ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА технической направленности «LEGO-конструирование» для детей 6 - 7 лет
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
ДОП программа "LEGO-конструирование" для детей подготовительного к школе возраста, цель которой - развитие первоначальных конструкторских умений на основе ЛЕГО-конструирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_lego-konstruirovanie_6-7_let.docx | 115.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 комбинированного вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
_____________________________________________________________________________
195027, Санкт-Петербург, пр. Металлистов д.20 литер А, т/ф: 224-21-66
ПРИНЯТО Решением Педагогического совета ГБДОУ | УТВЕРЖДЕНО приказом ГБДОУ Детский сад № 22 Заведующий ГБДОУ №22 ______________ Ю.В. Лебедева |
СОГЛАСОВАНО
Совет родителей (законных представителей)
Протокол № 1 от 30.08. 2021г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«LEGO-конструирование»
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Срок реализации: 8 месяцев
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Тулина
Мария Сергеевна
Санкт-Петербург
2021
Содержание
1. | Пояснительная записка | |
2. | Учебно-тематический план | |
3. | Содержание Программы | |
4. | Информационно-методическое обеспечение Программы | |
5. | Материально-техническое обеспечение Программы | |
6. | Диагностическое обеспечение Программы | |
7. | Приложение |
1 . Пояснительная записка
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Актуальность программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Цели и задачи Программы
Цель: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи:
развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Принципы организации воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации Программы являются:
доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Подходы к формированию Программы
- личностно-ориентированный подход – опора на уже сформированные личностные структуры обучающихся (их мотивацию, самосознание, ценности);
- индивидуальный подход – учет индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей, обучающихся;
- позитивный подход – опора на сильные стороны личности и поведении ребенка, позитивная ориентация обучения (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками).
Основные направления работы
Данная программа направлена на развитие следующих процессов:
- Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
- Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики, координации рук и глаз.
- Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Методические рекомендации к организации занятий:
Дополнительная общеразвивающая программа «LEGO-конструирование» предназначена для детей 6 - 7 лет. Занятия проводятся 1 раза в неделю в течение всего учебного года (с октября по май, 32 занятия в год).
Основная форма работы с детьми – подгрупповые занятия продолжительностью до 30 минут.
Структура занятия:
Первая часть занятия:
• определение темы занятия
• проблемная ситуация (сюрпризный момент)
• поиск решения проблемы
Цель – развитие элементов логического мышления.
Задачи:
• Совершенствование навыков классификации.
• Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
• Активизация памяти и внимания.
• Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
• Развитие комбинаторных способностей.
• Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть:
• определение этапов работы, объяснение, показ (по необходимости)
• физкультминутка
• инструктаж по технике безопасности во время работы с конструктором
• подбор материалов
• пальчиковая гимнастика
• самостоятельная работа (при необходимости индивидуальная помощь педагога)
Цель – развитие способностей к наглядному моделированию.
Задачи:
• Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
• Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
• Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
• Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
• Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть:
• подведение итогов
• оформление работ; оформление выставки.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики,.
возрастные особенности развития дошкольника 6 - 7 лет:
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу, не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Планируемые результаты освоения Программы:
- различать и называть детали конструктора и способы их соединения;
- правильно называть детали лего-конструктора;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
- конструировать по условиям, заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- определять связь между формой конструкции и функциями;
- получат представление об устойчивости модели в зависимости от ее формы и распределения веса, о зависимости прочности конструкции
от способа соединения ее отдельных элементов;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
- интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и инициатива;
- конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет,
выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать
связь между их назначением и строением;
- коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
- предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться,
выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью,
доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Методы обучения:
- Наглядный
- Информационно-рецептивный
- Словесный
- Проблемный
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Репродуктивный
- Практический
- Игровой
- Частично-поисковый
Педагогические приемы:
- этапность – от простого к сложному;
- положительное воздействие педагога: улыбка, добрый взгляд, хорошее настроение, поощрение, использование шуток, юмора, переключение внимания, скрытие недостатков;
- исключение отрицательных оценок.
Условия реализации Программы:
Для успешной реализации Программы, важны следующие условия: регулярное проведение и посещение воспитанниками ООД, чтобы каждый правильно понимал, что ему нужно делать, обсуждение ответов, по возможности с участием каждого, качественное выполнение каждого из предложенных заданий, при индивидуальном выполнении заданий в рабочих тетрадях осуществление контроля за правильностью выполнения.
.Способы проверки результатов освоения Программы:
Проведение диагностики навыков Лего-конструирования у детей 6 - 7 лет:
В начале года - выполнение диагностического задания в виде дидактической игры «Угадай, что нарисовано», необходимо для определения актуальных образовательных задач, индивидуализация образовательных процессов;
В конце года - выполнение диагностики в виде творческого задания «Придумайте постройки сами», необходимо для оценки динамики развития навыков Лего-конструирования у ребенка.
Для проверки результатов освоения Программы используются материалы педагогической диагностики по программе «Развитие» под редакцией А.И. Булычевой.
Также постоянно организуются выставки детских работ, которые позволяют показать уровень облучённости детей, а детям, в свою очередь позволяют, самовыразиться, самоутвердиться в глазах сверстников.
Особенности проведения проверки результативности реализации Программы:
- все задания выполняются после показа воспитателем.
- при выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно.
- в целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, при создании игровой непринужденной ситуации.
Формы отслеживания результатов:
- наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы.
Формы предъявления и демонстрации результатов:
- диагностическая карта навыков Лего-конструирования у детей 6 - 7 лет;
- выставки детского творчества;
- создание видеороликов;
- создание компьютерной презентации.
2. Учебно-тематический план
№ | Содержание тематических разделов программы | Объем образовательной нагрузки | |
Количество занятий | Количество минут/ часов | ||
Путешествие по стране «Лего» | 1 | 30 мин/0 часов 30 мин | |
Вводное занятие. Знакомство с лего-конструктором | 1 | 30 мин | |
Конструирование моделей мостов | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Мостик через речку | 1 | 30 мин | |
Красивый мост | 1 | 30 мин | |
Конструирование по безопасности | 3 | 90 мин/1 часов 30 мин | |
Светофор | 1 | 30 мин | |
Пожарная машина | 1 | 30 мин | |
Пожарная часть | 1 | 30 мин | |
Конструирование диких животных | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Зоопарк | 1 | 30 мин | |
Жираф, крокодил | 1 | 30 мин | |
Проект "Мир сказки" | 3 | 90 мин/1 часов 30 мин | |
Волшебный колодец | 1 | 30 мин | |
Декорации к сказке «Заюшкина избушка» | 1 | 30 мин | |
Избушка Бабы Яги | 1 | 30 мин | |
Моделирование домашних питомцев | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Собака | 1 | 30 мин | |
Кошка | 1 | 30 мин | |
Моделирование доисторических животных | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Динозавр | 1 | 30 мин | |
Мамонт | 1 | 30 мин | |
Моделирование различной военной техники | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Танк | 1 | 30 мин | |
Самолёт | 1 | 30 мин | |
Подарок для мамы | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Конструирование цветка | 1 | 30 мин | |
Подарок для мамы | 1 | 30 мин | |
Понятие симметрия. Моделирование симметричных фигур | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Симметрия вокруг нас | 1 | 30 мин | |
Симметрия бабочки | 1 | 30 мин | |
Проект «Космос» | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Космическая ракета | 1 | 30 мин | |
Луноход | 1 | 30 мин | |
Проект «Город Будущего» | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Город моей мечты | 1 | 30 мин | |
Транспорт будущего | 1 | 30 мин | |
Энергосберегающие технологии | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Энергия ветра, ветряк | 1 | 30 мин | |
Энергия солнца | 1 | 30 мин | |
Конструирование проекта «Мой любимый город» | 3 | 90 мин/1 часов 30 мин | |
Работа над проектом «Город на Неве». План постройки. | 1 | 30 мин | |
Работа над проектом «Город на Неве». Башни. | 1 | 30 мин | |
Работа над проектом «Город на Неве». Крепостные стены. | 1 | 30 мин | |
Вот, что я умею! | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Создание собственных моделей. | 1 | 30 мин | |
Итоговое занятие. Представление проектов. | 1 | 30 мин | |
Всего: | 32 | 960 мин/16 часов 00 мин |
Всего курс состоит из 32 занятий, из которых 2 итоговых занятия.
3. Содержание Программы
№ раздела | № занятия | Лексическая тема | Задачи | Содержание | |||
1 | Путешествие по стране «Лего» | ||||||
1.1 | Вводное занятие. Знакомство с лего-конструктором |
|
| ||||
2 | Конструирование моделей мостов | ||||||
2.1 | Мостик через речку |
|
цель: закреплять название деталей ЛЕГО
| ||||
2.2 | Красивый мост |
|
цель - закреплять названия деталей ЛЕГО.
| ||||
3 | Конструирование по безопасности | ||||||
3.1 | Светофор |
|
цель – закрепление знаний о ПДД.
| ||||
3.2 | Пожарная машина |
|
цель -.закрепление знаний пожарной безопасности.
| ||||
3.3 | Пожарная часть |
|
цель – закрепление знаний поведения при пожаре.
| ||||
4 | Конструирование диких животных | ||||||
4.1 | Зоопарк |
|
цель - закреплять названия деталей ЛЕГО конструктора.
| ||||
4.2 | Жираф, крокодил |
|
цель - развивать внимание, память.
| ||||
5 | Проект "Мир сказки" | ||||||
5.1 | Волшебный колодец |
|
цель - учить строить в команде, помогать друг другу.
| ||||
5.2 | Декорации к сказке «Заюшкина избушка» |
|
цель - развивать внимание, мышление.
| ||||
5.3 | Избушка Бабы Яги |
|
цель – закрепление названий деталей лего.
| ||||
6 | Моделирование домашних питомцев | ||||||
6.1 | Собака |
|
цель - развивать интерес к игре и внимание.
| ||||
6.2 | Кошка |
|
цель - развивать внимание, память.
| ||||
7 | Моделирование доисторических животных | ||||||
7.1 | Динозавр |
|
цель - развивать внимание, память.
| ||||
7.2 | Мамонт |
|
цель - развивать внимание, память.
| ||||
8 | Моделирование различной военной техники | ||||||
8.1 | Танк |
|
цель - развивать внимание, память.
| ||||
8.2 | Самолёт |
|
цель - развивать внимание, логики.
| ||||
9 | Подарок для мамы | ||||||
9.1 | Конструирование цветка |
|
цель – закрепление названий деталей лего.
| ||||
9.2 | Подарок для мамы |
|
цель: закреплять название деталей ЛЕГО
| ||||
10 | Понятие симметрия. Моделирование симметричных фигур | ||||||
10.1 | Симметрия вокруг нас |
|
цель - закреплять названия деталей ЛЕГО.
| ||||
10.2 | Симметрия бабочки |
|
цель - развивать внимание, мышление.
| ||||
11 | Проект «Космос» | ||||||
11.1 | Космическая ракета |
|
цель - развивать внимание, память.
| ||||
11.2 | Луноход |
|
цель - развивать внимание, память.
| ||||
12 | Проект «Город Будущего» | ||||||
12.1 | Город моей мечты |
|
цель – учить строить с закрытыми глазами, развивать мелкую моторику рук, выдержку.
| ||||
12.2 | Транспорт будущего |
|
цель - развивать память, внимание.
| ||||
13 | Энергосберегающие технологии | ||||||
13.1 | Энергия ветра, ветряк |
|
цель - учить строить в команде, помогать друг другу.
| ||||
13.2 | Энергия солнца |
|
цель - закреплять названия деталей ЛЕГО конструктора.
| ||||
14 | Конструирование проекта «Мой любимый город» | ||||||
14.1 | Работа над проектом «Город на Неве». План постройки. |
|
цель - закреплять значения сигналов светофора; развивать внимание, память.
| ||||
14.2 | Работа над проектом «Город на Неве». Башни. |
|
цель - развивать интерес к игре и внимание.
| ||||
14.3 | Работа над проектом «Город на Неве». Крепостные стены. |
|
цель - развивать внимание, память.
| ||||
15 | Вот, что я умею! Придумай постройки сам. | ||||||
15.1 | Создание собственных моделей. |
|
цель - развивать внимание, память.
| ||||
15.2 | Итоговое занятие. Представление проектов. |
|
| ||||
Всего: | 32 | 32 |
4. Информационно - методическое обеспечение Программы
Информационное обеспечение:
∙ Сайт ИНФОУРОК. https://infourok.ru/konspekti-zanyatiya-polegokonstruirovaniyu-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2860440.html; ∙ Сайт «Maam.ru». https://www.maam.ru/detskijsad/konstruirovanie-v-detskomsadu-808834.html;
∙ Сайт «Maam.ru». https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-polegokonstruirovaniyu-v-starshei-grupe-tema-labirint.html
∙ Сайт «Melkie.net». https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/lego-konstruirovaniev-detskom-sadu.html;
∙ Сайт «Социальная сеть работников образования ns-portal». https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/09/05/lego-konstruirovanie-vdetskom-sadu;
∙ Сайт «Социальная сеть работников образования ns-portal». https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/09/06/konspektzanyatiya-po-lego-konstruirovaniyu;
∙ и др. методические материалы сети Интернет
Методическое обеспечение:
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO.
- Лиштван З.В. Конструирование.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники.
- Библиотека материалов. https://infourok.ru/konspekti-zanyatiya-polegokonstruirovaniyu-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2860440.html
- Казакова О.А. Рабочая программа Центра развивающих игр «Леготека». https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/09/05/lego-konstruirovanie-vdetskom-sadu
- Конструируем: играем и учимся LegoDacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
- Мельникова О.В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа занятий. 32 конструкторские модели. Книга + CD. ФГОС: Издательство: Учитель г. Волгоград Год издания: 2019 г.- 167 с. Назарова В. Лего-конструирование в детском саду. https://www.maam.ru/detskijsad/konstruirovanie-v-detskom-sadu-808834.html
- Пуненко Т. Конспект занятия по лего-конструированию. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-legokonstruirovaniyu-v-starsheigrupe-tema-labirint.html
- Сорокина М.В. Конспект занятия по лего-конструированию. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/09/06/konspektzanyatiya-po-lego-konstruirovaniyu
- Фешина Е.В. Лего - конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2017. – 243 с.
- Фоминых Н. Как провести занятие по лего-конструированию в детском саду.
- Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем»; М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
- Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»; Творческий центр «Сфера», 2005 г.
- Дополнительнаяобразовательнаяпрограммапознавательно-речевойнаправленности «Лего-конструирование» [Электронный ресурс] – режим доступа: http://nsportal.ru
- Аллан Бедфорд Большая книга LEGO. Издательство: Манн, Иванов и Фербер. 2014 – 256 с.
- Книга обо всем. LEGO - приключение в реальном мире. Серия: LEGO Книги для фанатов. Переводчик Ремизова И.С.. Отв. ред. Волченко Ю. Издательство «Эксмо». 2017.- 176 с.
- Книга идей. LEGO Звездные войны. Доулан Х., Доусетт Э., Хьюго С. Переводчик Саломатина Е. С. Издательство «Эксмо». Серия: LEGO Звёздные войны. Книги для фанатов. 2018 – 70 с.
- LEGO Batman Movie. Создай своего героя. Книга для творчества. Перевод Цветкова Н. Издательство «Эксмо». Серия LEGO.2017 - 40 с.
- LEGO. Книга Новая жизнь старых деталей. Переводчик Аревшатян А. А. Издательство «Эксмо детство». 2018 – 200 с.
5. Материально-техническое обеспечение Программы
Оснащение кабинета:
Для реализации Программы используются специально помещение оборудованное стеллажами, демонстрационной магнитной доской, детскими столами и стульями.
ТСО:
Ноутбук, аудио - устройства.
Дидактический материал:
- схемы моделей по темам Программы;
- альбом – инструкция к лего – конструктору;
- технологические карты по сборке моделей;
- фотографии и иллюстрации будущих поделок;
- картотека с моделями по лего – констуированию;
- информационные носители (CD – диски, флеш – накопители) со схемами, фотографиями построек, мультипликационными фильмами, снятыми при помощи лего – конструктора;
- модели машин и игрушечный транспорт (грузовик, трактор, «Камаз», легковые машины, самолеты, лодка, теплоход и др.)
- Конструкторы «LEGO»;
- схемы моделей из Лего – конструктора.
- Диагностическое обеспечение Программы
Диагностический инструментарий для обследования уровня
сформированности навыков Лего-конструирования:
Цель - определение актуальных образовательных задач, индивидуализация образовательных процессов, и завершение цепочки по решению этих задач, поскольку позволяет оценить динамику в развитии ребенка.
Использование материалов педагогической диагностики по программе «Развитие» под редакцией А.И. Булычевой.
Занятие №1
«Отгадай, какая фигурка спряталась. Разгадай конструкцию»
(Проводится в начале октября)
Задания направлены на выявление у детей умения узнавать на схематических изображениях - «развертках» отдельные строительные детали и простейшие конструкции из 3-х и 4-х фигур. Каждая развертка содержит либо две, либо три схемы, изображающие деталь или конструкцию с разных пространственных позиций (спереди, сверху, сбоку). В первом задании дети должны дополнить развертку недостающим в ней изображением детали. Во втором задании воспроизвести одну постройку, изображенную на 3х разных схемах.
Материал.
Демонстрационный материал: незавершенные «схемы-развертки» отдельных деталей конструкций из 3-х и 4-х элементов (треугольной призмы, полуцилиндра, арки, цилиндра, конуса);
Раздаточный материал: строительные детали,- изображенные на схемах, и плоскостные (из картона) фигурки для дополнения «схем-разверток»
Инструкция к проведению.
Задание 1. Детям последовательно предъявляют «схемы-развертки», состоящие из двух изображений каждой детали с разных сторон. Им предлагают догадаться, какая строительная деталь изображена на двух картинках и какого третьего ее изображения (в свободном окошке) не хватает. Недостающий элемент схемы-развертки надо найти среди плоскостных фигур и положить ее в свободное окошко.
За каждое правильное решение задачи дети получают фишку. Количество набранных ребенком фишек заносится в протокол.
Оценка.
Показатель - узнавание деталей по их изображению с двух разных сторон, правильное дополнение схемы-развертки плоскостной фигуркой.
Низкий уровень - дети не узнают детали по их изображениям на схемах-развертках, дополняют их случайно выбранными фигурками. Помощь воспитателя не используют.
Средний уровень - дети узнают на развертках 2-3 детали и находят недостающую фигурку для развертки. Правильные решения дают с помощью взрослого.
Высокий уровень - дети узнают на схемах-развертках все детали и правильно дополняют эти схемы недостающими элементами.
Задание 2.
С помощью предложенных изображений дети строят конструкции из трех и четырех деталей.
Показатель правильное воспроизведение конструкции по схеме-развертке.
Низкий уровень - допускают ошибки в выборе и расположении деталей в постройке.
Средний уровень - дети допускают ошибки, но самостоятельно их исправляют.
Высокий уровень - воспроизводят конструкцию правильно без помощи со стороны.
Занятие №2
«Придумайте постройки сами»
(Проводится в конце учебного года)
Направлено на выявление у детей умения самостоятельно разрабатывать замысел будущей конструкции.
Материал.
Раздаточный материал: наборы разных строительных деталей, из которых дети самостоятельно отбирают нужные для реализации замысла.
Инструкция к проведению.
Детям предлагают самим придумать, какой предмет они хотели бы сконструировать; для этой цели подумать о ситуации, в которой такая конструкция предмета будет нужна. Напоминают о возможности использования графического изображения предмета в качестве внешней опоры при обдумывании содержания конструкции.
Оценка.
Показатель - самостоятельное развертывание замысла, создание новых, оригинальных построек.
Низкий уровень - дети могут самостоятельно придумать тему для конструирования. Предварительная схематическая зарисовка предмета практически не используется. Дети осуществляют поиск способа конструктивного решения с опорой на практические действия с материалом.
Средний уровень - дети могут самостоятельно найти тему конструирования и включить задуманный объект в воображаемую ситуацию. Используют общую схему предмета без ее детализации. Способы конструктивного решения находят в результате практических поисков. Прислушиваются к вопросам воспитателя по ходу действий, могут создать условную символическую конструкцию, но затрудняются в объяснении ее особенностей.
Высокий уровень - дети самостоятельно создают развернутые замыслы конструкций. Могут о своем замысле рассказать, описать ожидаемый продукт, назвать некоторые из возможных способов конструирования. При обдумывании замысла учитывают реальное или воображаемое назначение предмета и наделяют его соответствующими характеристиками; используют в работе расчлененную схему предмета с выделением в ней структурных блоков; могут рассказать о задуманном предмете и способе его конструирования. Символические конструкции или отдельные символические характеристики конструкции объясняют достаточно адекватно.
Диагностическая карта навыков Лего-конструирования у детей 6 - 7 лет
ФИО педагога:_______________________________________________
№ | ФИО ребенка | 1 занятие (1 неделя октября) | 2 занятие (3-я неделя мая) | Итого | |
ДАТА | |||||
Показатель Ф. И. ребёнка | 1 | 2 | 1 | ||
ИТОГО | Н- С- В- | Н- С- В- | Н- С- В- | Н- С- В- |
Условные обозначения: Высокий уровень: Средний уровень: Низкий уровень:
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года
Начало учебного года | 4 октября 2021 года |
Окончание учебного года | 31 мая 2022 года |
Продолжительность учебного года, всего | 32 недели |
Продолжительность учебной недели | 1 день Выходные дни - суббота, воскресенье, а также праздничные дни, установленные законодательством РФ. |
Режим работы ДОУ | 7.00 – 19.00 12-часовое пребывание детей, кроме выходных и праздничных дней |
Мониторинг качества освоения программного материала | Не предусмотрен |
- Регламентирование образовательного процесса
Наименование возрастных групп | Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет) |
Количество групп: | 1 |
Объём образовательной нагрузки в неделю (кол/мин) | 30 мин перерыв между видами ООД – не менее 10 минут |
Дополнительное образование на платной основе по дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Lego-конструирование» проводится во второй половине дня, длительность занятий соответствует возрастным особенностям обучающихся и требованиям СанПиН.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
«LEGO-конструирование»
на 2021-2022 учебный год
2021
Пояснительная записка
Настоящий учебный план разработан на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи» СП 2.4.3648-20;
- «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» СанПиН 1.2.3685-21;
- Устав ГБДОУ Детский сад № 22;
- Положение о программе дополнительного образования в организации.
Дополнительное образование в ГБДОУ Детский сад № 22 включает в себя реализацию дополнительной общеразвивающей программы «LEGO-конструирование» в порядке оказания платных образовательных услуг.
Дополнительная общеразвивающая программа (далее - ДОП) «LEGO-конструирование» рассчитана на детей 6 - 7 лет.
Направленность программы: техническая.
Срок реализации: 8 месяцев.
Форма обучения: очная.
Режим занятий по ДОП «LEGO-конструирование» регламентируется расписанием, которое разрабатывается и утверждается заведующим ГБДОУ Детский сад № 22.
Дополнительная общеразвивающая программа «LEGO-конструирование»
реализуется в свободное время от занятий, направленных на реализацию
образовательной программы дошкольного образования и адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для воспитанников
с тяжелым нарушением речи ГБДОУ Детский сад № 22.
Занятия по ДОП «LEGO-конструирование» организуются:
Для детей 6 - 7 лет – 1 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.
Перерыв между занятиями – не более 10 минут. Общее количество занятий в
учебный год – 32 в подготовительной к школе группе.
Дополнительная общеразвивающая Программа
«LEGO-конструирование»
№ п/п | Наименование платной образовательной услуги (программы) | Возрастная группа | Кол-во занятий в неделю | Длительность занятия в мин. |
1 | Дополнительная общеразвивающая программа «LEGO-конструирование» | 6 - 7 лет | 1 | 30 мин |
Учебно-тематический план
№ | Содержание тематических разделов программы | Объем образовательной нагрузки | |
Количество занятий | Количество минут/ часов | ||
Путешествие по стране Лего | 1 | 30 мин/0 часов 30 мин | |
Вводное занятие. Знакомство с лего-конструктором | 1 | 30 мин | |
Конструирование моделей мостов | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Мостик через речку | 1 | 30 мин | |
Красивый мост | 1 | 30 мин | |
Конструирование по безопасности | 3 | 90 мин/1 часов 30 мин | |
Светофор | 1 | 30 мин | |
Пожарная машина | 1 | 30 мин | |
Пожарная часть | 1 | 30 мин | |
Конструирование диких животных | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Зоопарк | 1 | 30 мин | |
Жираф, крокодил | 1 | 30 мин | |
Проект "Мир сказки" | 3 | 90 мин/1 часов 30 мин | |
Волшебный колодец | 1 | 30 мин | |
Декорации к сказке «Заюшкина избушка» | 1 | 30 мин | |
Избушка Бабы Яги | 1 | 30 мин | |
Моделирование домашних питомцев | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Собака | 1 | 30 мин | |
Кошка | 1 | 30 мин | |
Моделирование доисторических животных | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Динозавр | 1 | 30 мин | |
Мамонт | 1 | 30 мин | |
Моделирование различной военной техники | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Танк | 1 | 30 мин | |
Самолёт | 1 | 30 мин | |
Подарок для мамы | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Конструирование цветка | 1 | 30 мин | |
Подарок для мамы | 1 | 30 мин | |
Понятие симметрия. Моделирование симметричных фигур | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Симметрия вокруг нас | 1 | 30 мин | |
Симметрия бабочки | 1 | 30 мин | |
Проект «Космос» | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Космическая ракета | 1 | 30 мин | |
Луноход | 1 | 30 мин | |
Проект «Город Будущего» | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Город моей мечты | 1 | 30 мин | |
Транспорт будущего | 1 | 30 мин | |
Энергосберегающие технологии | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Энергия ветра, ветряк | 1 | 30 мин | |
Энергия солнца | 1 | 30 мин | |
Конструирование проекта «Мой любимый город» | 3 | 90 мин/1 часов 30 мин | |
Работа над проектом «Город на Неве». План постройки. | 1 | 30 мин | |
Работа над проектом «Город на Неве». Башни. | 1 | 30 мин | |
Работа над проектом «Город на Неве». Крепостные стены. | 1 | 30 мин | |
Вот, что я умею! | 2 | 60 мин/1 часов 00 мин | |
Создание собственных моделей. | 1 | 30 мин | |
Итоговое занятие. Представление проектов. | 1 | 30 мин | |
Всего: | 32 | 960 мин/16 часов 00 мин |
Всего курс состоит из 32 занятий, из которых 2 итоговых занятия.
РАСПИСАНИЕ
организованной образовательной деятельности
по дополнительной образовательной программе ««LEGO-конструирование»»
на 2021-2022 учебный год
Группа | вторник | среда | четверг | пятница |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет
Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 6-7 лет
Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ре...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Lego-конструирование» (4-7 лет)
Представленная программа «Lego-конструирование» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 4-7 лет....
Дополнительная программа технической направленности "ЛЕГО - мастер" для детей 5 - 6 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности«Лего-мастер»...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Lego-конструирование»
Направленность программы: техническая.Направление: Lego-конструирование.Уровень сложности содержания программы: стартовый.Цель программы: формирование творческих способностей, через обучение основами ...