Деятельность Консультационного центра
материал
Деятельность Консультационного центра в МАДОУ детский сад № 20 г. Нефтекамск
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_kts_muhyanova_n.i.docx | 25.77 КБ |
konsultatsionnyy_tsentr_madou_detskiy_sad_no_20.pptx | 677.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность программы и методологическое обоснование:
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой её ступени – к системе дошкольного образования. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования.
Целью вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребёнка на качественное и доступное образование и предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Работа консультационного пункта направлена на решение задач по обеспечению государственных гарантий доступности качественного дошкольного и общего образования для жителей микрорайона.
Открытие консультационного пункта является одним из способов реализации поставленных задач в Программе развития ДОО, обеспечивающее доступное бесплатное консультирование семей, воспитывающих детей и нуждающихся в помощи специалистов дошкольного образования.
Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин. Круг общения многих “домашних” детей ограничивается родителями и родственниками. Со сверстниками они зачастую общаться не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей. Ребенку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав.
Существует проблема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей есть постоянная потребность в общении с другими детьми и педагогами, но не все готовы посещать массовые детские сады.
Деятельность консультационного центра муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 20 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан регламентируется в соответствии с :
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155;
- Письмом Минобрнауки России от 31.01.2008 г. № 03-133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения»;
Цель организации консультативного центра в ДОО – оказание методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования (далее – родители (законные представители).
Плата за услуги консультационного центра с родителей (законных представителей) не взимается.
Задачи консультационного центра:
Основными задачами консультационного центра являются:
- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям), детей, не посещающих образовательные организации;
- обеспечение равных стартовых возможностей ребенка при поступлении в школу;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО.
Организация деятельности, содержание и основные формы работы консультационного центра
Консультационный центр на базе образовательной организации открывается на основании приказа заведующего ДОО. (приказ)
Консультационный центр работает согласно расписания, утвержденного заведующим ДОО, и строится на основе интеграции деятельности специалистов (График)
Возможна организация внеплановых мероприятий по запросам родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Общее руководство консультационным центром возлагается на заведующего ДОО.
Заведующий образовательной организации:
- обеспечивает работу консультационного центра в соответствии с графиком и планом работы;
- определяет функциональные обязанности и режим работы специалистов образовательной организации;
- обеспечивает дополнительное информирование населения о графике работы консультационного центра.
Количество специалистов, привлекаемых к психолого-педагогической работе в консультационном центре, определяется кадровым составом ДОО, в нашем детском саду это:
- Старший воспитатель
- Педагог-психолог
- Учитель-логопед
- Учитель-дефектолог
- Медицинская сестра
- Музыкальный руководитель
Помощь родителям (законным представителям) в консультационном центре предоставляется на основании:
- письменного заявления одного из родителей (законных представителей), зарегистрированного в установленном порядке в журнале учёта обращений родителей (законных представителей) в консультационный центр ДОО;
- телефонного обращения одного из родителей (законных представителей), зарегистрированного в установленном порядке в журнале учёта обращений родителей (законных представителей) в консультационный центр ДОО;
- личного обращения одного из родителей (законных представителей), зарегистрированного в журнале учёта обращений родителей (законных представителей) в консультационный центр ДОО
Основное содержание и формы работы консультационного центра
Основными видами деятельности консультационного центра являются:
- просвещение родителей (законных представителей) – организуется в форме лекториев, теоретических и практических семинаров, совместных занятий с родителями и их детьми в виде тренингов, с целью обучения способам взаимодействия с ребенком - информирование родителей, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем, повышение психолого-педагогического уровня и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;
- диагностика развития ребенка - психолого-педагогическое и логопедическое изучение ребенка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка;
- консультирование (психологическое, социальное, педагогическое) – информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития их ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций.
Осуществляется непосредственно в консультационном центре в форме индивидуальных консультаций по запросу родителей (законных представителей), возможно заочное консультирование, по следующим вопросам:
-социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО;
-социальная адаптация ребенка в детском коллективе – развитие у ребенка навыков социального поведения и коммуникативных качеств личности;
-возрастные, психофизиологические особенности детей дошкольного возраста;
-развитие речи и речевого аппарата дошкольников;
-профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО;
-развитие музыкальных способностей;
-организация игровой деятельности, развитие и обучение детей в игре;
-организация питания детей;
-создание условий для закаливания и оздоровления детей;
-готовность к обучению в школе;
-социальная защита детей из различных категорий семей.
Права и обязанности сторон
Родители (законные представители) имеют право на:
- получение квалифицированной консультативной помощи по вопросам воспитания, психофизического развития детей, индивидуальных возможностей детей, на высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей со специалистом консультационного центра;
-высказывание пожеланий на тему консультаций.
Консультационный центр образовательной организации имеет право на:
- внесение корректировок в план работы консультационного центра с учетом интересов и потребностей родителей (законных представителей);
- на предоставление квалифицированной консультативной и практической помощи родителям (законным представителям).
Специалисты, оказывающие консультативную помощь несут ответственность за:
- оказание всесторонней и своевременной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста.
Документация консультационного центра
Ведение документации консультационного центра выделяется в отдельное делопроизводство.
Перечень документации консультационного центра:
• Приказ МАДОУ детский сад № 20 о создании консультационного центра;
• Положение о консультационном центре созданного на базе ДОО, утверждённое локальным актом ДОО;
•План работы консультационного центра (в течение учебного года по запросу родителей (законных представителей) в документ могут вноситься изменения);
•График работы консультационного центра;
•Журнал учёта обращений родителей (законных представителей), в Консультационный центр
•Анализ работы консультационного центра за год
Механизм реализации работы КЦ:
1 этап: Подготовительный
Задачи и содержание работы:
1. Изучение возможности для организации КЦ (приказ об организации консультационного пункта).
2. Изучение Положения о работе консультационного центра.
3. Оформление рекламы и выход в микрорайон, информационное оповещение на сайте МАДОУ д/с № 20, в соцсети.
4. Выбор творческой группы.
Результат:
Для обеспечения деятельности КП творческим коллективом был разработан пакет документов:
- Положение о Консультативном пункте;
- Анкеты для родителей;
- Годовой план работы консультативного центра;
- Журнал предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;
- График работы специалистов.
2. этап: Основной - этап практический.
Содержание работы:
1. Для работы консультационного пункта был подобран штат работников детского сада, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования, разработанную в образовательной организации на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой..
2. Определены помещения, обсудили дидактический и наглядный материал.
3. Планировали, но не провели первое установочное собрание "Будем знакомы”.
4. Хотели сформировать списки желающих посещать КЦ, хотели определить возрастной диапазон детей, чтобы в дальнейшем спланировать и разработать актуальные темы практики семейного воспитания.
5. Подобраны анкеты и диагностики, которые позволили бы выявить характер запросов родителей.
6. Запланировали основные блоки консультационного пункта:
- психолого-педагогическая помощь семьям при адаптации детей;
- консультативная помощь родителям;
- помощь семьям в вопросах социализации детей;
- профилактика различных отклонений;
- помощь родителям по подготовке детей к школе;
- консультативная помощь родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практикуется предварительная запись родителей к специалистам на консультацию по интересующей теме. Это позволяет подготовить квалифицированную консультацию.
Специалисты КЦ планируют свою работу на основании сведений, полученных из анкет для родителей и карт индивидуального развития ребенка (диагностика), стараясь подобрать наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендуют необходимую психологическую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка.
Педагог-психолог помогает выявить эмоционально-личностные проблемы, определить уровни развития познавательных процессов (внимания, память, мышление, воображение) детей, анализирует детско-родительские отношения, проводит по желанию родителей диагностическое обследование уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе, консультирует родителей в адаптационный период.
Музыкальный руководитель помогает подобрать игры на развитие музыкальных способностей; организует игровую деятельность, развитие и обучение детей в игре.
Учитель-дефектолог помогает определить уровень познавательно-речевого, слухового развития ребенка, показывает, как можно помочь ребенку с позиции сурдопедагога, учит родителя и ребенка интересным методам, играм и приемам.
Учитель-логопед помогает определить уровень познавательно-речевого развития ребенка, показывает, как можно помочь ребенку избавиться от речевых недостатков, учит родителя и ребенка интересным речевым играм и упражнениям.
Старший воспитатель подскажет родителям различные приемы, игры, упражнения для познавательного и физического развития ребенка, проконсультирует по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Медсестра расскажет о правильной организации питания детей; создание условий для закаливания и оздоровления детей
Заведующий оказывают помощь при оформлении ребёнка в ДОУ, знакомят с нормативно-правовыми документами и локальными актами ДОУ, дают советы по вопросам оформления льгот при оплате за детский сад, помогают решать любые спорные вопросы.
Родители получают помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка, знакомятся с дидактическими играми, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику, литературой.
В консультационном пункте ведётся работа и с детьми: игровое взаимодействие, тематические беседы, коррекцонно-развивающая работа, психолого-педагогическое сопровождение детей с различными отклонениями.
3 этап: Аналитический
На заключительном этапе реализации предполагается мониторинг изучения уровня удовлетворённости качеством деятельности ДОУ, определение проблемы в системах «Родитель-Ребёнок», «Родитель-Взрослый» в ДОУ.
Планируется:
- разработка рекомендаций для всех участников образовательного процесса ДОУ по коррекции взаимоотношений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи консультационного центра: Основными задачами консультационного центра являются: оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям), детей, не посещающих образовательные организации; обеспечение равных стартовых возможностей ребенка при поступлении в школу; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста; оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающи х ДОО.
Нормативные акты, регламентирующие деятельность КЦ Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » - Конституция Российской Федерации; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155; - Письмо Минобрнауки России от 31.01.2008 г. № 03-133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения»;
Специалисты КЦ МАДОУ д /с № 20 Старший воспитатель Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Медицинская сестра Музыкальный руководитель
Формы работы КЦ просвещение родителей (законных представителей) – организуется в форме лекториев, теоретических и практических семинаров, совместных занятий с родителями и их детьми в виде тренингов, с целью обучения способам взаимодействия с ребенком - информирование родителей, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем, повышение психолого-педагогического уровня и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;
Формы работы КЦ диагностика развития ребенка - психолого-педагогическое и логопедическое изучение ребенка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка
Формы работы КЦ консультирование (психологическое, социальное, педагогическое) – информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития их ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций
Тематика консультаций - социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО; -социальная адаптация ребенка в детском коллективе – развитие у ребенка навыков социального поведения и коммуникативных качеств личности; -возрастные, психофизиологические особенности детей дошкольного возраста; -развитие речи и речевого аппарата дошкольников; -профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО; -развитие музыкальных способностей; -организация игровой деятельности, развитие и обучение детей в игре; -организация питания детей; -создание условий для закаливания и оздоровления детей; -готовность к обучению в школе; -социальная защита детей из различных категорий семей.
Документация КЦ • Приказ МАДОУ детский сад № 20 о создании консультационного центра; • Положение о консультационном центре созданного на базе ДОО, утверждённое локальным актом ДОО; •План работы консультационного центра (в течение учебного года по запросу родителей (законных представителей) в документ могут вноситься изменения); •График работы консультационного центра; •Журнал учёта обращений родителей (законных представителей), в Консультационный центр •Анализ работы консультационного центра за год
Подготовительный этап 1. Изучение возможности для организации КЦ (приказ об организации консультационного центра) 2. Изучение Положения о работе консультационного центра 3. Оформление рекламы и выход в микрорайон, информационное оповещение на сайте МАДОУ д /с № 20, в соцсети 4. Выбор творческой группы
Результат подготовительного этапа - Положение о Консультативном центре; - Анкеты для родителей; - Годовой план работы консультативного центра; - Журнал предварительной записи родителей на консультацию к специалистам; - График работы специалистов.
Основной этап Штат работников детского сада, Помещения, Дидактический и наглядный материал. Установочное собрание "Будем знакомы”. Списки желающих посещать КЦ Анкеты и диагностики Основные блоки консультационного пункта
Основные блоки консультационного пункта - психолого-педагогическая помощь семьям при адаптации детей; - консультативная помощь родителям; - помощь семьям в вопросах социализации детей; - профилактика различных отклонений; - помощь родителям по подготовке детей к школе; - консультативная помощь родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровь я.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация деятельности консультационного центра в ДОО»
опыт работы консультационного центра, организованного на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 22 «Голубок» г. Туапсе муниципального образования Туапси...
Направление деятельности консультационного центра( из опыта работы)
оказание методической, психолого - педагогической, диагностической помощи родителям...
ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА (из опыта работы)
в плане деятельности консультационного центра определены мероприятия, сроки и форма их проведения...
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего ...
Организация инновационной деятельности консультационного центра для родителей, имеющих детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования в соответствии с ФГОС ДО.
Консультационный центр призван оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, раб...
Деятельность консультационного центра ДОУ в условиях интеграции с социумом
Создание интеграции ДОУ с организациями и учреждениями социума для обеспечения права ребенка на получение образования, посредством оказания методической, психолого-педагогич...
Деятельность консультационного центра ДОУ в условиях интеграции с социумом
Деятельность консультационного центра ДОУ...