План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича »
материал
План работы по самообразованию
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_suvorovva.docx | 44.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Малахитовая шкатулка»
План работы по самообразованию
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича »
Воспитатель: Суворова А.В.
г. Нижневартовск
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Актуальность выбранной темы
3.Нормативно-правовое обеспечение программы по самообразованию
4.Проблема использования развивающих игр у старших дошкольников
5.Цель и задачи программы
6.Перспективы при продолжении работы
7.Принципы построения педагогического процесса
8.План реализации программы 2019-2021гг.
9.Ожидаемый результат реализации программы
10.Список литературы
Пояснительная записка
«Самое лучшее воспитание — это воспитание желаний.
Можно бороться с желаниями ребенка,
можно потакать его случайным прихотям.
А можно воспитывать сами стремления, обогащать их.
Создавать почву, на которой попросту
не будут расти желания-сорняки.
Помогать человеческой природе
ребенка проявиться в её лучшем виде».
В.В. Воскобович
На создание игр В.В. Воскобовича вдохновили собственные дети в начале девяностых годов. Первые шаги молодого отца сразу привлекли в себе внимание родителей и педагогов. С просьбой поделиться опытом его стали приглашать на семинары в Москве и Ленинграде. Похоже, именно благодаря тому, что игры Воскобовича создавались для собственных детей, они получились такими теплыми, добрыми и душевными. В них живут сказка и волшебство, которые всегда так манят ребят. Но еще более привлекательно для ребенка — самому творить сюжет, помогать героям справиться с препятствиями. Для этого малыш с удовольствием включает память, воображение, творческое мышление. Кроме того, в игры обязательно включены элементы, тренирующие мелкую моторику.
Актуальность темы.
На настоящий момент математика продолжает проникать в разные области жизни и поэтому проблема обучения математике приобретает все большую актуальность на всех ступенях обучения. Нужно развивать интеллектуальные способности детей, начиная с дошкольного возраста, об этом сказано не только в ФГОС ДО, дошкольных образовательных программах, но и в Концепции развития математического образования в РФ.
Игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича - это одно из средств, развивающее интеллектуальные представления дошкольников. Его игры погружают детей в мир сказки, помогают развить творческий потенциал, психические процессы и сенсорное восприятие, а полноценное сенсорное развитие - основа успешного обучения ребенка в детском саду и школе. Это фундамент общего умственного развития ребенка.
Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.
Нормативно-правовое обеспечение программы
* Конституция Российской Федерации.
- Федеральным законом «Об Образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г.Москва
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
- Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
Проблема развития интеллектуальных способностей дошкольного возраста
Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются личные качеств ребенка, развивается умственная активность, интеллектуальные способности ,повышается самостоятельность в выборе игр и партнерских отношениях.
Ознакомление с развивающими играми направленные на интеллектуалное развитие проходит через традиции своей семьи, социокультурной среды При этом очень важно привить детям чувство ответственности, любознательности, повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности.
В ходе анализа воспитательно - образовательных отношений в ДОО по использованию развивающих технологий были выявлены следующие проблемы:
1.Отсутствие системы по использованию развивающей технологии В.В.Воскобовича .
2.Средний уровень сформированности у дошкольника творческих способностей для его личного развития.
Для выявления заинтересованности родителей данной темой было проведено анкетирование родителей.
В анкетировании приняли участие 80% родителей. В результате анкетирования мы выявили высокую степень заинтересованности родителей в использовании игр развивающего характера в домашних условиях. Поэтому многие родители охотно согласились вести сотрудничество с воспитателями по данной теме. Как видно из результатов анкетирования, многие родители сами испытывают трудности в приобретении игрового развивающего материала -это значит, что нужно наметить более конкретные и интересные формы работы воспитателя и родителей.
Выбор темы обусловлен пониманием воспитателям и родителями значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей и родителей о данной развивающей технологии.
Цель и задачи программы:
Цель:
- стимуляция сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
- развитие мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
- активизация мышления, внимания, восприятия, памяти;
- детей.
Задачи:
- развивать познавательные, интеллектуальные способности детей;
- повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение;
- развивать сенсорные способности восприятия цвета и формы;
- тренировать мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов;
- создавать игровую ситуацию, развивать любознательность.
Перспективы при продолжении работы:
- направленные на творческое конструирование;
- развивающие логику и воображение;
- обучающие чтению;
- развивающие математические способности.
- Продолжить работу по теме: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича» (согласно возрастной группе);
- Изучить новинки методической литературы;
- В работе с детьми использовать интересные формы и методы по развитию качеств личности дошкольника через ознакомление с развивающей технологии; продолжить подборку игр и игровых упражнений по данной теме;
- В работе с родителями включать анкеты, беседы, организацию совместных праздников, использовать интересные активные формы работы.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с играми технологии В,В,Воскобовича положены следующие принципы:
Принцип доступности. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых развивающих игр и сводится к двум понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации. Предполагает умение воспитателя встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к темам игры, разновидностям.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о развивающих играх с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, детским домом творчества и т.п.
Содержание разнообразного материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с играми.
Перспективный план работы с детьми
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | Определение цели, задач, подбор литературы. Ознакомление с передовым педагогическим опытом. | Составление плана работы по самообразованию. Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. Анализ особенностей группы. | Приобретение материала для изготовления игр. Литература для изучения: из различных Интернет – источников, а так же из методических пособий В.В. Воскобовича. |
Октябрь | Разработка комплексного плана по внедрению в педагогический процесс развивающих игр В.В. Воскобовича математического содержания. | Беседы с детьми. Беседы с родителями.
| Сбор дополнительного материала по теме «Использование игр В.В. Воскобовича для развития математических представлений у детей» из Интернет – источников. Консультация для родителей «Особенности развивающих игр В.В. Воскобовича». |
Ноябрь | Создание дидактической игры «Игровизор». Составление игровой картотеки для «Игровизора». Подготовка к консультации для педагогов на тему: «Решение образовательных задач в играх В. В. Воскобовича». | Ознакомление детей с игрой «Игровизор» | Проведение консультации для педагогов на тему: «Решение образовательных задач в играх В. В. Воскобовича». Выставка игр, сделанных воспитателем. |
Декабрь | Подготовка к проведению мастер – класс для родителей «Полноценное и всестороннее развитие детей через игровые технологии Воскобовича». | Мастер – класс «Полноценное и всестороннее развитие детей через игровые технологии Воскобовича». Цель: Использование логико - математических игр В.В. Воскобовича для обучения и интеллектуального развития детей». | Рекомендации для родителей «Игровые пособия В.В. Воскобовича своими руками». |
Январь – Февраль | Знакомство со строением игр В. В. Воскобовича «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича». | Проведение познавательных занятий с использованием игр В.В. Воскобовича. Мастер – класс для педагогов «Использование игр В.В. Воскобовича для развития математических представлений у детей» | Консультация «Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В. В. Воскобовича |
Март | Проект совместной деятельности с родителями по ознакомлению с развивающими играми В.В. Воскобовича. | Открытое мероприятие для родителей по игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» | Консультация для родителей «Игры Воскобовича – играем дома» |
Апрель | Подготовка к проведению мастер - класса для педагогов «Развивающие игры Воскобовича математического содержания». | Проведение мастер-класса для педагогов на тему: «Развивающие игры Воскобовича математического содержания». | Оформление папок-передвижек «Учим математику дома» и «Математика вокруг нас» |
Май | Оформление результатов работы по теме самообразования | Работа над созданием презентации и методических материалов. | Презентация развивающих игр В.В. Воскобовича с демонстрацией методических пособий и игр изготовленных самостоятельно. |
Ожидаемые результаты программы
Наличие у детей знаний об развивающих играх, значимости, умение использовать самому и научить другого, возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему данной технологии, чувства ответственности, гордости, любви и уважения.
Привлечение семьи к обучению и приобретению игр развивающего характера.
Блок: «Дети» (должны знать:)
5–7 лет.
- Знать тематику игр, и уметь их применять в разнообразной деятельности
- Блок - «Родители» Критерии:
- Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам игровой технологии;
- Расширение знаний об играх и умение поддержать интерес в домашних условиях;
- Включенность родителей в деятельность ДОО:
- Участие в родительском клубе по использованию технологии В.В.Воскобовича например: «Традиции моей семьи», «Угадай-ка» и др;
*Участие родителей в проведении праздниках, благотворительных акциях.
Имя ребёнка | Знает название игр, картотеку игр | Знает и может научить другого | Знает историю игры, умеет играть вся семья | Знает героев сказочных лабиринтов | Средний балл |
Игорь А | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Ника А | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 |
Настя Д | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,7 |
Рома Д | 2 | 3 | 3 | 2 | 2,5 |
Даша Ш | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Надя Ш | 3 | 2 | 3 | 4 | 3,3 |
Полина Б | 2 | 1 | 3 | 3 | 2,5 |
Софья С | 3 | 2 | 4 | 2 | 2,7 |
Виталий Т | 3 | 2 | 3 | 2 | 2,5 |
Аршак М | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 |
Миша М | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 |
На начало работы по теме:
- высокий уровень -45 %, - средний уровень - 42%, - низкий уровень - 13%.
Ф.И. ребёнка | Знает название игр, картотеку игр | Знает Знает и может научить другого | Знает историю игры, умеет играть вся семья | Знает героев сказочных лабиринтов | Средний балл |
Игорь А | 5 | 4 | 4 | 5 | 4,7 |
Ника А | 3 | 3 | 4 | 4 | 3,5 |
Настя Д | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 |
Рома Д | 3 | 3 | 4 | 4 | 3,5 |
Даша Ш | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Надя Ш | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Полина Б | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Софья С | 5 | 4 | 4 | 5 | 4,6 |
Виталий Т | 3 | 5 | 5 | 4 | 4,2 |
Аршак М | 2 | 3 | 2 | 3 | 2,5 |
Миша М | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Саша С | 4 | 4 | 4 | 5 | 4,8 |
На конец работы по теме:
- высокий уровень - 78%,
- средний уровень - 22%,
- низкий уровень - 0%.
Данные проведенной диагностики показывают, что уровень знаний детей о развивающей технологии В,В,Воскобовича , повысился. В процессе познания дети научились любить их, самостоятельно определять тему игры.
Дети стали открытыми в проявлении чувств: любознательными, доброжелательными, научились самостоятельно самостоятельно строить партнерские отношения. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять , появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные сказочные события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению с картотекой развивающих игр у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию , значительно расширилось представление об разнообразии игр.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме развивающей технологии. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности в приобретении детьми опыта в играх развивающей технологии В.В.Воскобовича.
Игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича - это одно из средств, развивающее математические представления дошкольников. Его игры погружают детей в мир сказки, помогают развить творческий потенциал, психические процессы и сенсорное восприятие.
Замечено что дети, обучающиеся по популярной методике В.В. Воскобовича, как в детских садах, так и дома, имеют высокую готовность к школе, владеют быстрой техникой чтения, выполняют математические задания быстрее сверстников. Такие дети имеют произвольное мышление и отличную память.
Сейчас им создана целая методика, включающая 50 развивающих игр. Методика Воскобовича пользуется большим спросом в развитии дошкольников как в условиях дошкольной образовательной организации, так и в условиях семейного воспитания.
Все существующие игры Вячеслава Вадимовича можно классифицировать на игры:
- направленные на творческое конструирование;
- развивающие логику и воображение;
- обучающие чтению;
- развивающие математические способности.
Самыми известными и интересными играми являются «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Прозрачная цифра» и др. Среди детей наиболее любимыми являются «Ларчик», «Игровизор», «Змейка», «Чудо Крестики», «Прозрачный квадрат» и многие другие.
Игра «Геоконт» предназначена развивать творческое конструирование у детей. В народе её называют «дощечка с гвоздиками». Помогают детям выполнять задания такие сказочные персонажи, как малыш Гео, ворона Метра. С помощью неё дети могут увидеть и провести контуры геометрических фигур. Игру можно усложнять для достижения наилучшего результата, она полезна для формирования и закрепления математических представлений, как у дошкольников, так и младших школьников.
«Квадрат Воскобовича» помогает детям развить логику и воображение. Эту игру называют по-разному: «Косынка», «Вечное Оригами», «Кленовый листок». Квадрат может трансформироваться в другие фигуры. Помогают ребенку найти ответ в задачах папа Прямоугольник, мама Трапеция и дедушка Четырехугольник.
Изготовить двухцветный квадрат на каждого ребенка можно самим. Для этого понадобится нетканый материал (он хорошо сгибается). На него наклеивается плотный картон в виде треугольников (32шт:16 красных и 16 зеленых).
Знакомство детей с квадратом можно начать в стихотворной форме:
В волшебной стране фигурок разных
Живет квадратик, смешной и веселый
То как девица он красный,
То как травка – совсем зеленый.
Тот квадратик необычный,
Мне не скучно с ним играть,
С ним могу я очень просто
Знаменитым волшебником стать.
Превращу его в кораблик
Иль в конфету, или в дом,
В мышку, в ежика и в рыбку,
Нам с ним весело вдвоем.
Знакомя детей с квадратом можно предложить такие задания:
- «Знакомимся с квадратом» (обведи меня пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину, положи квадрат разными по цвету сторонами, загни уголок и др.);
- «Играем в прятки» (найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие, обведи их пальчиком);
- «Сложи квадрат» (пополам разными способами). Какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат;
- «Путешествие в квадрате» (пройдись по дорогам-диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам)
Затем познакомить детей со способами конструирования. Здесь важно им объяснить правильный алгоритм складывания двух базовых форм: треугольник и прямоугольник и далее «ежик» и «мышка», на основе которых получаются другие фигуры.
«Кораблик Брызг-Брызг» - это игра, развивающая математические способности. Мачты корабля построены по цветам радуги. Играющий ребенок должен правильно прикрепить флажки. Усложнить игру можно за счет выстраивания мачт по цветам радуги в диагональном или горизонтальном направлении. Как показывает опыт, такой кораблик надолго занимает внимание детей.
Если рассматривать более подробно игры, развивающие математические способности, то можно выделить такие игры, как «Математические корзинки», «Волшебная восьмёрка», «Логоформочки» и др.
«Математические Корзинки» помогают ребенку запомнить числа, освоить счёт, научиться складывать и вычитать в пределах пяти, затем десяти. Заданием является сложить все грибочки в корзинки и заполнить ими весь формат игрового поля. Таким образом, дети наглядно видят и запоминают состав чисел.
«Волшебная восьмёрка» - это игра, которая позволит ребёнку научиться составлять двузначные числа, а также запомнить цвета радуги, развить мелкую моторику рук и логическое мышление. У всех деталей, из которых состоит цифра, одна сторона однотонного цвета, а другая окрашена в один из цветов радуги.
С помощью игры «Логоформочки» дети знакомятся с геометрическими фигурами и узнают понятие симметрии. Игровое поле состоит из 25 квадратов, разделённых пополам пунктиром. В этой игре используется 5 эталонных фигур - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Они окрашены в красный цвет для более лёгкого запоминания их ребёнком. Суть игры в том, что ребёнок подбирает необходимый вкладыш к рамке и составляет фигуры по образцу. Дальше он может самостоятельно сложить другие фигуры или «дорисовать» силуэт, добавив к фигуре новые элементы.
Развивающие игры автора достаточно многофункциональны: они могут начинаться с простых манипуляций элементами, а заканчиваться решением сложных многоуровневых задач; можно обучать счету или чтению, параллельно развивая мышление, логику, память и другие психические процессы.
Во время занятий с детьми по играм Воскобовича педагогам надо обратить внимание на следующее:
- Подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
- Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
- Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся».
- Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.
Для ребенка интересны игры Воскобовича. В процессе игры ребенок открывает для себя новое и испытывает эмоциональное удовлетворение от процесса. Многие из игр Воскобовича содержат методические пособия с иллюстрированными сказками, в них нужно выполнить различные задания или ответить на вопросы. В игровой форме дети вместе с героями сказок осваивают не только новые знания, но и навыки общения.
Игры В.В. Воскобовича успешно внедрены в программы дополнительного образования и активно используются педагогами. Они официально рекомендованы для использования.
Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.
Используя развивающие игры Воскобовича, я пришла к выводу, что познавательный интерес детей на занятиях по математике стал более глубоким, устойчивым и действенным. В процессе таких игр решаются задачи, которые способствуют формированию и развитию у дошкольников математических представлений. Дети проявляют внимание и заинтересованность к математическим занятиям и играм, наблюдается устойчивый интерес к выполнению заданий с математическим материалом, большинство детей выполняют задания самостоятельно, увеличилось количество детей, которые в самостоятельной деятельности выбирают игры математического характера.
Список литературы
Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.
Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринтры игры». СПб., 2000.
Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.
Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по теме самообразования: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник работы с бумагой»
Данный материал поможет воспитателям составить свой индивидуальный план самообразования....
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Предлагаю Вашему вниманию план работы по самообразованию. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики - важная часть развития речи детей, формирование навыков самообслуживания и подготовк...
План работы по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2019 - 2020 год
Актуальность:Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая ос...
План работы по самообразованию «Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью проектной деятельности»
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью проектной деятельности.Задачи:-Повысить со...
План работы по самообразованию "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
1.Изучить методическую литературу по данной теме.2.Обобщить и проанализировать опыт других педагогов по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников.3.Подобрать и оформить информацию ...