"Роль художественной литературы в формировании нравственных качеств у младших дошкольников"
консультация (младшая группа)

Руга  Татьяна  Владимировна

Консультация  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в формировании нравственных качеств у младших дошкольников

Художественная литература является действенным средством ознакомления дошкольников с разнообразием поступков и оценкой их нравственной значимости, в которой описываются конкретные ситуации, близкие к опыту детей, действия персонажей и последствия этих действий.

Особенности восприятия дошкольниками художественных произведений и их влияние на эмоциональное состояние детей раскрывает Л.П. Стрелкова.  Произведения искусства, подчеркивает автор, не только обогащают знания ребенка о действительности, они вводят его в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий: «…ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».

По мнению Л.П. Стрелковой: «Художественная литература является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости, человечности»

Детская книга рассматривается как средство нравственного воспитания.

Детский поэт И.П. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания.

По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, как деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами .

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - формирование будущего большого "талантливого читателя", культурно образованного человека.

Художественная литература - одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.

В младшем дошкольном возрасте дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль.

В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.

Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор; на практике знакомится с системой Мировой Библиотеки.

Художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности дошкольников.

Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших дошкольников.

У детей расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности.

Дети знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а также об отрицательных чертах характера - несправедливости, грубости и жадности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в жизни дошкольника и рекомендации по ее подбору для различных возрастных групп.

В материале отражены особенности восприятия детьми произведений художественной литературы и даны рекомендации по их подбору для различных возрастных групп дошкольников....

Роль художественной литературы в жизни дошкольника.

Конспекты интегрированнойнепосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с художественной литературой для детей 2-ой младшей и средней групп по произведениям Корнея Ивановича Чуковского...

Родительское собрание в нетрадиционной форме (викторина) в старшей группе « Роль художественной литературы в развитии дошкольника».

Родительское собрание в нетрадиционной форме (викторина) в старшей группе"Роль художественной литературы в развитии дошкольника»....

Сообщение для родительского собрания: Тема: «Роль художественной литературы в воспитании дошкольника»

Сообщение для родительского собрания:Тема:«Роль художественной литературы в воспитании дошкольника»...

Доклад на родительском собрании "Роль художественной литературы в воспитании дошкольников"

Влияние художественной литературы на развитие и обогащение речи ребенка....

Роль художественной литературы в жизни дошкольника и рекомендации по ее подбору для различных возрастных групп.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправ...