Консультация для педагогов "Методы активизации родителей на родительских собраниях в нетрадиционной форме проведения"
консультация
Традиционные собрания не могут в достаточной степени создать условия для полной вовлеченности родителей в педагогический процесс. Назрела пора создать новую философию взаимодействия ДОУ с семьей. Современный педагог детского сада должен учиться слушать и слышать родителей; понимать невербальный язык сообщения и адекватно на него реагировать; передавать информацию разными способами; устанавливать обратную связь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Методы активизации родителей на родительских
собраниях в нетрадиционной форме проведения
«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
«Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.
«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.
«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».
«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения. Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.
Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Папа, мама, я ,правовая семья»
Конспект проведения родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Папа, мама, я ,правовая семья»...
Тренинг на сплочение коллектива родителей. Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме.
Сценарий родительского собрания в нетрадиционной формеТренинг на сплочение коллектива родителейЦелевая аудитория: коллектив родителей воспитанников группы (класса), сформированной в новом учебно...
Сценарий проведения родительского собрания (в нетрадиционной форме) Тема: «Безопасность детей на дороге»
Сценарий проведения родительского собрания (в нетрадиционной форме)Тема: «Безопасность детей на дороге»...
Сценарий проведения родительского собрания (в нетрадиционной форме) Тема: «Безопасность детей на дороге»
Сценарий проведения родительского собрания (в нетрадиционной форме)Тема: «Безопасность детей на дороге»...
Конспект проведения родительского собрания в нетрадиционной форме по теме: «Встречаем вместе Новый год».
реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО...
Некоторые рубрики и приемы для проведения родительских собраний в нетрадиционной форме (шпаргалка для педагогов)
В соответствии с ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским дошколным учреждением является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка". Как показы...
Методическая разработка на тему: "Родительское собрание в нетрадиционной форме: семинар-практикум "Давайте поиграем!" для проведения с родителями в группах раннего возраста
Данный материал включает в себя проект и подробное описание проведения родительского собрания во второй группе раннего возраста, а также образец анкеты для родителей на тему "Игры и игрушки детей...