Государственная система охраны материнства и детства
проект
Мини-проект "Государственная система охраны материнства и детства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-proekt.ppt | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА — система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития.
«Материнство- реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства не сводимо к биологическим аспектам репродуктивной способности; его нельзя также ограничивать отношениями между матерью и ребенком непосредственно после родов и в первый год жизни. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними». Из данного рассуждения следует, материнство не сводится к биологической репродуктивной функции женщины – материнство это и отношения в связи с приемными детьми, а также последующие, можно сказать, пожизненные отношения с ребенком (детьми). Термин «ребенок» означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет (ст.2 Конвенции МОТ № 103). Согласно ст.1 Конвенции о правах ребенка, «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше». Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п.1.ст.54 СК РФ). 18 лет - возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству – с этой даты лицо считается полностью дееспособным, взрослым. При использовании термина «дети» в законодательстве значение его может быть различным. Термин «дети» может употребляться для обозначения конкретных кровных и некровных сыновей и дочерей, несовершеннолетних или, наоборот, трудоспособных детей, достигших 18 лет.
Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается предоставлением ей возможности: — получить бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства; — произвести искусственное прерывание беременности при различных сроках беременности в зависимости от показаний, добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35- летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий – по медицинским показаниям), искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона; — воспользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской помощью; — получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска: по беременности и родам, по уходу за ребенком.
Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.
Становление и развитие социалистической системы охраны материнства и детства тесно связаны с именем В. И. Ленина. Сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции Коммунистическая партия и молодое советское государство в тяжелый для страны период по инициативе и при непосредственном участии В. И. Ленина провели гигантскую работу по развитию сети учреждений, которые были призваны в первую очередь сохранить жизнь и здоровье детей, спасти их от голода и инфекционных болезней, а также оказать максимальную помощь женщине-матери. К этим учреждениям относились дома матери и ребенка, дома ребенка, детские дома, ясли, детские консультации, молочные кухни. В целях усиления внимания к нуждам детей и матерей в феврале 1919 г. был издан декрет "Об учреждении Совета защиты детей", подписанный В. И. Лениным, где, в частности, указывалось, что дело снабжения детей пищей, одеждой, помещением, топливом, медицинской помощью следует считать одной из важнейших государственных задач. В 1920 г. дело охраны материнства и младенчества было передано из Народного комиссариата социального обеспечения в ведение Народного комиссариата здравоохранения.
В дальнейшем на всех этапах развития социалистического государства забота об охране здоровья матери и ребенка являлась важнейшей социальной задачей общества. Правовые нормы, обеспечивающие охрану здоровья женщины-матери и подрастающего поколения, закреплены в Конституции СССР и других законодательных актах нашего государства. Статья 35 Конституции СССР гласит: "Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей".
Действующее законодательство запрещает применять женский труд на тяжелых и связанных с производственными вредностями работах, привлекать беременных к работе в ночное время, выходные дни, сверхурочно, направлять их в командировки. Государство оплачивает пособия по беременности и родам, многодетным семьям и одиноким матерям, семьям, имеющим детей-инвалидов, пособия на детей из малообеспеченных семей, листки нетрудоспособности по уходу за больным ребенком. Детям на первом и втором годах жизни из многодетных и малообеспеченных семей бесплатно отпускаются донорское молоко, молочные смеси и другие продукты детского питания Для больных детей первых трех лет жизни, находящихся на амбулаторном лечении, бесплатно выдаются все медикаменты.
В общем и целом, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта: 1 . Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях; 2. Создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм; 3. Нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита материнства и детства – феномены динамичные, развивающиеся.
В системе охраны материнства и детства первичная медико-санитарная помощь занимала и занимает важное место. В настоящее время планируется возрастание роли амбулаторно-поликлинического звена, перенос части функций стационара в поликлинику. В последние годы расширяется объем оздоровительных и превентивных мероприятий в образовательных учреждениях. Во всех регионах России формируется сеть школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся, где, помимо создания благоприятных условий среды, активно используются современные оздоровительные технологии, в том числе и в самом образовательном процессе.
Для снижения уровня заболеваемости школьников необходимо: • совершенствование деятельности детских амбулаторно-поликлинических учреждений по оптимизации медико-социальной помощи и медицинскому обеспечению детей в образовательных учреждениях; • более широкое использование возможностей и базы образовательных учреждений для проведения работы по сохранению и укреплению здоровья детей; • организация межведомственного подхода к охране здоровья детей; • усиление интеграции медицинских и педагогических работников образовательных учреждений в деле улучшения здоровья учащихся; • привлечение родителей, общественных организаций, средств массовой информации к формированию здорового образа жизни подрастающего поколения.
Особое внимание необходимо уделить медицинским и социально-психологическим аспектам здоровья детей из многодетных и неполных семей, семей с детьми, имеющими физические и психические ограничения, семей из районов экологических катастроф, беспризорных и безнадзорных детей. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в домах ребенка. Заболеваемость в этих учреждениях остается высокой, а 27% воспитанников составляют дети-инвалиды. Структура инвалидности у детей, находящихся в домах ребенка, позволяет планировать мероприятия по ее профилактике, своевременной диагностике и реабилитации детей.
Одним из основных механизмов повышения эффективности и качества медицинской помощи женщинам и детям является разработка нормативных документов по организации службы охраны здоровья матери и ребенка. В течение 2007 г. было издано 13 приказов Минздрава России, в том числе по дальнейшему развитию и совершенствованию медико-генетической службы, кардиохирургической помощи детям, охране репродуктивного здоровья мальчиков и юношей-подростков. Утверждены инструкции о порядке разрешения и проведения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям, по организации работы женской консультации, по применению методов вспомогательных репродуктивных технологий, по оздоровлению беременных женщин в санаториях и санаториях-профилакториях. Утверждены также схемы динамического наблюдения за беременными и родильницами, гинекологическими больными, рекомендуемая структура, перечень оборудования и оснащения центров по лечению бесплодия и др. Регламентирована медицинская помощь новорожденным детям в акушерских стационарах, определено раздельное финансирование койки родильницы и койки новорожденного, временная их статистическая отчетность, в том числе коек реанимации и интенсивной терапии новорожденных; снижена нагрузка на медицинский персонал.
Постановлением Правительства Российской Федерации №255 от 6 мая 2007 г. субъектам Российской Федерации рекомендовано оказывать бесплатную медицинскую помощь беременным, роженицам, родильницам и новорожденным детям в приоритетном порядке, за счет своего и местных бюджетов, а также средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В рамках подпрограммы «Здоровый ребенок» Федеральной целевой программы «Дети России» решаются задачи по снижению показателей материнской, младенческой и детской смертности, заболеваемости, инвалидности среди детей до 18 лет, повышению уровня здоровья детей. За счет средств программы проводилось оснащение лечебно-профилактических педиатрических и акушерских учреждений современным оборудованием: наркозно-дыхательной аппаратурой, реанимационными комплексами для новорожденных, электрокардиографами, цветными сенсорными прикроватными мониторами, ультразвуковыми сканерами и ингаляторами, наборами реагентов для проведения неона-тального скрининга на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз. Дети первого года жизни, страдающие фенилкето-нурией, обеспечены белковыми гидролизатами. На эти же средства закуплены медикаменты и оборудование, поставленные в указанные учреждения более чем 80 регионов России; осуществлены научные исследования по разработке новых методов профилактики, диагностики и лечения в педиатрии и акушерстве.
Учитывая все изложенное, к основным направлениям совершенствования охраны здоровья детей следует отнести: 1) обеспечение достаточного уровня финансирования системы мер по охране здоровья матери и ребенка в объеме не менее 30% консолидированного бюджета здравоохранения; 2) повышение структурной эффективности здравоохранения в части охраны материнства и детства; 3) дальнейшее развитие специализированного коечного фонда и сети дневных стационаров для детей с созданием межрайонных специализированных и реанимационно-консультативных центров; 4) мониторинг здоровья детей и младенческой смертности; 5) формирование территориальных и федерального регистра врожденных и наследственных заболеваний и пороков, внедрение мер по их профилактике; 6) увеличение объема профилактических мер на основе внедрения современных технологий и переноса части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный; 7) совершенствование медико-социальной и психологической помощи детям из многодетных, неполных семей, имеющих физические и психические ограничения, беспризорным и безнадзорным.
Материнский капитал— форма государственной поддержки родителям после рождения второго ребенка. Основным преимуществом материнского капитала является его социальная помощь в виде денежного довольствия. Но получить его могут не все, а лишь те родители, у которых это уже второй ребенок в семье (или еще больше). Имеют право на материнский капитал: · Родители и ребенок, но обязательно, чтобы были гражданами РФ; · Родители и чадо, если даже имеют двойное гражданство. Но, деньги можно будет получить и тратить только на территории РФ; · Родители и приемный ребенок (до 18 лет). Но, если суд РФ принимает решение об отмене прав усыновления, то сертификат теряет свою силу.
Матери и дети – это те категория населения любой страны, которые нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства, т.к. от них напрямую зависит будущее страны, ее демографический статус, количество работоспособного человеческого ресурса – и в целом экономическое, социальное и культурное процветание государства. Тем более в настоящее время, когда с каждым годом население России снижается.
В результате выше сказанного были получены следующие выводы: 1. Семья, материнство и детство охраняются в нашей стране Конституцией, международными и национальными правовыми актами. 2. Материнство – это реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. В понятие «материнство» входят гарантированные законом права женщины по воспитанию, уходу и общению с детьми. В свою очередь «ребенок» определяется действующим законодательством как лицо, не достигшее 18 лет . 3. Охрана материнства и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества. 4. Семейное законодательство регулирует в своих нормах семейные права детей и родителей в целях укрепления семьи. Семейное законодательство стремится установить в семье такие отношения, при которых нашли бы свое удовлетворение интересы личности (родителей и детей) и были созданы необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей. 5. Трудовой кодекс РФ 2001г. закрепляет и защищает трудовые права беременных женщин, матерей с детьми и несовершеннолетних работников, гарантируя им защиту в случае нарушения их конституционного права на труд. 6. Нормы иных отраслей права (уголовного, административного, права социального обеспечения и др.) также максимально поддерживают и защищают интересы рассматриваемых групп. Санкции и наказание за нарушение их прав должны быть жесткими и безоговорочными.
Государство должно быть заинтересовано в обеспечении прав детей, молодежи, матерей. Государственная политика должна эффективно работать по направлениям, охватывающим: - поддержку молодых и многодетных семей; - социальную, правовую и экономическую защиту семьи, в целях обеспечения ее всестороннего развития, включая поощрение роста рождаемости; - оказание социальной помощи неполным семьям с низкими доходами; - социальную помощь детям, оставшимся без попечения родителей; - обеспечение всестороннего физического, интеллектуального и духовного развития детей и молодежи. Только при таких условиях государство будет сильным, успешным, уважаемым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Переработано в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями ДЕТСТВО Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011
Переработано в соответствиис Федеральными Государственными ТребованиямиДЕТСТВОПримерная основная общеобразовательная программа дошкольного образованияСанкт- ПетербургДЕТСТВО-ПРЕСС2011Детство мла...
«Организация системы работы ДОУ в части охраны и укрепления здоровья воспитанников»
Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Эти требования предусматривают необходим...
«Детский певческий голос и его охрана в дошкольном детстве»
Материал полезен всем категориям пед.работников ДОУ...
Консультация для воспитателей на тему "Система охраны природы в Республике Башкортостан"
Природа Республики Башкортостан вызывает восхищение практически у всех жителей и гостей республики, кому посчастливилось хоть раз побывать в ее замечательных заповедных уголках....
«Особенности профессиональной деятельности в системе социально-правовой защиты материнства и детства».
О системе социально-правовой защиты материнства и детства.Важность социальной поддержки семьи и детей подтверждается тем, что обязанность осуществлять данную поддержку зафиксировано в Конституции РФ, ...
СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
- Актуальность проблемы социальной защиты детства в Российской Федерации;- Нормативно-правовое обеспечение системы коррекционной поддержки детей, име...