Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста
статья

Ильина Татьяна Михайловна

Психолого-педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в целях психолого-педагогического сопровождения родителей. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, воспитателей зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста.

Ильина Т.М., старший воспитатель СП детского сада «Журавленок» ГБОУ СОШ им. Е. М. Зеленова

Психолого-педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в целях психолого-педагогического сопровождения родителей. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, воспитателей зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

В общении с взрослыми дети усваивают социальные нормы и ценности, присваивают общественно-исторический опыт, отражающий конкретный уровень экономического, социокультурного развития общества и человека.  Несомненно, дошкольное учреждение играет значительную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, воспитание, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.  По мнению Л.С. Выготского, дошкольное детство является периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, временем установления начальных отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром предметов, миром природы и своим собственным миром [10]. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в целях психолого-педагогического сопровождения родителей.

Данная проблема в научной литературе рассматривалась многими специалистами в разных аспектах.

Исследования Арнаутовой Е. П., Березиной Т.А., Выготского Л. С., Дороновой Т.Н., Зверевой О.А., и др.  показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства, особенно при подготовке ребенка к школе.

Организация полноценного психолого-педагогического сопровождения,  является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений.

Под психолого-педагогическим сопровождением родителей  следует понимать, целостную системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного взаимодействия педагогов и родителей, направленную на повышение знаний основных закономерностей и особенностей воспитания и обучения детей, знакомство с содержанием и методами воспитания; овладение методами организации детской деятельности; общение, формирующее социально ценные формы поведения и отношение ребенка к окружающим людям.

Е.И. Казакова утверждает, что психолого-педагогическое сопровождение родителей должно строиться на основе понимания сопровождения как процесса, обеспечивающего помощь родителям в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора, создание условий для развития умений принятия оптимальных решений в различных ситуациях [8].

Важно учитывать, отмечает Соколова Н. Г., что под педагогическим сопровождением понимается не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой сохраняется максимум свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы, процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. [7].

По мнению О. Л. Зверевой, некоторые из родителей допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть, исправлять; другие считают, что воспитывать ребенка должны педагоги, поскольку «это их обязанность» [6].

Лишь профессионально грамотная и систематизированная работа по психолого-педагогическому сопровождению родителей дошкольников может качественно изменить отношение родителей к воспитанию своих детей.

Теоретический анализ подходов к реализации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в работах Бабаевой Т.И., Березиной Т.А. и других показал, что осуществление полноценного психолого-педагогического сопровождения родителей возможно при следующих условиях:

  • готовности педагогов к взаимодействию с родителями
  • настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей
  • определения значимых для педагогов и родителей, целей и задач
  • разработки содержания сопровождения
  • создания материальных условий, обеспечивающих эффективное психолого-педагогическое сопровождение.

Таким образом, особое значение для реализации взаимодействия имеет позиция субъектов - родителей и педагогов, их готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения.

Результаты психолого-педагогического сопровождения могут проявляться в таких аспектах, как улучшение отношений родителей с ребенком, в осознании родителями значимости своей воспитательной деятельности, появлении родительской ответственности, в оптимистическом взгляде родителей на возможности решения проблем воспитания ребенка и др.

В настоящее время современная семья испытывает целый ряд социально- экономических и психологических проблем, которые отвлекают родителей от воспитания ребенка.

В качестве наиболее острых проблем семейного воспитания исследователи выделяют проблемы эмоционального благополучия ребенка в семье -  по данным  исследования  Березиной Т. А., около трети дошкольников чувствуют себя недостаточно любимыми, недостаточно нужными своим родителям, испытывают тревожность и даже чувство враждебности к членам семьи. Данные результаты позволяют утверждать, что родители не осознают этих проблем, не понимают значения последствий своего влияния на ребенка в дошкольном детстве, а среди тех, кто эти проблемы видит, только около 40% готовы затратить усилия, чтобы их решать [4].

Березина Т.А. отмечает, что 87% воспитателей испытывают различные трудности в осуществлении работы с семьей. Это такие трудности как «пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку, чрезмерная занятость, недоверие родителей к педагогам и даже агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя», т.е. большинство педагогов связывают эти трудности с особенностями современных родителей [4].

Долгое время отмечалась в качестве основных позиций родителей в их общении с педагогами ДОУ позиции отчужденности и пассивности.

На взгляд Березиной Т. А.,  сегодня изменилась позиция определенной части родителей по отношению к дошкольному учреждению и своим педагогическим возможностям. Изучение родительского отношения к проблеме сотрудничества с педагогами ДОУ показывает, что от 25 до 35% родителей настроены на совместное с педагогами воспитание своих детей, но не решаются первыми проявить инициативу и активность в установлении контактов. И помощь, которую хотели бы родители получить от педагогов (психологов) может заключаться в следующем:

  • 21% - ждут осуществления индивидуального подхода к своему ребенку;
  • 21% - предполагает увидеть в детском саду организацию бесед для родителей, лекций с врачами, психологами
  • 10%  родителей надеются на помощь  их ребенку в раскрытии их индивидуальности.
  • Важно то -  (48%) оставили этот вопрос без ответа, не ожидая от дошкольного учреждения никакого участия в решении проблем семейного воспитания и развития их ребенка[4].

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема ориентированности педагогов на осуществление психолого-педагогического сопровождения  родителей  своих воспитанников.

Наряду с вышеизложенным, одной из актуальных проблем психолого-педагогического сопровождения родителей дошкольников Зверева О.Л. определяет  неготовность или низкую подготовленность педагога, недостаточную компетентность, либо обладание низким уровнем социально-педагогической культуры.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой и  В. М. Ивановой [1,2,3], отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогической работы с родителями. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам.

В работе В.П. Дубровой   также отмечается проблема взаимодействия в специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная [5].

Так же педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания.

Как особую актуальность отмечает Березина Т.А., проблему ориентированности педагогов на осуществление  взаимодействия необходимого при работе по психолого-педагогическому  сопровождению родителей  своих воспитанников. Для ее изучения автор провела анкетирование, в котором приняло участие 100 педагогов дошкольных учреждений, имеющих стаж работы от 2 месяцев до 21 года.

По результатам ее исследования:

 -12% педагогов считают ее приоритетной задачей для современного ДОУ,

-88% определяют  как, безусловно, важную задачу, которую необходимо решать наряду с другими.

- 47% ограничились общими ответами - «улучшению воспитательной работы с дошкольниками», «воспитанию полноценного человека в обществе»,

- 12% подчеркнули, что такое взаимодействие «поможет создать единые условия, выдвигать единые требования к ребенку в детском саду и семье».

- 11% воспитателей выделили «просветительскую» роль сотрудничества с семьей для родителей

И только 20% из всех педагогов определили конкретные задачи, которые позволяет решить сопровождение  родителей – «лучше подготовить ребенка к школе», «разрешить проблемы общения дошкольников со сверстниками», «создаст более благоприятный эмоциональный микроклимат для детей в детском саду», «поможет строить педагогический процесс исходя из индивидуальных особенностей и интересов ребенка»

        Таким образом, результаты анкетирования показывают, что, понимая значимость взаимодействия детского сада с семьей, исходя из современной социальной ситуации развития учреждений дошкольного образования – конкурентоспособности ДОУ, его ориентированности на потребности большинство педагогов не проявляют личной заинтересованности в организации такого взаимодействия, т.к. не понимают, чем оно может быть полезно в их индивидуальной педагогической деятельности [4].

В ходе анализа литературы по вопросам  изучения готовности педагогов к взаимодействию с семьей мы выясняли,  какие формы сотрудничества они считают наиболее эффективными. Оказалось, что преимущественно воспитатели ориентированы на традиционные формы взаимодействия с семьей:

- 42%  воспитателей назвали беседы педагогов с членами семьи.

- 34%  родительские собрания и лекции для родителей.

-28%  оформление наглядного информационного материала для родителей.

Анализ показывает, что педагоги выделяют преимущественно традиционные формы педагогической работы с  родителями - консультации, родительские собрания, оформления родительских уголков.

21% воспитателей считает эффективными формами взаимодействия привлечение родителей к организации и участию в трудовых и досуговых мероприятиях.

Формы работы, построенные на диалоге с родителями – дискуссии, круглые столы или ориентированные на развитие у родителей практических умений (деловые игры, элементы тренинга) использовали сами или наблюдали в своем дошкольном учреждении только 15% педагогов.

Традиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи часто не учитывают тенденции развития образовательной системы. Поэтому для эффективного осуществления психолого-педагогического сопровождения педагогами  родителей необходима специальная подготовка педагогов, обучение их приемам группового консультирования, ведения дискуссий с родителями, совместного с ними анализа проблем семейного воспитания ребенка, проведения коммуникативных игр, элементов игротренинга.

Таким  образом, для эффективного осуществления психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольников необходим ряд условий: готовность педагогов и родителей к сотрудничеству, понимание важности и необходимости педагогической работы, как со стороны педагога, так и со стороны родителей; специальная подготовка педагогов к сотрудничеству родителями, позволяющая обеспечить их реальное взаимодействие в ходе решения совместных задач по воспитанию и развитию дошкольника в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

 

Список  литературы:

  1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.: «Школа-пресс»,1994
  2. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? - М.: «Школа-пресс», 1993.
  3.  Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // «Дошкольное воспитание»,  2002, № 9
  4. Березина Т. А. Проблема готовности педагогов и родителей к взаимодействию в образовательной системе современного дошкольного учреждения. Статья. http://rod-akodemiya/narod/ru/
  5. Дуброва В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: Учебное пособие. -  Минск, 1997.
  6. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: Метод.пособие/ О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128с.
  7. Зыков М.Б. Что такое социальная педагогика? - М.: ЮНИТИ, 2006. - 112 с.
  8. Психолого-педагогическое сопровождение родителей будущих первоклассников        Татьяна Березина, Оксана Воронина. Статья. http://rod-akodemiya/narod/ru/
  9. Чиркова. С.В. Родительские собрания в детском саду. – М.: ВАКО, 2009. – 256с.
  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах, Т. 4 – М.: «Педагогика», 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого- педагогические особенности темперамента у детей дошкольного возраста

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности д...

Сценарий педагогического совета по теме: «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста»

Представлен сценарий педагогического совета по теме «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста» в форме аукциона...

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Актуальные проблемы формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста

Система педагогического взаимодействия направленного на экологическое развитие детей позволила осваивать не только экологические представления, но и овладевать различными способами познавательной деят...

ПСИХОЛОГО ¬– ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ»

Застенчивость -это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Во-вторых, это может быт...