Педагогические подходы к освоению книжной иллюстрации старшими дошкольниками
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Довжик Ирина Анатольевна

Знакомясь с книжной иллюстрацией и приёмами изображения, используемыми художниками ребёнок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий.

А грамотное педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей с книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon illyustratsii.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические подходы к освоению книжной иллюстрации старшими дошкольниками

Книжные иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге, и относится к изобразительным видам искусства

Книжная графика – иллюстрация (от лат. - прояснять) – это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие ее декоративный строй. Также является художественным средством, помогающим уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным, благодаря умению художника, выразительно, доступно, эмоционально передать идею произведения.

Как и все виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм, передает облик предметов и явлений окружающего мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий. Изобразительное искусство выражает также мысли художника, его отношение к изображаемому. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа.

В книге для детей внешнее и внутренне оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка. Ведь качественно иллюстрированная книга, посылая читателя вперед знакомя с различными видами иллюстраций.

 Все виды иллюстраций различаются по сюжетным признакам и по месту и роли в книге.

Иллюстрация-заставка– находится в начале книги, главы или новой части. Означает начало одной из частей повествования и помогает читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально на него настроиться. «Заставка как маленькая увертюра к тексту».

Иллюстрация-концовка– располагается в конце книги, в конце части или главы. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетными или символическими. Заставки и концовки выполнены в одном стиле, так как взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

Иллюстрации полосные, полуполосные находятся внутри текста, обычно возле той части, которую иллюстрируют. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту.

Иллюстрация-фронтиспис– помещается на левой стороне перед титульным листом и является иллюстрацией ко всему произведению. Также в качестве фронтисписа могут использоваться портреты автора книги или персонажа.

Иллюстрация на обложке или переплёте– выражает главную идею книги, её содержание. Является наиболее значимой иллюстрацией, «лицом» издания.

Именно с иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Она помогает ребенку познакомиться с литературным текстом, формирует представление о теме, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев, помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их.

Знакомясь с книжной иллюстрацией и приёмами изображения, используемыми художниками ребёнок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий, что настраивает на собственный поиск, развивает  изобразительные возможности самого дошкольника. Разные иллюстративные серии к одному произведению, дают представление о вариативности образов, помогают через рисунок глубже понять содержание книги.

А грамотное педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей с книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них. Способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.

Благодаря  умению художника наглядно, выразительно, доступно, эмоционально передать идею произведения, образы в  иллюстрациях оказывают огромное воздействие на понимание ребенком текста.  Они отмечают, что отношение детей к герою книги меняется после показа иллюстраций. Именно эта сторона - слияние воедино эстетической, познавательной и воспитательной функций книги -  очень важна при ее оформлении.

Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении ребенка описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажем, героями произведений. Дети охотно идут за художником в новый мир «живых» образов, вымысла, сочетания реального и сказочного. Они с интересом включаются в это процесс, в эту игру фантазий и воображения. Понятные, доступные и в то же время высокохудожественные графические образы созданы в произведениях книжной графики В.М. Конашевичем, В.В. Лебедевым, А.Ф. Пахомовым, Т.А. Мавриной Е.И. Чарушиным, Ю.А. Васнецовым, Е.М. Рачевым.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. В 5-7 лет внимание детей обращается на жанровый характер произведения (сказочное или реалистичное, юмористическое или фольклорное, героическое или сатирическое). А также на  пространственные свойства рисунка: форма, поза, жест, движение, мимика героя; линия, штрих,  на выразительность точки, контура, цветого  пятна. Поговорить о контуре, о цветных линиях можно на примере таких книг, проиллюстрированных Т. Г. Юфа, как «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, «Царевна – лягушка». Увидеть забавные позы, пушистость котов, настроение, единство образа,  придуманного художником и выраженного в стихах и в рисунке,  в рисунках В. Чижикова «Ай да коты» из серии «Твоя коллекция».

Дети старшего дошкольного возраста запоминают имена иллюстраторов и книги, которые они оформляли, обращают на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности почерка, предпочтения в иллюстрировании определенных жанров литературных произведений.  (например, Е. Рачев, Н. Кочергин, Т.Юфа - «сказочники», Ю. Васнецов больше всего иллюстрировал русский фольклор, Е. Чарушин, М. Митурич - книги о животных, о природе и т. д.).

 Дети этого возраста они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какие краски выбрал художник для передачи того или иного времени года, тех или иных природных явлений. Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в младшем возрасте, - о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. Казакова Т.Г отмечает, что при знакомстве с новой манерой автора используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним, просмотр диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом).

Список используемой литературы:

1.Косминская В.Б, Васильева Е.И, Казакова Р.Г Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду /. - М.: Просвещение, 1985  Курочкина Н.А. Детям о книжной графике - СПб.: Детство – Пресс, 2000.

2.Казакова Т.Г. Теория и методика развития изобразительной деятельности М.: Владос, 2006

3.Кионова В.Я. Сравнение иллюстраций как один из путей развития«Дошкольное воспитание». – 1973.-№2. – С.30-32

4.Курочкина Н.А.Детям о книжной графике. -СПб. :Детство –Пресс, 2000

5.Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста, детьми дошкольного возраста. М. АПН РСФСР //Вопросы психологии. 1959  №1 январь-февраль 1959. С. 127-141.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освоение временных отношений старшими дошкольниками в условиях педагогического сопровождения.

Освоение временных отношений, категории времени рассматривается как одна из значимых и сложных проблем.Её значимость заключается в нескольких моментах:старшим дошкольникам  необходимо научиться о...

Поиск методов и приемов развивающего обучения в процессе исследования освоения логических отношений старшими дошкольниками

ПОИСК МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ В соответствии с Законом РФ "Об образовании", вступившем в силу с 1 сент...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОСВОЕНИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Хочу поделиться интересной статьей по применению в практике кейс-технологий.  Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решен...

Методическая разработка "Современные педагогические подходы в формировании фонематических процессов у дошкольников"

В перезентации представлена методическая разработка   в рамках темы "Современные педагогические походы в формировании фонематических процессов у дошкольников". Будет интересна педа...

Реализация социально-педагогического подхода в процессе художественно-эстетического образования дошкольников

Представленная статья посвящена проблеме организации художественно-эстетического образования в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое образование рассматривается в контекст...

Статья Реализация социально-педагогического подхода в процессе художественно-эстетического образования дошкольников

  Представленная статья посвящена проблеме организации художественно-эстетического образования в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое образование рассматривае...