Доклад: "Использование проектного метода в обучении детей русскому языку"
статья (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_metod_hib.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чечек» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Описание инновационной деятельности педагога
Тема: «Использование проектного метода в обучении детей русскому языку в национальных дошкольных учреждениях»
Хомушку Ирина Байыровна
Учитель русского языка
2019 г
Введение
Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования.
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
В настоящее время в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания. Теоретическая проработка проблемы инноваций служит основой обновления образования, его осмысления и обновления с целью преодолеть стихийность этого процесса, эффективно управлять им.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Каждый педагог имеет право на инновационную деятельность. Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом.
Речевая деятельность ребенка должна находиться в центре внимания дошкольного учреждения и семьи, так как именно речевое развитие является показателем интеллектуального и общекультурного уровня человека.
В нашей Республике государственными являются как тувинский, так и русский язык, а это значит, наши дети должны в совершенстве владеть и родным и русским языками.
В настоящее время в сельской местности обучение владению русским языком детей дошкольников стала основной проблемой в воспитательно - образовательном процессе детского сада. И главная причина в том, что нет среды общения, дети широко пользуются только родным языком и дома и в детском саду. Дети в дошкольном возрасте еще не могут осмыслить значение русского языка в дальнейшей их жизни. А значит, в этом должны помочь мы, взрослые, и педагоги и родители.
В детских садах, где есть отдельные преподаватели русского языка отмечают, что основная трудность для них – это несогласованность действий педагогов детского сада, изолированность разных «предметных» программ друг от друга. Дети учатся рисовать с одним педагогом, занимаются с музыкой другим, и каждый из этих преподавателей следует требованиям собственной программы. Несогласованность действий разных педагогов – профессионалов приводит не только к значительному переутомлению детей, но и к неудовлетворенности самих педагогов результатами работы.
Обучение дошкольников русскому языку имеет свою специфику. С одной стороны, это возраст является сензитивным, а с другой – у ребенка в обычных условиях воспитания в детском саду и семье фактически отсутствует мотивация к овладению к неродным языком. Почти все родители проявляют свою заинтересованность в результатах обучения своих детей второму языку, но сами не общаются на русском языке.
Основная задача педагогов в области развития русской речи тувинских детей заключается в том, чтобы помочь детям в освоении двуязычной разговорной речи, что предполагает воспитания умения понимать обращенную русскую речь, вступать в контакт с русскоязычными людьми, понимать их речь, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства русского языка. И многие дети, придя в кабинет, на занятия попадают в непривычную языковую среду, у них возникают личностные комплексы, и это затрудняет проведению занятий.
Обучение языку не всегда продвигается так, как мы этого хотим. И на промежуточном уровне могут возникнуть могут возникнуть моменты, когда требуется дополнительный стимул для изучения русского языка как иностранного в национальных дошкольных организациях. И стараясь внедрить лучший опыт, работая над поиском новых средств и форм организации процесса обучения второму языку, были использованы различные формы и методы обучения. Наиболее эффективным для создания интереса процессу обучения второму языку оказался проектный метод.
Объект исследования: проектная деятельность в ДОУ.
Предмет исследования: использование метода проектов в процессе обучения и воспитании дошкольников.
Цель данной работы: выявить специфику использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников в условиях ДОУ.
Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1) изучить проектный метод как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ;
2) разработать проект по русскому языку в ДОУ;
3) сделать выводы по результатам реализации проекта.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что целенаправленная организация в ДОУ проектной деятельности по обучению дошкольников русскому языку будет способствовать сотрудничеству родителей, педагогов и детей.
Новизна проекта является обучение в сотрудничестве, так как воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых. То есть идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Детям легче преодолеть психологически барьер страха перед говорением на русском языке дошкольников.
В работе использовались следующие методы:
- изучение теоретической и научно-методической литературы;
- изучение педагогического опыта;
- диагностические,
- наблюдение,
- анализ и обобщение полученных данных.
Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам использования метода проектов в работе ДОУ.
Исследование проведено на базе МБДОУ – детский сад «Чечек» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна.
Практическая значимость заключается в том, что показана эффективность применения метода проектов по обучению дошкольников русскому языку.
Глава 1. Проектный метод в деятельности ДОУ
1.1 Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ
Что же такое проект?
Проект – это возможность детьми выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме; изготовление атрибутов, декораций, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация картин, рисунков с необходимыми комментариями и т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ребенка, как индивида, как члена проектной группы. Ребенку, наконец предоставлено возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях. Применение проектного метода повышает интерес детей к изучению русского языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на воспитанника. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет презентация.
В проектном методе заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоления инертности и без инертности детей на занятиях, боязни говорить на русском языке.
Основоположником метода проектов стал американский педагог Уильям Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».
У.Х. Кильпатрик полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связанных таких образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих себя:
- постановку проблему;
- составление плана ее реализации;
- оценку ее выполнения.
Но у него были как сторонники, так и противники. Главные претензии к методу проекта состояли в том, что дети при таком обучении не получают систематических знаний, ими трудно управлять и еще труднее оценивать. Поэтому популярность метода сменилась в нашей стране полным его забвением, и лишь в связи с перестройкой и новыми общественными тенденциями интерес к нему возродился.
У.Х.Кильпатрик выделял 4 вида проектов:
• Созидательный (производительный);
• Потребительский (рассчитанный на изготовление предметов потребления);
• Проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения);
• Проект-упражнение.
Использование этих проектов, по мнению У.Х.Кильпатрика, не только подготавливает ребенка к жизни его по окончанию школы, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем.
Примером обучения ребенка по «методу проектов» может служить выполнение такого задания, как изготовление бумажного змея: намерения ребенка состоит в том, чтобы змей летал; это намерение, переходя в цель, определяет выбор плана его изготовления, подборки материала и т.д. Успех в работе закрепляет в уме ребенка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем он будет использовать как собственный опыт, собственные «открытия». Ребенок заинтересован в результатах своих действий и несет за них ответственность. В обязанности же учителя входит, опираясь на индивидуальные интересы и особенности каждого ученика, вывести его на путь более серьезных интересов.
«Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг: Б.В. Игнатьева, В.Н.Шульгина, М.В.Крупениной. Ученые выделяли следующие учебные проекты:
-по составу участников – коллективные и индивидуальные;
-по целевой установке – игровые, общественно-полезные и производственные;
-по срокам реализации – большие и малые.
Поэтому американские педагоги Вьюн, Кильпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой деятельности детей при решении одной общей проблемы. Ее решение требовало знаний из различных областей. Именно поэтому первоначальным метод проектов назывался проблемным.
В основе проекта лежит какая либо проблема. Чтоб ее решить, детям требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Как легко заметить, метод проектов – суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Конечно, наиболее полно он может использоваться на занятиях и вне занятий. Все дело в выборе проблемы, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения.
Можно обозначить следующие типы проектов:
1. Исследовательский (требуют хорошо продуманной структуры, целей, обоснования актуальности предмета исследования, определения проблемы, методов исследования, обозначения источников информации, выдвижения гипотез, определения путей решения проблемы, обсуждения полученных результатов, четких выводов, оформления результатов, выявления новых проблем для дальнейшего исследования)
2. Практико – ориентированный (связан с необходимостью создания социально значимого продукта, результатом может быть изменение образовательных технологий, создание методической или дидактической разработки, рекомендаций, учебника, словаря, справочника, наглядного пособия, создание зимнего сада в школе, оформление школьного кабинета, создание прибора или устройства и т.д.)
3. Творческий (развивает креативные способности, особенностью является форма представления результата: видеофильм, постановка спектакля, создание газеты, репортажа, альбома и т.д.)
4. Ролево – игровой (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы, доминирующий вид деятельности – игровая, приключенческая; например, день самоуправления в школе).
По признаку предметно-содержательной области проекта можно выделить моно-проекты и меж предметные проекты.
По количеству участников проектов можно выделить проекты: личностные, парные и групповые.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными, средней продолжительности (2-3 занятия в месяц) и долгосрочными (до 1 года).
Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. При поиске новых педагогических технологий повышается и профессионализм и самого учителя.
Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какой - либо темы метод проектов, он должен тщательно продумать, разработать, просчитать. Учитель должен четко определить задачи для воспитанников, подобрать необходимый материал, дать рекомендации. Кроме того, важно иметь в виду необходимость отслеживания деятельности каждого ребенка на всех этапах работы над проектом, проводить мониторинг совместной деятельности, приходя на помощь детям в случае необходимости.
Каковы же принципы проектной работы:
1. Вариативность деятельности на занятии предлагает индивидуальную, парную и групповую форму работы. Что касается темы, то это могут быть диалоги, описание картин, игрушек и т.д. Необходимы различные варианты тем, типы предложений.
2. Решение проблем. Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем русский язык для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а думая, они учатся.
3. Учение с увлечением. Дети много усваивают, если им нравится процесс обучения. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению русского языка. Современные подходы к обучению к языку подчеркивают важность сотрудничества и взаимодействия между детьми как мотивирующего фактора.
4. Личностный фактор. Посредством проектной работы ребятам представляются много возможностей думать и говорить о себе, о своих интересах, увлечениях, о своих родителях.
5. Адаптация знаний. Нельзя предлагать ребенку задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находиться обучаемый. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.
Например, проект по теме «Семья» может включать такие задания: принести фотографии членов семьи, рассказать о каждом; нарисовать членов семьи, рассказать как в семье распределены обязанности по дому.
Конечно, 5-6-летние дети еще не могут самостоятельно предлагать идеи, планировать и реализовать проект. Но если проект представлен как смоделированная игровая ситуация, в которой малыши выступают не пассивными наблюдателями, а активными творцами, то овладение языковыми знаниями происходит на фоне эмоционально окрашенных и личностно значимых отношений между детьми и взрослыми в условиях, когда учебная задача не обозначена. Так, например , малышам предлагается проблемная ситуация: им нужно выяснить, какие фрукты, овощи предпочитают их воспитатели в группе или каких животных имеют педагоги дома. Опрашивая взрослых, ребенку приходится неоднократно задавать им вопросы:
«Какие овощи, фрукты любите?»
«Какие животные есть у вас дома?»
Каких животных любите?»
Дети с большим интересом выполняют такого рода задания. Собрав всю свою информацию, они рассказывают об этом на занятии русского языка.
Таким образом, у ребенка, самостоятельно добывающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимой лексики и речевых образцов. Это небольшой пример мини-проекта, который может быть выполнен на одном – двух занятиях. В каждой группе встречаются малыши, имеющие проблемы в общении со взрослыми или сверстниками, тревожные дети, ребята-лидеры.
На мой взгляд, проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности детей на занятиях боязни говорить на русском языке.
Проектный метод развивает у дошкольников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения. Реализация проекта – это уникальная возможность социализации ребят дошкольного и младшего школьного возраста, здесь могут проявлять себя абсолютно все. Даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело.
И любой проект обязательно предполагает какой-то реальный результат: альбом, коллаж, выставку, показ сказки и т.д.
Это только несколько примеров возможных тем и видов работы. Выбор зависит от многих факторов, включая возраст, уровень знаний, интересы детей, материалы, которые доступны обучаемым.
Метод проектов – суть развивающего, личностно- ориентированного характера обучения.
В своей работе я использую наиболее приемлемые для обучения русскому языку типы проектов: творческие, исследовательские, индивидуальные и игровые.
Очень удачным получился проект «Путешествие в страну Игралочка» по теме «Игрушки. Моя любимая игрушка». Родители приняли очень активное участие: изготовить мягкие, деревянные игрушки своими руками, дети так эмоционально с удовольствием рассказывали о своей любимой игрушке на занятии.
Реальных результатов можно достичь при обучении детей пересказыванию русских народных сказок. Пример: проект «Мы любим сказки». Чтобы представить как осуществлялся этот проект, приведу пример поэтапной работы над постановкой русской народной сказки «Теремок».
Цель проекта: Сформулировать у ребят интерес к изучаемому языку, создать положительно- эмоциональное настроение, вызвать у детей интерес к русским народным сказкам, расширить их преставление об окружающем мире, развивать творческие способности. Что касается языковых умений и навыков, то в ходе реализации проекта они лишь закреплялись, так как во время показа сказки использовалась лексика, ранее изученная на занятиях.
1 этап – подготовительный. На первом и втором занятиях была изучена тема»Дикие животные». На 3-м занятии познакомили детей с содержанием сказки «Теремок», используя цветные иллюстрации к каждому сюжету.
2 этап – организационный. Воспитатели вместе с детьми обсудили проект, сформировали группы ребят по интересам, распределили роли. К проекту были привлечены родители, определились их роли и участие (используя в работе проектную методику можно и нужно привлекать к работе родителей воспитанников).
3 этап – основной. Началась совместная творческая деятельность детей и взрослых. Например, ребята принесли из дома ткань, нитки, пуговицы и другой материал. Другая подгруппа детей занималась художественным оформлением, вместе с педагогами группы, они готовили декорации, пригласительные билеты. Третья подгруппа детей совместно с воспитателями группы, учителем русского языка и музыкальным руководителем разучивали роли.
В течение всех этапов педагоги контролировали детей, оказывали им помощь, поддерживали и поощряли любую инициативу и, конечно, сами проявляли ее.
4 этап – заключительный. Это презентация проекта – показ сказки самими детьми детям из других групп, родителям на русском языке.
Были обсуждены результаты проекта, малыши и взрослые обменивались впечатлениями. Был оформлен стенд с фотографиями. И главное – сами дети были очень рады и горды тем, что говорили на русском языке.
Так, благодаря проектной деятельности в нашем учреждении на утренниках дети рассказывают много стихов, песен на русском языке, часто показывают кукольный театр, показывают русские народные сказки. И первый признак значимости интереса ребенка в овладении вторым языком – использование его в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.
Использование проектного метода в работе с дошкольниками – это первый небольшой опыт моей работы. Я считаю, что данную технологию можно использовать практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости воспитанников, и убеждена, что эта технология эффективное средство от скуки и однообразия на занятиях русского языка, ведь главное отличие между обычной и проектной деятельностью состоит в том. Что при обычной работе – основная деятельность ограничена только занятием. А при проектной деятельности- работа ведется и вне занятий. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивацию ребенка. Очень важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых. То есть идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Детям легче преодолеть психологически барьер страха перед говорением на русском языке.
При проведении проектной работы перед учителем возникает ряд проблем, или трудностей:
1. Организация. Проекты, конечно же создают дополнительную работу для учителя. Они требуют дополнительных действий, таких, например, как установление контактов, нахождение подходящих источников материалов и т.д. Предлагаю несколько советов и пожеланий в организации учебного процесса.
А) Тщательно подготовьтесь к выполнению задания. Убедитесь в том, что каждый ребенок понимает, какое конкретное задание ему предстоит выполнить еще до начала работы над проектом.
Б) Не спешите. Подробнее объясните, что и как следует делать.
В) Терпимо относитесь к шуму. Детям потребуется иногда встать, чтобы взять фломастера, карандаши, трафареты, шаблоны или взглянуть на картинку. Такой вид шума – это естественная составляющая продуктивной работы, но пересекайте любой другой шум, не связанный с выполнением задания.
Г) Внимательно понаблюдайте за ним, что делать ребята. Если они не поняли свое задание, не отменяйте его. Остановитесь и выясните, в чем проблемы. Разберитесь в каждой из них.
2. Личностные проблемы
Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ребенка, такими, как отсутствие интереса или мотивации, трудности во взаимоотношениях с другими членами группы. Но с другой стороны, работа над проектом дает возможность проявить таланты, например оформительские – хорошо рисует правильно закрашивает артистичность и т.д, которые не менее важны для успеха проекта.
3. Трудности в создании успешно действующих групп. Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах нашли более творческий характер. Предпочтительное количество детей в группе 3-4.
Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Использовав в своей работе проектный метод, можно сделать вывод, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации ею практического применения это метод очень эффективен. Недаром эту технологию относят к технологиям 21 века.
Метод проектов, формируя и совершенствуя общую культуру общения и социального поведения в целом, приведет детей к практическому владению русским языком.
Глава 2. Организация проектной деятельности в условиях ДОУ
2.1 Постановка проблемы и обоснование проекта
Практическое исследование проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения- детский сад «Чечек» комбинированного вида с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна.
Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе Программы воспитания и обучения в детском саду. под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.) М,; 2010г.
Для реализации приоритетного направления – развитие речи детей через игровую деятельность, в МБДОУ -д/с «Чечек» используются технологии программы О.С Ушаковой, В.В. Гербовой, Ф.М.Бартан.
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
2.2 Механизм реализации проекта
Образовательный проект
«Путешествие в страну Игралочка»
Вид проекта: творческий.
Продолжительность: 2 недели.
Участники: учитель русского языка, дети, воспитатели, родители.
Образовательная область: Речевое развитие «Русский язык», познание.
Актуальность: В настоящее время в сельской местности детские сады посещают только дети коренной национальности, которые говорят на своем родном языке и здесь они учат русский язык как иностранный. Поэтому формирование устной русской речи является актуальной, теоретической и практической задачей учителей русского языка дошкольных образовательных учреждений.
Гипотеза: Дети полностью овладевают и усваивают данную тему при совместной проектной творческой деятельности детей и взрослых.
Цель: развитие устной русской речи и познавательных способностей.
Задачи:
• Закрепить названия игрушек, дать понятие, что игрушки бывают разного цвета, размера, качества;
• Развивать наглядно-действенное мышление;
• Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;
• Учить составлять описание игрушки;
• Выработка умений и навыков понимать в речи существительные в винительном падеже, понимание указаний и выполнение действий: дай, принеси мне, покажи игрушку, положи на стол, положи под стол;
• Вызвать у детей радостное настроение;
• Воспитать навыки бережного отношения к игрушкам.
Основные направления реализации проекта:
1. Совместная деятельность педагога с детьми.
2. Самостоятельная деятельность детей.
3. Совместная деятельность с родителями.
Этапы проекта:
I. Этап – подготовительный.
Обсуждение проекта с воспитателями группы, с детьми, с музыкальным руководителем, с родителями.
Создание развивающей среды (приготовление выкроек мягкой игрушки, набор тканей, образец деревянных игрушек).
II. Этап –организационный.
Занятия – изучение темы «Игрушки»;
Знакомство и заучивание стихов А. Барто «Игрушки».
III. Этап – основной.
Совместная творческая деятельность детей и взрослых:
• Дети разучивали стихи, выполняли домашние задания, рисовали любимые игрушки;
• Родители готовили игрушки по выбору (педагоги контролировали детей, оказывали помощь детям и родителям).
IV. Этап – заключительный.
Итоговое занятие.
Предполагаемый результат:
• Знать названия игрушек;
• Владеть обобщающим понятием «Игрушки»;
• Знать, что игрушки бывают разного размера, разного цвета, разного качества;
• Уметь оказывать помощь игрушкам, попавшим в беду;
• Уметь составлять описательный рассказ об игрушке;
• Полное овладение и усвоение темы «Игрушки».
Продукт проектной деятельности: изготовление (мягких и деревянных) игрушек с составлением описательного рассказа о ней.
Итак, мы решили проблему, реализовали поставленные задачи, родители с огромным желанием приняли участие в отчете по проекту.
Организация педагогов в режиме проектирования позволила добиться эффективных результатов и в плане самообразования педагогов: появилась мотивация к деятельности, воспитатели стали ответственно относиться к планированию самого образовательного процесса, организации совместной деятельности с детьми, поиску оптимальных форм сотрудничества с родительской общественностью. Повысилась профессиональная компетентность педагогов.
Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению как педагогического коллектива, так гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
Заключение
Таким образом, мы изучили метод проектов как перспективную технологию в условиях ДОУ. Познакомились с видами проектов и основами организации проектной деятельности в ДОУ.
Педагоги дошкольного учреждения формируют не только знания, умения, навыки дошкольников, но и помогают адаптироваться к социальной жизни. Они обучают детей через совместный поиск решений, предоставляют им возможность самостоятельно овладевать ролево-игровыми действиями. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.
Как один из методов обучения дошкольников, метод проектов основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом развития, саморазвития ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде и сплочению педагогического коллектива.
Список использованной литературы:
1. Анайбан З «Проблемы билингвизма в Туве». // Башкы. 1993.№3. стр.14-17
2. Бартан Ф.М Программа по русскому языку для старшей и подготовительной к школе группы тувинских групп детских образовательных дошкольных учреждений. 2002.
3. Бегзи Р. «О двуязычии». Башкы.1993. стр 17-24
4. Белая К. «Инновационная деятельность в ДОУ». М. 2004.
5. Денисова В. Дошкольное образование.2007. №7
6. Денисова В. «О методе проектов». Дошкольное образование. 2004. №7. стр 22
7. Евдокимова Е. «Развитие проектной культуры в образовательном процессе». Управление ДОУ. 2005. №3. стр 18-22.
8. Жамсуева Ю. «Развитие русско-бурятского двуязычия у детей дошкольного возраста» Башкы.1998.№4. стр 72-76.
9. Киселева Л.С Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Аркти. 2006г.
10. Протасова Е. «Метод проектов на уроках иностранного языка». Английский язык в школе.
11. Полат Е. «Обучение в сотрудничестве». Английский язык в школе.
12. Сохин. Ф., Протасова Е. «Методика обучения русскому языку в национальном детском саду».П. 1985.
13. Шинелько И. «Проектный метод обучения иностранному языку». От А до Я.2004. № 1. Стр 86-92.
14. ЮдовинаЮ. «Миф о двуязычии». Дошкольная педагогика. 2001. №3. Стр 35-40.
15. Осипова О.А Проектный метод как средство индивидуального развития ребенка.
16. Журавлева В.Н Проектная деятельность старших дошкольников. 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по обучению детей русскому языку на тему: "Дружно живем в Татарстане"
Занятие по обучению детей русскому языку построено с учетом возрастных особенностей. Занятие направлено на поликультурное воспитание дошкольников....
Занятие по обучению детей русскому языку на тему: "Дружно живем в Татарстане"
Занятие по обучению детей русскому языку на тему: "Дружно живем в Татарстане"...
доклад на тему Обучение детей русскому языку: проблемы и пути решения
Обученеие детей русскому языку в национальных дошкольных учреждениях, проблемы и пути решения...
План по самообразованию воспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творчество»
План по самообразованиювоспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творч...
Рус һәм татар телләренә өйрәтү мәсьәләләре. (Обучение детей русскому языку)
Рус һәм татар телләренә өйрәтү мәсьәләләре. (Обучение детей русскому языку) Республика балалар бакчасында тәрбия һәм укыту эшен ике телде алып бару –мөһим мәсьәләләрнең берсе.Чөн...
Занятие в старшей группе по обучению детей русскому языку на тему: «Овощи»
В материале представлен конспект ОД по развитию речи "Овощи". Данное занятие направлено на расширение и активизацию словаря детей дошкольного возраста по теме "Овощи"....
Доклад для воспитателей на тему "Обучение детей русскому языку"
Заман, мәгариф өлкәсенең мәктәпкәчә яшьтәге балаларга белем һәм тәрбия бирү системасында, тамырдан үзгәрешләр кертүне таләп итә. Республикабызда татар һәм рус телләре дәүләт телләре булып санала...