Проект по социально-коммуникативному развитию: «Мир вокруг нас»
методическая разработка (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_vokrug_nas.docx | 160.73 КБ |
Предварительный просмотр:
структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области начальной школы
с. Красноармейское муниципального района Красноармейский
Самарской области детский сад «Огонек»
Проект
по социально-коммуникативному развитию:
«Мир вокруг нас»
Авторы-составители: Головкина М.В., Пичужкина М.В., Никитина Е.В.
2018-2019 г.
Актуальность темы:
В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Тип проекта: долгосрочный.
Длительность работы над проектом – сентябрь 2018г. – май 2019 г.
Участники проекта: дети II младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, учитель – логопед, музыкальный руководитель.
Цель проекта:
позитивная социализация детей дошкольного возраста, через приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи и общества.
Задачи проекта:
- Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к сотрудникам детского сада.
- Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр.).
- Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду и дома.
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми: развивать умение вступать в общение, узнавать и называть знакомых персонажей на картинках и их действия, отвечать на вопросы о себе, узнавать на фотографии и называть членов своей семьи, разговаривать о любимых игрушках. Проявлять интерес к общению с детьми, называть знакомых детей по именам, по показу педагога включаться в игры с общей игрушкой.
- Развивать в различных видах детской деятельности все компоненты устной речи детей: развивать умение вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам; отвечать на вопросы, обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; договариваться со сверстником о совместных действиях в игре, участвовать в общем разговоре, задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения.
Этапы работы над проектом:
I. Подготовительный этап
- постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
- подборка детской литературы по тематике проекта;
- выбор материалов для реализации проекта.
II. Основной (практический)
Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Фотовыставка «Быть здоровым я хочу – пусть меня научат!» | сентябрь | Головкина М.В. Пичужкина М.С. |
2 | Осенний праздник | октябрь | Татаринцева Л.Н. Головкина М.В. Никитина Е.В. Пичужкина М.С. |
3 | Совместное мероприятие с родителями: «Вся семья вместе, так и душа на месте» | ноябрь | Татаринцева Л.Н. Головкина М.В. Никитина Е.В. Пичужкина М.С. |
4 | Новогодний праздник | декабрь | Татаринцева Л.Н. Головкина М.В. Никитина Е.В. Пичужкина М.С. |
5 | Разработка картотеки дидактических игр и упражнений по социально-коммуникативному развитию детей II младшей группы, изготовление пособия «Чудо-слова». | январь | Пичужкина М.С. Головкина М.В. Никитина Е.В. |
6 | Фото коллаж «Здесь солнце светит нам всегда» | февраль | Головкина М.В. Никитина Е.В. Пичужкина М.С. |
7 | Праздник для мам и бабушек | март | Головкина М.В. Никитина Е.В. Пичужкина М.С. Татаринцева Л.Н. |
8 | Фото презентация «Остановись мгновенье...» | апрель | Головкина М.В. Никитина Е.В. Пичужкина М.С. |
9 | Итоговое мероприятие для родителей по реализации проекта «Мир вокруг нас» (видео презентация) | май | Головкина М.В. Никитина Е.В. Пичужкина М.С. |
Темы НОД и бесед с детьми:
НОДы: «Я люблю свой детский сад», «Правила дружной игры», «Все привыкли мы к порядку», «Что такое улица», «Не топчи травку», «Машины на нашей улице», « Игрушки в нашей группе», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Дом в котором я живу», «Зимушка хрустальная», «Наши Защитники»,«Кто о нас заботится».
Беседы: «Овощи и фрукты полезные продукты», «Моя семья»; « Мы такие разные», «Профессии», «Как вести себя в детском саду?», «С кем я живу», «Забота о близких, «Хорошо у нас в саду, «Вежливые слова», «Хорошие манеры», Домашние животные».
Игры и упражнения: «Просим извинения», «Мы поссоримся и помиримся», «Настроение», «Дружба», «Разное настроение», «Кому что нужно для работы», «Я принёс тебе подарок», «Найди место для игрушки», «Помоги Кате навести порядок», «Загадки – движения».
Музыка: Слушание и пение песен о семье, о маме, о животных.
Игровая деятельность: Сюжетно – ролевые игры: «Едем в автобусе», «Семья», «Водители», «Ведем куклу на прогулку», «Уложим куклу Катю спать», «Сварим вкусный суп», «У куклы Кати день рождение», «Новоселье куклы».
Дидактические игры: «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Такой листок – лети ко мне!», «Большие – маленькие», «На птичьем дворе», «Когда это бывает».
НОД рисование: «Заборчик», «Полосатый коврик», «Солнышко», Елочка нарядная», «Пушистый снег», «Книжки-малышки», «Весна пришла», «Одуванчики в траве».
Лепка: «Крендельки», «Баранки», «Шарики», Печенье», «Погремушка», «Пирамидка», «Маленькая куколка», «Самолеты».
Аппликация: «Яблоки», «Красивая салфеточка», «Снеговик», «Красивый цветочек», «Скворечник».
Художественная литература:
Русский фольклор: Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи », «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...».
Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Фольклор народов мира: Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи»,
Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой.
III. Заключительный этап: Видео презентация «Мир вокруг нас».
Используемая литература:
- «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. М.; Мозаика – Синтез, 2011 год
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М., Просвещение, 1991
- Смирнова Е.О., Богуславская З.М. «Развивающие игры для детей». – М.,Просвещение, 1991
- Михайленко И.Я., Короткова Н.А. «Игра с правилами в дошкольном возрасте». – М.; Сфера,2008
- Михайленко И.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребенком?». – М.; Сфера,2008
- Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду». – М.; Мозаика – Синтез, 2007 -2010
- Л.Н. Павлова и др. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие.- М.: Мозайка -Синтез, 2000г.
- К.Л. Печора и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн.для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение,1986.
- О.В. Полищук. Использование развивающих игр в работе с детьми
младшего возраста. – Снежногорск
10.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно
произносить звуки. Методическое пособие. – М.: мозаика-Синтез, 11.Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 3-4 лет. М.:
ТЦ Сфера,2007.
12.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом:
пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. М.:
Просвещение, 1991
13. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.,1997.
14. Виноградова Н. Ф. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная
пора». – М. : ИЦ «Вентана – Граф»., 2011.
15. Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной
действительности. – Самара, 1999.
16. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной
действительностью. – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь друг, огонь враг» с детьми младшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо социально-коммуникативному, познавательному развитию...
Картотека игр (Социально - коммуникативное направление развития)
Социально- коммуникативное направление развития.ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по социально-коммуникативному направлению развития "День рождения Маши"
Конспект игровой деятельности....
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста
Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....
Цифровой образовательный ресурс по социально-коммуникативному направлению развития ребенка
Данный вид ЦОР предусмотрен для обучения детей правилам пожарной безопасности....
Цифровой образовательный ресурс по социально-коммуникативному направлению развития ребенка
ЦОР "Игрушки"...
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...