Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик»
проект (младшая группа)

мутьева марина владимировна
Продолжительность проекта: две недели. Тип проекта: познавательно - творческий Участники проекта: воспитатель, дети группы, родители. Актуальность проекта Экологическое воспитание, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом и потомкам, которым нужно оставить землю, пригодной для полноценной жизни. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль в этом играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Высокая личная ответственность за бережное отношение к природе должна воспитываться с раннего возраста. Чем раньше будет начата эта работа, тем больше будет её педагогический эффект. Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста является, на сегодняшний день, очень актуальной. Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей у дошкольников среднего возраста в процессе разработки познавательно- исследовательский проекта «одуванчик». Задачи: ● Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное отношения к ней; ● Прививать экологическую и моральную ответственность перед каждым живым существом; ● Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы; ● Воспитывать бережное отношение к одуванчику; ● Развивать наблюдательность; ● Формировать умения видеть красоту. Ожидаемый результат: ● Осознанное правильное отношение детей к растениям. ● Стремления детей к выполнению оригинальных творческих работ. ● Развитие познавательной активности детей. ● Усвоение детьми необходимых знаний по теме «рост и развитие растений». ● Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного и растительного мира. ● Успешное интеллектуально-личностное развитие детей. ● Вовлечение родителей в педагогический процесс МАДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_oduvanchik.docx965.88 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_oduvanchik_u_dorozhki.ppt2.24 МБ

Предварительный просмотр:

       Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик»

           

                                                                                           Воспитатель - Мутьева М.В.

Продолжительность проекта: две недели.

Тип проекта: познавательно - творческий

Участники проекта: воспитатель, дети группы, родители.

Актуальность проекта

Экологическое воспитание, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом и потомкам, которым нужно оставить землю, пригодной для полноценной жизни. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается.        Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль в этом играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Высокая личная ответственность за бережное отношение к природе должна воспитываться с раннего возраста. Чем раньше будет начата эта работа, тем больше будет её педагогический эффект. Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста является, на сегодняшний день, очень актуальной.                                                                

Цель проекта:
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей у дошкольников среднего возраста в процессе разработки познавательно- исследовательский проекта «одуванчик».

Задачи:
● Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное отношения к ней;
● Прививать экологическую и моральную ответственность перед каждым живым существом;
● Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы;
● Воспитывать бережное отношение к одуванчику;
● Развивать наблюдательность;
● Формировать умения видеть красоту.

Ожидаемый результат:
● Осознанное правильное отношение детей к растениям.
● Стремления детей к выполнению оригинальных творческих работ.
● Развитие познавательной активности детей.
● Усвоение детьми необходимых знаний по теме «рост и развитие растений».
● Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного и растительного мира.
● Успешное интеллектуально-личностное развитие детей.
● Вовлечение родителей в педагогический процесс МАДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Подготовительный этап:

● Подготовить природный объект для деятельности детей,
● Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме; загадок; поговорок; стихотворений по теме проекта.
● Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.
● Слушание музыки И. Чайковского «Времена года».
● Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.
● Чтение произведений художественной литературы по теме:
● Подготовка материала для изобразительной деятельности;
● Договориться с родителями о приготовлении «Майского меда» из одуванчиков.


Реализация проекта

1.Занятия познавательного цикла:
Рисование «Одуванчики на нашем участке»

Программное содержание:

• Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики.

• Развивать умение передавать красоту увиденного в коллективной работе.

• Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Альбомные листы, желтая и зеленая гуашь, салфетки.

Аппликация «Носит одуванчик беленькое платьице».

Программное содержание:
• Развивать умение передавать форму цветка, с помощью нетрадиционной техники из скомканной бумаги.
• Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия

Материал: лист бумаги голубого цвета, салфетки белого и желтого цвета, гофрированная бумага зеленого цвета.

Лепка «Цветок одуванчика»

Программное содержание:
• Закрепить знания о строении одуванчика, о его отличительных признаках, (есть стебель, лист и цветок; стебель хрупкий, легко ломается);
•Развивать мелкую моторику рук.

Материал: модель одуванчика, пластилин, дощечки для лепки, стеки

2. Чтение
чтение рассказа М.М. Пришвина «Золотой луг»
чтение Э. Шим «Рассказы и сказки о природе»;

3. Деятельность детей
– наблюдение за одуванчиком с появления первых всходов до созревания семян;
– коллективное рисование «Одуванчики на лугу»,
– Объёмная аппликации «Носит одуванчик беленькое платьице»,
– лепка «Цветок одуванчика»,
– сбор растения для гербария (вспомнить правила по сбору растений)
– подвижные игры «Найди одуванчик», «Собери цветок»,
– дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы весенней природы»,
– дидактические игры: «Узнай по запаху»,  «Где растут?», «Найди по описанию»,
– настольные игры: «Сложи цветок»,  «Что где растет?»,
– пальчиковая гимнастика «Солнышко».

4. Работа с родителями:
● Проведение консультаций для родителей: «Познавательное развитие детей», «Как знакомить детей с окружающим миром».
● Совместное изготовление детьми и родителями поделок из природного материала и участие в выставке «Чудеса огорода».
● Угощение «майским медом», приготовленным родителями.

5. Подведение итогов
●Выставка детских работ

6. Выводы:
Я считаю, что в проделанной работе есть положительные результаты: дети, наблюдая за ростом растений, рассуждали, делали самостоятельные выводы, видели их постепенный рост .
Дети учились практическим действиям по охране природы, у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Консультация для родителей

«Как познакомить дошкольника с окружающим миром?»

 Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Всё привлекает внимание ребенка, удивляет его, даёт богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему.

Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Поэтому необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Важно, чтобы полученные ребенком знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего мира. Надо научить ребенка самостоятельно ориентироваться и действовать в мире.

Главная задача обучения и воспитания детей заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", узнают что-то новое путем решения проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Важно также научить ребенка способности видеть мир с точки зрения другого человека, преодолевать свойственный детям эгоцентризм.

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.

Для ознакомления детей с окружающим миром  широко используют прогулки, особенно для ознакомления с природой. Здесь  родитель может ознакомить ребенка с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с появлением травы, листьями, цветами, насекомыми, птицами и т. п. Здесь же можно организовать разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, листьями. У дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой. Повседневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. Поэтому уважаемые родители, рассказывайте малышу обо всем, что он спрашивает. Удовлетворяйте его "почему".

Но давайте присмотримся, как гуляют дети, вернее, как организуют прогулку родители. Одни стараются все время ребенка вести за руку, считая, что так спокойнее и надежнее. Другие предоставляют малышу полную свободу действий, а сами в это время читают, вяжут, занимаются хозяйственными делами.

Крайности всегда плохи, и в данном случае—тоже. Излишняя опека, ограничение инициативы воспитывают робость, боязливость, неуверенность в своих силах, а полная бесконтрольность может породить своеволие, необузданность. Но не только в этом дело. Плохо организованная - прогулка не дает всего того, что она может дать.

Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года - во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях - это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Приучайте ребенка замечать происходящие вокруг изменения, наблюдать за явлениями природы. Светит ли сегодня солнышко, идет дождь или дует ветер, холодно или тепло? Обратите на это его внимание, как только вы вышли на улицу, в момент смены обстановки ориентировочные реакции особенно обострены.

Ребенок способен тонко подметить сезонные изменения в природе, рост растений, появление новых цветов на клумбе. Можно через определенные интервалы времени приходить с ним в парк, сад, на огород и смотреть, что здесь изменилось, причем не только рассказывать ему, но и стараться, чтобы говорил он. Обращаясь с вопросом к ребенку, взрослый побуждает его к мыслительной деятельности, учит «смотреть и видеть», «слушать и слышать».

Мед из одуванчиков.

Подготовительные мероприятия

  1. В первую очередь для сбора одуванчиков нужно выбрать период их оптимального цветения. Подходящим временем для данной операции считается полдень, в это время цветки максимально раскрываются и содержат больше всего нектара.
  2. Старайтесь выбирать поляну для сбора цветов вдали от загрязнённых автострад и пыльных дорог. Лучшее место находится возле рек и озёр. Одним словом, на просторах, где нет проезда транспортным средствам.
  3. Учтите тот фактор, что за день перед предполагаемым сбором цветков не должно быть дождя. Данный аспект важен для того, чтобы на одуванчиках скопилось достаточное количество нектара. Для переработки используйте только жёлтые цветки без чашелистиков.
  4. Возникает спорный вопрос о том, насколько интенсивно нужно промывать цветы. Процедура проводится под умеренным напором проточной воды таким образом, чтобы не оставалось мелких насекомых, но при этом сохранялся нектар.

Мёд из одуванчиков: классический рецепт

  • цветок одуванчика — 0,5 кг.
  • сахарный песок — 900 гр.
  • фильтрованная вода — по факту
  1. Высушенные корзинки одуванчиков разложите послойно в стеклянной таре, плотно присыпьте сахаром между рядами. Влейте воду, доходя до краёв банки.
  2. Плотно закройте тару крышками и поставьте на солнце. Делается это для того, чтобы продукт начал бродить. Спустя 13—14 дней процедите сладкий нектар. Разлейте в ёмкости, поместите в холодильник.

https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/16/11/11/404d29f4d4c2d692f5a100e82d883cdf.jpg

http://www.playcast.ru/uploads/2017/05/14/22578855.png

http://gdouds28pur.pushkin.gov.spb.ru/0_912a1_f3e8aad9_xl.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одуванчик

Слайд 2

Расцветают они летом В поле ярко-желтым цветом, Но однажды они вдруг Превратились в белый пух.

Слайд 4

Как растет одуванчик.

Слайд 5

Однажды в землю попадает семечко. Земля бережет его, греет, вода поит.

Слайд 6

Из семечка появляются листочки.

Слайд 7

Растет стебель, тянется к солнечному свету. Появляется бутон.

Слайд 8

Бутон растет, набухает, превращаясь в цветок.

Слайд 9

Цветок начинает поить насекомых сладким нектаром

Слайд 10

Пчелы пьют нектар и собирают пыльцу, из которой делают мед.

Слайд 11

Молодой и золотой За неделю стал седой

Слайд 12

А денечка через два Облысела голова

Слайд 13

Новые семена полетели и опять попали в землю

Слайд 14

Одуванчик Носит одуванчик Желтый сарафанчик. Подрастет, нарядится В беленькое платьице. Легкое, воздушное, Ветерку послушное. Серова Е.В.

Слайд 15

Из одуванчиков можно сплести венок и поиграть в игру «Подуй на меня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»

Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей,  и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую  я стараююсь использовать...

Познавательно - исследовательский, творческий проект "Первоцветы Кубани - первые весточки весны!"

Закреплять и сстематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих унас в станице....

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Зимушка-зима» в 1 младшей группе

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект«Зимушка-зима»в 1 младшей группе...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...