Методическая разработка «Игры в период адаптации детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Аннотация - в методической разработке представлены игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данная методическая разработка поможет решить проблему безболезненной адаптации детей раннего дошкольного возраста в период привыкания к условиям детского сада, а также создать условия для деток с разным уровнем развития с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Здесь представлены игры в помощь воспитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка «Игры в период адаптации детей раннего возраста» | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Игры в период адаптации
детей раннего возраста»
Аннотация - в методической разработке представлены игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данная методическая разработка поможет решить проблему безболезненной адаптации детей раннего дошкольного возраста в период привыкания к условиям детского сада, а также создать условия для деток с разным уровнем развития с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Здесь представлены игры в помощь воспитателям.
Адаптация к детскому саду - тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений, и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно. Помочь ребенку в этот период должны близкие ему люди. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие.
В дошкольном возрасте — это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу).
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада имеет большое значение. Помочь малышам привыкнуть к новым и непривычным для него условиям - довольно сложная задача для педагогов.
Введение
Актуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, формировании эмоционального контакта, доверия. Все это возникает на основе совместных действий, то есть в игре.
Адаптация к детскому саду - тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений, и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно. Помочь ребенку в этот период должны близкие ему люди. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие.
Воспитатель являются активным участником игр. Одновременно действуя вместе с детьми, являются образцом для подражания. Объяснение и показ действий происходит в ходе игры. Интонацией воспитатель подчеркивает характерные черты игрового персонажа.
На протяжении всей игры воспитатель поддерживает интерес детей к игре, следит за их действиями, поощряет самостоятельность, инициативу, активность.
Продолжительность игры зависит от характера движений, числа игроков, условий проведения, настроения детей, ориентировочно от 5 до 8 минут.
Преимущества игры:
- Позволяет маленькому ребёнку ощутить себя всемогущим;
- Помогает не испытывать разочарования от того что он мал и беспомощен;
- Помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достичь успеха в собственных глазах;
- Помогает управлять своими чувствами;
- Даёт возможность пережить массу эмоций.
Цель:
- Помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада
Задачи:
- Создать условия для положительного эмоционального настроения и атмосферы в группе.
- Способствовать установлению партнерских отношений в игре и доверия детей к воспитателю.
- Создать условия для снятия эмоционального напряжения у детей с разным уровнем адаптации и уровнем развития.
Требования к играм:
- Игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
- Не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, понемногу);
- Инициатором игр всегда выступает взрослый;
- Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:
- Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;
- Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры. Во многих играх используются стихотворения и потешки.
- В-третьих, взрослый делает всѐ, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу.
- В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец.
- В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый — один ребенок).
Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно.
Игры для налаживания контакта с ребенком
Приведенные ниже игры не только ободрят робкого ребенка и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
Игра «Иди ко мне»
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая. "Иди ко мне, мой хороший!" Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает. " Какой ко мне хороший Коля пришел!" Игра повторяется.
Игра «Поезд»
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу; упражнять в ходьбе, беге друг за другом; ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в "поезд": "Я - паровоз, а вы - вагончики". Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. "Поехали", - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: "Чу-чу-чу". Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: "Остановка". Через некоторое время поезд опять отправляется в путь. (Эта игра способствует отработке основных движений - бега и ходьбы.)
Игра «Покатаемся на лошадке»
Материал: лошадка-качалка
Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: "Лиза едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно". Ребенок повторяет тихо: "Нно-нно". Воспитатель: "Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: "Нно-нно, беги, лошадка!" (Сильнее раскачивает ребенка). Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Воспитатель добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание – громко и четко. (Игра развивает речевую активность).
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: развивать у ребенка тактильную чувствительность; научить ребенка находить точные слова для определения своих ощущений.
Материал: мешочек красного цвета, игрушки.
Ход игры: «Угадайка» - ребенок засовывает руку в мешочек, ощупывает предметы. Взяв предмет в руку, ребенок должен назвать его или описать. Воспитатель помогает ребенку рассказать о предмете, задавая вопросы о предмете. Например: Он круглый? Гладкий? Большой? Если ребенок называет предмет, то его достают из мешочка и смотрят.
«Найди предмет» Дети уже знают, какие предметы в мешочке, Воспитатель называет предмет, ребенок должен будет его найти, не смотря в мешочек.
«Игра с собачкой»
Материал: игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Даше лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка "ест суп", "лает", говорит ребенку "спасибо!"
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
Игра «Зайка»
Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Материал: игрушечный зайчик.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть.
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши.
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.
Игра «Догонялки»
Цель: учить детей быстро действовать по сигналу; ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Материал: Кукла средних размеров.
Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре "Хоровод с куклой", говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: "Вот мои ребятки". Вариант: игра проводится с мишкой. Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
Игра «Передай колокольчик»
Материал: колокольчик
Ход игры: дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Воспитатель звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Лиза, иди, возьми колокольчик». Ребенок становится на место воспитателя, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени.
Игра «Что в кулачке?»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений.
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения. Кто залез ко мне в кулачок? Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.) Ну-ка, ну-ка, вылезай! Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
Игра «Дай ручку!»
Ход игры: Педагог протягивает руку ребёнку: Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Игра «Хлопаем в ладоши!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Воспитатель хлопает в ладоши со словами:
- Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
- Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
- Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать.
Заключение
Вывод: Таким образом, можно отметить, что использование игр и игровых технологий, несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей, помогают успешно преодолеть адаптационный период в детском саду.
Список используемых источников:
1. Калинина Р. «Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 1998, №4.
2. Лялина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». – Волгоград: Учитель, 2001.
3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
4. Сертакова Н.М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль игры в период адаптации детей раннего возраста."
Основная задача игр в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.Чтобы решить эт...
Мастер - класс для педагогов "Подвижные игры в период адаптации детей раннего возраста"
Мастер-класс для педагогов...
Статья «Игры в период адаптации детей раннего возраста»
В статье указаны рекомендации о положительной адаптации через игру....
Методическая разработка "Игры в период адаптации детей раннего возраста».
В данной методической разработке представлены игры, которые способствуют успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Материал, представленный в данной ра...
Методическая разработка для родителей . Тема: «Адаптация детей раннего возраста».
Адаптация – это приспособляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Процесс, часто проходящий с напряжением и перенапряжением психических и физических сил детского организма....
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....