петушок, в какой форме работы вы могли его использовать, как воспитатель? (ответы)
-За такое пение пора петушков зёрнышками угостить, да в курятник отпустить!( сажают петушков на «курятник»-деревянный домик)
-Мой сундук чуть опустел, но похвастаю теперь вязаными мишками -большими шалунишками. Могут мишки покивать, головою помотать, и немного поплясать, покружиться, не забудет поклониться!
- В драматизации какой сказки может поучаствовать наш герой!
У-у-у! У-у-у!, петь протяжно научу!
Исполняется песня «Колыбельная мишутке»
(Первый раз показываю, второй - аккомпанирую)
Спать не хочет бурый мишка
Вот такой он, шалунишка!
Я Мишутку покачаю,
Баю-баю, баю- баю!
- В колыбельку отнесём, к сундучку опять придём! (складывают мишек)
-Тут заквакали лягушки, музыкальные все ушки, петь хотят, ну мочи нет, покорили пением они весь белый свет!(Квакают)
-Я скачу, скачу, скачу! Петь отрывисто учу!
Исполняется песня «Две лягушки»
(Первый раз показываю, второй - аккомпанирую)
После яркого концерта, все певицы враз, купаются в реке у нас – выполняют упражнение «змейка».
- Ну, а после, прыгают на дно!- снимают лягушек в коробку.
Вот и опустел мой сундучок. Там не осталось ни одной забытой варежки и ни одного потерянного носка. Вот и вы в сады пойдите все носочки, рукавички подберите. Много радости и пользы в том театре вы найдёте!
А для тканевых зверюшек, вам шаблоны подарю. Ведь ваши руки не знают скуки! ( участникам раздают шаблоны петушков с надписью – ТВОРЕСКИХ УСПЕХОВ!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение многофункционального методического пособия «Театр шляп» в интегрированной деятельности детей дошкольного возраста.
«Театр шляп» является одним из нетрадиционных вариантов развивающего образовательного пособия, в котором интегрируются все области организованной деятельности с детьми. Многофункциональное пособие «Те...
Рецензия на методическое пособие "Театр на фартуке"
Рецензия на методическое пособие "Театр на фартуке"...
Учебно-методическое пособие "Театр-сказки на фланелеграфе" "Утята-шалуны", ""Ёж и грибок"
Дети очень любят смотреть театр. Им он близок, понятен, доступен. Дети видят знакомые персонажи, которые ожили, задвигались, заговорили. Они стали еще привлекательнее и интереснее. Очень важно р...
Методическое пособие "Театр на конусах"
Технология изготовления театра на конусах по сказке «Волк и семеро козлят»....
Методическая разработка "Театр пальчиков и языка"
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, котор...
методическая разработка " Театр масок"
Методическая разработка с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования"набрызг"...
Презентация по театру для дошкольников "Добро пожаловать в театр"
Ознакомительный фрагмент музыкальной презентации с играми "Добро пожаловать в театр" для дошкольников и младших школьников. Электронка для скачивания duksic@yandex.ru Посмотреть можно з...