Статья. «Формирование родительской компетентности в условиях партнерского взаимодействия ДОУ и семьи»
статья

Карамышева Татьяна Алексеевна

Н.К.Крупская писала, что «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечения их к этой работе». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, подчеркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет…на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно качественнее организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

«Формирование родительской компетентности в условиях партнерского взаимодействия ДОУ и семьи»

Н.К.Крупская писала, что «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечения их к этой работе». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, подчеркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет…на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно качественнее организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей

В статье 44 Закона «Об образовании в Российской Федерации» прописаны  « Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Таким образом, родителям необходимо  на первом родительском собрании напомнить, их обязанности в соответствии с Законом. А педагоги группы готов помогать им  в воспитании их ребенка.  Родители не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.

В 2012 году был разработан  федеральный государственный образовательный стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

ФГОС утвержден 17.10.2013., вступил  в силу с 01.01. 2014г.

ФГОС разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства  РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что работа с родителями должна иметь

  • дифференцированный характер,
  • учитывать социальный статус,
  • микроклимат семьи,
  • родительские запросы и степень заинтересованности законных представителей деятельностью ДОУ,
  • повышение культуры педагогической грамотности семьи.

  • В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Задачи совместной работы ДОО и родителей (законных представителей) воспитанников:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  2. Объединить усилия семьи и ДОО для развития и воспитания детей.
  3. Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОО, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  5. Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

Существует множество форм работы с родителями. Их можно разделить на 2 группы: традиционные и инновационные.

Традиционные формы вошли  в жизнь детского сада со времен становления общественного дошкольного воспитания. Их можно разделить на коллективные, индивидуальные, наглядные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, где педагоги ведут монолог, родители являются пассивными слушателями.

К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации

Наглядные формы играют важную роль во взаимодействие с семьей.

1.     День открытых дверей – это форма возникла в 20-е гг. прошлого века с целью приобщения родителей к жизни ДОУ. Родители наблюдают за деятельностью детей, воспитателей.

2.     Папки – передвижки,  Ширмы (сейчас мы называем Дистанционные консультации на бумажном носителе). Они содержат конкретный материал о воспитании и образовании детей. Небольшой по объему текст, дополненный зарисовками, иллюстрациями, фотографиями. Они располагаются на детских шкафчиках раздевалки или на столе в родительском уголке.

3.  Рекомендуют оформить стенды для родителей, выставки. Главное требование к формированию наглядных материалов – текст должен быть доступным, эстетично оформлен, интересным по содержанию.

Нетрадиционные формы (инновационные)

схему классификации нетрадиционных форм общения  предлагает Татьяна Викторовна Кротова (доцент кафедры дошкольной педагогики МПГУ). Она выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в таблице.

1.     Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос, тесты, анкетирование, "почтовый ящик", куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

2.     Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт  в группе. Встречи с интересными людьми.

3.     Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков в воспитании детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям, которые можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи "Театральная пятница", "Круглый стол", "Викторины", "Клубы для родителей" и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка целесообразно проводить тренинги, практикумы, дискуссии.

4.     Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографии, выставки детских работ. Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, в одном случае, родители в качестве гостей посещают занятия. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т. д.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

В нашем саду взаимодействие с родителями разделено на 4 блока –  которые содержат все вышеперечисленные способы взаимодействия с родителями, как в традиционные, так и инновационные (нетрадиционные)

Мы в своей работе стараемся использовать разные формы с родителями.  например

Взаимопознание и взаимоинформирование

Анкетирование

В блоке непрерывное образование мы в основном используем консультации на печатном носителе и дистанционные консультации. В том году были запланированы одна  консультация на два месяца,  на печатном носителе. Например: «Давайте, слушать и слышать ребенка», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Дистанционные , например, была подготовлена и размещена на сайте группы в контакте презентация «поделки из природного материала» . В презентации было показано поэтапное изготовление поделок. В консультации «Развитие графомоторных навыков» были предложены задания, которые можно использовать дома. Консультация «Самоуважение и как его воспитывать»

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей

Изготовление хлеба, атрибутов для праздника-елочки, маски зайчиков, рассказы о блокаде с приглашением гостей, открытки родным на праздники, съёмка праздников без участия родителей и размещение фото в группе на сайте вк

  • Знакомство с профессией-врача, дизайнера, парикмахера - проект по инициативе родителей.
  • Изготовление открыток и стенгазет для родителей и вместе с родителями.
  • Совместное посещение Пискаревского мемориала (родители в качестве сопровождающих)
  • Использование семейных фотографий воспитанников с похода по музеям для создания презентаций для детей группы (родители присылают фото по электронной почте), дети рассказывают о музеях по своим фото (зоологический музей, зоопарк, океанариум)
  • Приглашение для выступления старших детей - сестёр воспитанников (Викторова Лида танцевала польку и приказывала презентацию о цветах; сестра Мирана показывала презентацию и рассказывала о своём исследовании вышколенный о вреде кока-колы; Викторова Лида участвовала в музыкальном вечере - играла на пианино в л/саду)
  • Совместные выставки

Индивидуальная работа с родителями.

Фисенко Елене        были предложены игры на развитие внимания Ани и Ксюши, которые можно распечатать дома на компьютере. (Лабиринты, «Найди отличия», «Угадай по тени» «Найди 2 одинаковых и раскрась» «Дорисуй, чтобы были одинаковыми»)

Анастасии Александровне задания на развитие мелкой моторики Матвея. «Обведи и раскрась». Рекомендации по приобретению трехгранных карандашей и насадки на карандаш, для формирования правильного захвата.

На развитие силы неречевого выдоха. («Сдуй листочек») . как правильно выполнять это упражнение. Спина прямая, плечи опущены. Вдох носом и не надувая щеки делаем выдох. Родителям Гордея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блиц –игра «Педагогическая компетентность как условие эффективности взаимодействия с семьями воспитанников»

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой т...

Программа по формированию родительской компетентности семей, воспитывающих детей с нарушением развития

Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением развития, привлечение родителей к коррекционно-развивающему и воспитательному проце...

Статья на тему «Повышение родительской компетентности в условиях введения ФГОС ДО»

Статья на тему "Повышение родительской компетентности в условиях реализации ФГОС ДО"...

Статья "ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"

В статье  рассматривается актуальная проблема социального партнерства как условие эффективного взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в поликультурной образовательной среде....

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И ФОРМЫ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ.

СОВРЕМЕННЫЕ  МОДЕЛИ И  ФОРМЫ  ПАРТНЕРСКОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  ДОУ  И  СЕМЬИ....

Деловая игра: «Педагогическая компетентность как условие эффективности взаимодействия с семьями воспитанников»

Цель: расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогического взаимодействия с родителя...