Социально-образовательный проект "Учимся, играя!"
проект (подготовительная группа)

Афанасьева Галина Алексеевна

На основе многолетнего положительного опыта развития и социализации детей дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе, педагогическим коллективом студии развивающего обучения МБУДО ЦДОД разработан проект по привлечению родительской общественности к участию в образовательном процессе, что по мнению педагогов, будет способствовать повышению качества подготовки детей к школе. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей в жизни студии, были разработаны способы вовлечения в работу семей на основе установления доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединения их в одну команду, развития потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Актуальность проблемы

       Перед разработкой проекта были выявлены проблемы, которые обусловили выбор темы проекта:

  • необходимость совершенствования системы взаимосвязи педагогического коллектива и семьи и поиском новых форм

взаимодействия;

  • повышение педагогической культуры родителей посредством обогащения их новыми знаниями, опытом практической деятельности,

развитием рефлексии.

Гипотеза: совместная инновационная работа по развитию и воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство образовательной организации и семьи, обеспечить высокое качество подготовки дошкольников к обучению в школе.

Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс МБУДО ЦДОД инновационных форм работы с семьями учащихся,  позволяющих установить эффективное и целенаправленное взаимодействие образовательного учреждения и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_13.07.2018.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей»

«Учимся, играя»

Проект социально – образовательный

Тамбов, 2018

 «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский 

Описание ситуации и проблемы

Характерной особенностью современного образования является  стремление образовательных организаций к открытости, которая предполагает участие родительского сообщества в жизни образовательной организации, а  задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом образовательном учреждении. К сожалению, далеко не каждая семья может предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему социально-личностного развития готовности к школе, упускается сензитивный период для формирования познавательных процессов, мотивационной, личностной и социально-психологической, эмоционально-волевой готовности к школе, в то время как вариативность и разнообразие содержания и организационных форм дополнительного образования  позволяют создать  условия для позитивной социализации и индивидуализации дошкольников, их умственного и эстетического развития на основе преемственности дошкольного и начального общего образования.

Каждый из родителей, провожая своего ребенка в 1 класс, надеется,  что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в «неудачных» одноклассниках и т.п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нем чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы.

На основе многолетнего положительного опыта развития и социализации детей дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе, педагогическим коллективом студии развивающего обучения МБУДО ЦДОД разработан проект по привлечению родительской общественности к  участию в образовательном процессе, что по мнению педагогов, будет способствовать повышению качества подготовки детей к школе. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей в жизни студии, были разработаны способы вовлечения в работу семей на основе  установления доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединения их в одну команду, развития потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Актуальность проблемы

       Перед разработкой проекта были выявлены проблемы, которые обусловили выбор темы проекта: 

  • необходимость совершенствования системы взаимосвязи педагогического коллектива и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
  • повышение педагогической культуры родителей посредством обогащения их новыми знаниями, опытом практической деятельности, развитием рефлексии.  

Гипотеза: совместная инновационная работа по развитию и воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство образовательной организации и семьи, обеспечить высокое качество подготовки дошкольников к обучению в школе.

Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс МБУДО ЦДОД инновационных форм работы с семьями учащихся,  позволяющих  установить эффективное и целенаправленное взаимодействие образовательного учреждения и родителей.

Цель проекта: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, повышение компетентности в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения инновационных форм сотрудничества.

Задачи:

  • приобщить родителей к участию в жизни студии посредством внедрения в практику наиболее эффективных форм взаимодействия;
  • сформировать партнерские отношения с родителями, повысить уровень их образовательных умений и педагогической культуры;
  • организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность студии, как полноправных участников образовательного процесса;
  • распространить практики бесконфликтного и развивающего общения педагогического коллектива и родителей учащихся.

Для решения поставленных задач используется следующий комплекс методов:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы,
  • целенаправленные наблюдения,
  • индивидуальные беседы с родителями, детьми, педагогами студии развивающего обучения,
  • анкетирование, интервьюирование,
  • анализ документации,
  • обработка результатов, полученных в ходе реализации проекта,
  • изучение детских работ.

Ресурсы:

- оборудование учебных кабинетов студии

- оборудование хореографической студии

- оборудование актового зала

- оборудование игровой комнаты

Информационные ресурсы:

- библиотечный фонд

- медиотека

- наличие электронных баз данных

Финансирование проекта: привлеченные средства

Направления взаимодействия с семьей:

  1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через просветительскую деятельность: индивидуальные беседы, групповые консультации, применение наглядно-текстовых форм информирования родителей: буклетов, литературы,   тематической информации, размещенной в родительских уголках.
  2. Привлечение родителей к работе студии посредством организации образовательной деятельности  и досуговых мероприятий.

Формы взаимодействия с родителями: 

В студии разработана система взаимодействия с семьей, включающая традиционные и инновационные формы:

традиционные формы:

  • коллективные,
  • индивидуальные,
  • наглядно-информационные,

нетрадиционные формы:

  • совместные занятия и праздники,
  • участие родителей в выставках,
  • организация дней открытых дверей,
  • дистанционные формы информирования родителей: web-сайты и страница в социальной сети.

Участники проекта:

- администрация МБУДО ЦДОД организует и координирует работу по проекту, готовят нормативно-правовую базу;

- педагоги:

  • осуществляют ресурсное обеспечение проекта; разрабатывают методическое оснащение проекта;
  • взаимодействуют с родителями, оказывают  им помощь на основе учета индивидуальных особенностей  разных семей, положительных качеств  и сильных сторон членов каждой семьи, обеспечивающих успех в совместном воспитании и развитии дошкольников в процессе подготовки к обучению в школе;

- родители:

  • повышают педагогическую культуру;
  • оказывают  разовую помощь в подготовке и проведении совместных мероприятиях, обмениваются опытом семейного воспитания;
  • наиболее активные родители становятся добровольными помощниками педагогов на постоянной основе;
  • помогают определять основные направления воспитательной работы участвуют в обсуждении различных вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе студии;

- дети – участвуют в совместных мероприятиях, получают первый опыт отношений со сверстниками, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

            Прогнозируемые результаты:

В результате реализации проекта будет сконструирована модель взаимодействия педагогического коллектива студии развивающего обучения «Обучение с увлечением» и родителей учащихся, основанная на активных партнерских отношениях, культуре взаимоотношений, учитывающая ценностные установки и традиции семьи, что будет способствовать повышению эффективности и качества подготовки дошкольников к обучению в школе, их адаптации в новом коллективе сверстников.

Родители:

  • приобретут опыт сотрудничества  с педагогами, разовьют навыки позитивного общения с собственным ребенком;
  • уточнят и пополнят знания о тенденциях современного обучения, о возрастных особенностях детей, способах подготовки ребенка к обучению в школе;
  • смогут своевременно проконсультироваться по различным проблемам со специалистами;
  • сформируют педагогическую рефлексию, преодолеют собственный авторитаризм, научатся видеть сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их, что повлечет создание ситуации успеха в развитии своего ребенка;
  • получат возможность обмена опытом   по подготовке ребенка к школе.

Педагоги:

• получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях;

  • повысят педагогическую компетентность в вопросах организации совместной работы с родителями;

• получат возможность оперативного получения «обратной» связи;

• реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта, в том числе средствами сетевых технологий.

Дети:

• освоят новые виды совместной деятельности с родителями, получат дополнительные знания о школе, опыт взаимодействия со сверстниками.

Критерии оценки эффективности проекта:

- заинтересованность родителей в участии в организации воспитательно-образовательного процесса;

- количественный рост участия родителей в организуемых совместных мероприятиях;

- согласованность действий педагогов и родителей;

- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;

- положительное общественное мнение родителей о работе студии развивающего обучения МБУДО ЦДОД.  

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный; срок реализации – февраль 2017 г.

Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

Разработка плана по развитию дошкольников в рамках взаимодействия педагогов студии развивающего обучения МБУДО ЦДОД с семьей в процессе подготовки детей к школе.

Проведение анализа развивающей предметно-пространственной среды, материально-технических условий образовательной организации.

Формирование критериев оценки эффективности проекта.

2 этап – основной; срок реализации – март 2017 г. – апрель 2018 г.

Цель - реализация мероприятий сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Реализация образовательных программ при эпизодическом участии родителей.

Организация мониторинга детей по освоению образовательных программ.

Организация работы по повышению профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с родителями.

Реализация мероприятий по взаимодействию с семьей в процессе подготовки детей к школе.

Организация мониторинга с целью изучения готовности детей к обучению в школе.

Внедрение новых образовательных технологий в образовательный процесс.

3 этап – заключительный; срок реализации  – май 2018 г.

Цель – подведение итогов социального партнерства студии развивающего обучения  «Обучение с увлечением» и семьи.

Анкетирование родителей с целью изучения удовлетворенности их совместной работой с педагогами студии развивающего обучения.

Анализ проведенной работы, соотнесение поставленных целей и задач с реально полученными результатами. Обобщение опыта работы.

Оформление отчетной документации.

Презентация на итоговом мероприятии «Наши достижения» (фотогаллерея, выставка семейных работ).

Награждение семей, принимавших активное участие в жизни студии развивающего обучения.

Размещение результатов работы по проекту на сайте МБУДО ЦДОД.
Создание методических рекомендаций по работе с семьями учащихся.

Основные принципы реализации проекта:  

1.Открытость образовательной организации для семьи, обеспечение возможности родителям знать и видеть как развивается их ребенок в условиях активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и студии развивающего обучения;

2.Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей, предоставление каждому участнику образовательного процесса права и возможности удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность,  создание атмосферы взаимопомощи и поддержки в вопросах воспитания и развития детей.

3.Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей:

- обеспечение взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;

- определение общих задач воспитания детей, их конкретизации для педагогов и родителей;

- согласованность требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него;

- соблюдение обязательств, соглашений каждым участником педагогического процесса.

4. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей:

- выявление и учет интересов и потребностей участников проекта;

- опора на положительные стороны родителей и детей;

- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях,

- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;

5.Индивидуальный подход,

оказание им своевременной педагогической помощи родителям в выявлении проблем в воспитании и развитии ребенка, способах их решения посредством применения разнообразных форм. Создание положительной психологической обстановки, атмосферы взаимопонимания, доброжелательности и комфорта, что содействовало успешному решению задач проекта.

Организационные мероприятия проекта планировались по различным образовательным областям:

«Познание» — интеллектуальное развитие ребёнка через реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «АБВГДЕЙ-КА» при участии родителей в проведении занятий, в ходе подготовке ребёнка к мероприятиям воспитательной направленности, в том числе совместно подготовленными с родителями.  

«Социализация» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ детей и их родителей; вовлечение родителей в подготовку и проведение различных мероприятий.

«Безопасность» — информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформление стендов, обзора литературы, включение в реализацию программы «Мир вокруг нас».

«Здоровье» — знакомство родителей с профилактикой заболеваний, безопасным поведением детей в различное время года через оформление стендов, индивидуальное и групповое  консультирование, организацию семейных спортивных состязаний и праздников, включение в программы «Оздоровительная гимнастика» и «Музыка, ритмика, танец».

«Коммуникация» — индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.

«Художественное творчество» — совместные рисунки и поделки в рамках программ «Мастерская Самоделкина» и «Красота. Радость. Творчество».

«Музыка, театральное искусство» — музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах, включение родителей в реализацию программ «Там, где музыка живет», «Театральные игры».

 План сотрудничества с родителями детей студии развивающего обучения «Обучение с увлечением»

(февраль 2017 года -  май 2018 года)

Мероприятие

Цель

Сроки

Ответственные

Конкурсно – игровая программа «Мы растем достойной сменой»

Создание  радостного настроения, воспитание у детей чувства уважения к  Российской армии, любви к Родине.

Февраль 2017

Педагог дополнительного образования

Празднично – игровая программа «Веселье да смех у нас лучше всех»

Расширять знания детей о фольклорном празднике проводов зимы, его значении и традициях празднования.

Февраль 2017

Педагоги дополнительного образования

Театрализоанная игровая программа «Сказка для Дюймовочки»

Вызвать у детей положительные эмоции, поддерживать желание идти в школу.

Май 2017

Педагоги дополнительного образования

Семейный вернисаж «Природа и фантазия»

Развивать фантазию и творчество родителей детей при совместном изготовлении поделок из природного материала

Октябрь 2017

Педагог дополнительного образования

Тестирование учащихся по готовности их  к школьному обучению.

Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на начало учебного года.

Октябрь 2017

Психолог

Занятие – тренинг «Пальчиковая гимнастика»

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию нетрадиционных форм развития мелкой моторики в работе с детьми дошкольного возраста.

Ноябрь 2017

Педагог дополнительного образования

Мастер – класс (практикум по изготовлению повогодних поделок из бумаги и салфеток) «Новогодняя сказка»

Формирование группового единства, развитие сплочённости родителей и детей.

Декабрь 2017

Педагог дополнительного образования

Новогодняя празднично – игровая программа «В гостях у сказки»

Создание праздничной атмосферы, направленной на сохранение семейных традиций и ценностей.

Декабрь 2017

Педагоги дополнительного образования

Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности: «По дороге к азбуке», «Английский язык», «Развивающие игры», «Хореография».

Ознакомление родителей с основными методами и приемами развития ребенка при подготовке к обучению в школе.

Февраль 2018

Педагог дополнительного образования

Экскурсия в детскую библиотеку им. В.В.Маяковского

Воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Учить выбирать книги по интересам.

Март 2018

Педагог дополнительного образования,

библиотекарь

Тестирование учащихся по готовности их  к школьному обучению.

Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на конец учебного  года. 

Апрель 2018

Психолог

Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей.

Рекомендации для родителей по успешной подготовке к обучению в школе

В течение года

Психолог

Заключение.

По завершении реализации проекта были сделаны выводы о том, что взаимодействие семьи и студии развивающего обучения МБУДО ЦДОД обеспечивает единство воспитания и развития детей в процессе подготовки их к обучению в школе. Семья и образовательная организация имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием эффективного взаимодействия является установление доверительного делового контакта, в результате чего корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.

Семья является институтом первичной социализации,  работа студии развивающего обучения МБУДО ЦДОД представляет собой институт вторичной социализации.  Данные этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений, а современные подходы к организации взаимодействия образовательной организации с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости деятельности и вовлечения родителей в образовательный процесс.

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу. Необходимо использовать различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).

Применяемые формы взаимодействия с родителями способствовали созданию благоприятной эмоциональной атмосферы в процессе организации воспитательно-образовательного процесса, повышению эффективности и качества подготовки дошкольников к обучению в школе, их адаптации в новом коллективе сверстников.

Список литературы:

  1. Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141.
  2. Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. – № 4. – с. 29–32.
  3. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.
  4. АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003. – 96с.
  5. Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. – 2004. – № 10.
  6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.-М.: Большая Российская Энциклопедия. – 2002. – с. 528.
  7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд.; перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – с. 208.
  8. Домбровская Е.Н. Социализация младших школьников в процессе фольклорно-танцевальных занятий // Начальная школа. – 2008. – № 10. – с. 65–69.
  9. Каирова А.И., Петрова Ф.Н. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова. – М.: “Советская энциклопедия”, 1964.
  10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционной досуговой формы работы воспитателя и родителей в ДОУ с целью создания единого социально-образовательного пространства

Взаимодействие воспитателей и родителей – сложный процесс. Он представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общени...

Авторский социально – образовательный проект "Я и дорога"

Продолжительность проекта:  долговременный, 2 года.Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.Основное направление проекта: создание условий  для предупреждения и  снижения д...

Использование нетрадиционной досуговой формы работы воспитателя и родителей в ДОУ с целью создания единого социально-образовательного пространства

Взаимодействие воспитателей и родителей – сложный процесс. Он представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общени...

Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»

Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять п...

Сценарий экологической реалити-игры «Чистые поляны - Семи лиственниц!» в рамках Всероссийского природоохранного социального образовательного проекта «Эколята– Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы»

Сценарий экологической реалити-игры «Чистые поляны - Семи лиственниц!» в рамках Всероссийского природоохранного социального образовательного проекта «Эколята– Дошколята»,...

Статья «Новые формы социально-образовательного партнерства семьи и образовательного учреждения»

В статье представлены результаты взаимодействия родителей и дошкольной образовательной организации, посредствам разработки и внедрения новых форм социально-образовательного партнерства семьи и образов...