Методическая разработка "Современные педагогические подходы в формировании фонематических процессов у дошкольников"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
В перезентации представлена методическая разработка в рамках темы "Современные педагогические походы в формировании фонематических процессов у дошкольников". Будет интересна педагогам, работающим с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formir._fonemat._protsessov.pptx | 92.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема: увеличение числа детей с трудностями в развитии фонематических процессов. Цель : поиск эффективных современных подходов в формировании фонематических процессов у дошкольников . Задачи: - привлечение внимания педагогов к трудностям в развитии фонематических процессов у детей ; - повышение компетентности педагогов по данной теме; - создание условий для эффективного взаимодействия педагогов; создание единой картотеки игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов. Вид проекта: педагогический, творческий Продолжительность : долгосрочный (в течение учебного года)
Формы работы (сроки проведения ): 1.Организационная встреча : «Введение в проект» (октябрь) 2.Круглый стол «Развитие фонематических процессов у детей младшего дошкольного возраста » (ноябрь) 3.Круглый стол «Развитие фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста» (декабрь) 4.Круглый стол «Развитие фонематических процессов у дошкольников, посещающих старшую группу» (февраль) 5.Круглый стол «Развитие фонематических процессов у дошкольников, посещающих подготовительную группу» (март) 6.Круглый стол «Развитие фонематических процессов на музыкальных и физкультурных занятиях» (апрель) 7 .Квест «Звук – ты мой друг» ( май )
План проведения «круглых столов» 1.Теоретические основы формирования фонематических процессов у детей. 2. Практическая часть : «Игры и упражнения, направленные на развитие фонематических процессов у дошкольников»
Фонематические процессы: Фонематический слух (способность) Фонематическое восприятие (процесс восприятия на слух определенных фонем) фонематический анализ (мысленный процесс выделение отдельных фонем ) фонематический синтез ( мысленный процесс соединения частей в целое) фонематические представления (звуковые образы фонем )
Основными задачами развития фонематических процессов: Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков
Этапы развития фонематических процессов: I этап — узнавание неречевых звуков( развитию слухового внимания и слуховой памяти) II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу IV этап — дифференциация слогов V этап — дифференциация фонем VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза. 1 . Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове 2. Определение первого и последнего звука в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). 3.Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности, количество и место звуков по отношению к другим звукам в слове).
Виды игр и упражнений: - игры, направленные на развитие фонематического восприятия - игры, направленные на развитие слухового внимания - игры, направленные на развитие слуховой памяти - игры, направленные на развитие фонематических представлений - игры, направленные на формирование навыков звукового анализа - игры, направленные на формирование синтеза
Образец карточки : Название Цель Задачи Возраст Краткое описание
Дидактическая игра «Где находится звук ?» Цель: развитие навыков звукового анализа Задача: развитие умения определять место звука в слове. Возраст: 5 – 7 лет Описание: 1 ВАРИАНТ: Педагог называет слова и предлагает детям определить, где находится звук А в этих словах ( аист, мак, игра). 2 ВАРИАНТ: Педагог предлагает детям назвать картинку и определить, где находится звук А в этом слове ( арбуз, лак, луна). 3 ВАРИАНТ: Педагог предлагает детям найти картинку, в названии которой есть звук А (стол, пила, дом, книга, арка, пушка) и определить его место. 4ВАРИАНТ: Педагог предлагает детям найти картинку, в названии которой звук А находится в начале, середине, конце (апельсин, абрикос, слива, свёкла, майка, ананас ). 5 ВАРИАНТ: Педагог предлагает детям найти лишнюю картинку, в названии которой нет звука А .
Дидактическая игра «Поймай звук» цель развитие навыков звукового анализа задачи развитие умения определять место звука в слове. возраст 5 – 7 лет Описание: 1 ВАРИАНТ Педагог называет слова и предлагает детям определить, где находится звук А в этих словах ( аист, мак, игра). 2 ВАРИАНТ Педагог предлагает детям назвать картинку и определить, где находится звук А в этом слове ( арбуз, лак, луна). 3 ВАРИАНТ Педагог предлагает детям найти картинку, в названии которой есть звук А (стол, пила, дом, книга, арка, пушка) и определить его место. 4 ВАРИАНТ Педагог предлагает детям найти картинку, в названии которой звук А находится в начале, середине, конце (апельсин, абрикос, слива, свёкла, майка, ананас ). 5 ВАРИАНТ Педагог предлагает детям найти лишнюю картинку, в названии которой нет звука А .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников "
Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНРИгровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНРОдной из основных задач любого д...
Современные педагогические подходы к формированию системы саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе, с СДВГ
Формирование нового подхода к организации образовательного процесса, направленного на формирование системы саморегуляции произвольной деятельности у детей, в том числе с СДВГ Проблема социа...
Картотека игр по формированию фонематических процессов у дошкольников. Методическая разработка
Картотека игр по формированиюфонематических процессов у дошкольников.Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. ...
Методическая разработка: «Игры по формированию фонематических процессов для дошкольников»
Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не ов...
Методическая разработка к занятию НОД по формированию фонематического восприятия у дошкольников ОНР с Использованием современных технологий. Фонетическая тема «Звук «Л», буква Л». Лексическая тема «Весна. Перелетные птицы».
Методическая разработка адресована учителям-логопедам компенсирующих групп ДОУ для детей с ТНР ОНР....
Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Методическая разработка "Игры по формированию фонематических процессов для дошкольников".
Проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Я предлагаю вашему вниманию игры на развитие фонематических процес...