“Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников”
статья (младшая группа)
Статья, направленная на раскрытие методов и приемов, исполузуемых в работе с дошкольниками (в частности при работе с детьми 2-й младшей группы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
“Особенности современных форм и методов
работы в ДОУ
по развитию речи дошкольников”
Актуальность:
21 век – век технологий и инноваций. Уже с малых лет детям доступны различные современные гаджеты, игрушки, тем самым усложняет работу педагогам. Ребенка становится сложно заинтересовать какой-либо деятельностью, чем-то удивить. Это приводит к тому, что дети меньше разговаривают, меньше общаются с взрослыми и сверстниками. Что и приводит к сложностям в речевом развитии ребенка.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Поэтому воспитывая полноценную личность, необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом, все, что мешает ему стать уверенным в себе, своих силах.
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Цель:
Расширение знаний детей. Обогащение активного словаря. Овладение речью как средством общения и культуры
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания и представления детей по конкретной теме;
- Формирование словаря;
- Формирование грамматического строя речи;
- Побуждать детей эмоционально высказывать свои мысли и чувства.
Развивающие:
- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- Развивать наблюдательность, внимание, мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения, прививать любовь к художественному слову.
Задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения.
Согласно ФГОС ДОречевое развитие включает компоненты:
1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);
6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевыхзвуков зависит и формирование правильного произношения);
7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).
Организуя с детьми работу по речевому развитию, мы подбираем доступные методы взаимодействия, для успешного восприятия.
Особенности речевого развития второй младшей группы
1. Грамотная речь педагога;
Требования к речи педагога:
1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам (дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы).
2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
3) ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания.
4) ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности.
7) УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
2. Методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения,образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
3. Методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);
4. Организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).
Конкретные методы и приемы:
Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию они лучше воспринимают в играх, поскольку игровая составляющая повышает интерес к процессу, усиливает внимание и концентрацию, а многократные повторы позволяют усваивать знания даже самым рассеянным малышам.
- Дидактические игры
- Игры-драматизации
- Рассматривание картин
- Чтение художественной литературы
- Дыхательная гимнастика
- Пальчиковые игры
- Иры большой и малой подвижности
- Музыкальные досуги
- Информационный стенд для родителей
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
Речевая среда осуществляет процесс активизации речевого развития ребенка.
Рекомендуемая литература для детей 2-й младшей:
- «Кот, петух и лиса»,
- «Гуси-лебеди»,
- «Снегурочка и лиса»,
- «Бычок – черный бочок, белые копытца»,
- «Лиса и заяц»,
- «Сказка про глупого мышонка»,
- С.Маршак «Лиса-Патрикеевна»
И др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. ...
“Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников”
Статья, направленная на раскрытие методов и приемов, исполузуемых в работе с дошкольниками (в частности при работе с детьми 2-й младшей группы)...
Презентация "Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи"
Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Это основное условие успешного обучения в школе. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказы...
Методическая разработка по развитию речи «Особенности современных форм и методов работы в дошкольных группах по развитию речи дошкольников
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным язык...
Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию связной речи дошкольников
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Говорить умеют п...
Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников.
Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников. Мнемотехникакак средство развития речи детей дошкольного возраста....