Семья
материал (младшая группа)

Сологубова Светлана Александровна

Стихи, пословицы и поговорки о семье. Игры с семьей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стихи про семью

1. Семья

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

– А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

– Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

(М. Шварц)

2. Тост за дом

Шумит ли вьюга за окном,

Листва ли пышная играет –

Всегда нас милый отчий дом

С большим радушьем принимает.

И потому желаем мы,

Чтоб никогда не наступало

В углах – беды, в сердцах – зимы,

И всё в нём радостью дышало.

Цвети и здравствуй, добрый дом,

Мы за тебя сегодня пьём!

(И. Яворовская)

3. Семья и дом

Семья и дом – как свет и хлеб.

Родной очаг – земля и небо.

В спасение даны тебе,

в каких бы ты заботах не был.

Пусть тороплив у жизни бег,

куда бы ни вела дорога,

в твоей изменчивой судьбе

прекрасней дара нет от Бога.

Они хранят тебя всегда,

сколько б ни странствовал по свету,

как путеводная звезда,

и нет святей святыни этой.

Твоей семьи тепло и свет –

вот лучшая душе отрада.

Иного счастья в мире нет,

иного счастья и не надо.

(И. Афонская)

4. Песенка о нашей семье (мотив "Песенки о медведях")

Где-то на белом свете наша семья живет,

Горя и бед не знает, дружною слывет.

Вместе читаем книги, вместе в кино идем,

В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем!

Ла-ла-ла... Дружная у нас семья!

Мама белье стирает, сын подметает пол,

Папа обед готовит, слушая футбол.

Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.

И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык!

Ла-ла-ла... Дружная у нас семья!

5. Семья

Мне очень важно,

Мне очень нужно,

Чтоб вся семья

Собиралась за ужином!

Выложит дед,

Что узнал из газет,

Бабушка же,

Поправляя очки,

Что засушила

Шалфея пучки...

Папа и мама –

О важной работе,

Брат – о рыбалке,

Футболе, походе...

И о контрольной

Сегодняшней я...

За окнами вечер,

А в доме – СЕМЬЯ!

(В. Дробиз)

6. Мой дом

Скворцы живут в скворечнике,

Очки живут в очечнике,

Лиса живет в своей норе,

Живут деревья на горе…

И у меня есть тоже дом,

Он самый лучший:

Мама в нём!

(М. Тахистова)

7. В День Семьи!

Семейная радость

Счастливые лица!

Желаю всем семьям

Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому

И в каждой семье!

(Е. Морозова)

8. Дом

Дом, как известно всем давно, —

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом:

Это не дом.

Дом — это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом, —

Это твой дом.

(Е. Куменко)

9. К Дню семьи

Жизнь и теплей, и много интересней,

И в ней надёжней можно устоять,

Когда идёшь по этой жизни вместе.

А потому – и дальше так держать!

Друг другу быть надёжною опорой,

Добрее и терпимее – втройне…

Храни вас Бог от зла и от раздора…

Пусть вечным будет мир у вас в семье!

(Е. Груданов)

10. Про любовь

Мама на папу глядит,

Улыбается,

Папа на маму глядит,

Улыбается,

А день самый будний,

Не воскресение,

И за окошком – не солнце,

А вьюга,

Просто такое у них

Настроение,

Просто они

Очень любят друг друга.

От этой любви

И легко, и светло.

Мне с папой и мамой

Так повезло!

(О. Бундур)

11. Семья

Семья — источник радости и счастья,

Любви неиссякаемый родник.

И в ясную погоду, и в ненастье

Хранит семья и ценит жизни миг.

Семья — оплот и сила государства,

Хранящая традиции веков.

В семье ребёнок — главное богатство,

Луч света, как маяк для моряков.

Лучи растут, становятся всё ярче

И люди жадно тянутся на свет.

Душа семьи становится богаче,

Когда царят любовь в ней да совет.

Когда царит взаимопониманье,

Тогда весь мир лежит у ваших ног.

Любовь в семье — основа Мирозданья.

Так пусть хранит все наши семьи Бог!

(Л. Гайкевич)

12. Хорошо

Хорошо, чтоб дома ждали,

На звонок спешили к двери,

Открывали, целовали,

Согревали руки, верно?

Хорошо, чтобы за чаем

С пирогами и вареньем

Отодвинулись печали

Разговором добрым, верно?

Хорошо, чтобы на свете

Пахло снегом, солнцем, вербой,

Чтобы всюду знали дети,

Что войны не будет, верно?

Хорошо, чтоб нас любили,

Как подснежник любят первый,

И тогда, тогда любые

Не страшны на беды, верно?!

(М. Тахистова)

13. Семья

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

14. Тост за наши корни

Этот тост за наши корни:

Что за древо без корней?

Пусть живётся им просторней,

Пусть им любится сильней!

(И. Яворовская) ©



Предварительный просмотр:

Пословицы о семье

Золото и серебро не стареют – отец, и мать цены не имеют.

При солнышке тепло – при матери добро.

Нет такого дружка, как родная матушка.

Материнская ласка конца не знает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много их выпадает, да скоро растает.

Другой матери не будет

Дети – цветы жизни.

Изба детьми весела.

Учи дитя, пока поперёк лавки лежит.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что клад, если в семье лад.

 В семье разлад – так и дому не рад.

Семья – ключ к счастью.

Согласную семью и горе не берёт.

Яблочко от яблони далеко не падает.

У милого дитяти много имен.

Хороша Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

Гост доволен – хозяин рад.

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Много гостей – много новостей.

Делай добро и жди добра.


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ РУССКОГО НАРОДА О СЕМЬЕ И

СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ,

созданные русским народом и собранные В.И. Далем:

«Добрая жена, да жирные щи — другого добра не ищи!»;

«Одному не страшно, двоим веселее»;

«Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет»;

«Дай Бог с кем венчаться, с тем и кончаться»;

«Бабенка не без ребенка»;

«Все в семье спят, а невестке молоть велят»;

«У лихой свекрови и сзади глаза»;

«В лесу медведь, а в дому мачеха».

Многодетность была нормой патриархальной семьи, и ряд пословиц был посвящен этой проблеме:

«Дети — благодать Божья»;

«Живот болит, а детей родит»;

«Горьки родины, да забывчивы»;

«Ребята, что мокрицы — от сырости заводятся»;

«Татьяна хромонога, народила детей много»;

«Плодятся и множатся, что голуби».

Нашел отражение быстрый рост маленьких детей:

«У ребят, что у зайчат: по два зуба»;

«Растет, как пшеничное тесто на опаре».

Многодетность была призвана компенсировать высокую детскую смертность. В народе говорили: «Чем терять, так лучше б не рожать», или существовал вариант: «Чем терять, так не дай Бог рожать».

Бездетность считалась грехом или наказанием господним: «Не умела родить ребенка, корми серого котенка», «У кого детей нет -во грехе живет».

Если первым рождался мальчик, это предвещало богатую и зажиточную жизнь. Обычно первенца ждали с радостью, но к последующим детям относились уже равнодушно. В народе говорили:

«Мальчик родился — на подмогу, а девочка — на потеху»;

«С сыном дом наживешь, а с дочкой остаток проживешь»;

«Сын хлебом кормит, а дочь последний кусок унесет»;

«Растить дочку, что лить в дырявую бочку».

Эмоциональный фактор воспитания, привязанность, любовь к детям отражаются в таких пословицах, как: «Свое дитя и горбато, да мило», «Свой дурак дороже чужого умного», «Кто девку хвалит? Отец да мать».

В основе всех воспитательных ценностей лежали православная христианская мораль. Цель воспитания — создать многосторонне развитую личность, которая была бы производительным членом общества, способным вносить в него светлую мысль, стремиться к справедливости, правде: «Делай не ложно, все выйдет по Божьи».

Любовь и доброта ставились первым условием: «Тот мне и сват, кто мне рад»; «Сват не сват, был бы добрый человек».

Особая роль отводилась воспитанию и обучению детей. Говорилось о своевременном раннем воспитании детей:

«Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь»;

«Народила, да не научила»;

«Не устанешь детей рожаючи, а устанешь на место сажаючи»;

«Умел дитя родить, умей и научить».

Сознавалась необходимость упорства труда и ученья:

«Не учась, и лаптя не сплетешь»;

«Дорог парень, да не учен»;

«Незнайка лежит, а знайка далеко бежит»;

«Голова всему начало, где ум там и толк»;

«Не копьем побивают, а умом»;

«Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит»;

«Лучше с умным потерять, чем с дураком найти».

Труд был одной из важных воспитательных ценностей:

«Без дела жить — небо коптить»;

«Маленькое дело лучше большого безделья»;

«В чужом платье не накрасоваться»;

«Живи всяк своим умом, да своим горбом».

Отдых, наслаждение жизнью, радость также ценились русским народом: «На праздник и у комара сусло, и у воробья пиво».

Представляют интерес методы воспитания детей в семье: «Засиженное яйцо всегда болтун».

Говорилось и о горьких последствиях неправильного воспитания:

«Дети крадут, отец прячет» («Дети воруют, мать горюет»);

«Блудный сын — ранняя могила отцу»;

«На старости две радости: один сын — вор, другой — пьяница».

Родители плачутся о дурных детях: «Ни себе на радость, ни людям на послугу».

Хорошими детьми гордились: «Добрый сын всему свету завидище»;

«Дай Бог деток, да дай Бог и путных».

В народе были популярны физические наказания:

«Розгой в могилу ребенка не вгонишь, а калачом не выманишь»;

«Любимого сына жезлом»;

«Не наказанный сын — бесчестье отцу»;

«Кулаком да в спину — то и приголубье сыну».

В то же время народная мудрость требует от людей добра и любви:

«Не все таской, ино и лаской»;

«Ласковое слово, что весенний день»;

«Не корми калачом, да не бей кирпичом»;

«Добро добро покрывает»;

«Дай ему грош, да вишь не хорош»;

«Федюшке дали денюжку, а он алтын просит».

Родительский авторитет был мощным фактором воспитания:

«Родительское благословение на воде не тонет, в огне не горит»;

«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»;

«Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит»;

«Мать праведна — ограда каменна»;

«Материнская молитва со дна моря вынимает».

Нравственные ценности воспитания таких качеств, как трудолюбие, доброта, также нашли отражение в пословицах: «Паси, чтоб вскормить, не паси, чтоб озолотить»;

«Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить»;

«Корми сына до поры: а придет пора — сын тебя покормит»;

«Все купишь, а отца-матери не купишь».

Есть пословицы, признающие личность детей: «У меня сын мой, да ум у него свой».

Сказано о печальной участи детей-сирот: «В сиротстве жить - слезы лить».

Особо следует сказать о воспитательном значении пословиц в высмеивании негативных качеств. Высмеивались такие качества, как злость, лукавство, алчность. Например: «В чужих руках ломоть велик, а нам достанется, так и мал покажется». Народная мудрость отучает от зависти и алчности, она учит умеренности и довольству:

«Клюет птичка, да и то сыта живет», «Щей горшок, да сам большой» — это чувство независимости, которое не дает склонить голову.

Самодурство считалось пороком: «Не купил батька шапки, пусть уши мерзнут».

В народе ценилось сознание справедливости: «Каков привет, таков ответ».

Желание, возможность достичь его, невозможность, воля, неволя сложили много пословиц: «Око видит, да зуб неймет»; «На хотенье есть терпенье».

Важно было учить детей терпимее относиться к человеческим слабостям: «По голому нечего щипать»



Предварительный просмотр:

            Подвижные игры для всей семьи


«Кошки-мышки»

Стулья ставятся по кругу, сиденьями вовнутрь. Половина детей садится на стулья - это "мышки", остальные встают сзади - это "кошки". Одной "кошке" "мышки" должно не хватить, то есть она стоит за пустым стулом. Эта "кошка" подмигивает какой-нибудь "мышке". Задача "мышки": перебежать на пустой стул к подмигнувшему. Задача "кошки", стоящей сзади: руками задержать ее. Если не удержала - сама подмигивает следующей "мышке". Через некоторое время "мышки" и "кошки" меняются ролями.

«Пятнашки»

Игры в пятнашки происходят либо в просторной комнате, либо на воздухе, где дети собираются в каком угодно количестве, начиная с 4—5 и кончая 25-и более. обравшись, дети из своей среды выбирают одного, и дают ему прозвище пятнашки; роль его состоит в том, что он внимательно следит за бегущими по разным направлениям детьми и старается во что бы то ни стало поймать одного и запятнать его, т. е. коснуться рукой. Пойманный задерживается таким образом и превращается в "пятнашку," при этом его имя произносится во-все услышанье для того, чтобы товарищи знали, кого им следует остерегаться. Лишь только он, в свою очередь, поймает кого-нибудь из участников, то немедленно передает ему свою роль, переходя сам в группу детей, спасающихся бегством.

«Пустое место»

Цель: Развивать ловкость и быстроту в беге наперегонки с водящим.

Содержание: Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

«Змейка»

Цель: Развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно.

Содержание: Выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель — заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».

 

«Жмурки»

Цель: Развивать координацию в пространстве. Учиться неподвижно стоять некоторое время.

Содержание: Водящий, закрывает глаза, и играющие раскручивают его. Водящий произносит слова: "Все ко мне!" и каждый играющий дотрагивается до него рукой. Затем водящий говорит: "Все от меня!" - игроки разбегаются. По команде водящего: "Стоп!" все замирают на месте. Не открывая глаз, водящий ходит по площадке, отыскивая игроков. За всю игру каждому из играющих разрешается передвинуться только на один шаг, в самый критический момент. Все остальное время при приближении водящего игроки отшатываются, приседают, садятся на землю и т.д., оставляя, по крайней мере, одну ногу на месте. Первый найденный игрок становится водящим. Как вариант, пойманного игрока нужно еще и отгадать.

«Воротца»

Цель: Развитие ловкости и быстроты реакции.

Содержание: Пара игроков, встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота, пропускают не всегда.

Первый раз прощается, второй - запрещается.

А на третий раз, не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....