"Роль художественной литературы в формировании нравственных качеств у младших дошкольников"
консультация (младшая группа)
Консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль художественной литературы в формировании нравственных качеств у младших дошкольников
Художественная литература является действенным средством ознакомления дошкольников с разнообразием поступков и оценкой их нравственной значимости, в которой описываются конкретные ситуации, близкие к опыту детей, действия персонажей и последствия этих действий.
Особенности восприятия дошкольниками художественных произведений и их влияние на эмоциональное состояние детей раскрывает Л.П. Стрелкова. Произведения искусства, подчеркивает автор, не только обогащают знания ребенка о действительности, они вводят его в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий: «…ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».
По мнению Л.П. Стрелковой: «Художественная литература является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости, человечности»
Детская книга рассматривается как средство нравственного воспитания.
Детский поэт И.П. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания.
По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения.
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, как деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами .
Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - формирование будущего большого "талантливого читателя", культурно образованного человека.
Художественная литература - одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.
В младшем дошкольном возрасте дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль.
В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.
Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор; на практике знакомится с системой Мировой Библиотеки.
Художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности дошкольников.
Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших дошкольников.
У детей расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности.
Дети знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а также об отрицательных чертах характера - несправедливости, грубости и жадности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественной литературы в жизни дошкольника и рекомендации по ее подбору для различных возрастных групп.
В материале отражены особенности восприятия детьми произведений художественной литературы и даны рекомендации по их подбору для различных возрастных групп дошкольников....
Роль художественной литературы в жизни дошкольника.
Конспекты интегрированнойнепосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с художественной литературой для детей 2-ой младшей и средней групп по произведениям Корнея Ивановича Чуковского...
Роль художественных произведений в развитии дошкольников
работа с детьми разных возрастов...
Родительское собрание в нетрадиционной форме (викторина) в старшей группе « Роль художественной литературы в развитии дошкольника».
Родительское собрание в нетрадиционной форме (викторина) в старшей группе"Роль художественной литературы в развитии дошкольника»....
Сообщение для родительского собрания: Тема: «Роль художественной литературы в воспитании дошкольника»
Сообщение для родительского собрания:Тема:«Роль художественной литературы в воспитании дошкольника»...
Доклад на родительском собрании "Роль художественной литературы в воспитании дошкольников"
Влияние художественной литературы на развитие и обогащение речи ребенка....
Роль художественной литературы в жизни дошкольника и рекомендации по ее подбору для различных возрастных групп.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправ...