Методическая разработка
материал (подготовительная группа)
Использование игровых технологий для развития социально- коммуникативных навыков старших дошкольников.
В стандарте дошкольного образования выделяется пять основных образовательных областей (направлений) обеспечивающих развитие дошкольника в различных видах детской деятельности:
социально‑коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно‑эстетическое развитие;
● физическое развитие.
На основе ФГОС дошкольного образования выделяется направление (область) социально‑коммуникативное развития.
Содержание этой образовательной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
через решение следующих задач:
- Обеспечить развитие умения свободно общаться со взрослыми и детьми;
- Обеспечить развитие всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности;
- Обеспечить практическое овладение воспитанниками нормами речи ;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Федеральный государственный стандарт ориентируют педагогов на взаимодействия с детьми дошкольного возраста, которое основывается на: использования образовательных технологий деятельностного типа;
- субъектном отношении педагога к ребенку;
- индивидуальном подходе , учете зоны ближайшего развития ребенка;
- мотивационном подходе ;
- доброжелательном отношении к ребенку.
Актуальность темы
Формирование общительности, умения контактировать с окружающими людьми — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт,
адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Цель:
Способствование формированию у детей ценных навыков и овладению способами поведения в
отношении с другими людьми, развитию коммуникативных качеств и социальной активности
дошкольников.
Задачи:
• Помогать детям преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
• Обогащать языковыми средствами.
• Способствовать расширению представлений детей о различных способах коммуникации с
окружающими; формированию позитивного отношение к себе и к сверстникам.
• Направить усилия на достижение умения сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях.
Занимательная непосредственно образовательная деятельность:
- Беседы;
- Сюжетные игры;
- Коммуникативные тренинги для детей;
- Ситуативный разговор;
- Дидактические игры;
- Составление и отгадывание загадок;
- Игры с правилами.
Значение игровых технологий:
Именно игра позволяет сделать содержание социально-коммуникативного развития - знакомство с правилами и поведения, способами проявления внимания, сочувствия со-радости и т.д. интересным для дошкольника. Игра позволяет избежать «дидактизма» в воспитании.
Игра позволяет ребенку занять активную позицию, быть не слушателем, а участником.
Игры, игровые ситуации затрагивают чувства ребенка, формируют его отношения к окружающим. Это особенно важно в его социально-личностном развитии.
Игровые ситуации позволяют смоделировать проблемы, с которыми ребенок не сталкивался в повседневной жизни, позволяют обогатить личный поведенческий опыт ребенка.
Особую роль в игровых технологиях занимают разные формы игр и игровых ситуаций:
- Коммуникативные игры (Игры знакомства, игры на развитие интереса и внимания к партнеру по общению, игры на развитие умений взаимодействовать со сверстниками)
- Игры-имитации, пантомимические этюды способствующие передаче различных чувств и состояний героев.
- Игры-этюды на передачу различных чувств и настроений героев
- Сюжетные игры-этюды- игры, направленные на проявление заботы, сочувствия, со-радости по отношению к разным персонажам.
- Игры-демонстрации –обыгрывание на глазах у детей простых диалогов, сюжетов с куклой или др. игрушками, в которые включаются сами дети.
- Сюжетно-дидактические игры-игры, имеющие сюжет и роли как сюжетно-ролевые игры, но организующую роль в них принадлежит педагогу.
- Сюжетно ролевые игры- в которых воспитатель обращает внимание на характер отношений между героями, культуру общения, отзывчивость и внимание персонажей по отношению друг к другу.
Условия реализации социально-коммуникативной технологии:
- Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка в группе детского сада.
- Ориентированность педагогического процесса группы на особенности воспитанников, их достижения, умения, проблемы.
- Внимание педагога к социально-личностному развитию дошкольников не только в ходе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.
- Умение педагога занимать разные педагогические позиции во взаимодействии с детьми- «наставника», «партнера», «опекаемого».
- Взаимодействие воспитателя с семьями дошкольников в решении задач социально-личностного развития детей.
Задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста:
- Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
- Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
- Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
- Дальнейшее обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях
- Воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей, формирование начал гражданственности.
- Формирование представлений о родном городе и стране, развитие гражданско-патриотических чувств.
- Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства,
- Желания следовать социально-одобряемым нормам поведения,
- Помощь детям в осознании роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
Методы социально-коммуникативного развития будут:
- Организация развивающих проблемно- практических и проблемно-игровых ситуации, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов,
- Личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы;
- Сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами);
- Совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания;
- Познавательно-этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, о городе, родной стране, мире;
- Социально-коммуникативному развитию дошкольников будут способствовать:
- Экскурсии по городу, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями;
- - игры-путешествия по родной стране, городу;
- - чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей);
праздники, досуги, направленные на знакомство с элементами национальной культуры народов России: национальная одежда, особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы;
Дошкольники при сопровождении воспитателя начинают понимать:
- Многообразие чувств, переживаемых людьми, формы выражения чувств и настроений (жесты, мимику, интонацию голоса, речь, движения, позы).
- Обстоятельства и причины, вызывающие те или иные чувства человека (поступки и действия других людей, природные явления, искусство, поэзию и пр.).
- Созвучность эмоций человека и окружающего мира (состояние природы, содержание музыки, живописи, настроение других людей).
- Связь эмоций человека и его физического состояния (усталость, болезнь, бодрость, выздоровление).
- Важность проявления отзывчивости и добрых чувств, учета эмоционального, физического состояния и настроения близких людей.
- Необходимость сдерживания негативных эмоций (злобы, раздражительности, высокомерия) и выражения их в адекватных формах, недопустимость причинения вреда людям и животным
Для развития умений понимать разные эмоции и чувства педагог побуждает детей:
На картинках и пиктограммах рассматривать мимику людей с разными эмоциями.
Сравнивать выражение глаз, положение губ, бровей, характерные жесты, интонацию голоса при тех или иных эмоциональных состояниях
Отражать мир эмоций в рисунках, в коллажах.
Передавать эмоции и соответствующие действия людей и животных в театрализованных этюдах и играх, в образных игровых импровизациях.
Игровая ситуация «Кто в домике живет?»
Цель - развивать умение различать внешнее выражение разных эмоциональных состояний.
Содержание ситуации. На доске помещаются изображения четырех домов разного цвета. В верхнем окне крыши каждого дома изображена пиктограмма, изображающая какую- либо эмоцию. (Выбор эмоции воспитатель определяет сам, в зависимости от того, в различении каких эмоций он хочет поупражнять детей.) Отдельно предлагаются картинки с изображениями людей разного возраста и пола с разными эмоциональными состояниями.
Дети сначала решают по пиктограммам, какой это дом - радости, грусти, гнева, удивления, - кто в нем будет жить. Например, в розовом доме радости будут жить все веселые, счастливые, улыбающиеся люди, в голубом доме гнева - только сердитые, злые люди, в желтом доме грусти в окна будут смотреть грустные, печальные люди, а в зеленом доме удивления живут люди, которых все удивляет.
Дети по очереди берут из стопки карточку, рассматривают ее, показывают всем, называют эмоциональное состояние человека и ставят карточку в окно соответствующего дома. Остальные участники выражают согласие или несогласие с его решением.
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие
умения понимать и передавать эмоции и чувства с помощью различных средств:
«Узнай настроение по выражению лица»
«Найди на картинках людей с одинаковым настроением»
«Веселая страна»( собираем в веселую страну только изображения веселых, радостных персонажей).
«Разговор с инопланетянином» (объясняемся с помощью мимики и жестов)
«Определи по голосу, какое настроение у робота»
Воспитание культуры поведения и общения:
В старшем дошкольном возрасте культура поведения ребенка становится более разнообразной. Увеличивается объем правил, они начинают определять не только отдельные действия и поступки ребенка (сказать «спасибо», «пожалуйста», поздороваться, попрощаться и т. п.), но весь образ его жизни с позиции культурных требований.
Повышается общая осознанность культурных норм.
Поведение детей становится более гибким.
Дошкольники знакомятся с правилами этикета, появляются требования к манерам поведения: держаться естественно, разговаривая, смотреть в глаза собеседника; не уходить, если разговор не закончен, не перебивать говорящего, дать ему высказаться, понятно выражать свои мысли.
Воспитатель объясняет детям, что культурный человек отличается доброжелательностью, вежливостью, умением проявить терпение и внимание к другому.
Старшие дошкольники получают представление о том, как культурно вести себя в общественных местах: в магазине, в транспорте, в кино и театре, в музее, в кафе. В старшем дошкольном возрасте обсуждаются проблемные ситуации, связанные с проявлением культуры общения:
«Как правильно поступить?»,
«Почему обиделась Оля?»,
«Как поздравить маму и бабушку с днем 8 Марта?»
Правила культуры поведения развиваются и закрепляются в практических ситуациях и играх:
«Звонок по телефону»
«Мы едим в автобусе»
«Смотрим спектакль в театре»
«Мы посещаем музей»
«Мы пришли в кафе»
Игра «Вспомним добрые слова»
Воспитатель кидает мяч стоящим в кругу детям и произносит начало фразы. Ребенок заканчивает фразу и бросает мяч обратно.
1. Когда я утром просыпаюсь, то говорю всем ...
2. Когда я утром прихожу в детский сад, то говорю всем ...
3. Когда я сажусь обедать, то желаю своим соседям по столу ...
4. Когда я сижу в транспорте и вижу, что входит пожилой человек, то я ...
Игра «Найдем вежливые слова»
Задача детей - отвечая на вопросы воспитателя, найти больше вариантов вежливых слов и обращений.
Как сказать лучше, если: мы встречаем долгожданных гостей; мы поздравляем маму с днем рождения; мы выражаем благодарность; мы обращаемся с просьбой; мы хотим узнать, где находится магазин или автобусная остановка и пр. Победитель получает приз.
Игра «Дай совет»
Детям предлагаются ситуации: «Ты поссорился С другом, а теперь хочешь помириться», «Ты пришел на детский праздник, где никого не знаешь. Как познакомиться с ребятами?», «Тебе нужна игрушка, но ее держит в руках другой ребенок. Как можно поступить? Играющим нужно не только рассказать, как поступить, но и разыграть соответствующую сценку.
Развивая детские взаимоотношения и сотрудничество Воспитатель включает детей в игровых ситуациях типа «Давайте говорить друг другу комплименты», «Всем приятно ласковое слово», «Добрые пожелания».
При поддержке воспитателя старшие дошкольники овладевают умениями совместной деятельности:
- принимать общую цель,
- договариваться о способах деятельности и материалах,
- в процессе общего дела помогать и быть внимательными друг к другу,
- добиваться хорошего результата,
- выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям
Постепенно воспитатель учит дошкольников осваивать разные формы совместной деятельности со сверстниками:
работа парами (Игры: «Раскрасим вдвоем нарядные рукавички для Снегурочки», «Сапожки в подарок»),
подгруппами (Практическая ситуация «Сделаем вместе красивые бусы на елку»), фронтально, вместе со всеми (Практическая ситуация «Соберем букеты осенних листьев и подарим детям в детском саду»)
Коммуникативные игры:
Игры на умение вступать в контакт- «Приятные слова», «Добрые пожелания», «Найди пару».
Игры на развитие интереса, внимания к сверстнику «Подарки», «Угадай по голосу», «Узнай по описанию», «Радио»
Игры на развитие невербальных умений общения «Заколдованный мальчик», «Зоопарк», «Скульптура»,
Игры на развитие умений взаимодействовать в группе сверстников
«Коллективный рисунок», «Встань по пальцам», «Кто больше соберет игрушек»
В дошкольном и младшем школьном возрасте воспитатель активно привлекает детей к организации общей жизни
Для этого он использует прием совместного обсуждения:
В какие игры поиграть на прогулке
Как украсить группу к празднику
Что нового внести в игровой уголок
Какую выставку детских работ сделать
Что приготовить мамам на праздник.
Важно, чтобы воспитатель умел советоваться с детьми, прислушиваться к их мнению, учитывать пожелания детей.
Заключение
По мере развития речи у детей формируются способности общаться, познавать мир, планировать свои действия. Речь детей выполняет три функции их связи с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Исходя из этого можно сделать вывод: данная тема является актуальной проблемой в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alieva_t.yu_.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Алиева Т.Ю.воспитатель
ГБДОУ детский сад №38 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Использование игровых технологий для развития социально- коммуникативных навыков старших дошкольников.
В стандарте дошкольного образования выделяется пять основных образовательных областей (направлений) обеспечивающих развитие дошкольника в различных видах детской деятельности:
социально‑коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно‑эстетическое развитие;
● физическое развитие.
На основе ФГОС дошкольного образования выделяется направление (область) социально‑коммуникативное развития.
Содержание этой образовательной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
через решение следующих задач:
- Обеспечить развитие умения свободно общаться со взрослыми и детьми;
- Обеспечить развитие всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности;
- Обеспечить практическое овладение воспитанниками нормами речи ;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Федеральный государственный стандарт ориентируют педагогов на взаимодействия с детьми дошкольного возраста, которое основывается на: использования образовательных технологий деятельностного типа;
- субъектном отношении педагога к ребенку;
- индивидуальном подходе , учете зоны ближайшего развития ребенка;
- мотивационном подходе ;
- доброжелательном отношении к ребенку.
Актуальность темы
Формирование общительности, умения контактировать с окружающими людьми — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт,
адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Цель:
Способствование формированию у детей ценных навыков и овладению способами поведения в
отношении с другими людьми, развитию коммуникативных качеств и социальной активности
дошкольников.
Задачи:
• Помогать детям преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
• Обогащать языковыми средствами.
• Способствовать расширению представлений детей о различных способах коммуникации с
окружающими; формированию позитивного отношение к себе и к сверстникам.
• Направить усилия на достижение умения сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях.
Занимательная непосредственно образовательная деятельность:
- Беседы;
- Сюжетные игры;
- Коммуникативные тренинги для детей;
- Ситуативный разговор;
- Дидактические игры;
- Составление и отгадывание загадок;
- Игры с правилами.
Значение игровых технологий:
Именно игра позволяет сделать содержание социально-коммуникативного развития - знакомство с правилами и поведения, способами проявления внимания, сочувствия со-радости и т.д. интересным для дошкольника. Игра позволяет избежать «дидактизма» в воспитании.
Игра позволяет ребенку занять активную позицию, быть не слушателем, а участником.
Игры, игровые ситуации затрагивают чувства ребенка, формируют его отношения к окружающим. Это особенно важно в его социально-личностном развитии.
Игровые ситуации позволяют смоделировать проблемы, с которыми ребенок не сталкивался в повседневной жизни, позволяют обогатить личный поведенческий опыт ребенка.
Особую роль в игровых технологиях занимают разные формы игр и игровых ситуаций:
- Коммуникативные игры (Игры знакомства, игры на развитие интереса и внимания к партнеру по общению, игры на развитие умений взаимодействовать со сверстниками)
- Игры-имитации, пантомимические этюды способствующие передаче различных чувств и состояний героев.
- Игры-этюды на передачу различных чувств и настроений героев
- Сюжетные игры-этюды- игры, направленные на проявление заботы, сочувствия, со-радости по отношению к разным персонажам.
- Игры-демонстрации –обыгрывание на глазах у детей простых диалогов, сюжетов с куклой или др. игрушками, в которые включаются сами дети.
- Сюжетно-дидактические игры-игры, имеющие сюжет и роли как сюжетно-ролевые игры, но организующую роль в них принадлежит педагогу.
- Сюжетно ролевые игры- в которых воспитатель обращает внимание на характер отношений между героями, культуру общения, отзывчивость и внимание персонажей по отношению друг к другу.
Условия реализации социально-коммуникативной технологии:
- Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка в группе детского сада.
- Ориентированность педагогического процесса группы на особенности воспитанников, их достижения, умения, проблемы.
- Внимание педагога к социально-личностному развитию дошкольников не только в ходе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.
- Умение педагога занимать разные педагогические позиции во взаимодействии с детьми- «наставника», «партнера», «опекаемого».
- Взаимодействие воспитателя с семьями дошкольников в решении задач социально-личностного развития детей.
Задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста:
- Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
- Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
- Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
- Дальнейшее обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях
- Воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей, формирование начал гражданственности.
- Формирование представлений о родном городе и стране, развитие гражданско-патриотических чувств.
- Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства,
- Желания следовать социально-одобряемым нормам поведения,
- Помощь детям в осознании роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
Методы социально-коммуникативного развития будут:
- Организация развивающих проблемно- практических и проблемно-игровых ситуации, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов,
- Личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы;
- Сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами);
- Совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания;
- Познавательно-этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, о городе, родной стране, мире;
- Социально-коммуникативному развитию дошкольников будут способствовать:
- Экскурсии по городу, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями;
- - игры-путешествия по родной стране, городу;
- - чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей);
праздники, досуги, направленные на знакомство с элементами национальной культуры народов России: национальная одежда, особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы;
Дошкольники при сопровождении воспитателя начинают понимать:
- Многообразие чувств, переживаемых людьми, формы выражения чувств и настроений (жесты, мимику, интонацию голоса, речь, движения, позы).
- Обстоятельства и причины, вызывающие те или иные чувства человека (поступки и действия других людей, природные явления, искусство, поэзию и пр.).
- Созвучность эмоций человека и окружающего мира (состояние природы, содержание музыки, живописи, настроение других людей).
- Связь эмоций человека и его физического состояния (усталость, болезнь, бодрость, выздоровление).
- Важность проявления отзывчивости и добрых чувств, учета эмоционального, физического состояния и настроения близких людей.
- Необходимость сдерживания негативных эмоций (злобы, раздражительности, высокомерия) и выражения их в адекватных формах, недопустимость причинения вреда людям и животным
Для развития умений понимать разные эмоции и чувства педагог побуждает детей:
На картинках и пиктограммах рассматривать мимику людей с разными эмоциями.
Сравнивать выражение глаз, положение губ, бровей, характерные жесты, интонацию голоса при тех или иных эмоциональных состояниях
Отражать мир эмоций в рисунках, в коллажах.
Передавать эмоции и соответствующие действия людей и животных в театрализованных этюдах и играх, в образных игровых импровизациях.
Игровая ситуация «Кто в домике живет?»
Цель - развивать умение различать внешнее выражение разных эмоциональных состояний.
Содержание ситуации. На доске помещаются изображения четырех домов разного цвета. В верхнем окне крыши каждого дома изображена пиктограмма, изображающая какую- либо эмоцию. (Выбор эмоции воспитатель определяет сам, в зависимости от того, в различении каких эмоций он хочет поупражнять детей.) Отдельно предлагаются картинки с изображениями людей разного возраста и пола с разными эмоциональными состояниями.
Дети сначала решают по пиктограммам, какой это дом - радости, грусти, гнева, удивления, - кто в нем будет жить. Например, в розовом доме радости будут жить все веселые, счастливые, улыбающиеся люди, в голубом доме гнева - только сердитые, злые люди, в желтом доме грусти в окна будут смотреть грустные, печальные люди, а в зеленом доме удивления живут люди, которых все удивляет.
Дети по очереди берут из стопки карточку, рассматривают ее, показывают всем, называют эмоциональное состояние человека и ставят карточку в окно соответствующего дома. Остальные участники выражают согласие или несогласие с его решением.
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие
умения понимать и передавать эмоции и чувства с помощью различных средств:
«Узнай настроение по выражению лица»
«Найди на картинках людей с одинаковым настроением»
«Веселая страна»( собираем в веселую страну только изображения веселых, радостных персонажей).
«Разговор с инопланетянином» (объясняемся с помощью мимики и жестов)
«Определи по голосу, какое настроение у робота»
Воспитание культуры поведения и общения:
В старшем дошкольном возрасте культура поведения ребенка становится более разнообразной. Увеличивается объем правил, они начинают определять не только отдельные действия и поступки ребенка (сказать «спасибо», «пожалуйста», поздороваться, попрощаться и т. п.), но весь образ его жизни с позиции культурных требований.
Повышается общая осознанность культурных норм.
Поведение детей становится более гибким.
Дошкольники знакомятся с правилами этикета, появляются требования к манерам поведения: держаться естественно, разговаривая, смотреть в глаза собеседника; не уходить, если разговор не закончен, не перебивать говорящего, дать ему высказаться, понятно выражать свои мысли.
Воспитатель объясняет детям, что культурный человек отличается доброжелательностью, вежливостью, умением проявить терпение и внимание к другому.
Старшие дошкольники получают представление о том, как культурно вести себя в общественных местах: в магазине, в транспорте, в кино и театре, в музее, в кафе. В старшем дошкольном возрасте обсуждаются проблемные ситуации, связанные с проявлением культуры общения:
«Как правильно поступить?»,
«Почему обиделась Оля?»,
«Как поздравить маму и бабушку с днем 8 Марта?»
Правила культуры поведения развиваются и закрепляются в практических ситуациях и играх:
«Звонок по телефону»
«Мы едим в автобусе»
«Смотрим спектакль в театре»
«Мы посещаем музей»
«Мы пришли в кафе»
Игра «Вспомним добрые слова»
Воспитатель кидает мяч стоящим в кругу детям и произносит начало фразы. Ребенок заканчивает фразу и бросает мяч обратно.
1. Когда я утром просыпаюсь, то говорю всем ...
2. Когда я утром прихожу в детский сад, то говорю всем ...
3. Когда я сажусь обедать, то желаю своим соседям по столу ...
4. Когда я сижу в транспорте и вижу, что входит пожилой человек, то я ...
Игра «Найдем вежливые слова»
Задача детей - отвечая на вопросы воспитателя, найти больше вариантов вежливых слов и обращений.
Как сказать лучше, если: мы встречаем долгожданных гостей; мы поздравляем маму с днем рождения; мы выражаем благодарность; мы обращаемся с просьбой; мы хотим узнать, где находится магазин или автобусная остановка и пр. Победитель получает приз.
Игра «Дай совет»
Детям предлагаются ситуации: «Ты поссорился С другом, а теперь хочешь помириться», «Ты пришел на детский праздник, где никого не знаешь. Как познакомиться с ребятами?», «Тебе нужна игрушка, но ее держит в руках другой ребенок. Как можно поступить? Играющим нужно не только рассказать, как поступить, но и разыграть соответствующую сценку.
Развивая детские взаимоотношения и сотрудничество Воспитатель включает детей в игровых ситуациях типа «Давайте говорить друг другу комплименты», «Всем приятно ласковое слово», «Добрые пожелания».
При поддержке воспитателя старшие дошкольники овладевают умениями совместной деятельности:
- принимать общую цель,
- договариваться о способах деятельности и материалах,
- в процессе общего дела помогать и быть внимательными друг к другу,
- добиваться хорошего результата,
- выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям
Постепенно воспитатель учит дошкольников осваивать разные формы совместной деятельности со сверстниками:
работа парами (Игры: «Раскрасим вдвоем нарядные рукавички для Снегурочки», «Сапожки в подарок»),
подгруппами (Практическая ситуация «Сделаем вместе красивые бусы на елку»), фронтально, вместе со всеми (Практическая ситуация «Соберем букеты осенних листьев и подарим детям в детском саду»)
Коммуникативные игры:
Игры на умение вступать в контакт- «Приятные слова», «Добрые пожелания», «Найди пару».
Игры на развитие интереса, внимания к сверстнику «Подарки», «Угадай по голосу», «Узнай по описанию», «Радио»
Игры на развитие невербальных умений общения «Заколдованный мальчик», «Зоопарк», «Скульптура»,
Игры на развитие умений взаимодействовать в группе сверстников
«Коллективный рисунок», «Встань по пальцам», «Кто больше соберет игрушек»
В дошкольном и младшем школьном возрасте воспитатель активно привлекает детей к организации общей жизни
Для этого он использует прием совместного обсуждения:
В какие игры поиграть на прогулке
Как украсить группу к празднику
Что нового внести в игровой уголок
Какую выставку детских работ сделать
Что приготовить мамам на праздник.
Важно, чтобы воспитатель умел советоваться с детьми, прислушиваться к их мнению, учитывать пожелания детей.
Заключение
По мере развития речи у детей формируются способности общаться, познавать мир, планировать свои действия. Речь детей выполняет три функции их связи с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Исходя из этого можно сделать вывод: данная тема является актуальной проблемой в современном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....