Авторский социально – образовательный проект "Я и дорога"
проект (подготовительная группа) на тему

Продолжительность проекта:  долговременный, 2 года.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.

Основное направление проекта: создание условий  для предупреждения и  снижения детского дорожно - транспортного травматизма, обеспечение эффективности мероприятий по обучению правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_i_doroga.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

Авторский                                                                                                                        социально – образовательный проект «Я  и дорога»                                                       /обучение детей старшего дошкольного возраста                                                         правилам безопасного поведения на дорогах/

Вид проекта: практико-ориентированный.

Продолжительность проекта:  долговременный, 2 года.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.

Основное направление проекта: создание условий  для предупреждения и  снижения детского дорожно - транспортного травматизма, обеспечение эффективности мероприятий по обучению правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.


Актуальность темы: актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий является именно дети.  Приводит к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей  на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры и на дорожной разметке  по ПДД на территории учреждения.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Изучение правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над данным проектом.

Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:

  • Создание  условий  для сознательного изучения детьми правил дорожного движения.
  • Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  • Формирование  культуры поведения в условиях дорожного движения.
  • Развитие психических процессов и физиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения.
  • Формирование  у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения.
  • Выработка  у дошкольников привычки безопасного  поведения   на дорогах, воспитание грамотных пешеходов.

      Предполагаемый результат:

  • Воспитание  грамотного пешехода. Знание основ безопасного поведения на дороге.
  • Умение  ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения выхода их них.
  • Снижение процента детского дорожно-транспортного травматизма с участием детей.

         Работа воспитателя при подготовке к проекту:

  • Изучение методической литературы по формированию правил безопасного поведения на дороге у старших дошкольников. Подготовка консультаций для родителей.
  • Создание каталога дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения.
  • Программно-методическое обеспечение образовательной области «Безопасность».

      Роль родителей в реализации проекта:

  • Сбор материала, подбор книг для оснащения и оформления уголка «Светофор» в группе, участие в различных мероприятиях по освоению детьми правил безопасного поведения на дорогах.
  • Консультации «Родителям о безопасности дородного движения», «Три «закона» безопасности пешехода на дороге», «Ребенок переходит улицу».
  • Оформление ширмы «Уголок безопасности», газеты «История правил дорожного движения», «Законы улиц и дорог».
  • Изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых по  правилам дорожного движения.

Пояснительная записка

    Содержания перспективного плана реализуется во второй половине дня в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми посредством бесед, викторин, наблюдений за движением транспорта, кроссвордов; участия в оформлении уголка по безопасности дорожного движения  «Светофор» в группе,   игровой: развивающих, познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игры, игр – соревнований; праздников, продуктивной, театрализованной, конструктивной, коммуникативной деятельности, чтения художественной литературы, отгадывания загадок.   Длительность совместной деятельности  до 20 минут, один раз в неделю.

    Предполагается ежедневное проведение «минуток безопасности» в утреннее время в течение 2 3  минут. Это кратковременные беседы по безопасности движения, цель которых    учить детей анализировать свои действия  по дороге в детский сад,  формировать навыки безопасного поведения на улице во время движения по ней.

Программное содержание

Беседы и   словарная работа

Художественная литература

Игры

Сопутствующие

формы

работы

Старшая группа

Сентябрь

«Азбука дорог»

Знакомство с макетом перекрестка проезжей части; нахож-дение тротуара, проезжей части, перекрестка, дорожных знаков, пешеходных переходов, упражнение в переходе  дороги по сигналам светофора.

«О правилах поведения в транспорте»

«Зебра – это что?»

Перекресток, тротуар,

пешеход,

пешеходный переход,

проезжая

часть.

Чтение рассказа А. Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили»

Дидактическая  игра «Мой маршрут в детский сад».

Настольные игры:

1.Дорога в школу.

2.Азбука пешехода.

Утро: мини-беседа «Минутки безопасности» -ежедневно

 Игра «Лабиринт: доберись по схеме до места назна-чения»

Неделя безопас-ности: семейный мастер – класс  «Город и дорога», выступление агитбригады «Светофорчик»

Октябрь

Общест-венный транспорт

Формирова-ние знаний о поведении на остановках

обществен-ного транс-порта и в транспорте.

«Осторожно – улица!»,

«Соблюдаем правила дорожного движения»,

«Когда мы пассажиры».

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход,

проезжая

часть,

кондуктор, водитель, пассажир, остановка общественного транспорта

«Уроки вежливости»

Дидактические игры:

-Умелый пешеход.

-Регулировщик

Настольные игры:

-Дорога в школу.

-Азбука пешехода.

Сюжетно–ролевая  игра «Автобус»

Утро: мини-беседа «Минутки безопасности»  

Развлечение «Мы едем, едем, едем »

Ноябрь

Дорожные знаки

Познакомить детей с дорожными знаками.

Развивать память, внимание.

-Улица полна неожиданностей

 

-Что означают эти знаки

-Культура поведения в общественном транспорте

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход,

проезжая

часть,

дорожные знаки

 Чтение зага-док о дорож-ных знаках.

Чтение

 В. Арбекова «Про умных зверушек»

Игра «Знаки заблудились»

Настольная игра «Правила пешехода».

Утро: мини-беседа «Минутки безопасности»

Видеофильм

 «По дорогам   Михайловска»

Викторина для детей и родителей

«Красный, желтый, зеленый».

Декабрь

Наш посёлок

Ознакомление детей с запрещающими знаками.

Повторить знаки, встречающиеся по дороге в детский сад в микрорайоне СНИИСХ.

«Мы на улице Гражданской»

«Что означают эти знаки. Знаки у СОШ №30»  

«Где можно установить светофор в микрорайоне СНИИСХ»

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть, запрещающие дорожные знаки

Загадки о дорожных знаках

Дидактическая игра  

«Почему Незнайка попал в аварию»

Утро: мини-беседа «Минутки безопасности»

Просмотр видео фильма «Семейный мастер- класс «По дороге в детский сад»

Январь

Дорожные знаки

Ознакомление детей с информационно-указательными

знаками.

«Как котенок переходил улицу»

 «Что означают эти знаки»

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход,

проезжая

часть, дорожные знаки:«Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

Чтение С. Михалкова  «Дядя Степа»

Дидактическая игра:

 «Дорожные знаки»

«Угадай по описанию»

Утро: мини-беседа «Минутки безопасности»  

КВН для детей старших групп

«Азбука дороги»

Февраль

Дорожные знаки

Ознакомление детей со

знаками сервиса

«Я один на улице»

 «Правила поведения на улице»

«Что означают эти знаки»

«Культура поведения в общественном транспорте».

 Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход,

проезжая

часть, дорожные знаки (знаки сервиса)  

Чтение А. Дорохова«Зеленый …, желтый…,

красный!»

Дидактическая игра

 «Собери знак»

Утро: мини-беседа «Минутки безопасности» -ежедневно

Рисование дорожных знаков.

Март

 

Правила поведения  на улице, дороге

Обобщение и систематиза-ция представ-лений о действиях по выполнению правил дорожного движения.

« Если я потерялся»

«Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине» Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход,

проезжая

часть, обочина.

Чтение

 С. Михалкова «Моя улица. Велосипед»

Дидактическая игра «Оцени поступок»

Настольная игра

«По дороге»

Утро: мини-беседа «Минутки безопасности»  

Целевая прогулка по поселку – пешеход, переход, остановка.

Апрель

Правила дорожно-

го движе-

ния

Закрепление и системати-зация правил дорожного движения

  «Пешеходный переход»

«Культура поведения в общественном транспорте».

 Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть,

сотрудник ГИБДД.

Чтение

А. Дугилова «Моя улица»

Дидактическая игра

«Умники и умницы»

Настольная игра

«Пешеходы»

Утро: мини-беседа «Минутки безопасности»

Спортивная игра «В гостях у Светофора»

Совместные работы детей и родителей к выставке «По дороге в детский сад»

май

Диагнос-

тика

Формирова-ние у детей целостного восприятия

окружающей дорожной среды.

Воспитание  наблюдатель-ности, дисциплини-рованности.

«Что такое проезжая часть дороги»

Виртуальная экскурсия «В автобусе»

«Культура поведения в общественном транспорте».

«А нам в садике сказали».

 

Чтение

М.  Кривич «Школа пешехода»

Дидактическая игра:

1.Мой маршрут в детский сад.

Н/И:

1.Дорога в школу.

2.Азбука пешехода.

Утро: мини-беседа «Минутки безопасности»  

 «Выступление агитбригады «Светофорчик»

                                                            Подготовительная  группа

Сентябрь

При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей.

Экскурсия по улице

«Для чего нужны правила дорожного движения, как они появились»

  Транспорт (общественный, водный, наземный, железнодорожный, воздушный, легковой, грузовой), впереди – позади, дальше – ближе, пешеходный переход.

Чтение

Г. Георгиева «Светофор»

Дидактическая игра « Найди безопасный путь до детского сада»

Утро: мини-беседа «Минутки безопасности»  

Драматизация сказки «Веселый светофор».

Участие детей и родителей подготовительной группы

Октябрь

Дорожныезнаки    

Обеспечение  в ходе совместной деятельности усвоения знаний о предупреждающих знаках.

Знакомство с историей появления первых дорожных знаков.

Развитие мышления, умения использовать полученные знания на практике.

Воспитание культуры поведения на дорогах, наблюдатель-ности.

«Участники дорожного движения»

«Игры во дворе. Катание на велосипеде, самокате в черте города»

Светофор, дорожные знаки: «Перекрёсток», «Опасный поворот», «Скользкая дорога».

Чтение

О. Трутина  «Для чего нам светофор»

Дидактическая игра:

-Подбери знак.

-Светофор.

Утро: мини-беседа «Минутки безопасности»  

Совместное изготовление детьми и родителями  подготовительной группы дидактической игры «Дорожные знаки»

 

Экскурсия к дороге. Наблюдение  за движением машин.

Ноябрь

Запрещающие знаки

Обеспечение в ходе совместной деятельности  усвоения запрещающих знаков, учить отличать их от других знаков.

Воспитание культуры поведения.

Развитие наблюдатель-ности, уважи-тельного отношение к правилам дорожного движения.

«О чем говорят дорожные знаки»,

«Если ты потерялся в городе»

Запрещающие знаки: «Въезд запрещен», «Движение пешехода запрещено», «Поворот запрещен»,  «Движение запрещено».

 Чтение загадок, стихов.

Чтение Н. Носова  «Автомобиль»

Дидактическая игра:

-Подбери знак.

-Безопасный путь.

Утро: мини-беседа «Минутки безопасности»

Рисование карандашом, свечкой.

Выкладывание мозаикой  запрещающих дорожных знаков

Декабрь

Путешест-вие на  автобусе

Закрепление знаний детей о городском наземном пассажирском транспорте.

Воспитание культуры поведения в обществен-ном транс-порте.

Развитие уме-ния срав-нивать, обоб-щать, анализ-ировать, рас-суждать, уме-ния работать   с планом-схемой.

«Мы – пассажиры»

«Путешествие на автобусе»

   Впереди – позади, дальше – ближе, пешеходный переход,  правила поведения в общественном транспорт.

Чтение рассказа

М. Ильина,  Е.Сегала «Машины на нашей улице»

Сюжетно-ролевая игра

«Поездка в маршрутном такси»

Утро: мини-беседа «Минутки безопасности»  

Рисование на тему: «Поездка в автобусе»

Наблюдение за общественным транспортом.

Январь

Приклю-чение Незнайки в  посёлке СНИИСХ

Уточнение  представле-ний детей о тротуаре, дороге, улице, перекрестке. Обучение  правилам поведения на  улицах, расположенных вблизи  детского сада и   работе  с макетом перекрестка.

«Опасный перекресток по дороге в детский сад

(в районе дома №8 СНИИСХ)».

 Одностороннее, двустороннее движение транспорта. улица, перекресток, дорога, проезжая часть, тротуар.  

Загадывание загадок

Составление маршрутов до детского сада, школы, магазина микрорайона СНИИСХ

Утро: мини-беседа «Минутки безопасности»  

Просмотр видеофильма

«По дороге в детский сад»

Февраль

Непра-

вильная  карта-схема

Развитие умения читать карту-схему и двигаться согласно ей.

Закрепление умения переходить дорогу согласно дорожным знакам

Воспитание дисциплини-рованности на дороге

«По дороге в детский сад» Скорая помощь, знаки особого предписания. Знаки сервиса.

Чтение стихотворения  С. Михалкова «Дядя Степа – милиционер»

Дидактическая игра «Найди, что лишнее»

Утро: мини-беседа «Минутки безопасности»  

Выступление

агитбригады «Светофорчик»

Март

«Автомо-били бывают разные»

Обучение созданию мысленных конструкций специализи-рованных машин, развивать речь, воображение.   Развитие

 умения решать проблемные задачи в совместной деятельности со взрослыми,  используя различные дорожные ситуации, развитие поз-навательных способностей посредством  решения проблемных ситуаций.

«Опасные шалости на дороге » Специальный транспорт, проблесковый маячок, пожарная машина, скорая помощь, полиция, газовая служба закрепить умение описывать машины, используя прилагательные

Чтение стихотворения С.Я. Маршака « Рассказ о неизвестном герое», Д.Чуйко «Пожарные», загадывание загадок

Дидактические игры «Хорошо –плохо», «Зоркий глаз»,

Сюжетно-ролевая игра «Гараж»

Утро: мини-беседа «Минутки безопасности»

Рисование на тему «Машины бывают разные»,

Апрель

«Приклю-чения зайчонка»

Воспитание у детей созна-тельного отношения к соблюдению правил безопасности движения.

 

Развитие умения прогнозировать события. Закрепление знаний о дорожном движении.

Упражнение  в умении решать противоречия экспериментальным путем, используя макет перекрестка.

Экскурсия на перекресток.

«Игры  во дворе. Катание на велосипеде, самокате в черте города»

Тормозной путь, проезжая часть дороги, длинная, гладкая, сухая, широкая, прямая, извилистая, узкая, мокрая, шероховатая дорога, сигнал автомобиля, дорожное покрытие, пешеход, путь скольжения

Чтение рассказа

 И. Лешкевича «Гололед».

Дидактическая игра:

 -Говорящие знаки

-Загадочное лото.

Подвижная игра

«Стоп»

Утро: мини-беседа «Минутки безопасности»  

Составление коллективной сказки « Как зайчонок учил правила дорожного движения»

Совместные работы детей и родителей к выставке «Безопасные дороги – детям»

Май

Викто-рина

При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей.

«Где можно играть» Закрепление  правил безопасного поведения на дороге.

Чтение

И.Серякова

 «Учёный дружок»,

стихотворения

В.Семернина «Запрещается – разрешается».

Дидактическая игра Занимательная дорожная азбука

Утро: мини-беседа «Минутки безопасности»  

Конкурс детского рисунка «Безопасная дорога»

Посвящение в пешеходы. Викторина «Красный, желтый, зеленый»

Мониторинг освоения  ПДД

Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в общественном транспорте

Различает и называет специаль-ные виды транспорта -Скорая помощь,

-Пожарная,  -Полиция, объясняет их назначение.

Понимает

значения

сигналов

светофора; осознает необходимость соблюдать правила дорожного движения.

Узнает и называет дорожные знаки – предупреждающие, запрещающие и информационно – указательные.

Свободно ориентируется в пределах ближайшей к детскому саду местности.

Средний  балл

1

2

3

К важнейшим проблемам, на решение которых направлен настоящий проект, относятся:

- повышение качества профилактической деятельности по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах в дошкольном образовательном учреждении;

- увеличение числа мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

-  расширение форм работы для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма с детьми  и родителями.

Целенаправленная, социально-ориентированная профилактическая работа  по ПДД в конечном итоге  позволит снизить уровень дорожно-транспортного травматизма детей, сохранить их здоровье, а самое главное – жизнь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Чистая дорога детства"

Проект для родителей и детей ДОУ...

Мастер-класс для родителей по использованию авторской социально-коммуникативной технологии "Звезда"

Публикация содержит сценарий мастер-класса, демонстрирующий использование авторской социально-коммуникативной технологии "Звезда" по вовлечению в игровую деятельность малоактивных детей....

Социально - образовательный проект "Безопасная дорога"

В МБДОУ детском саду «Малышок» реализуется уникальный комплексный социально образовательный проект Hyundai для всей семьи «Безопасная дорога»....

Презентация "Социально-образовательный проект "Безопасная дорога", 1 год обучения

Одной из важнейших задач современного образования в век всеобщей автомобилизации, увеличения скорости движения, плотности транспортных потоков на улицах поселка, района является обеспечение безопаснос...

Лучшая авторская методическая разработка «Добрая дорога детства»

laquo;Добрая дорога детства» формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Дети старшего дошкольного возраста на заняти...

Презентация на тему: "Парциальной образовательной программы по социально – коммуникативному развитию, Дорогою добра"

Презентация на тему: "Парциальной образовательной программы по  социально – коммуникативному развитию, Дорогою добра"...