Одаренность в дошкольном возрасте
методическая разработка

презентация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon priznaki_odarennosti_u_doshkolnikov2.ppt443.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Признаки одаренности у дошкольников Одаренность в дошкольном возрасте

Слайд 2

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 3

Специфика одаренности в детском возрасте 1. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характери­зуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; 2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить "угасание" признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

Слайд 4

4. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия. 3. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.

Слайд 5

Признаки одаренности – это те особенности ребенка, которые проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий "могу" и "хочу, поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Слайд 6

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: 1. Наличие специфических стратегий деятельности. 2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности "все делать по-своему" и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции . 3. Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). 4. Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Слайд 7

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: 1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.) сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия. 2. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. 3. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятель­ности имеет своим следствием поразитель­ное упорство и трудолюбие. 4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. 5. Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Слайд 8

Виды одаренности По критерию "вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики" 1. Практическая деятельность: одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. 3. В художественно - эстетической деятельности — хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. 2. В познавательной деятельности — интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). 4. В коммуникативной деятельности - лидерская и аттрактивная одаренность. 5. В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Слайд 9

По критерию "степень сформированности одаренности" Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой . Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

Слайд 10

По критерию "форма проявления" Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы "сама по себе"); в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. Нередко в "гадком утенке" никто не видит будущего "прекрасного

Слайд 11

По критерию "широта проявлений в различных видах деятельности" Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейшие аспекты общей одаренности – умственная активность и ее саморегуляция. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

Слайд 12

По критерию "особенности возрастного развития" ранняя одаренность поздняя одаренность

Слайд 13

Особенности личности одаренного ребенка особая система ценностей, т. е. система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. перфекционизм (стремление добиться совершенства в выполнении деятельности). внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним). повышенная чувствительность и связанная с ней особая эмоциональная нестабильность. независимость (автономность, невозможность действовать, думать и поступать так, как большинство).

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место исследовательской деятельности в работе с одаренным ребенком дошкольного возраста

Доклад содержит описание работы коллектива детского сада с одаренными детьми посредством организации исследовательской деятельности....

Методики выявления потенциальной одаренности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» прои...

Интеллектуальная одаренность в дошкольном возрасте как феномен

В статье представлены разные точки зрения на феномен интеллектуальной одаренности, раскрыты поведенческие модели, свойственные одаренным детям.  Представлен опыт работы с одаренным ребенком...

Консультация для педагогов «Особенности одаренных детей дошкольного возраста»

Даны характеристики различных сфер одаренности детей, возможные проблемы и методики определения одаренности....

Организация благоприятного предметно – развивающего пространства для развития одаренности детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности.

Организация благоприятного предметно – развивающего пространства для развития одаренности детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Предлагаются материалы проекта «Маленькие таланты», в разработке которого участвовали педагоги-психологи и  музыкальные руководители....

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми дошкольного возраста

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том ...