Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОНЬКИ»
рабочая программа (средняя группа)
Направленность программы- социально-педагогическая
Цель программы: развитие и корреция с использованием цвета эмоционального мира ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дополнительное образование | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ОГОНЬКИ»
Направленность программы: социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации:1 год
Составитель: Рюгина Надежда Викторовна
Москва, 2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребенок дошкольного возраста нуждается в многообразии информации. Особенно обогащает жизнь детей человеческое общение. Но, к сожалению, современные дети мало общаются не только со взрослыми, но и друг с другом, заменяя человеческое общение на просмотр телевизора или компьютерные игры. Не удивительно поэтому, что они стали менее отзывчивы к чувствам других людей, испытывают трудности в выражении своих чувств.
С детьми необходимо проводить специальную работу по развитию эмоционально-волевой сферы.
Данная развивающая программа имеет коррекционно-развивающую направленность. Ее реализация позволяет обеспечить коррекцию эмоционального мира ребенка. Игры и упражнения позволяют сбалансировать процессы возбуждения и торможения, снять напряжение. Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребенок полнее и тоньше воспринимает предметы и явления окружающего мира, развивается его мышление, обогащается речь, происходит осознание собственного внутреннего мира, ребенок учится определять настроение, владеть собственными чувствами.
Реализация программы позволяет создать условия для развития личности ребенка, обеспечить гармонизацию эмоциональной сферы, совершенствование двигательной сферы.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ — развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира ребенка старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
Обучающие.
Учить видеть окружающий разноцветный мир, его красоту и свежесть. Расширять кругозор детей.
Формировать представление о том, что самые обычные краски передают настроение.
Учить использовать цвет для выражения своего внутреннего эмоционального мира.
Развивающие.
Развивать восприятие, память, мыслительную деятельность, связную речь. Способствовать развитию творческих способностей.
Воспитательные.
Содействовать адекватному взаимодействию и общению, выстраиванию позитивных отношений с окружающим миром.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, желание видеть результат своей работы.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Программа создана на основе методического пособия Сидоровой И.В. по развитию и коррекции с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста.
Отличительными особенностями программы является организация экспериментальной деятельности и игротренингов в развитии развития цветоощущений и самосознания детей.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия: 30 мин — старший дошкольный возраст. Общее количество учебных занятий в год — 36.
Структура занятия
Вводная часть (приветствие)
Основная часть (игры, упражнения, эксепериментирование, беседы, изобразительная деятельность)
Заключительная часть (релаксация, рефлексия, ритуал прощания)
Диагностика и педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза и год: вводный — в сентябре-октябре, итоговый — в мае.
МЕТОДЫ, применяемые на занятиях:
Игры и упражнения (творческого характера)
Ролевые, психогимнастические, коммуникативные игры;
Игры и задания на развитие воображения и произвольности;
Групповое обсуждение различных эмоций и чувств;
Беседы, направленные на развитие самосознания ребенка, обсуждение эмоций и чувств;
Тематическое рисование;
Методы психомышечной релаксации:
Пальчиковые игры.
Дыхательные техники (глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой), направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Игры на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Методы, в основе которых лежат уровень деятельности детей
Объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ деятельности воспитанников на занятии:
Групповая.
Формы проведения занятий: занятие-игра, сказка, игротренинг.
Организационные формы работы на занятиях определяются педагогом в соответствии с поставленными целями и задачами.
Программа реализуется в соответствии с тематическим планом.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела/темы | Всего часов | Количество часов | Формы контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Диагностическое занятие. | 1 | 1 | ||
2 | Вводное занятие. Разноцветный мир. | 2 | 1 | 1 | Презентация. |
3 | Давай познакомимся! Мое разноцветное имя. | 2 | 1 | 1 | Выставка работ |
4 | Погружение в цвет. | 22 | 11 | 11 | Выставка работ |
5 | Разноцветные игры. | 2 | 1 | 1 | Конкурс |
6 | Цветовой игротренинг. | 2 | 1 | 1 | |
7 | Итоговое разноцветное занятие. | 2 | 1 | 1 | Открытое занятие |
8 | Контрольное занятие. | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 34 | 16 | 18 |
Расчет часов
Количество часов | |
В неделю | В год |
1 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
- Диагностическое занятие.
Диагностика.
- Вводное занятие. Разноцветный мир.
Беседа и просмотр презентации. Упражнения на релаксацию.
3.Давай познакомимся! Мое разноцветное имя.
Коммуникативные игры. Тематическое рисование.
- Погружение в цвет.
Цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный, коричневый, розовый.
Беседы, просмотр презентаций, обследовательская деятельность и экспериментирование. Составление описательных рассказов, загадки, слушание музыкальных произведений. Игры и упражнения творческого характера. Тематическое рисование аппликация.
5. Разноцветные игры.
Настольно-печатные, дидактические игры о цвете.
6. Цветовой игротренинг.
Игры и задания на развитие воображения и произвольности.
7. Итоговое разноцветное занятие.
Творческая мастерская.
8. Контрольное занятие.
Диагностика.
ОЖИДАЕМЫЕ (ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
- .Развитие навыков саморегуляции.
- Стаблилизация психоэмоционального состояния.
- Свободное создание своих художественных произведений.
- Свободное взаимодействие с окружающим миром.
ФОРМЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Диагностика проводится индивидуально дважды- до и после коррекционно-развивающих занятий.
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой
Результаты фиксируются в диагностической карте.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Умение использовать:
- естественные приемы саморегуляции;
- способы, связанные с управлением дыханием;
- способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением;
- - способы, связанные с рисованием.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
10.Музыкальный центр, видеоаппаратура
11.Медиотека (аудио- и CD диски).
12.Иллюстрации
13. Методическая литература
ЛИТЕРАТУРА:
1. Сидорова И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие.- СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013
2. Кулакова З.А. Программа по развитию и коррекции эмоционально-волевой и личностной сферы детей дошкольного возраста//Справочник педагога-психолога, 2014
Электронные ресурсы: http://www.elitarium.ru/samoreguljacija-priemy-samovnushenie-rasslablenie-dyhanie-uverennost-radost-tonus-sostojanie/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...