Социально-образовательный проект "Учимся, играя!"
проект (подготовительная группа)
На основе многолетнего положительного опыта развития и социализации детей дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе, педагогическим коллективом студии развивающего обучения МБУДО ЦДОД разработан проект по привлечению родительской общественности к участию в образовательном процессе, что по мнению педагогов, будет способствовать повышению качества подготовки детей к школе. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей в жизни студии, были разработаны способы вовлечения в работу семей на основе установления доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединения их в одну команду, развития потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Актуальность проблемы
Перед разработкой проекта были выявлены проблемы, которые обусловили выбор темы проекта:
необходимость совершенствования системы взаимосвязи педагогического коллектива и семьи и поиском новых форм
взаимодействия;
повышение педагогической культуры родителей посредством обогащения их новыми знаниями, опытом практической деятельности,
развитием рефлексии.
Гипотеза: совместная инновационная работа по развитию и воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство образовательной организации и семьи, обеспечить высокое качество подготовки дошкольников к обучению в школе.
Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс МБУДО ЦДОД инновационных форм работы с семьями учащихся, позволяющих установить эффективное и целенаправленное взаимодействие образовательного учреждения и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_13.07.2018.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»
«Учимся, играя»
Проект социально – образовательный
Тамбов, 2018
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Описание ситуации и проблемы
Характерной особенностью современного образования является стремление образовательных организаций к открытости, которая предполагает участие родительского сообщества в жизни образовательной организации, а задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом образовательном учреждении. К сожалению, далеко не каждая семья может предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему социально-личностного развития готовности к школе, упускается сензитивный период для формирования познавательных процессов, мотивационной, личностной и социально-психологической, эмоционально-волевой готовности к школе, в то время как вариативность и разнообразие содержания и организационных форм дополнительного образования позволяют создать условия для позитивной социализации и индивидуализации дошкольников, их умственного и эстетического развития на основе преемственности дошкольного и начального общего образования.
Каждый из родителей, провожая своего ребенка в 1 класс, надеется, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в «неудачных» одноклассниках и т.п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нем чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы.
На основе многолетнего положительного опыта развития и социализации детей дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе, педагогическим коллективом студии развивающего обучения МБУДО ЦДОД разработан проект по привлечению родительской общественности к участию в образовательном процессе, что по мнению педагогов, будет способствовать повышению качества подготовки детей к школе. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей в жизни студии, были разработаны способы вовлечения в работу семей на основе установления доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединения их в одну команду, развития потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Актуальность проблемы
Перед разработкой проекта были выявлены проблемы, которые обусловили выбор темы проекта:
- необходимость совершенствования системы взаимосвязи педагогического коллектива и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
- повышение педагогической культуры родителей посредством обогащения их новыми знаниями, опытом практической деятельности, развитием рефлексии.
Гипотеза: совместная инновационная работа по развитию и воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство образовательной организации и семьи, обеспечить высокое качество подготовки дошкольников к обучению в школе.
Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс МБУДО ЦДОД инновационных форм работы с семьями учащихся, позволяющих установить эффективное и целенаправленное взаимодействие образовательного учреждения и родителей.
Цель проекта: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, повышение компетентности в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения инновационных форм сотрудничества.
Задачи:
- приобщить родителей к участию в жизни студии посредством внедрения в практику наиболее эффективных форм взаимодействия;
- сформировать партнерские отношения с родителями, повысить уровень их образовательных умений и педагогической культуры;
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность студии, как полноправных участников образовательного процесса;
- распространить практики бесконфликтного и развивающего общения педагогического коллектива и родителей учащихся.
Для решения поставленных задач используется следующий комплекс методов:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы,
- целенаправленные наблюдения,
- индивидуальные беседы с родителями, детьми, педагогами студии развивающего обучения,
- анкетирование, интервьюирование,
- анализ документации,
- обработка результатов, полученных в ходе реализации проекта,
- изучение детских работ.
Ресурсы:
- оборудование учебных кабинетов студии
- оборудование хореографической студии
- оборудование актового зала
- оборудование игровой комнаты
Информационные ресурсы:
- библиотечный фонд
- медиотека
- наличие электронных баз данных
Финансирование проекта: привлеченные средства
Направления взаимодействия с семьей:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей через просветительскую деятельность: индивидуальные беседы, групповые консультации, применение наглядно-текстовых форм информирования родителей: буклетов, литературы, тематической информации, размещенной в родительских уголках.
- Привлечение родителей к работе студии посредством организации образовательной деятельности и досуговых мероприятий.
Формы взаимодействия с родителями:
В студии разработана система взаимодействия с семьей, включающая традиционные и инновационные формы:
традиционные формы:
- коллективные,
- индивидуальные,
- наглядно-информационные,
нетрадиционные формы:
- совместные занятия и праздники,
- участие родителей в выставках,
- организация дней открытых дверей,
- дистанционные формы информирования родителей: web-сайты и страница в социальной сети.
Участники проекта:
- администрация МБУДО ЦДОД организует и координирует работу по проекту, готовят нормативно-правовую базу;
- педагоги:
- осуществляют ресурсное обеспечение проекта; разрабатывают методическое оснащение проекта;
- взаимодействуют с родителями, оказывают им помощь на основе учета индивидуальных особенностей разных семей, положительных качеств и сильных сторон членов каждой семьи, обеспечивающих успех в совместном воспитании и развитии дошкольников в процессе подготовки к обучению в школе;
- родители:
- повышают педагогическую культуру;
- оказывают разовую помощь в подготовке и проведении совместных мероприятиях, обмениваются опытом семейного воспитания;
- наиболее активные родители становятся добровольными помощниками педагогов на постоянной основе;
- помогают определять основные направления воспитательной работы участвуют в обсуждении различных вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе студии;
- дети – участвуют в совместных мероприятиях, получают первый опыт отношений со сверстниками, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.
Прогнозируемые результаты:
В результате реализации проекта будет сконструирована модель взаимодействия педагогического коллектива студии развивающего обучения «Обучение с увлечением» и родителей учащихся, основанная на активных партнерских отношениях, культуре взаимоотношений, учитывающая ценностные установки и традиции семьи, что будет способствовать повышению эффективности и качества подготовки дошкольников к обучению в школе, их адаптации в новом коллективе сверстников.
Родители:
- приобретут опыт сотрудничества с педагогами, разовьют навыки позитивного общения с собственным ребенком;
- уточнят и пополнят знания о тенденциях современного обучения, о возрастных особенностях детей, способах подготовки ребенка к обучению в школе;
- смогут своевременно проконсультироваться по различным проблемам со специалистами;
- сформируют педагогическую рефлексию, преодолеют собственный авторитаризм, научатся видеть сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их, что повлечет создание ситуации успеха в развитии своего ребенка;
- получат возможность обмена опытом по подготовке ребенка к школе.
Педагоги:
• получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях;
- повысят педагогическую компетентность в вопросах организации совместной работы с родителями;
• получат возможность оперативного получения «обратной» связи;
• реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта, в том числе средствами сетевых технологий.
Дети:
• освоят новые виды совместной деятельности с родителями, получат дополнительные знания о школе, опыт взаимодействия со сверстниками.
Критерии оценки эффективности проекта:
- заинтересованность родителей в участии в организации воспитательно-образовательного процесса;
- количественный рост участия родителей в организуемых совместных мероприятиях;
- согласованность действий педагогов и родителей;
- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
- положительное общественное мнение родителей о работе студии развивающего обучения МБУДО ЦДОД.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный; срок реализации – февраль 2017 г.
Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
Разработка плана по развитию дошкольников в рамках взаимодействия педагогов студии развивающего обучения МБУДО ЦДОД с семьей в процессе подготовки детей к школе.
Проведение анализа развивающей предметно-пространственной среды, материально-технических условий образовательной организации.
Формирование критериев оценки эффективности проекта.
2 этап – основной; срок реализации – март 2017 г. – апрель 2018 г.
Цель - реализация мероприятий сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Реализация образовательных программ при эпизодическом участии родителей.
Организация мониторинга детей по освоению образовательных программ.
Организация работы по повышению профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с родителями.
Реализация мероприятий по взаимодействию с семьей в процессе подготовки детей к школе.
Организация мониторинга с целью изучения готовности детей к обучению в школе.
Внедрение новых образовательных технологий в образовательный процесс.
3 этап – заключительный; срок реализации – май 2018 г.
Цель – подведение итогов социального партнерства студии развивающего обучения «Обучение с увлечением» и семьи.
Анкетирование родителей с целью изучения удовлетворенности их совместной работой с педагогами студии развивающего обучения.
Анализ проведенной работы, соотнесение поставленных целей и задач с реально полученными результатами. Обобщение опыта работы.
Оформление отчетной документации.
Презентация на итоговом мероприятии «Наши достижения» (фотогаллерея, выставка семейных работ).
Награждение семей, принимавших активное участие в жизни студии развивающего обучения.
Размещение результатов работы по проекту на сайте МБУДО ЦДОД.
Создание методических рекомендаций по работе с семьями учащихся.
Основные принципы реализации проекта:
1.Открытость образовательной организации для семьи, обеспечение возможности родителям знать и видеть как развивается их ребенок в условиях активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и студии развивающего обучения;
2.Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей, предоставление каждому участнику образовательного процесса права и возможности удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность, создание атмосферы взаимопомощи и поддержки в вопросах воспитания и развития детей.
3.Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей:
- обеспечение взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;
- определение общих задач воспитания детей, их конкретизации для педагогов и родителей;
- согласованность требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него;
- соблюдение обязательств, соглашений каждым участником педагогического процесса.
4. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей:
- выявление и учет интересов и потребностей участников проекта;
- опора на положительные стороны родителей и детей;
- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях,
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;
5.Индивидуальный подход,
оказание им своевременной педагогической помощи родителям в выявлении проблем в воспитании и развитии ребенка, способах их решения посредством применения разнообразных форм. Создание положительной психологической обстановки, атмосферы взаимопонимания, доброжелательности и комфорта, что содействовало успешному решению задач проекта.
Организационные мероприятия проекта планировались по различным образовательным областям:
«Познание» — интеллектуальное развитие ребёнка через реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «АБВГДЕЙ-КА» при участии родителей в проведении занятий, в ходе подготовке ребёнка к мероприятиям воспитательной направленности, в том числе совместно подготовленными с родителями.
«Социализация» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ детей и их родителей; вовлечение родителей в подготовку и проведение различных мероприятий.
«Безопасность» — информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформление стендов, обзора литературы, включение в реализацию программы «Мир вокруг нас».
«Здоровье» — знакомство родителей с профилактикой заболеваний, безопасным поведением детей в различное время года через оформление стендов, индивидуальное и групповое консультирование, организацию семейных спортивных состязаний и праздников, включение в программы «Оздоровительная гимнастика» и «Музыка, ритмика, танец».
«Коммуникация» — индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.
«Художественное творчество» — совместные рисунки и поделки в рамках программ «Мастерская Самоделкина» и «Красота. Радость. Творчество».
«Музыка, театральное искусство» — музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах, включение родителей в реализацию программ «Там, где музыка живет», «Театральные игры».
План сотрудничества с родителями детей студии развивающего обучения «Обучение с увлечением»
(февраль 2017 года - май 2018 года)
Мероприятие | Цель | Сроки | Ответственные |
Конкурсно – игровая программа «Мы растем достойной сменой» | Создание радостного настроения, воспитание у детей чувства уважения к Российской армии, любви к Родине. | Февраль 2017 | Педагог дополнительного образования |
Празднично – игровая программа «Веселье да смех у нас лучше всех» | Расширять знания детей о фольклорном празднике проводов зимы, его значении и традициях празднования. | Февраль 2017 | Педагоги дополнительного образования |
Театрализоанная игровая программа «Сказка для Дюймовочки» | Вызвать у детей положительные эмоции, поддерживать желание идти в школу. | Май 2017 | Педагоги дополнительного образования |
Семейный вернисаж «Природа и фантазия» | Развивать фантазию и творчество родителей детей при совместном изготовлении поделок из природного материала | Октябрь 2017 | Педагог дополнительного образования |
Тестирование учащихся по готовности их к школьному обучению. | Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на начало учебного года. | Октябрь 2017 | Психолог |
Занятие – тренинг «Пальчиковая гимнастика» | Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию нетрадиционных форм развития мелкой моторики в работе с детьми дошкольного возраста. | Ноябрь 2017 | Педагог дополнительного образования |
Мастер – класс (практикум по изготовлению повогодних поделок из бумаги и салфеток) «Новогодняя сказка» | Формирование группового единства, развитие сплочённости родителей и детей. | Декабрь 2017 | Педагог дополнительного образования |
Новогодняя празднично – игровая программа «В гостях у сказки» | Создание праздничной атмосферы, направленной на сохранение семейных традиций и ценностей. | Декабрь 2017 | Педагоги дополнительного образования |
Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности: «По дороге к азбуке», «Английский язык», «Развивающие игры», «Хореография». | Ознакомление родителей с основными методами и приемами развития ребенка при подготовке к обучению в школе. | Февраль 2018 | Педагог дополнительного образования |
Экскурсия в детскую библиотеку им. В.В.Маяковского | Воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Учить выбирать книги по интересам. | Март 2018 | Педагог дополнительного образования, библиотекарь |
Тестирование учащихся по готовности их к школьному обучению. | Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на конец учебного года. | Апрель 2018 | Психолог |
Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей. | Рекомендации для родителей по успешной подготовке к обучению в школе | В течение года | Психолог |
Заключение.
По завершении реализации проекта были сделаны выводы о том, что взаимодействие семьи и студии развивающего обучения МБУДО ЦДОД обеспечивает единство воспитания и развития детей в процессе подготовки их к обучению в школе. Семья и образовательная организация имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием эффективного взаимодействия является установление доверительного делового контакта, в результате чего корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.
Семья является институтом первичной социализации, работа студии развивающего обучения МБУДО ЦДОД представляет собой институт вторичной социализации. Данные этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений, а современные подходы к организации взаимодействия образовательной организации с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости деятельности и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу. Необходимо использовать различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).
Применяемые формы взаимодействия с родителями способствовали созданию благоприятной эмоциональной атмосферы в процессе организации воспитательно-образовательного процесса, повышению эффективности и качества подготовки дошкольников к обучению в школе, их адаптации в новом коллективе сверстников.
Список литературы:
- Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141.
- Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. – № 4. – с. 29–32.
- Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.
- АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003. – 96с.
- Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. – 2004. – № 10.
- Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.-М.: Большая Российская Энциклопедия. – 2002. – с. 528.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд.; перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – с. 208.
- Домбровская Е.Н. Социализация младших школьников в процессе фольклорно-танцевальных занятий // Начальная школа. – 2008. – № 10. – с. 65–69.
- Каирова А.И., Петрова Ф.Н. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова. – М.: “Советская энциклопедия”, 1964.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционной досуговой формы работы воспитателя и родителей в ДОУ с целью создания единого социально-образовательного пространства
Взаимодействие воспитателей и родителей – сложный процесс. Он представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общени...
Авторский социально – образовательный проект "Я и дорога"
Продолжительность проекта: долговременный, 2 года.Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.Основное направление проекта: создание условий для предупреждения и снижения д...
Использование нетрадиционной досуговой формы работы воспитателя и родителей в ДОУ с целью создания единого социально-образовательного пространства
Взаимодействие воспитателей и родителей – сложный процесс. Он представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общени...
Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»
Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять п...
Сценарий экологической реалити-игры «Чистые поляны - Семи лиственниц!» в рамках Всероссийского природоохранного социального образовательного проекта «Эколята– Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы»
Сценарий экологической реалити-игры «Чистые поляны - Семи лиственниц!» в рамках Всероссийского природоохранного социального образовательного проекта «Эколята– Дошколята»,...
Статья «Новые формы социально-образовательного партнерства семьи и образовательного учреждения»
В статье представлены результаты взаимодействия родителей и дошкольной образовательной организации, посредствам разработки и внедрения новых форм социально-образовательного партнерства семьи и образов...