«Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр»
материал (подготовительная группа)
Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным выполнением интеллектуальных и творческих заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в старшей смешанной дошкольной группе на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр»
Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным выполнением интеллектуальных и творческих заданий.
Повестка дня:
1.Информация воспитателя «Интеллектуальное развитие старших дошкольников».
2.Рубрика «В родительскую копилку».
3.Викторина «Умники и умницы» с участием детей и родителей.
4.Решение задачек-шуток, загадок детьми и родителями. «Геометрическое дерево».
5.Работа в творческой мастерской «Придумай и нарисуй страну Весёлой Математики». 6.Подведение итогов собрания. Обмен мнениями.
Ход собрания:
1.Выступление воспитателя.
В старшей группе мы много говорим о будущем обучении детей в школе. Чаще всего родители считают, что важно научить ребёнка читать, считать, писать, и тогда он будет готов к школе. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Интеллектуальное развитие детей – это мыслительная способность, умственное начало, рациональное познание ребёнка, определяющее его деятельность. Под «умственным началом» понимают умение ребёнка самостоятельно делать выводы и умозаключения (соответственно возрасту).
В старшем дошкольном возрасте у детей активно развивается наглядно-образное мышление, и закладываются начала логического мышления. Для успешного интеллектуального и полноценного развития детей необходимо создать предметно-развивающую среду дома и в детском саду. Как же организовать развивающую среду дома? Для развития мышления ребёнка обязательно нужно иметь: настольно-печатные игры с правилами, мозаики, домино и шашки, различного типа конструкторы, ребусы, головоломки, детские энциклопедии, детские журналы с картинками-заданиями. Дети очень любят исследовать, поэтому полезно собрать в отдельном ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, лупы, микрокалькуляторы, компасы, неработающие телефоны и т.д.
Для рисования хорошо иметь листы бумаги разного формата и цвета, мелки, краски, кисточки, цветные карандаши. Хорошо бы приобрести отдельные или в наборе репродукции (открытки) произведений живописи, графики и т.д., и приобщить к ним ребёнка. Очень важно при этом, чтобы дошкольник не только самостоятельно действовал и приобретал знания в специально организованной обстановке, но и активно общался со взрослыми, играл с ними и с другими детьми, совместно действовал для освоения различных понятий, качеств и свойств предметов. Очень важным является положительный фон при организации игр, совместной деятельности, поискового общения, так как именно он способствует возникновению познавательного интереса и уверенности ребёнка в собственных силах.
2. «В родительскую копилку» (воспитатель знакомит родителей с дидактическими играми и демонстрирует их).
Игры математического содержания помогают формировать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться, развивают интеллектуальные способности и самостоятельность.
Игры-головоломки, или игры геометрического конструирования, известны давно. Это – «Танграм», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Пинтамино» и т.д.
Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости из геометрических фигур, входящих в набор, силуэты предметов по образцу, по схеме или замыслу. Данные игры вызывают у детей большой интерес, способствуют развитию планирующей деятельности.
Эффективным пособием являются «Цветные палочки Кюизенера» по-другому называют «цветные числа», так как каждая палочка обозначает одно из натуральных чисел в пределах 10. С помощью цветных чисел дети знакомятся с последовательностью чисел натурального ряда, с составом числа из единиц и двух меньших чисел, осваивают прямой и обратный счёт, сравнивают числа, могут овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, учатся измерять объекты с помощью условной мерки.
Также одним из эффективных средств развития интеллектуальных способностей является система игр и упражнений со счётными палочками. Дети могут выкладывать заданные фигуры, предметы из определённого количества палочек, ритмический рисунок, фигуры людей, животных, машин, выполнять задания по перекладыванию палочек с целью получения нового изображения, проводить анализ изображений. Детям нравятся игры с палочками «Кто быстрее сложит три фигуры?», «Найди, что изменилось», «Используй для фигуры шесть палочек», «Из семи палочек составь два квадрата» и др.
3.Викторина «Умники и умницы».
В группу приглашаются дети. Воспитатель предлагает детям и родителям поучаствовать в викторине «Умники и умницы». Вопросы викторины составлены таким образом, что позволяют с интересом участвовать в ней и детям, и родителям.
Вопросы викторины:
1.Какой день недели перед субботой?
2.Если стул ниже стола, то стол…
3.Чем отличается гайка от винта?
4.Утром мы завтракаем, а днём …
5.У каких геометрических фигур нет углов?
6.Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Кто мы? (дни недели)
7.Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)
8.Берёза, клён, одуванчик, дуб. Что лишнее и почему?
9.Если брат старше сестры, то сестра…
10.Что общего между вентилятором и холодильником?
11.Какой год продолжается всего один день? (Новый год)
12.Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (положить её на угол стола)
4.Игра «Геометрическое дерево»
Для игры используется искусственное дерево, у которого на ветках необычные плоды – разноцветные геометрические фигуры, на обратной стороне которых записаны задачи-шутки и загадки. В игре участвует каждая семья по очереди. Ребёнок срывает фигуру, родители читают задание и вместе с ребёнком отвечают.
Задачи-шутки для «чудо-дерева»:
- Сколько жирафов плавает в Чёрном море?
- Это число обозначает, сколько голов было у Змея Горыныча. Назовите это число.
- В ящике 3 помидора, 2 огурца и 5 яблок. Сколько всего овощей в ящике?
- Сколько орехов в пустом стакане?
- По небу летели 2 утки, 1 гусь, 3 щуки и 4 карася. Сколько птиц летело?
- Может ли дождь идти два дня подряд?
- Много рук, а одна нога. Что это? (дерево)
- У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)
- Иду я, вижу: из-под дуба 1 лисий хвост, 1 заячье ухо и 2 волчьих уха. Кто там и сколько их?
- 4 ноги, а ходить не может. (стол, стул)
- Чтоб не мёрзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят (варежка).
5.Творческая мастерская.
Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми с помощью различных изобразительных средств (цветные карандаши, фломастеры, краски, цветная бумага, ножницы, клей) создать изображение страны Весёлой математики. По окончании работы семьи рассказывают о получившихся изображениях.
6.Подведение итогов собрания.
Обмен мнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных логоматематических игр»
Родительское собрание было разработано и проведено мною с целью повышения родительской компетентности в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, ознакомления с современными логом...
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В. В. Воскобовича
Консультация предназначается для воспитателей и родителей. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из проблем современности. Игры В. Воскобовича ...
Родительское собрание в старшей группе на тему:"Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр ".
Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным выполне...
«Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр»
Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным в...
Отчет плана по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича » за 2019-2021 учебный год
Отчетплана по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича »за 2019-2021 учебный год...
План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича »
План работы по самообразованию Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича »...
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В. В. Воскобовича «Прозрачный квадрат».
Отчет по теме самообразования воспитателя,учителя — дефектолога МБДОУ «Филимоновский детский сад»Поздеевой Ю.А. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью тех...