Педагогические подходы к освоению книжной иллюстрации старшими дошкольниками
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Знакомясь с книжной иллюстрацией и приёмами изображения, используемыми художниками ребёнок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
illyustratsii.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические подходы к освоению книжной иллюстрации старшими дошкольниками
Книжные иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге, и относится к изобразительным видам искусства
Книжная графика – иллюстрация (от лат. - прояснять) – это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие ее декоративный строй. Также является художественным средством, помогающим уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным, благодаря умению художника, выразительно, доступно, эмоционально передать идею произведения.
Как и все виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм, передает облик предметов и явлений окружающего мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий. Изобразительное искусство выражает также мысли художника, его отношение к изображаемому. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа.
В книге для детей внешнее и внутренне оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка. Ведь качественно иллюстрированная книга, посылая читателя вперед знакомя с различными видами иллюстраций.
Все виды иллюстраций различаются по сюжетным признакам и по месту и роли в книге.
Иллюстрация-заставка– находится в начале книги, главы или новой части. Означает начало одной из частей повествования и помогает читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально на него настроиться. «Заставка как маленькая увертюра к тексту».
Иллюстрация-концовка– располагается в конце книги, в конце части или главы. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетными или символическими. Заставки и концовки выполнены в одном стиле, так как взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.
Иллюстрации полосные, полуполосные– находятся внутри текста, обычно возле той части, которую иллюстрируют. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту.
Иллюстрация-фронтиспис– помещается на левой стороне перед титульным листом и является иллюстрацией ко всему произведению. Также в качестве фронтисписа могут использоваться портреты автора книги или персонажа.
Иллюстрация на обложке или переплёте– выражает главную идею книги, её содержание. Является наиболее значимой иллюстрацией, «лицом» издания.
Именно с иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Она помогает ребенку познакомиться с литературным текстом, формирует представление о теме, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев, помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их.
Знакомясь с книжной иллюстрацией и приёмами изображения, используемыми художниками ребёнок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий, что настраивает на собственный поиск, развивает изобразительные возможности самого дошкольника. Разные иллюстративные серии к одному произведению, дают представление о вариативности образов, помогают через рисунок глубже понять содержание книги.
А грамотное педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей с книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них. Способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.
Благодаря умению художника наглядно, выразительно, доступно, эмоционально передать идею произведения, образы в иллюстрациях оказывают огромное воздействие на понимание ребенком текста. Они отмечают, что отношение детей к герою книги меняется после показа иллюстраций. Именно эта сторона - слияние воедино эстетической, познавательной и воспитательной функций книги - очень важна при ее оформлении.
Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении ребенка описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажем, героями произведений. Дети охотно идут за художником в новый мир «живых» образов, вымысла, сочетания реального и сказочного. Они с интересом включаются в это процесс, в эту игру фантазий и воображения. Понятные, доступные и в то же время высокохудожественные графические образы созданы в произведениях книжной графики В.М. Конашевичем, В.В. Лебедевым, А.Ф. Пахомовым, Т.А. Мавриной Е.И. Чарушиным, Ю.А. Васнецовым, Е.М. Рачевым.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. В 5-7 лет внимание детей обращается на жанровый характер произведения (сказочное или реалистичное, юмористическое или фольклорное, героическое или сатирическое). А также на пространственные свойства рисунка: форма, поза, жест, движение, мимика героя; линия, штрих, на выразительность точки, контура, цветого пятна. Поговорить о контуре, о цветных линиях можно на примере таких книг, проиллюстрированных Т. Г. Юфа, как «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, «Царевна – лягушка». Увидеть забавные позы, пушистость котов, настроение, единство образа, придуманного художником и выраженного в стихах и в рисунке, в рисунках В. Чижикова «Ай да коты» из серии «Твоя коллекция».
Дети старшего дошкольного возраста запоминают имена иллюстраторов и книги, которые они оформляли, обращают на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности почерка, предпочтения в иллюстрировании определенных жанров литературных произведений. (например, Е. Рачев, Н. Кочергин, Т.Юфа - «сказочники», Ю. Васнецов больше всего иллюстрировал русский фольклор, Е. Чарушин, М. Митурич - книги о животных, о природе и т. д.).
Дети этого возраста они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какие краски выбрал художник для передачи того или иного времени года, тех или иных природных явлений. Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в младшем возрасте, - о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. Казакова Т.Г отмечает, что при знакомстве с новой манерой автора используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним, просмотр диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом).
Список используемой литературы:
1.Косминская В.Б, Васильева Е.И, Казакова Р.Г Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду /. - М.: Просвещение, 1985 Курочкина Н.А. Детям о книжной графике - СПб.: Детство – Пресс, 2000.
2.Казакова Т.Г. Теория и методика развития изобразительной деятельности М.: Владос, 2006
3.Кионова В.Я. Сравнение иллюстраций как один из путей развития«Дошкольное воспитание». – 1973.-№2. – С.30-32
4.Курочкина Н.А.Детям о книжной графике. -СПб. :Детство –Пресс, 2000
5.Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста, детьми дошкольного возраста. М. АПН РСФСР //Вопросы психологии. 1959 №1 январь-февраль 1959. С. 127-141.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Освоение временных отношений старшими дошкольниками в условиях педагогического сопровождения.
Освоение временных отношений, категории времени рассматривается как одна из значимых и сложных проблем.Её значимость заключается в нескольких моментах:старшим дошкольникам необходимо научиться о...
Поиск методов и приемов развивающего обучения в процессе исследования освоения логических отношений старшими дошкольниками
ПОИСК МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ В соответствии с Законом РФ "Об образовании", вступившем в силу с 1 сент...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОСВОЕНИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
Хочу поделиться интересной статьей по применению в практике кейс-технологий. Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решен...
Методическая разработка "Современные педагогические подходы в формировании фонематических процессов у дошкольников"
В перезентации представлена методическая разработка в рамках темы "Современные педагогические походы в формировании фонематических процессов у дошкольников". Будет интересна педа...
Педагогическая мастерская «Использование современных педагогических технологий в освоении речевого этикета старшими дошкольниками»
Раскрывается сущность кейс-технологии, и её использования в освоении речевого этикета....
Реализация социально-педагогического подхода в процессе художественно-эстетического образования дошкольников
Представленная статья посвящена проблеме организации художественно-эстетического образования в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое образование рассматривается в контекст...
Статья Реализация социально-педагогического подхода в процессе художественно-эстетического образования дошкольников
Представленная статья посвящена проблеме организации художественно-эстетического образования в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое образование рассматривае...