Фольклор как средство развития ребенка
материал

Богатырева Марина Юрьевна

: Фольклор близок детям по содержанию. Знакомство с фольклором является одним из важных способов в работе со школьниками, с помощью  фольклора учитель легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Используя произведения фольклора, учитель закладывает фундамент психофизического благополучия ребенка, создает условия успешного общего развития младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayavka_bogatyreva.docx195.07 КБ

Предварительный просмотр:


Фольклор как средство развития ребенка

М.Ю. Богатырева

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ивушка»

города Балашова Саратовской области»,

Балашов

M.Yu. Bogatyreva

MADOU "Kindergarten combined type" Ivushka "

City Balashov Saratov region ",

Balashov

E-mail: marina.bogatireva@bk.ru

АННОТАЦИЯ: Фольклор близок детям по содержанию. Знакомство с фольклором является одним из важных способов в работе со школьниками, с помощью  фольклора учитель легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Используя произведения фольклора, учитель закладывает фундамент психофизического благополучия ребенка, создает условия успешного общего развития младшего школьника.

Annotation: Folklore is close to children in content. Familiarity with folklore is one of the important ways to work with students, with the help of folklore teacher easily establishes emotional contact with the child. Using the works of folklore, the teacher lays the Foundation for the psychophysical well-being of the child, creates conditions for the successful overall development of the younger student.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: фольклор, творчество, народ, развитие, обряды, игры.

Keywords: folklore, creativity, people, development, rites, games.

Устное народное творчество (или иначе, фольклор) существовало ещё с древних времен. Произведения фольклора передавались устно, они легко запоминались на слух. У одного и того же фольклорного произведения существовало много разных вариантов. Фольклор отражает жизнь и быт русского народа, поверий древних людей. Произведения фольклора входят в жизнь ребенка с самого рождения, формируют и развивают его. Фольклор богат ритмами и повторами, доступен и интересен каждому ребенку, он воздействует на его чувства, носит естественный, добровольный характер, доступен детям с разным уровнем развития. Яркие художественные образы и интересное содержание привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие.

Знакомство с фольклором является одним из способов в работе со школьниками, с его помощью учитель легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком [3]. Богатая выдумка фольклора, его остроумие создают радостные настроения. Знакомство с народными произведениями развивает речь ребенка, облегчает контакт со взрослыми, обогащает их отношения, развивает понимание окружающего мира, и, таким образом, играет важную роль во всестороннем развитии.

Фольклор – одно из средств педагогики, имеющее огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка [4].

Произведения фольклора – творчество, отражающее жизнь народа, его идеалы, воззрения и принципы.

Русские народные песенки, заклички, считалки, прибаутки, потешки, обрядовые игры развлекают и развивают детей, способствуют формированию веселого настроения, благоприятного психического развития. Произведения фольклора образуют положительный эмоциональный фон для чувственного восприятия окружающего мира и отражения его в собственной речевой деятельности.

Прибаутка (отбаять, то есть рассказывать) – весёлый, короткий стишок. Например:

Совушка, совушка,

Большая головушка.

На веточке сидела,

По сторонам глядела,

Головушкой вертела.

Пословицы, поговорки – поучают, воспитывают, приучают к правилам жизни, дают советы. Например,

Дорога ложка к обеду.

Волков бояться – в лес не ходить.

Обрядовые игры – игры, соответствующие какому-либо обряду, празднику. Для обрядовых игр существовали специальные песни, движения в танце. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу). Традиционные «кошки-мышки», «ручеёк». Зимой играли в так называемые «Согревалки», где ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Народные игры представляют собой маленькие театрализованные представления, развивают сообразительность, ловкость, смекалку. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием [1].

Заклички – один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они представляют собой обращение к различным явлениям природы: к солнцу, радуге, дождю, а также к животным, к птицам и др. Силы природы считались живыми, люди обращались к ним с просьбами.

Например,

Жаворонки, жаворонушки!

Прилетайте к нам скорее,

Принесите нам весну-красну,

Весну красную, очень ясную.

Прогоните зиму нудную.

Зиму нудную и холодную.

Считалка – элемент игры, это небольшой стишок или песенка, с помощью которых определяют, кто водит в игре или шагают на прогулку. В считалке обязательно присутствует ритм.

Скороговорка (или можно сказать чистоговорка) –  фраза для быстрого произношения слов. Скороговорки способствуют развитию дикции. Скороговорки бывают как рифмованными или нерифмованными.

Небылицы-перевертыши – смешные истории, стишки, напевы о том, чего не бывает.

Потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки способствуют активизации словаря, развитию памяти, речи, общения, повышают активность и интерес к занятиям.

Таким образом, применяя произведения фольклора, учитель закладывает фундамент психофизического благополучия ребенка, создают условия успешного общего развития младшего школьника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лазутин, С. Г. Поэтика русского фольклора : учеб. пособие / С. Г. Лазутин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Выcш. шк., 1989. - 208 с.
  2. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для пед. ин-тов / М. Н. Мельников. - М.: Просвещение, 1987. - 239 с.
  3. Пропп, В. Я. Поэтика фольклора: сб. тр. / В. Я. Пропп. - М. : Лабиринт, 1998. – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни»

Красота народного искусства непосредственно воздействует на душевное состояние человека, его настроение, является источником эмоций, влияющих на отношение к окружающему миру...

Консультация для родителей «Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни»

Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является основой для формирования духовного мира человека и его нравственности....

Консультация для родителей Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни.

Консультация для родителейМузыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни....

Фольклор как средство развития ребенка

Консультация для педагогов...

Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни»

Консультация для родителей «Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни»...

Консультация."Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни".

quot;Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни"....