Художественно – эстетическое воспитание детей 3-7 лет «Мукасолька» в совместной образовательной деятельности.
рабочая программа по аппликации, лепке

Кутукова Анна Владимировна

Перспективный план Приоритетного направления «Мукасолька» во второй младшей группе.

Художественно – эстетическое воспитание детей 3-7 лет «Мукасолька» в совместной образовательной деятельности.  

Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление (логическое и абстрактное), эстетическое восприятие, упражнять в умении использовать разнообразные способы лепки, создавать изображения предметов и явлений действительности, выражать свои впечатления от жизни, свое отношение к этим явлениям, воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, умение довести начатое до конца, аккуратность.

Задачи: •        Знакомство детей с пластичными материалами: тестом.

•        Обучение разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и "шлепанье".

•        Формирование интереса к работе с пластичными материалами.

•        Развитие мелкой моторики.

Оборудование:  солёное тесто, пищевые красители, стеки, клеёнки для столов, бусинки, соломка, формы для печенья, скалка, картон, кружева и т.п.

Программа во второй младшей группе рассчитана на один год. Подгруппа по 8 - 12 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в две недели, продолжительностью около 15 мин. Состав группы – одновозрастной (3 – 4 года). Форма работы: групповые и индивидуальные занятия.

 «Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности,

это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку».

Сухомлинский Василий Александрович

 

Пояснительная записка.

     Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

Старинный русский народный промысел - лепка из соленого теста - упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль - служили оберегами.

В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол".

Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивает мелкую моторику рук, творческое воображение.

 

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки

Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Используемые приемы лепки:

Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Ожидаемый результат на конец учебного года:

Уметь отделять от большого куска небольшие комочки, раскатывать  комок теста  прямыми движениями; раскатывать комок теста круговыми движениями; сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца; соединять концы; сплющивать между ладонями комок теста; соединять 2-3 знакомые формы; защипывание краев формы кончиками пальцев.

 

Перспективный план Приоритетного направления «Мукасолька» в средней группе. (лепка из солёного теста).

Пояснительная записка.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

 Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

 

Организация процесса обучения

Программа рассчитана на один год. Предполагается подгруппа по 8 - 12 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в две недели, продолжительностью около 20 мин. Состав группы – одновозрастной (4 - 5 лет). Форма работы: групповые и индивидуальные занятия.

 

Цель:         Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии; воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

 

Задачи:  Ознакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;

  1. Овладеть основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
  2. Формировать способности к творческому раскрытию, саморазвитию; способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;
  3. Развивать опыт и творческую деятельность, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
  4. Воспитывать ответственность при выполнении работ;
  5. Соблюдать правила техники безопасности;
  6. Стремиться к поиску, самостоятельности;
  7. Понимать необходимость качественного выполнения образа;
  8. Конструктивно взаимодействовать с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером.

 

Ожидаемые результаты.

К концу года ребенок должен уметь: лепить предметы разной формы, применять в лепке по тестопластике знакомые способы и приемы: расплющивать, оттягивать, отщипывать, вдавливать, делать насечки, дополнять готовые изделия налепами.

Составлять несложную композицию, создавать объемные лепные фигуры, расписывать вылепленные изделия.


Перспективный план по кружковой работе «Мукасолька» в старшей группе.

 

           Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление (логическое и абстрактное), эстетическое восприятие, упражнять в умении использовать разнообразные способы лепки, создавать изображения предметов и явлений действительности, выражать свои впечатления от жизни, свое отношение к этим явлениям, воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, умение довести начатое до конца, аккуратность.

Оборудование: солёное тесто, пищевые красители, стеки, клеёнки для столов, бусинки, соломка, формы для печенья, скалка, картон, кружева и т.п.

Программа в старшей группе рассчитана на один год. Подгруппа по 8 – 12 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в две недели, продолжительностью около 25 мин. Состав группы – одновозрастной (5 – 7 лет). Форма работы: групповые и индивидуальные занятия.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

 

Программа «Мукасолька» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Целесообразность.  Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; Синхронизирует работу обеих рук; Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук; Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.

В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.

Методы: Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации); Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово); Практический

Формы: Индивидуальные; подгрупповые; групповые

Средства: соленое тесто; стеки; доски; кисти; краска гуашь; шаблоны

Преимущества соленого теста:

1.Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

2.Легко отмывается и не оставляет следов;

3.Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!

4.Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

5.Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

6.Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

7.Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

8.Сготовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.

Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).

          Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

 

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:

Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.

Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.

Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.

Оригинальность предлагаемых художественных решений.

Окрепшая моторика рук.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

 

Средний уровень:

Умение раскатывать тесто прямыми и круговыми движениями

Умение раскатывать тесто в тонкий жгут.

Внимателен, выполняет инструкции взрослого.

Активен, заинтересован.

Знает начальные принципы композиции.

 

Высокий уровень:

В совершенстве владеет навыками работы с тестом.

Заинтересован, увлечен.

Самостоятельно выбирает способ изображения предмета с помощью теста.

Старается вносить в работу элементы творчества.

Применяет полученные навыки не только на занятиях кружка, но и в повседневной жизни.

Составлять узоры и пользоваться цветовой гаммой.

Изготавливать различные тематические аппликации.

Составлять орнаменты и лепить посуду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Перспективный план

по кружковой работе

«Мукасолька»

на 2018 – 2019 уч. год

Воспитатель

Старшей «Б» группы:

 Кутукова А. В.


           Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление (логическое и абстрактное), эстетическое восприятие, упражнять в умении использовать разнообразные способы лепки, создавать изображения предметов и явлений действительности, выражать свои впечатления от жизни, свое отношение к этим явлениям, воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, умение довести начатое до конца, аккуратность.

Оборудование: солёное тесто, пищевые красители, стеки, клеёнки для столов, бусинки, соломка, формы для печенья, скалка, картон, кружева и т.п. 

Программа в старшей группе рассчитана на один год. Подгруппа по 8 – 12 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в две недели, продолжительностью около 25 мин. Состав группы – одновозрастной (5 – 7 лет). Форма работы: групповые и индивидуальные занятия.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

Программа «Мукасолька» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Целесообразность.  Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; Синхронизирует работу обеих рук; Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук; Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.

В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.

Методы: Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации); Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово); Практический

Формы: Индивидуальные; подгрупповые; групповые

Средства: соленое тесто; стеки; доски; кисти; краска гуашь; шаблоны

Преимущества соленого теста:

1.Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

2.Легко отмывается и не оставляет следов;

3.Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!

4.Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

5.Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

6.Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

7.Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

8.Сготовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.

Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).

          Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:

Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.

Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.

Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.

Оригинальность предлагаемых художественных решений.

Окрепшая моторика рук.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Средний уровень:

Умение раскатывать тесто прямыми и круговыми движениями

Умение раскатывать тесто в тонкий жгут.

Внимателен, выполняет инструкции взрослого.

Активен, заинтересован.

Знает начальные принципы композиции.

Высокий уровень:

В совершенстве владеет навыками работы с тестом.

Заинтересован, увлечен.

Самостоятельно выбирает способ изображения предмета с помощью теста.

Старается вносить в работу элементы творчества.

Применяет полученные навыки не только на занятиях кружка, но и в повседневной жизни.

Составлять узоры и пользоваться цветовой гаммой.

Изготавливать различные тематические аппликации.

Составлять орнаменты и лепить посуду.

           

Перспективное планирование по тестопластике (лепка из соленого теста) в старшей группе «Б»

                                                                                                                                                                                          Воспитатель: Кутукова А.В.

Сентябрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

1. Мастерская художника.

 Знакомство с материалом вспомнить способы создания простых деталей, приёмы лепки.

клеёнки для работы с тестом

Книга №1, стр. 7        

2.

«Дорожные знаки – наши друзья»

Познакомить со свойствами солёного теста, способами работы с ним. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

- Соленое тесто, окрашенное в: черный, желтый, красный, белый цвета;

 - доска,

 - стеки,

 - кисточки,

 - клеенки, салфетки,

 Подставки или цветной картон.

Октябрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

«Собака со щенком»

Учить лепить фигуру животного соблюдая пропорции. Закрепить знание приемов лепки вытягивания и прищипывания. Учить сглаживать поделку пальчиком. хорошо примазывать части. Воспитывать аккуратность в работе.

- Соленое тесто;

- доска разделочная,

- стеки,

- подставки,

 - клеенки,

- матерчатые и бумажные салфетки

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа

Стр. 30

2.

«Я пеку, пеку, пеку…»»

Учить детей лепить угощение для кукол из соленого или сдобного теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овал), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (кольцо) и т.д.

Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков). Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук.

- Соленое тесто;

 - доска разделочная,

 - скалка детская,

 - стеки,

 - противини,

 - кисточки,

 - клеенки, салфетки,

 Подставки или цветной картон 

И. А. Лыкова Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. Стр. 100, 106  

Ноябрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

«Ни чего себе картина»

  • учить детей создавать в лепке фантазийные композиции; инициировать самостоятельный поиск адекватных изобразительно -выразительных средств (сочетание разных способов и приемов работы в зависимости от характера образов); продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки;
  • побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.); развивать творческое воображение, пространственное мышление, чувство юмора.

 - соленое тесто,

 - стеки,

 - салфетки бумажные и матерчатые,

- колпачки от фломастеров, трубочки от коктейля, зубочистки

 - цветная бумага, картон

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа

Стр. 84

И. А. Лыкова Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. Стр. 61, 78

2.

«Клубника в лукошке» (лепка предметная из соленого теста)

Учить детей создавать объёмные композиции (натюрморты) из солёного теста. Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки). Развивать композиционные умения - размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию (крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху или сбоку).

 - соленое тесто,

 - салфетки бумажные и матерчатые,

- стеки,

 - зубочистки

 -

 - заготовки для показа.

 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа

Стр. 42

/ и подготов. группа

Стр. 44

Декабрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

«Дерево жизни»

Формировать образное представление детей об образе дерева; умение определять характер, настроение дерева; описывать его образ, используя различные сравнительные слова и выражения; высказывать свои чувства, отношение к увиденному.

Продолжать учить работать с тестом в технике рельефной лепки, передавать форму, строение, характерные части различных объектов (дерева, лесных обитателей). Закрепить способы и приемы лепки, усвоенные ранее. Развивать композиционные умения – правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами. Воспитывать нравственные чувства, стремления бережного отношения к природе.

 - соленое тесто,

 - доски для лепки;

 - зубочистки;

 - ситечко и чеснокодавилка;

 - картон, ножницы

 - стаканчики с водой;

 - клеенки, салфетки

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная группа

Стр. 204

 

2.

«Ёлкины игрушки – шишки, мишки и хлопушки»

чить детей создавать образы животных, игрушек, бытовых предметов: лепить из соленого теста скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки; показать новый способ оформления лепных фигурок — оборачивание фольгой или яркими фантиками. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать аккуратность; вызвать желание украсить интерьер.

- Солёное тесто

- формочки для выпечки,

- скалка для раскатывания теста   - фольга,

- фантики,

- ножницы,

- цветная бумага,

- тесьма для петелек, нарезанная на кусочки длиной 10-15 см.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная группа

Стр. 104

Январь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

Птицы нашего края (на выбор)

Вызвать интерес к составлению коллективной сюжетной композиции из вылепленных птиц (ворона, сорока, воробей, сова и т.д.). Формировать умение анализировать особенности строения различных животных, соотносить части по величине, передавать движения птицы. Учить самостоятельно, определять способы лепки. Развивать глазомер.

- Солёное тесто

- стеки,

- доски,

- природный материал (семена арбуза, иголки от ёлки, веточки), бисер

И.А. Лыкова  Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа

Стр. 37 (наш пруд)

2.

«Плавают в Байкале нерпы»

продолжить освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры жителей байкала (нерпа, омуль и др.), прикреплять к фону (основе), украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками; ориентироваться на поиск гармоничных сочетаний разных форм (туловище конусом + несколько вариантов хвоста и плавников) и развивать комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки; вызвать интерес к раскрытию этой темы в других видах художественной деятельности.

 - Соленое тесто разных цветов; - - стеки,

- мелкие красивые пуговицы, бисер, семечки для оформления мелких деталей.

И.А. Лыкова  Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа

Стр. 182 (плавают по морю киты и кашалоты)

Февраль

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

«Зимние забавы» 

 

Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Закрепить способ лепки в стилистике народной игрушки – из цилиндра (валика) надрезанного с одного или с двух концов, конуса; выбирать свой способ лепки. Продолжать формировать умение передавать несложные движения (наклон и поворот туловища, сгибание рук, перемещение ног). Анализировать особенности фигуры человека, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.

 - соленое тесто,

-  дощечки для лепки,

- стеки,

- салфетки для рук,

- ТСО: «Кабы не было зимы»,

- операциональные схемы лепки человека несколькими способами.

И.А. Лыкова  Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа

Стр. 116

2.

«Карандашница в подарок папе»

Учить детей лепить красивые и в то же время функциональные предметы в подарок близким людям. Показать возможность моделирования формы изделия на основе готовой формы. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

 - соленое тесто,

 - стеки

 - клеенки,

 - простой карандаш,

 - колпачки от фломастеров,

 - салфетки бумажные и матерчатые,

 - заготовки для показа.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная группа

Стр. 146

Март 

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

 «Веселые человечки »

Учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлинённого цилиндра (валика) путём надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика). Закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки). Учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук и ног.

- Соленое тесто,

- стека,

- клеёнки,

- дощечки,

- салфетки,

- передник и нарукавники,

- черные бусинки для глаз.

И. А. Лыкова Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. Стр. 95/ И. А. Лыкова изо Стар. гр. Стр. 18

2.

«Косматый Мишка»

По бурятской сказке «Медведь»

Учить лепить медведя в стилистике игрушки (скульптурным способом с проработкой поверхности стекой для передачи фактуры). Развивать чувство формы, пропорций; развивать мелкую моторику рук и пальцев. Продолжать знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства. Воспитывать эстетическое отношение к  бытовой культуре и предметам народного искусства. салфетки.

 - Солёное тесто коричневого цвета,

- дощечки или клеёнки,

 - бумажные салфетки,

 - стеки

- поворотные диски( можно заменить плотным картоном), клеёнки,;

 

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа

Стр. 66

Апрель

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

«Окно с кружевными занавесками и букетом»

Учить мастерить функциональные предметы для интерьера дома, сувениры и подарки.

 - Солёное тесто,

 - клеёнки,

 - стеки,

- пищевой краситель,  

- скалка,

- шаблоны

книга №4 И. А. Лыкова Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе

Стр.11        

2.

«Дедушка Мазай и зайцы»

Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними.  Учить самостоятельно варьировать и комбинировать  разные способы лепки в стилистике народной игрушки. Продолжать учить передавать несложные движения в лепке (наклон и поворот туловища, перемещение лап) и настроение героев (испуг, страх, надежда, радость). Анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство  композиции.

- Солёное тесто;

- стеки,

- подставки,

- клеенки,

- матерчатые и бумажные салфетки,

- вылепленная  фигурка деда Мазая в лодке;

- поворотный диск,

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа

Стр. 158

Май

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

 «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

Учить детей лепить по выбору луговые растения (ромашку, одуванчик, колокольчик, василек, землянику, злаки и травы). И насекомых бабочку, божью коровку, гусеницу, пчелку, стрекозу. Передавая характерные особенности их строения и окраски, придавая поделке устойчивость укреплять на подставке, на каркасе, применяя деревянные палочки, пластиковые трубочки и т. д. Формировать доброжелательное отношение к поделке других детей. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе.

 - Цветное солёное тесто;

 - трубочки для коктейля, зубочистки, спички

 - пуговицы,

 - стеки,

 - дощечки,

- салфетки матерчатые и бумажные.

- Проволока,

- деревянные палочки.

- Пуговицы, блестки, бисер для оформления мелких деталей.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа

Стр.202

2.

«Наш космодром»

Продолжать учить детей создавать разные летательные (космические) аппараты конструктивным и комбинированным способами: преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля, преобразовывать и дополнять форму шара для получения спутника; показать, что в лепке сложных объектов можно ориентироваться на фотографии, чертежи, рисунки; создать условия для использования разных инструментов и материалов.

- Солёное тесто разных цветов;

- крышки,

- трубочки,

- пуговицы,

- нитки,

- бумага.

- Основа для коллективной композиции «Наш космодром».

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная группа

Стр. 190



Предварительный просмотр:

Перспективный план

Приоритетного направления

«Мукасолька»

на 2017 – 2018 уч. год

Воспитатель

средней «Б» группы:

 Кутукова А. В.


ПРОГРАММА

приорететного направления «Мукасолька»

(лепка из солёного теста).

Пояснительная записка.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

 Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Организация процесса обучения

Программа рассчитана на один год. Предполагается подгруппа по 8 - 12 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в две недели, продолжительностью около 20 мин. Состав группы – одновозрастной (4 - 5 лет). Форма работы: групповые и индивидуальные занятия.

Цель:

         Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии; воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Задачи:

  1. Ознакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
  2. Овладеть основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
  3. Формировать способности к творческому раскрытию, саморазвитию; способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;
  4. Развивать опыт и творческую деятельность, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
  5. Воспитывать ответственность при выполнении работ;
  6. Соблюдать правила техники безопасности;
  7. Стремиться к поиску, самостоятельности;
  8. Понимать необходимость качественного выполнения образа;
  9. Конструктивно взаимодействовать с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером.

Ожидаемые результаты.

К концу года ребенок должен уметь: лепить предметы разной формы, применять в лепке по тестопластике знакомые способы и приемы: расплющивать, оттягивать, отщипывать, вдавливать, делать насечки, дополнять готовые изделия налепами.

Составлять несложную композицию, создавать объемные лепные фигуры, расписывать вылепленные изделия.

          

                                       Перспективное планирование по тестопластике (лепка из соленого теста) в средней группе «Б»

                                                                                                                                                                                          Воспитатель: Кутукова А.В.

Сентябрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

«В гостях у подружки Мукасольки».

Продолжаем знакомить детей с особенностями лепки из соленного теста. Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности. Предложить детям в процессе специальных заданий и упражнений исследовать свойства и сферу возможностей воздействия на материал.

 - Соленое тесто,

 - доска,

 - изделия из соленого теста,

 - гуашь,

 - кисточки,

 - салфетки

И. А. Лыкова Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе Стр. 3

2.

«Улитка и гусеница»

Познакомить со свойствами солёного теста, способами работы с ним. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

- Соленое тесто,

 - доска,

 - изделия из соленого теста,

 - гуашь,

 - кисточки,

 - салфетки

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа

Стр.

Октябрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

 «О чем мечтает сибирский кот»

Учить детей создавать пластическую композицию: лепить спящую кошку конструктивным способом и размещать ее на «батарее» - бруске теста. Развивать способности к формообразованию. Воспитывать интерес к лепке выразительных образов по мотивам литературных произведений.

- Соленое тесто, окрашенное в: черный, серый, коричневый, оранжевый цвета;

 - доска,

 - стеки,

 - кисточки,

 - клеенки, салфетки,

 Подставки или цветной картон.

И. А. Лыкова Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. Стр. 95/ И. А. Лыкова изо ср. гр. Стр. 62

2.

«Знакомство с трудом пекаря»

Сформировать знания детей об общественной значимости труда пекаря. О том, что хлеб – богатство нашей страны. Воспитывать духовные и нравственные качества ребенка.

Познакомить детей с основным способами и приемами лепки хлебобулочных изделий из солённого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т. д.

Продолжать формировать навыки работы с соленным тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами.

- Соленое тесто;

 - доска разделочная,

 - скалка детская,

 - стеки,

 - противини,

 - кисточки,

 - клеенки, салфетки,

 Подставки или цветной картон

И. А. Лыкова Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. Стр. 106  

Ноябрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

«Лепим посуду для дома»

Продолжать вызывать интерес к лепке из соленного теста.

Учить детей способам и приемам лепки чайной приборов (чайник, чашка, блюдце).

Развивать инициативность, самостоятельность, активность при выборе детьми способов украшения посуды, используя бисер, сухоцветы, роспись.

 - соленое тесто,

 - стеки,

 - колпачки от фломастеров,

 - салфетки бумажные и матерчатые,

 - заготовки для показа.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа

Стр. 110

2.

«Достопримеча-тельности Байкальска» (фоторамка)

Расширить и закрепить знания детей о родном городе, его истории; продолжать знакомить с его главными достопримечательностями:

вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города; воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование, конструирование.

Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.

Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

 - соленое тесто,

 - картон,

 - фотография,

 - простой карандаш,

- стеки,

 - колпачки от фломастеров,

 - салфетки бумажные и матерчатые,

 - заготовки для показа.

И. А. Лыкова Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. Стр. 60/ книга № 4 И. Лыкова Кошки на окошке/ Изольда Кискальт Соленое тесто Увлекательное моделирование  

стр. 30

Декабрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

«Ёлочка – ёлка»

Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения – шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук,

Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.

Учить раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы.

Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке.

При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы

 - соленое тесто,

 - доски для лепки;

 - гуашь разноцветная;

 - кисточки;

 - подставки;

 - стаканчики с водой;

 - подкладные листы

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа

Стр. 30

 nsportal.ru

2.

«Сова и синица»

Учить детей лепить пары выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз. Уточнить представление о внешнем виде и образе жизни совы и синицы. Продолжать освоение рельефной лепки. Создать условия для самостоятельного выбора материалов, приёмов работы и средств художественной выразительности. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изодеятельности.

 - Солёное тесто коричневого и серого цвета,

 - стеки,

- пуговицы жёлтого или оранжевого цвета для глаз совы,

 - бисер черного цвета для глаз синичек,

 - картон голубого и черного цвета для фона, фломастеры,

 - салфетки бумажные и матерчатые;

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа

Стр. 102

Январь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

«Прилетайте в гости» (воробушки на кормушке)

Учить детей лепить птиц конструктивным способом из четырёх – пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (спички для ножек, бисер для глазок, семечки для клювиков). Показать возможность получения более выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов. Направить на самостоятельный поиск способов передачи движения лепной фигурки (голова опущена вниз, крылья приподняты). Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

 - Тесто коричневого и серого цвета, стеки,

семечки для клювиков,

 - бусины или бисер для глаз,

 - спички (зубочистки) для ножек,

 - салфетки бумажные и матерчатые;

 - «кормушка как основа для коллективных композиций, две-три крышки от картонных коробок с веревочками или тесьмой для подвески.

И.А. Лыкова  Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа

Стр. 90

2.

«На дне Байкала»

Активизировать применение разных приёмов лепки для создания красивых водных растений и рыбок. Показать, как можно усилить выразительность образа (прищипить и слегка загнуть края «ленты», чтобы подчеркнуть причудливость растения; изогнуть в виде волны, чтобы передать колебания растения в воде; посадить на растение улитку; оформить листья с помощью стеки). Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры рыбок, прикреплять к основе, украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками; развивать комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки точками, пятнами, дугами, полосками. Вызвать интерес к раскрытию освоенной темы в других видах художественной деятельности (рисование, аппликация, конструирование из бумаги и природного материала)

 - Солёное тесто окрашеное в разные цвета;

 - трубочки для коктейля, зубочистки,

 - бусины, бисер,

 - колпачки фломастеров и авторучек,

 - стеки,

 -  картон квадратной или прямоугольной формы

И.А. Лыкова  Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа

Стр. 134 (наш аквариум)

Февраль

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

«Два жадных медвежонка»

Учить лепить детей медвежат конструктивным способом (в парах) и разыгрывать сюжет по мотивам венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Синхронизировать движения обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

 - Солёное тесто окрашенное в: коричневый, черный, оранжевый, желтый, зеленый цвета.

 - влажные и сухие салфетки

 - подставки, поворотный круг,

 - бусины и бисер для глаз,

 - заранее вылепленные фигурки медведицы и лисы.

И.А. Лыкова  Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа

Стр. 86

2.

«Подарок для папы»

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

 - соленое тесто,

 - картон,

 - фотография,

 - простой карандаш,

- стеки,

 - колпачки от фломастеров,

 - салфетки бумажные и матерчатые,

 - заготовки для показа.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа

Стр. 78

Март 

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

«По Байкалу плывёт кораблик»

Учить детей лепить кораблики из соленого теста, отрезая стекой лишнее (уголки для образования носа и «достраивая» не достающее (палубу, мачту, трубу и пр.) показать взаимосвязь способов лепки и конструирования из деталей. Вызвать интерес к сюжетной лепке по мотивам литературного произведения. Обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники лепки.

- Солёное тесто, окрашенное в разные цвета;

 - трубочки для коктейля, зубочистки,

 - бусины, бисер,

 - стеки,

 - салфетки, клеенки

 -  подставки картонные квадратной или прямоугольной формы

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа

Стр. 130

2.

«Филимоновские игрушки – свистушки»

Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно- прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами и инструментвми пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).

 - Солёное тесто;

 - дощечки или клеёнки,

 - бумажные салфетки,  

 - матерчатые свистки для воздушных шариков или другие,

 - стеки,

 -  альбом «Филимоновская игрушка»,

 - филимоновские игрушки разные,

 - таблица с характерным цветосочетанием и декоративым элементами филимоновского народного промысла.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа

Стр. 114

Апрель

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

«Вазы и кашпо»

Учить мастерить функциональные предметы для интерьера дома, сувениры и подарки.

 - Солёное тесто,

 - баночки из под йогурта, или коробку из под сока,

 - клей ПВА

И. А. Лыкова Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе Стр. 76

2.

«Цветы – сердечки»

Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям – мамам и бабушкам. Показать варианты изображения цветов с элементами-сердечками. Учить лепить сердечки разными способами: 1) моделировать пальцами рук: раскатывать шар, сплющивать в диск, с одной стороны вытягивать о заострять, с другой вдавливать и сглаживать; 2) вырезать формочкой или стекой. Вызвать интерес к обрамлению лепных картин. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус.

- Солёное тесто;

 - дощечки или клеёнки,

 - салфетки, клёёнки.

 - стеки,

 -  картонные заготовки разной формы, картонные сердечки,

 - основа для рельефных картин,

 - бусины, бисер, блёстки, пуговицы,

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа

Стр. 106

Май

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

«Весёлые вертолёты»

Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолёт) конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнить представление о строении и способе передвижения вертолёта. Обратить внимание на способы крепления деталей. Развивать глазомер, мелкую моторику, согласованность в движениях руки и глаза. Вызвать желание порадовать своими поделками своих близких.

 - Солёное тесто;

 - трубочки для коктейля, зубочистки, спички

 - пуговицы,

 - стеки,

 - салфетки, клеенки

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа

Стр.98

2.

«Муха – цокотуха»

Учить детей лепить насекомых в движении, передавать характерные особенности строения и окраски. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения «Муха-цокотуха». Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для крыльев использовать фольгу, фантики, для усиков – проволоку, спички, зубочистки; для глазок – бисер, пуговички). Формировать коммуникативные навыки. Развивать согласованность в работе  глаз и рук (при этом синхронизировать движения рук в процессе создания скульптурного образа).

- Солёное тесто разных цветов;

 - стеки, дощечки

- салфетки,

 - бисер, пуговицы,

 - трубочки для коктейля, зубочистки, спички

 - пуговицы,

 

 

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа

Стр. 142



Предварительный просмотр:

      

                                 

Перспективный план

Приоритетного направления

«Мукасолька»

на 2016 – 2017 уч. год

Воспитатель

Второй младшей «Б» группы:

 Кутукова А. В.

Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление (логическое и абстрактное), эстетическое восприятие, упражнять в умении использовать разнообразные способы лепки, создавать изображения предметов и явлений действительности, выражать свои впечатления от жизни, свое отношение к этим явлениям, воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, умение довести начатое до конца, аккуратность.

Задачи:

•        Знакомство детей с пластичными материалами: тестом.

•        Обучение разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и "шлепанье".

•        Формирование интереса к работе с пластичными материалами.

•        Развитие мелкой моторики.

Оборудование:  солёное тесто, пищевые красители, стеки, клеёнки для столов, бусинки, соломка, формы для печенья, скалка, картон, кружева и т.п. 

Программа во второй младшей группе рассчитана на один год. Подгруппа по 8 - 12 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в две недели, продолжительностью около 15 мин. Состав группы – одновозрастной (3 – 4 года). Форма работы: групповые и индивидуальные занятия.

 «Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности,

это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку».

Сухомлинский Василий Александрович

Пояснительная записка.

     Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

Старинный русский народный промысел - лепка из соленого теста - упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль - служили оберегами.

В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол".

Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивает мелкую моторику рук, творческое воображение.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки

Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Используемые приемы лепки:

Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Ожидаемый результат на конец учебного года:

Уметь отделять от большого куска небольшие комочки, раскатывать  комок теста  прямыми движениями; раскатывать комок теста круговыми движениями; сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца; соединять концы; сплющивать между ладонями комок теста; соединять 2-3 знакомые формы; защипывание краев формы кончиками пальцев.


Перспективное планирование по  тестопластике  (лепка из соленого теста) во второй младшей группе «Б»

                                                                                                                                                                                                             Воспитатель: Кутукова А.В.

Сентябрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

«Вот так тесто!»

  1. Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое).
  2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто;

- доски для лепки;

- магнитофон

Лыкова Л. Книга №1,

стр. 7

2.

Улитка – длинные рожки

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбик.
  2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

-  соленое тесто;

- игрушка – улитка;

- доски для лепки;

- магнитофон

№1 стр88

№3 стр6

Лыкова Л.

Октябрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

Колобок

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить лепить шар, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.
  2. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто, окрашенное в желтый цвет;

- крупа;

- грецкие орехи;

- доски для лепки;

- магнитофон

№4 стр 5

Лыкова Л.

2.

Сыр   для мышки

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью колпачков от фломастера делать отверстия в «сыре».
  2. Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто, окрашенное в желтый цвет;

- колпачки от фломастеров;

- доски для лепки.

Чаянова Г. стр 51

Ноябрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

Разноцветные бусины

(1-е занятие)

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить детей делать бусины из соленого теста и нанизывать их на толстую проволоку – для получения отверстия.
  2. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто;

- толстая проволока;

- доски для лепки;

Чаянова Г. стр 44

2.

Разноцветные бусины

(2-е занятие)

  1. Продолжать учить детей делать бусины, расписывать бусины краской.
  2. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Вызвать желание сделать необычные, красивые бусины.

-  бусины из соленого теста;

- гуашь разноцветная;

- кисточки;

- подставки;

- стаканчики с водой;

- подкладные листы.

Чаянова Г. стр 44

Декабрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

Новогодняя елочка

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать  с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону.
  2. Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать желание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку.

- соленое тесто;

- макароны;

- бусины;

- горох;

- бисер;

- крупа;

- блестки;

- доски для лепки.

Хананова И. стр.102

2.

Новогодние игрушки

  1. Учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать  с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). 
  2. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Вызвать желание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки.

- соленое тесто;

- формочки для выпечки;

- макароны;

- бусины;

- горох;

- бисер;

- крупа;

- блестки;

- тесьма для петелек;

- доски для лепки.

№1 стр 128

Январь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

Подводное царство

(1-е задание)

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста,  вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.
  2. Развивать чувство формы, пропорций, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

- соленое тесто разного цвета;

- стеки;

- макароны;

- блестки;

- бусины;

- горох;

- фасоль;

- крупа;

- пуговицы;

- доски для лепки;

- магнитофон

Чаянова Г. стр 102

Хананова И. стр 66

Подводное царство

(2-е задание)

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать работу с помощью  дополнительных материалов (бусины, блестки макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы)  создавая подводное царство.
  2. Развивать чувство композиции, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- коробки из-под конфет с высокими стенками;

- жидкое тесто голубого цвета;

- рыбки, сделанные на предыдущем занятии;

- материал для украшения;

- магнитофон

Чаянова Г. стр 102

Хананова И. стр 66

Февраль

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

Зимний лес

(коллективная работа)

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбики, аккуратно выкладывать веточки на кронах деревьев.
  2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста, к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить  всем вместе.

-  лист ватмана синего цвета с аппликацией – кроны деревьев;

- соленое тесто;

- доски для лепки.

Хананова И. стр.56

2.

 Снеговик

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить с помощью воды соединять детали из теста.
  2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто;

- стаканчики с водой;

- кисточки для рисования;

- доски для лепки.

№1 стр 133

Март

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

Мимоза

(коллективная работа)

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
  2. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
  3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить  всем вместе.

- лист форматом А-3;

- соленое тесто, окрашенное в желтый и зеленый цвет;

- доски для лепки.

Лыкова Л. Стр 158

1.

Мышка-норушка

  1. Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок).
  2. Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память,  речь.
  3. Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами.

-  соленое тесто, окрашенное в   серый, розовый, коричневый цвета;

- шерстяные нитки;

- семечки;

- бусины;

- доски для лепки;

- персонажи кукольного театра.

Чаянова Г. стр 51

Апрель

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

Домик

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками – получая образ  домика; украшать крышу фасолью – «черепица».
  2. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

- соленое тесто;

- стаканчик из-под йогурта;

- фасоль

Чибрикова О. стр 30

1.

Я пеку, пеку, пеку…

  1. Учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овоид), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (тор, кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки  и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание  в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).
  2. Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
  1. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

- соленое тесто;

- противни из картона, окрашенного в черный цвет;

- колпачки от фломастеров;

- палочки;

- доски для лепки;

- поделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем.

№1 Лыкова

Стр 100

Май

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1.

Кулоны и медальоны

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.
  2. Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто;

- макароны;

- бусины;

- горох;

- фасоль;

- крупа;

- пуговицы;

- доски для лепки.

№1

Лыкова Л. Стр118

2.

Цыпленок

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, обмазывать грецкий орех, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнять различными материалами.
  2. Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

- соленое тесто;

- арбузные семечки,

- горох;

- пшено;

- доски для лепки;

- магнитофон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к художественно-эстетическому воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие о...

Педагогический опыт: Применение современных образовательных технологий в процессе художественно-эстетического воспитания детей

Применение современных образовательных технологий в прПЕоцессе художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста...

«Практический опыт художественно-эстетического воспитания детей в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения.» Презентация

Презентация «Практический опыт художественно-эстетического воспитания детей в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения.»...

Педагогический совет: «Художественно-эстетическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении»

Цель:совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников, способствоват...

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕ-ГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СЕМЕЙНОМ ДЕТСКОМ САДУ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СЕМЕЙНОМ ДЕТСКОМ САДУ  ПРОЕКТНАЯ РАБОТАПо до...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе: Художественно-эстетическое воспитание детей через синтез искусства «Белые лебеди» по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» (аппликация, рисование)

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе:Художественно-эстетическое воспитание детей через синтез искусства  «Белые лебеди» по картине А.А.Рылова  &l...