Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс через активные формы взаимодействия
материал

Клочкова Светлана Васильевна

Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс через активные формы взаимодействия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klochkova_s.v.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26»

Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс через активные формы взаимодействия

(текст выступления к презентации)

Старший воспитатель

Клочкова С.В.

1 кв. категория

Арзамас, 2019

Слайд 3

Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка как в детском саду, так и в семье.

Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни.

Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.

В то же время мы видим, что современный образ жизни и социальная напряженность в обществе отрицательно влияют на воспитательные функции семьи: они отодвигаются на второстепенные позиции (родители вынуждены работать допоздна, информатизация общества, гаджеты, семейные и материальные трудности).

И теория, и практика показывают, что вовлечение семьи в деятельность ДОУ приносит пользу и детям, и детскому саду, и, прежде всего, самим родителям. Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагоги должны подбирать наиболее эффективные формы взаимодействия. Мы считаем, что наиболее эффективным способом вовлечения родителей в образовательный процесс является активное взаимодействие с родителями воспитанников, которое будет способствовать:

        - эмоциональной вовлеченности (необходима доброжелательность, приветливость, открытость сотрудников ДОУ) - позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка, помогающими другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам

        - информационной вовлеченности - готовность принять от родителей сведений о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках

        - физической вовлеченности – готовность принимать активное участие в мероприятиях детского сада, оказывать хозяйственно-бытовую помощь, принимать непосредственное участие в образовательном процессе (проекты, экскурсии, встречи и т.д.)

Слайд 4

        Условия взаимодействия образовательной организации и семьи закреплены законодательно. Статья 44 Федерального закона об образовании обязывает родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями; уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющих образовательную деятельность. А так же о том, что образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Во ФГОС ДО нашли отражение условия взаимодействия ДОУ и семей воспитанников.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная организация обязана:

•        информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

•        обеспечить открытость дошкольного образования;

•        создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

•        поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

•        обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

В этом документе говорится об оказании психолого - педагогической помощи и просвещении семей воспитанников, о взаимодействии, сотрудничестве, об отношении к родителям как полноправным участникам педагогического процесса, о вовлечении их в образовательный процесс.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) является важным условием реализации Основной образовательной Программы ДОУ, а также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Родители являются основными заказчиками услуг ДОУ, в результате чего нужно подобрать такие формы и методы работы, чтобы заказчики услуг, являлись непосредственными участниками образовательно-воспитательного процесса.

Таким образом нам необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс. Мы считаем , что наиболее эффективное сотрудничество строится на активных формах взаимодействия

Слайд 5

        Для конструктивного взаимодействия и плодотворного сотрудничества необходимо наладить контакт с семьей каждого воспитанника. Мы с вами знаем на сколько это не просто. В чем же заключается это проблемное поле, почему нам так сложно наладить доброжелательные отношения с каждым из родителей?

        Основные проблемы во взаимоотношении педагогов и родителей

связаны с проблемами социально-коммуникативного взаимодействия (неумением конструктивно выстраивать диалог). Причем эта проблема есть как у родителей (которым это простительно), так и у педагогов (для которых в свете современных требований это недопустимо)

  •  Говорят, обращаются, но не слышат, друг друга, не откликаются….
  • Требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя….
  • Критика превалирует, напряжение нарастает! Неизбежны жалобы и конфликты.

Педагоги критикуют родителей за:

  • низкий культурный уровень (общий и педагогический);
  • насыщение пространства семьи отрицательной информацией, неспособность контролировать ее потоки;
  • доминирование в семье материальных ценностей над духовными,
  • отсутствие заинтересованности в личностном развитии ребенка, нежелание решать его проблемы;
  • перенос ответственности в воспитании ребенка на плечи детского сада (а в последующем школы, Вуза);
  • пассивность в установлении контактов с образовательным учреждением;

Здесь мы можем узнать свои мысли и высказывания, наша критика не всегда справедлива.

Родители критикуют педагогов за:

  • отсутствие всестороннего внимания к ребенку, его физическому и интеллектуальному развитию;
  • отсутствие веры в способности ребенка;
  • слабую подготовку к школе;
  • возрастающие потребности учреждений в материальной поддержке образования со стороны семьи;
  • пассивность в установлении разнообразных социокультурных контактов с семьей и др.

 Критика родителей тоже в некоторых случаях справедлива.

От неумения наладить конструктивный диалог страдают все, но прежде всего дети.

Слайд 6

В чем же противоречия между воспитателями и родителями, если цель одна (чтобы дети были здоровыми, жизнерадостными, общительными, гармонично-развитыми?

Преобразования в сфере образования диктуют новые формы и направления образовательной деятельности.

Происходит столкновение между старым и новым, желаемым и действительным.

Новые установки детского сада

Старые /традиционные

установки семьи

  • нежелание обслуживать, стремление к взаимодействию

  • стремление к сотрудничеству и сотворчеству, совместным проектам

  • стремление к открытости
  • сложившееся традиционное отношение к детскому саду, как обслуживающему семью институту, взявшему на себя функции воспитания
  • избегание совместной с педагогами проектной, творческой деятельности
  • закрытость или частичная открытость, защита своего семейного мира от постороннего вмешательства и др.

Новые установки семьи

Старые /традиционные

установки детского сада

  • стремление к диалогу, желание быть услышанными педагогами

  • усталость от декларативности в общении, желание перейти от слов к делу, принимать непосредственное участие в жизни ДОУ

  • стремление к пониманию связи «ребенок-мать», «ребенок-отец»
  • доминирование монолога в отношениях с семьей, низкий уровень развития диалогического общения

  • акцент педагогов на вербальных формах работы с родителями,     отсутствие необходимых знаний и        навыков организации совместной деятельности с родителями по воспитанию детей

  • низкий уровень понимания связи между развитием ребенка и развитием семьи

Слайд 7

        Исходя из выше сказанного, целью деятельности ДОУ является повышение эффективности образовательного процесса путем активного вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОУ

Задачи:

  • Установить доверительные, партнерские отношения с родителями
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
  • Создать условия для эффективного взаимодействия с родителями

Слайд 8

Деятельность ДОУ по взаимодействию с родителями строится на принципах:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь, вовлечение родителей в образовательную деятельность.

Вовлечение - это взаимовыгодное и добровольное взаимодействие, в случае, когда все стороны заинтересованы в конечном результате этого взаимодействия или в самом процессе взаимодействия.

4. Системность

Взаимодействие с родителями должно осуществляться системно, должно быть тщательно продумано и организовано. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Слайд 9

        На данном слайде представлены основные направления и формы активного взаимодействия с родителями (законными представителями).

4 блока        

Информационно-просветительский

Организационный блок

Совместно-деятельностный блок

Непосредственное участие в образовательном процессе

Во всех этих формах идет активное двухстороннее сотрудничество, взаимодействие участников образовательного процесса.

Слайд 10

Условия гармоничного развития детей посредством активного взаимодействия с родителями (законными представителями)

  • Атмосфера сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками педагогического процесса;
  • Единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребенком в ДОО и семье;
  • Психолого-педагогическая грамотность родителей и профессиональная компетентность педагогов;
  • Уверенность родителей в собственных педагогических возможностях распространение положительного опыта воспитания в семье;
  • расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ, партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • Конфиденциальность любой информации

Только при соблюдении данных условий возможно эффективное и плодотворное сотрудничество ДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников

Слайд 11

Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования активных форм работы. При систематическом взаимодействии у родителей формируется культура общения, независимое мышление. Родители чувствуют себя активными участниками образовательного и воспитательного процессов. Творчески организованная работа нацеливает родителей на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности.

Результаты активного взаимодействия ДОУ и родителей (законных представителей):

ДЕТИ

  • участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
  • расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания;
  • дети начинают относится к родителям, как к источнику знаний и опыта.

РОДИТЕЛИ

  • Изменение характера вопросов родителей к воспитателям;
  • Рост посещаемости родителями мероприятий;
  • Инициатива со стороны родителей по проведению новых форм общения семей группы;
  • Изменение взаимоотношений воспитателя с родителями;
  • Осознание родителями воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности;
  • Положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности

ПЕДАГОГИ

  • Эффективность образовательного процесса
  • Повышение профессиональной компетентности и коммуникативных навыков
  • Доверие родителей (законных представителей)
  • Хозяйственная и организационная помощь от родителей

При активном вовлечении семьи в педагогический процесс нивелируется тенденция перекладывания родительских функций на дошкольную образовательную организацию, происходит переход от сотрудничества по обмену информацией и авторитарной пропаганды педагогических знаний к взаимодействию и сотрудничеству, как к межличностному общению педагога с родителями. Родители становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками педагогических отношений, раскрываются потенциальные возможности семьи, формируется доверие к компетентности другой стороны происходит конструктивный диалог, под которым подразумевается личностно - ориентированное общение и обоюдное приобретение положительного опыта воспитания. От совместной деятельности родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.

Одной из эффективных форм активного взаимодействия с родителями является организация добрых дел, о которой мы сегодня хотим более подробно рассказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ участия родителей (законных представителей) в образовательном процессе

Анализ участия родителей (законных предстовителей) в образовательном процессе 2017 -218 учебный год...

Организация дней добрых дел как одна из форм вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс

Организация дней добрых дел как одна из форм вовлечения родителей (законныхпредставителей) в образовательный процесс...

Организация дней добрых дел как одна из форм вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс

Организация дней добрых дел как одна из форм вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс...

Практика вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс через коллективное творческое дело (КТД) – фестиваль семейного творчества «Камелёк» МАДОУ ДСКН №2 г. Сосновоборска

В основе проведения фестиваля семейного творчества «Камелёк» лежит такая увлекательная технология, как коллективное творческое дело. Родители наших воспитанников с большим удовольстви...