Консультация для воспитателей
консультация

Фролова Анастасия Викторовна

В данной консультации подобран материал по вопросам избежания конфликтных ситуаций в общении с родителями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Конфликты с родителями воспитанников и пути их решения»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, ориентирует дошкольные образовательные организации на гуманистический характер взаимодействия педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения детей.

Сотрудничество ДОО и семьи должно строиться как целостный процесс, направленный на духовно-нравственное и социокультурное  развитие детей на основе ценностей семьи и общества.   Взаимодействие воспитателей с родителями должно быть направлено на оказание им помощи в формировании системы воспитания в семье, обеспечении условий психического и физического здоровья ребенка, его позитивной социализации и индивидуализации развития.

В отечественной системе образования традиционно выделялась задача организации взаимодействия с семьей, психолого-педагогического сопровождения развития ребенка через согласованное общение с родителями.

Задача общения с родителями для педагога, не является рядовой.

Общение воспитателя с родителями  является совершенно специфическим, неординарным и по-своему даже уникальным вариантом отношений, они чрезвычайно парадоксальны и содержат в себе целый ряд противоречий. Объективный психологический анализ показывает всю сложность взаимодействия воспитателя и родителей ребенка. Рассмотрим эти противоречия подробнее.

  1. Первое противоречие: с юридической точки зрения родитель выступает в роли клиента, а воспитатель – в роли непосредственного исполнителя этого заказа. Однако достоверно прочертить границу между образовательными услугами и эмоционально включенным, сопереживающим проживанием педагогом части жизни совместно с воспитанниками чрезвычайно сложно. Воспитатель с большой  буквы, воспитатель-гуманист, очевидно, полностью включается в  жизнь детей, строя с ними индивидуализированные, субъектные, персонифицированные отношения. Воспитатель воспринимает  ребенка и его родителей только как потребителей образовательных услуг, отношения с которыми заканчиваются с окончанием рабочего дня. То есть,  эти отношения регулируются формальными правилами, как и любая другая профессиональная деятельность.
  2. Другое противоречие состоит в том. Что эти отношения могут носить формальный характер, но при этом они чрезвычайно личностные, т.к. связующим звеном в них служит ребенок, который задает глубину  и близость связям между воспитателем и родителем, а информация о нем, доступная обеим сторонам, оказывается очень интимной. При этом отношения воспитатель-родитель достаточно официальны, чтобы признать эту интимность. Они выходят на уровень глубоких не поступательно, как это бывает в личных, дружеских отношениях, за счет снижения  психологической дистанции, постепенного  взаимного познания, сближения, определения сфер будущих интересов, убеждений, ценностей, а за счет близости к ребенку каждого из взрослых. Ребенок разрушает барьеры между ними до того как они оказываются к этому готовы. И если у воспитателя  уже есть педагогический опыт и определенное мастерство построения подобных отношений, то многие родители впервые сталкиваются с ситуацией «личностной обнаженности» без согласия.
  3. Еще одно противоречие кроется в  ценности самого ребенка как личностного смысла для родителей и  профессионального смысла для воспитателя. Дошкольник оказывается сосредоточием смыслов для взрослых, включенных в его развитие, и нередко между воспитывающими сторонами возникает неосознанная конкуренция за ценность самого ребенка. Конкуренция за эмоциональный отклик, вложенные усилия, разделенный опыт общения с ребенком.
  4. Противоречие между задачами социализации и индивидуализации развития ребенка, которое отражает общее видимое противоречие «личность/общество» и растет в ситуациях противопоставления родителями «мой ребенок/чужие дети»; «личное отношение/требования общества».
  5. Различия в системе воспитательных ориентиров, которые определяет, с одной стороны, воспитатели ДОО, а с другой – семья. Родители реализуют определенную систему воспитании, исходя из своих представлений о развитии детей, семейных ценностей и уровня психолого-педагогической компетентности. У воспитателя как представителя определенной образовательной системы – свои представления, и они могут не совпадать с позицией семьи. Задача выработать общую стратегию является объективно сложной, но достижимой.

Все принципиальные противоречия между воспитательными системами снимаются единством цели – интересами ребенка и деятельностью, направленной на полноценное проживание  им детства, обогащения его развития. Задача выработать общую стратегию является объективно сложной, но достижимой. Хорошим ориентиром в достижении  такого единства является осознание педагогом и родителями безусловной ценности детства.

Формы конфликтов в отношениях воспитателей и родителей.

Конфликт «Я» - каждая из сторон (или один из участников общения) переживает обесценивание своего «Я», сомневается в собственной  оценке, переживает уязвимость «Я» и пытается восстановить собственный образ за счет другого. Важно понимать, что потенциальная агрессия является только лишь формой защиты и лучший способ преодоления разногласий в такой ситуации – укрепить, поддержать личность партнера по общению, выделив, например, какие-то родительские достижения, успехи ребенка, поддержав конкретные воспитательские усилия.

Формально конфликт может возникнуть на почве различных эмоциональных состояний, в т.ч. плохо контролируемых, разнонаправленных. Часто в общении появляются эмоции, не связанные с конкретной ситуацией, но возникшие в силу предыдущих обстоятельств. Простое уточнение: «Ваше настроение как-то связано с нашим вопросом?» или «Я вижу, вы расстроены (рассержены и пр.), это по поводу нашего взаимодействия?» позволяет восстановить эмоциональное равновесие или показать партнеру, что он не контролирует эмоции и это угрожает текущему взаимодействию. Кроме того, в процессе общения воспитателя и родителя велик риск выброса эмоций, т.к. отношения, объединяющие их, как подчеркивалось, на поверку достаточно близки, а именно в  близких отношениях мы позволяем себе максимальную эмоциональность. Вместе с тем обе стороны не готовы принять сильные эмоции друг друга, т.е. зачастую не осознают эту близость эмоциональных связей.

Меняется общество, меняется социальная ситуация развития и не всегда родитель и педагог синхронизированы в восприятии этих изменений. Представления о правилах поведения и социальных нормах отнюдь не универсальны, что создает необходимость их обсуждения и проговаривания. Обсуждение правил социального взаимодействия всегда должно быть аргументированным, подкрепленным той реальной пользой, которую дети и взрослые извлекают из их соблюдения. Тем более, что не все родители хорошо понимают , чем занимаются дети в детском саду, что включают в себя образовательные программы и какие отдаленные цели стоят за теми или иными конкретными видами образовательной деятельности. Например. Рисование – это не только развитие моторики, пространственных представлений, эстетических чувств и веселый досуг. Занятия по рисованию – основа формирования образного мышления детей, и другими средствами, помимо продуктивных видов деятельности, развить мышление в дошкольном возрасте п5р5а5кт5и5ч5еск5и5 енв5озможно. Родитель не обязан знать эти закономерности, но узнав, будет совершенно иначе относиться к пропущенному (потому что проспали) занятию.

Напряженность в отношениях нередко возникает в связи с  занижением статуса педагога, который воспринимается как обслуживающий персонал, не обладающий особой квалификацией. Статус легко восстановить, просто пригласив родителей поприсутствовать в группе в течение дня, включиться в воспитательно-образовательный процесс, поучаствовать в жизни детского сада. В этом контексте очень важно, чтобы педагог понимал, что его собственный статус по отношению к родителям определяется самоуважением, а по отношению к ребенку – способностью вести за собой, создавать условия для реализации его индивидуальных способностей и качеств, которые позволяют ему полноценно проживать данный возрастной период и войти в следующий.

Поддерживая в общении статус родителя, не стоит заставлять его защищаться. Лучше задать вопрос на компетентность, дать почувствовать уверенность в себе и показать, что вы уважаете в нем профессионала как вопросах воспитания и развития ребенка, так и в собственно профессиональной деятельности (для этого надо знать, кем работают родители воспитанников). А затем обратиться к нему как к профессионал к профессионалу, пусть он признает и вашу компетентность.

Завышение требований в отношении достижений ребенка, связанное с одной стороны, с незнанием нормативных показателей развития ребенка, а с другой – с по-прежнему доминирующей ориентацией на сверхпоказатели и опережающее развитие, также является скрытым содержанием конфликтов.

Здесь на помощь педагогу должно прийти знание основных положений ФГОС ДО, где одним из базовых принципов дошкольного образования указано сохранение уникальности и самоценности детства как периода жизни, обладающего самостоятельным значением, а не в контексте достижения символических показателей: раньше всех научился ходить, читать, писать и пр. Поэтому воспитателю важно раскрыть перед родителями плюсы гуманистического отношения к детству, указать на необходимость отказа от гонки «быстрее, выше, сильнее», которая разрушительно сказывается на формирование личности дошкольника.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что лучшей стратегией  в профилактике и разрешении конфликтов между  воспитателем и родителями является  необходимость внутренней настроенность педагога на решение проблемы и переход от эмоционального общения к деловому, конструктивному.

Конфликт – это всегда эмоциональная включенность в ситуацию. Как только вам удастся переключиться на деловое взаимодействие вы встали на путь разрешения конфликта. Поэтому важно уметь договариваться с родителями, находить способы выхода из трудной ситуации.

Главное – помните, что не родитель ребенка и не вы принимаете решения в его жизни. И даже если вам кажется, что вы любите своего воспитанника и заботитесь о нем больше, чем его семья, профессиональная задача педагога – транслировать эти отношения родителям и научить их делать также.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...