Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс через активные формы взаимодействия
материал
Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс через активные формы взаимодействия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klochkova_s.v.docx | 32.75 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс через активные формы взаимодействия
(текст выступления к презентации)
Старший воспитатель
Клочкова С.В.
1 кв. категория
Арзамас, 2019
Слайд 3
Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка как в детском саду, так и в семье.
Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни.
Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.
В то же время мы видим, что современный образ жизни и социальная напряженность в обществе отрицательно влияют на воспитательные функции семьи: они отодвигаются на второстепенные позиции (родители вынуждены работать допоздна, информатизация общества, гаджеты, семейные и материальные трудности).
И теория, и практика показывают, что вовлечение семьи в деятельность ДОУ приносит пользу и детям, и детскому саду, и, прежде всего, самим родителям. Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагоги должны подбирать наиболее эффективные формы взаимодействия. Мы считаем, что наиболее эффективным способом вовлечения родителей в образовательный процесс является активное взаимодействие с родителями воспитанников, которое будет способствовать:
- эмоциональной вовлеченности (необходима доброжелательность, приветливость, открытость сотрудников ДОУ) - позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка, помогающими другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам
- информационной вовлеченности - готовность принять от родителей сведений о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках
- физической вовлеченности – готовность принимать активное участие в мероприятиях детского сада, оказывать хозяйственно-бытовую помощь, принимать непосредственное участие в образовательном процессе (проекты, экскурсии, встречи и т.д.)
Слайд 4
Условия взаимодействия образовательной организации и семьи закреплены законодательно. Статья 44 Федерального закона об образовании обязывает родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями; уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющих образовательную деятельность. А так же о том, что образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Во ФГОС ДО нашли отражение условия взаимодействия ДОУ и семей воспитанников.
В соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная организация обязана:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
В этом документе говорится об оказании психолого - педагогической помощи и просвещении семей воспитанников, о взаимодействии, сотрудничестве, об отношении к родителям как полноправным участникам педагогического процесса, о вовлечении их в образовательный процесс.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) является важным условием реализации Основной образовательной Программы ДОУ, а также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Родители являются основными заказчиками услуг ДОУ, в результате чего нужно подобрать такие формы и методы работы, чтобы заказчики услуг, являлись непосредственными участниками образовательно-воспитательного процесса.
Таким образом нам необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс. Мы считаем , что наиболее эффективное сотрудничество строится на активных формах взаимодействия
Слайд 5
Для конструктивного взаимодействия и плодотворного сотрудничества необходимо наладить контакт с семьей каждого воспитанника. Мы с вами знаем на сколько это не просто. В чем же заключается это проблемное поле, почему нам так сложно наладить доброжелательные отношения с каждым из родителей?
Основные проблемы во взаимоотношении педагогов и родителей
связаны с проблемами социально-коммуникативного взаимодействия (неумением конструктивно выстраивать диалог). Причем эта проблема есть как у родителей (которым это простительно), так и у педагогов (для которых в свете современных требований это недопустимо)
- Говорят, обращаются, но не слышат, друг друга, не откликаются….
- Требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя….
- Критика превалирует, напряжение нарастает! Неизбежны жалобы и конфликты.
Педагоги критикуют родителей за:
- низкий культурный уровень (общий и педагогический);
- насыщение пространства семьи отрицательной информацией, неспособность контролировать ее потоки;
- доминирование в семье материальных ценностей над духовными,
- отсутствие заинтересованности в личностном развитии ребенка, нежелание решать его проблемы;
- перенос ответственности в воспитании ребенка на плечи детского сада (а в последующем школы, Вуза);
- пассивность в установлении контактов с образовательным учреждением;
Здесь мы можем узнать свои мысли и высказывания, наша критика не всегда справедлива.
Родители критикуют педагогов за:
- отсутствие всестороннего внимания к ребенку, его физическому и интеллектуальному развитию;
- отсутствие веры в способности ребенка;
- слабую подготовку к школе;
- возрастающие потребности учреждений в материальной поддержке образования со стороны семьи;
- пассивность в установлении разнообразных социокультурных контактов с семьей и др.
Критика родителей тоже в некоторых случаях справедлива.
От неумения наладить конструктивный диалог страдают все, но прежде всего дети.
Слайд 6
В чем же противоречия между воспитателями и родителями, если цель одна (чтобы дети были здоровыми, жизнерадостными, общительными, гармонично-развитыми?
Преобразования в сфере образования диктуют новые формы и направления образовательной деятельности.
Происходит столкновение между старым и новым, желаемым и действительным.
Новые установки детского сада | Старые /традиционные установки семьи |
|
|
Новые установки семьи | Старые /традиционные установки детского сада |
|
|
Слайд 7
Исходя из выше сказанного, целью деятельности ДОУ является повышение эффективности образовательного процесса путем активного вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОУ
Задачи:
- Установить доверительные, партнерские отношения с родителями
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
- Создать условия для эффективного взаимодействия с родителями
Слайд 8
Деятельность ДОУ по взаимодействию с родителями строится на принципах:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь, вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Вовлечение - это взаимовыгодное и добровольное взаимодействие, в случае, когда все стороны заинтересованы в конечном результате этого взаимодействия или в самом процессе взаимодействия.
4. Системность
Взаимодействие с родителями должно осуществляться системно, должно быть тщательно продумано и организовано. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Слайд 9
На данном слайде представлены основные направления и формы активного взаимодействия с родителями (законными представителями).
4 блока
Информационно-просветительский
Организационный блок
Совместно-деятельностный блок
Непосредственное участие в образовательном процессе
Во всех этих формах идет активное двухстороннее сотрудничество, взаимодействие участников образовательного процесса.
Слайд 10
Условия гармоничного развития детей посредством активного взаимодействия с родителями (законными представителями)
- Атмосфера сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками педагогического процесса;
- Единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребенком в ДОО и семье;
- Психолого-педагогическая грамотность родителей и профессиональная компетентность педагогов;
- Уверенность родителей в собственных педагогических возможностях распространение положительного опыта воспитания в семье;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ, партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- Конфиденциальность любой информации
Только при соблюдении данных условий возможно эффективное и плодотворное сотрудничество ДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников
Слайд 11
Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования активных форм работы. При систематическом взаимодействии у родителей формируется культура общения, независимое мышление. Родители чувствуют себя активными участниками образовательного и воспитательного процессов. Творчески организованная работа нацеливает родителей на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности.
Результаты активного взаимодействия ДОУ и родителей (законных представителей):
ДЕТИ
- участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
- расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания;
- дети начинают относится к родителям, как к источнику знаний и опыта.
РОДИТЕЛИ
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям;
- Рост посещаемости родителями мероприятий;
- Инициатива со стороны родителей по проведению новых форм общения семей группы;
- Изменение взаимоотношений воспитателя с родителями;
- Осознание родителями воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности;
- Положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности
ПЕДАГОГИ
- Эффективность образовательного процесса
- Повышение профессиональной компетентности и коммуникативных навыков
- Доверие родителей (законных представителей)
- Хозяйственная и организационная помощь от родителей
При активном вовлечении семьи в педагогический процесс нивелируется тенденция перекладывания родительских функций на дошкольную образовательную организацию, происходит переход от сотрудничества по обмену информацией и авторитарной пропаганды педагогических знаний к взаимодействию и сотрудничеству, как к межличностному общению педагога с родителями. Родители становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками педагогических отношений, раскрываются потенциальные возможности семьи, формируется доверие к компетентности другой стороны происходит конструктивный диалог, под которым подразумевается личностно - ориентированное общение и обоюдное приобретение положительного опыта воспитания. От совместной деятельности родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.
Одной из эффективных форм активного взаимодействия с родителями является организация добрых дел, о которой мы сегодня хотим более подробно рассказать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование разных форм работы включения родителей (законных представителей) в образовательный процесс"
План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы...
Анализ участия родителей (законных представителей) в образовательном процессе
Анализ участия родителей (законных предстовителей) в образовательном процессе 2017 -218 учебный год...
Организация дней добрых дел как одна из форм вовлечения родителей (законныхпредставителей) в образовательный процесс
Организация дней добрых дел как одна из форм вовлечения родителей (законныхпредставителей) в образовательный процесс...
Организация дней добрых дел как одна из форм вовлечения родителей (законныхпредставителей) в образовательный процесс
Организация дней добрых дел как одна из форм вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс...
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через современные формы взаимодействия.
Распространение опыта...
Практика вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс через коллективное творческое дело (КТД) – фестиваль семейного творчества «Камелёк» МАДОУ ДСКН №2 г. Сосновоборска
В основе проведения фестиваля семейного творчества «Камелёк» лежит такая увлекательная технология, как коллективное творческое дело. Родители наших воспитанников с большим удовольстви...
«Просвещение родителей (законных представителей) в образовательном процессе ДОО посредством обучающих видео – роликов».
Презентация опыта работы по просвещению родителей...