Театральная ритмопластика.
консультация

Стражнова Елена Евгеньевна

Использование ритмопластики в театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetralizovannaya_ritmoplastika.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Театральная ритмопластика.

Одним из условий развития у дошкольников творческих способностей в театрализованной деятельности является овладение детьми языком пантомимических, имитационных и танцевальных движений, т.е. ритмопластикой. Такое овладение предполагает прежде всего умение с помощью движений, мимики, жестов выражать отношение, настроение своё собственное или изображаемого персонажа, связывать эти движения и жесты с сюжетом сказки, характерными особенностями её героев, а также с музыкой. Вообще, обучение языку движений может быть эффективным только на основе полноценного, высокохудожественного музыкального материала. Музыка должна активизировать фантазию ребёнка, направлять, побуждать к творческому использованию выразительных движений в передаче образа. Поэтому музыкальный руководитель - этот тот специалист, который подберёт качественный музыкальный материал к драматизациям, различным видам спектаклей и к театрализованным этюдам и играм.

Причём, хочется особо отметить то, что вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет детям осмысливать содержание и характер музыки и на этой основе развивать воображение, фантазию, побуждать к поиску средств выразительной передачи образа.

Из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:

- во 2-ой младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения животных);

- в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомимы, образных движений). Хочется отметить, что разнообразие в характеристике одного и того же образа (например, неуклюжий и танцующий медведь, грустный и весёлый заяц) способствует развитию воображения и творческих проявлений детей;

- в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения, поощрять творческие проявления детей;

- в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых, пантомимических действий, танцевальных, пластических, образных движений.

Обучение детей приёмам образного перевоплощения в основном проходит на материале русских народных сказок, а также простых изнакомых детям сказок современных и русских детских писателей: В. Сутеева, В. Бианки, К. Чуковского и др. В качестве подготовки к ним можно предложить детям ритмопластические этюды по отдельным образам. Эти этюды могут быть двух планов. Одни исполняются на программную музыку передающую характер того или иного персонажа. В них детям предлагается представить себя в определённом образе и найти для его воплощения соответствующую выразительную пластику. В других этюдах даётся задание представить и показать ка «звери пляшут». Задача заключается в том, чтобы исполнить танцевальные движения в характере того или иного персонажа, придавая им то медвежью тяжеловесность, то заячью бесшабашность и т.п. При этом к каждому образу подбирается плясовая народная мелодия соответствующего характера. Здесь педагог побуждает детей не только к образному перевоплощению, но и к поиску дополнительных выразительных средств, «придумыванию» новых плясовых движений.

Методика работы с этими этюдами состоит в следующем:

-  дети слушают музыкальное произведение и определяют «про кого рассказывает музыка», называют персонаж, его характер, возможные действия и движения;

-  пробуют воплотить в пластике то, что они услышали в музыке. Здесь педагог может использовать образные рассказы о том или ином персонаже. Эти рассказы можно составить из разрозненных предположений детей о содержании музыки;

- групповое исполнение детьми этюда в «сотворчестве» чередуется с индивидуальными попытками, которые предлагаются особо выразительным исполнителям или тем детям, кто придумал интересное новое движение, или просто желающим. Дети-«зрители» высказывают свои впечатления о сольных выступлениях. При этом следует побуждать их обращать внимание на зависимость выразительности от способов выполнения движений, замечать оригинальность, оценивать качество и эмоциональность исполнения в целом. Наконец, разрозненные эпизоды сказки собираются воедино, и дети исполняют сказку целиком.

В процессе работы над развитием творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности можно предложить детям различные театрализованные игры, которые развивают мимику и пантомимику, интонацию, воображение, фантазию, выразительность движений. Например, игра «Сказочные герои»:

Воспитатель говорит, что сейчас все ребята будут превращаться в разных сказочных героев – они будут двигаться друг за другом в образах этих героев по кругу. Но движения этих сказочных героев будут не простые, а музыкальные. Во время игры будет звучать определённая музыкальная пьеса, и все ребята будут, поочерёдно превращаясь в героев различных сказок – людей, зверей, волшебных персонажей – двигаться в ритме звучащей музыки. Для начала дети могут продемонстрировать образы простых персонажей, например, Колобка можно изобразить, подняв к верху руки и образовать ими подобие шара. Под звучание русской народной музыки, медленно кружась, дети могут показать, как Колобок катился по дорожке, Курочка Рябаквохчет, машет крыльями, суетится. Другие герои поступают соответственно своим действиям, о которых говорится в сказке. После подобных «пробных» показов ритмических действий сказочных героев можно со временем перейти к демонстрации ритмико-поведенческих действий более сложных сказочных персонажей, например, к таким:

- Иван-царевич скачет верхом на Сивке-Бурке;

- летит Жар-птица;

- «выплывает» Василиса Прекрасная;

- шагают великаны;

- идут мелкими шажками гномы;

- спешит в кукольный театр Буратино;

- Карлсон летит на помощь Малышу и т.п.

Когда в сознании детей зафиксировались нужные виды действий и движений, можно проводить длительные «сказочные гонки», меняя по команде ведущего в соответствии с музыкальным фрагментом образ сказочного героя. На основе этой театрализованной игры можно проводить её варианты – конкурсы и викторины по условным назвданием «Угадай-ка». Педагог включает музыку, а дети должны узнать её и изобразить того или иного сказочного персонажа.

Также в совершенствовании выразительности в передаче образов персонажей сказки может помочь «пантомимическая» игра – загадка «Зеркало», в ходе которой дети задумывают, какого персонажа они покажут, передадут настроение и характерные особенности, а другие – отгадывают героя и объясняют, какому моменту в сюжете сказки соответствует показанный образ. Затем вместе с каждым водящим все дети ещё раз передают характер и настроение того или иного персонажа с помощью движений и мимики.

Использование ритмопластических театрализованных игр не должно сводиться к подготовке выступления, показа того или того спектакля или драматизации. Они рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом и педагогом, ведь от игры к игре активность детей и творческие проявления их будут возрастать, они быстрее и свободнее станут перевоплощаться, проявлять большую самостоятельность при выборе выразительных средств художественной выразительности передачи образа.

Также театрализованные игры помогут справиться со многими проблемами и эмоционально-личностными особенностями детей. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность в себе. Главное, чтобы ребёнок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной для него деятельностью, был увлечён сказкой, общением, музыкой, игрой. Только это поможет развить творческое начало в каждом ребёнке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ритмопластике

конспект занятия по ритмопластике "В волшебной стране детства"...

Занятие в театральном кружке "Ритмопластика"

Занятие в театральном кружке "Ритмопластика"...

Театральная ритмопластика

Консультация для родителей....

Развитие танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста средствами ритмопластики.Конспект игрового занятия по ритмопластике в подготовительной группе.

Предлагаю. конспект занятия для детей подготовительной группы по развитию танцевального творчестваю. Музыкальный материал может варьироваться по желанию музыкального руководителя....

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию  к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...

Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: "Театральная азбука маленького актёра" Театральная игра как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей старшего дошкольного возраста.   Предложенный материал этого выпуска журнала   поможет родителям познакомиться ...