Путешествие в мир насекомых
проект (средняя группа)

Кабелева Мария Алексеевна

: развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye_1.docx46.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Путешествие в мир насекомых»

(средняя группа) №5 « Земляничка»

 Воспитатели: Кабелева М.А

 

 Вид проекта:  информационный, краткосрочный, в рамках детского сада.

 

Срок реализации

Участники проекта: дети, родители, воспитатели

 

Итоговое мероприятие:  

 

Организация выставки детского рисунка « Мир насекомых»  

 

Актуальность проекта:  Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.

 

Проблема: Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная.

 

Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры.

 

Задачи проекта:

Общеобразовательные: - Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях; - Формирование познавательного интереса к насекомым. Воспитательные: - Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе Развивающие: - Развивать речь детей, активизировать словарный запас. - Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы; - Развивать коммуникативные навыки; - Развивать эмоциональную отзывчивость;

 Предполагаемый результат: Систематизировать представления о многообразии насекомых; расширять словарный запас; различать насекомых по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к насекомым.

 

- Консультации для родителей на темы: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых». - Дидактические игры, пособия, методические материалы для проведения НОД. - Выставка продуктивной деятельности детей и родителей: «Букашечкитаракашечки».

 

Работа над проектом:

 

I этап: 1. Выявление первоначальных знаний детей о насекомых; 2. Информация родителей о предстоящей деятельности; 3. Подбор литературы о насекомых , картинок.

 

II этап: 1. Проведение намеченных мероприятий. 2. Работа с родителями по теме. 3. Совместно с детьми подготовить мини доклад про насекомых.4.Организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.  

 

III этап: 1. Проведение намеченных мероприятий. 2. Самостоятельные творческие работы.

 

Мероприятия по реализации:

Работа с детьми:

 

 Познавательное направление:

 

1. Рассматривание иллюстраций о насекомых. 2. Занятие по познавательному развитию « Кто такие насекомые?» 3. НОД: Познание: Мир природы. «Эти удивительные насекомые» (расширить представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; побуждать устанавливать причинноследственные связи, использовать для обобщения схемы; активизировать память и внимание, развивать слуховую и звуковую культуру речи). 4. Беседа «Как пчелы умеют защищаться? » (рассказать о мерах предосторожности, которые надо соблюдать при встрече с насекомыми).

 

 

 Социально- коммуникативное направление:

 

1. Д/игра «Четвертый лишний» (закреплять знания детей о насекомых, развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей). 2. Д/игра «В слова» (закрепить знания детей о пчеле и других насекомых; активизировать внимание, память, развивать логическое мышление). 3. Д/ игра «Хорошо - плохо» (развивать творчество, внимание, мышление). 4. Настольно-печатная игра «Парные картинки» (расширять кругозор детей).

 

 Речевое направление:

 

1.  Рассказ мини доклада детей.  2. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе) - Муравей сидел около…. - Божья коровка полезла по … - Жук спрятался под… - Муха села на… - Гусеница сидела на… - Муха ползла по… 3. Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного). 4. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логикограмматических конструкций). - Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. 5. Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая? 6. К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище». 7. В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»). 8. В.Степанова «Стрекоза». 9. басня И. Крылова «Стрекоза и муравей». 10. Г. Х. Андерсен «Дюймовочка». 11. Г. Скребицкий «Счастливый жучок».

 

 Художественно-эстетическое направление:

 

1. Художественное творчество: Аппликация. Практическая ситуация «Божья коровка» (уточнить представления о среде обитания насекомых; закреплять навыки работы с бумагой; развивать творчество, мелкую моторику, глазомер; продолжать упражнять детей в вырезании овала из прямоугольника; воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца)

2. Художественное творчество: Аппликация. Практическая ситуация «Гусеница» (расширять кругозор детей; познакомить детей с новым видом аппликации – мозаика; развивать воображение, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность). 3. Художественное творчество: Рисование «Летите, бабочки» (уточнить представления детей о насекомых, развивать творческие способности). 4. Художественное творчество: Рисование. «Не обижайте муравья» (познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», развивать интерес к самостоятельному сочинительству (придумать новую концовку для сказки), фантазию; закреплять умение передавать строение тела муравья, соблюдая пропорции; воспитывать интерес к природе, доброту, сочувствие к окружающим; вызывать эмоциональный отклик на красоту полевых цветов, отражать в рисунке свои впечатления, передавая форму строения цветка). 5. Художественное творчество: Лепка. Практическая ситуация «Пчела» (продолжать формировать навык лепки, используя свои знания и умения; закреплять умение передавать строение тела насекомого, его пропорции; развивать образное мышление, воображение; воспитывать аккуратность, терпение, самостоятельность). 7. Прослушивание и разучивание песен о насекомых.

 

 Физическое направление:

 

1. П/игра «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения). 2. П/игра «Пчелы и медведь» (развитие физических качеств, двигательной активности)  3. П/игра «Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых). 4. П/игра «Поймай комара». (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз). 5. П/игра «Поймай бабочку» (развитие физических качеств). 6. Психогимнастика «Бабочка и цыплята» (развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности) 7. Упражнение «Комарики» (формировать правильное носовое дыхание).

 

Взаимодействие с родителями дошкольников

 

1. Осуждение плана проведения проекта, его мероприятий. 2. Домашние задания: рассказать детям о пользе насекомых. 3. Изготовление папки- передвижки «Безопасность в природе» , консультация «Как привить любовь к природе»

 

 Список литературы используемой в проекте:

 

1. Гризик Т. И, И. Г. Галянт Планирование работы в детском саду с детьми 56 лет: Методические рекомендации для воспитателей- М.: «Просвещение», 2012  

 

2.Т. Н. Дронова и др. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду-М.: «Просвещение», 1996    

 

4. Интернет –ресурсы

 

 

 

 

 

Приложение : 1. Конспект занятия по познавательному развитию « Кто такие насекомые?» 2. Конспект НОД по познавательному развитию  «Эти удивительные насекомые». 3. Беседа «Как пчелы умеют защищаться?». 4. Д/игра «Четвертый лишний»,  «В слова» , «Хорошо - плохо», «Узнай, чьё крылышко» , «Бывает – не бывает», «Подбери признак» Конспект НОД по аппликации «Божья коровка» 5. Занятие по аппликации «Гусеница» 6. Конспект НОД по рисованию «Летите, бабочки» 7. Занятие по рисованию «Не обижайте муравья» 8. Занятие по лепке  «Пчела» 9. П/игра «Бабочка» , «Пчелы и медведь», «Летает, прыгает, ползает», «Поймай комара», «Поймай бабочку» , психогимнастика «Бабочка и цыплята» , упражнение «Комарики» 10.Загадки о насекомых. 11.Консультация для родителей : «Укусы пчел»

 

Конспект занятия по познавательному развитию « Кто такие насекомые?» Цель: познакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

 

Ход занятия

 

Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.

 

- Кого мы можем тут встретить? (Зверей.)

 

- Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека и т.д.

 

- Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают очень осторожны.

 

- Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые.)

 

Когда в душистом сквозняке Присядешь летом в сосняке. Внимательно вглядись вокруг — Ты многое заметишь, друг. Личинку тащит муравей, Спешит куда-то меж корней Большой сосны. На толстый сук Уселся золотистый жук. Порхает легкий мотылек. Пьет хоботком душистый сок И собирает мел пчела. Все заняты, у всех дела. Мой друг, внимательно вглядись. Волшебную увидишь жизнь.

 

Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела - все это насекомые.

 

Воспитатель с детьми находит модели существенных признаков насекомых и. выставляя их на наборное полотно, объясняет, что у них тело состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.

 

Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

 

- Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей). - Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.

 

- Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет, пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, ползать, прыгать и т.д.) - Отгадайте, кто это? - Кто над нами вверх ногами? (Муха.)

 

- Много загадок сочинил народ о насекомых.

 

Не солнце, не огонь, а светит                                     (светлячок)

 

Голос тонок, нос долог. Кто его убьет, тот свою кровь прольет.

                               (комар)

 

Ниток много-много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет.                               (паук)

 

Шли плотнички без топоров, Срубили избу без углов.                               (муравьи)

 

Летит - говорит, А сядет - молчит.                             (жук)

 

-Ребята, а чем питаются насекомые? (Ответы детей).

 

- На каждое насекомое - свой корм. Гусеницы поедают листья, жуки-точильщики и короеды - древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений и т.д. Есть такие насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю. Насекомые - это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц и т.д. -Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? (Ответы детей). - Нет, не слон, не бегемот, нет, нет. Самый сильный на земле - муравей! Да, да, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи - великолепные строители. Какие прекрасные терема-муравейники они строят! Муравейник - это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике - несколько сот тысяч жителей. Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи - солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

Как много интересного можно еще узнать о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе. - Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? Расскажите нам.

 

(Дети рассказывают об интересных встречах с насекомыми.)

 

- Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь. - А теперь послушайте стихи о насекомых.

 

Муравейник Сладко пахнут сосновой смолою Разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои Строят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой Ставят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко. Будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети Мирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей.

 

Пчела Пчелка золотая над цветком порхает. Сок душистый пьет, собирает мед. Шмель В лесу цветок растет. Шмелей к себе зовет: «Прилетайте, шмели. Поклонюсь до земли. Гуще меда нету. Чем с лесного цвета!»

 

Стрекоза Склонились низко лозы Над гладью тихих вод. Мы - быстрые стрекозы Здесь водим хоровод. Без всякого усилья Скользим мы над водой, Сверкают наши крылья Прозрачною слюдой.

 Мотылек Я - беззаботный мотылек. Хоть я живу всего денек, Но не грущу напрасно - Ведь жизнь моя прекрасна. В небесном голубом просторе Купаюсь я, как будто в море. Я не грущу напрасно, Ведь жизнь моя прекрасна. Ромашками белеет луг, Порхают бабочки вокруг. Я не грушу напрасно. Ведь жизнь моя прекрасна. Подарит мне живой цветок Медовый золотистый сок. Я не грушу напрасно. Ведь жизнь моя прекрасна.

 

Муха Муха, муха-надоеда Прилетела к нам к обеду. Видит муха: стол накрыт, По тарелкам суп разлит. Хлеб нарезан - можно есть. Только где же мухе сесть? Села муха на окошко, Съела муха хлеба крошку. Тряпкой муху мы прогнали: «В гости мы тебя не звали!»

 

 

Конспект НОД по познавательному развитию  «Эти удивительные насекомые».

 

Цель: Обогащать знания детей о разнообразном мире насекомых, развивать эмоциональную отзывчивость и эмпатию.

 

Материалы и оборудование:

 

Игрушки насекомые (бабочки, пчелы, майский жук, паук, муравьи, кузнечик, зеленая ткань, цветы из бумаги, пластилин, бросовый материал (желуди, ветки и т. д., альбомные листы по кол-ву детей, краски, доски для лепки, иллюстрации с изображением бабочек.

 

Музыкальное сопровождение: Музыкальная игра «Паучок».  СОДЕРЖАНИЕ НОД

 

Организационный момент :-Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие на зеленый луг, вспомним интересные факты о жизни насекомых. Итак, отправляемся в путь!

 

Беседа о насекомых . Насекомые - самая многочисленная группа живых существ. Зоологам известно более 1 млн. видов насекомых.

 

На цветок пахучий сел цветок летучий. Шевельнулись у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, а он вспорхнул и улетел! (бабочка)

 

- Что это за насекомое? - С чем сравнивают крылья бабочки? Доклады детей : Сколько крыльев у бабочки и какие? (доклады детей о бабочках)

 

- Кто прилетел к бабочке в гости? На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу. Я с ромашками дружу, Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь! (жук)

 

Доклады детей : Сколько ножек, есть ли крылья, чем вредны майские жуки, жуках когда появляются? (доклады детей о жуках)

 

Слушайте следующую загадку: Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой, Похлопочет над цветком — и поделится медком! (пчела)

 

Доклады детей : Как выглядят, есть ли крылья, какие, сколько, где живет, как пчелах собирает пыльцу, как называют пчел? (доклады детей о пчелах)

 

Наше путешествие продолжается, с жителями цветочной полянки мы прощаемся и отправляемся на просторную травянистую лужайку! Слушайте следующую загадку:

 

Он сети как рыбак готовит. А рыбы никогда не ловит! (паук)

 

Доклады детей: Где живет паук, какой у него домик, как выглядит, чем и как пауках питается, как передвигается? (доклады детей о пауках)

 

Динамическая Музыкальная игра «Паучок» С помощью считалочки выбирают одного ребенка, он будет играть роль паучка. Остальные ребята берутся за руки, и образуют круг. Паучок садится в центр круга на корточки. Дети начинают водить хоровод вокруг паучка, громко приговаривая:

 

— Паучок-паучок, Тоненькие ножки, Красные сапожки, Мы тебя кормили, Мы тебя поили, На ноги поставили. (игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги) Танцевать заставили. Танцуй, сколько хочешь Выбирай, кого захочешь! (паучок танцует и выбирает из круга того кто будет паучком с следующем кону) После этого игра начинается сначала, уже с новым «паучком».

 

Беседа о насекомых.  Возвращаемся на зеленую лужайку, к нам кто-то неожиданно подскочил!

 

Загадывание загадок  На лугу живет скрипач. Носит фрак и ходит вскач! (кузнечик)

 

Доклады детей:  Кто этот скрипач, сколько ножек у кузнечика, какие они, где у кузнечика уши, как поют кузнечики, чем питаются? (доклады детей о кузнечике)

 

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок, Сели травку кушаем, тишину послушаем, Тише-тише, высоко, прыгай на носках легко!

 

Он всех братьев потерял, бегал по дорожке, Теперь хочет он домой, устали его ножки!

 

- Не волнуйся муравьишка, мы проводим тебя домой, а помогут тебе наши друзья - муравьишки! Ребята, давайте смастерим муравьишке друзей! Сначала сделаем головку, берем пластилин и делим на 2 части. Скатаем 2

шара, из одного сделаем головку, присоединим усики, сделаем глазки. Второй шар будет брюшко. Теперь соединим брюшко и желудь, у нас получится туловище. Лапки сделаем из веточек. Приступайте!

 

- Молодцы, давайте проводим муравьишек домой. - Где живут муравьи? - Какое хорошее дело мы с вами сделали?

 

Динамическая пауза «Кто как передвигается»  - И нам с вами пора возвращаться домой. Давайте встанем в круг и скажем: «Раз, два, три - покружись, снова в группе окажись! ». Ребята, бабочки, пчелы, жуки, пауки, муравьи, кузнечики - это все кто? (насекомые)  Рисование - Какое самое яркое и красивое насекомое вы знаете? (бабочка) Сейчас нарисуйте самых красивых и необычных бабочек. Обведите контур бабочки, затем нарисуйте симметричный узор!

 

Проблемная ситуация : Ребята, все ли насекомые приносят пользу? Нужны ли в природе насекомые «вредители»?

 

Основной вывод: Все насекомые важны для природы, лишних и бесполезных нет. Все живое должно жить.

 

В лесу летают мотыльки, ползут козявки и жуки. Природа - мать им жизнь дала! Ты их увидишь на пути - не обижай, а отойди! Без насекомых лес, друг мой, И одинокий и пустой!

 

Рефлексия  Рассматривание рисунков. Что нового мы сегодня узнали? От ваших бабочек мир стал ярче и красивее, и по-весеннему веселее!

 

Беседа «Как пчелы умеют защищаться?». Цель: Продолжить знакомство детей с особенностями жизни пчел и природных взаимосвязях. Учить детей целеустремленно присоединять новый материал к уже имеющимся у них знаниям. Ввести в активный словарь слова: улей, нектар, опыление Ход беседы

 

    Сегодня наш рассказ пойдет о способности пчел защищать свою семью и свой дом. Пчелы не только старательные и очень трудолюбивые собирательницы меда и пыльцы, они умеют еще и очень храбро и отважно защищать свой улей и свой мед от любителей сладкого. Как же им это удается?

Вы видели пчелок – они же совсем маленькие, как им спасти свой дом от мышей или тем более - от медведя?! Каждый, кто встречался с пчелками, знает, что эти малыши могут очень больно ужалить! Если это действительно нужно, пчелы защищаются, но они никогда не нападают просто так. А вот когда вблизи пасеки появляется «враг» – животное или человек, от которого резко и неприятно пахнет потом, алкоголем или парфюмерией, целая группа грозно жужжащих пчел-охранниц вылетает из улья и отгоняет незваного гостя. На настроение пчел влияет и погода - если безветренно, тепло и сбор нектара идет хорошо, охранницы ведут себя спокойнее. Но если погода пчел не радует – лучше около улья не гулять! Чем жалит пчела? Жало – это настоящее чудо природы - маленькая иголочка, как у шприца. На кончике жала – специальные зацепки, если пчела ужалила человека или животное – жало останется в коже, а сама пчела погибнет. Жало остается у человека вместе с пузырьком, из которого яд постепенно стекает в ранку. Поэтому, чтобы место пчелиного укуса не болело и не опухло, жало нужно достать как можно быстрее. Если пчела ужалила другое насекомое – шершня, осу или пчелу-воровку меда с другой пасеки, она легко может достать жало и снова защищать свой дом. Кто же охраняет улей? Охранницами обычно становятся крупные молодые пчелы. Они сидят на летке или летают у входа в улей. Их задача - не пускать в дом чужих пчел и других насекомых. Чтобы узнать своя пчела или чужая, охранники всех обнюхивают, а тех, кто вызывает сомнение, обыскивают. Кроме жала пчелы могут защищаться и другими способами. Если в улей к пчелам забрался непрошенный гость – шершень, оса или мелкий грызун, с ним могут поступить так: Вынести его из улья.  Пчелы, несмотря на свой крошечный вес способны поднять в воздух и перенести с места на место ношу во много раз превышающую их по размерам. Если пчелы собираются все вместе, они могут вынести из улья даже маленькую мышку. Облепить и нагреть.  Когда в улей пробираются осы – это очень опасно, за короткое время они могут погубить множество пчелиных малышей! В таких случаях все пчелы облепляют непрошенного гостя со всех сторон и начинают его нагревать. Температуру повышают при помощи крылышек – машут ими так часто, что внутри клубка становится очень-очень горячо, и захватчик погибает. Запрополисовать – облепить прополисом, чтобы не было инфекции. Прополис — это специальный пчелиный клей, которым пчелы приклеивают рамки, заделывают дырочки и щели и замазывают крупных животных, которых они не могут вынести из улья. Прополис приносят обычные пчелы, которые собирают смолку с почек и коры деревьев - тополей, ив, берез, каштанов пихт и елей, фруктовых деревьев и некоторых трав. Когда пчелы

находят в улье ненужный и мешающий их предмет – постороннее насекомое, случайную вещь или же в самом домике есть неполадки – щель, дырочка, сломанный сот, - они покрывают его слоем прополиса. Все это делается для того, чтобы защитить улей, маленьких пчелят, которые в нем живут, и мед – самое сладкое лакомство, которое есть в природе. Очень многим хочется попробовать медку – поэтому пчелы научились так хорошо защищаться, и всегда могут постоять за себя!

 

 

 Конспект НОД по аппликации «Божья коровка» Цели:

 

- закреплять умения и навыки работы с ножницами: вырезать круг из квадрата знакомым способом «складывание дважды пополам» и полукруг из круга по линии сгиба;

 

- закрепить навыки аккуратного наклеивания;

 

- развивать мелкую моторику рук;

 

- расширять и обогащать знания детей о насекомых: уточнить названия, внешние признаки;

 

- познакомить детей с внешним видом и образом жизни божьей коровки;

 

- развивать у детей эстетическое восприятие, умение красоту окружающей природы;

 

- воспитывать интерес к насекомым и бережное отношение к природе через понимание взаимосвязи всего живого на земле.

 

Предварительная работа: беседа, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач о насекомых, наблюдения за насекомыми на прогулке, заучивание стихов, загадывание загадок, дидактические игры «угадай по описанию», «кто как передвигается», «четвертый лишний»

 

Оснащение: иллюстрации с изображением насекомых, фонограмма «звуки природы», бумага красного и черного цвета квадратной формы, полоска бумаги черного цвета, бумага зеленого цвета в форме листка, кружочки черного и белого цвета, ножницы, клей, кисточка, салфетка.

 

Методические приемы: наглядность, игровые приемы, художественное слово         Ход занятия

Организационный момент. Дети стоят в кругу.

 

Воспитатель: - Ребята, сегодня я принесла много радостей, добра, улыбок и хочу поделиться с вами. Я желаю вам доброго утра, а теперь возьмитесь за руки и передайте друг другу тепло своих ладошек, улыбнитесь и пожелайте всем доброго утра  (звучит музыка)

 

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отправиться в лес отдохнуть на полянке. Закройте глазки и прислушайтесь. - Ребята, вы представили, что очутились на поляне? Кого же мы можем встретить в лесу? (зверей, птиц) - Но звери чаще всего боятся человека, птицы тоже разлетятся, если увидят много детей. - Но есть такие жители, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много и они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? - А каких насекомых вы знаете? - Как они передвигаются? - А дома их можно встретить? Каких насекомых мы видели на участке? - Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь никогда их не обижать, а охраняйте и берегите. Все насекомые приносят большую пользу: уничтожают тлю, которые поедают листья растений; опыляют растения, перенося на своих ногах пыльцу, чтобы появились семена и плоды, если растения не будут опыляться то не будет ни фруктов, ни ягод, ни красивых цветов. В природе все взаимосвязано. - а теперь послушаем стихи.  1. Пчелка золотая над цветком порхает, Сок душистый пьет, собирает мед. 2. Муха, муха-надоеда Прилетела к нам к обеду. Видит муха, стол накрыт, По тарелкам суп разлит. 3. На луговой клеверок опустился вертолет Золотистые глаза, это, конечно, стрекоза. Воспитатель: - А теперь послушайте мои загадки. 1. Голос тонкий - носик длинный Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (комар) 2. Шли плотнички без топоров, Срубили избу без углов. (муравьи) 3. Ниток много-много, В клубок не мотает.

Одежду себе не шьет А ткань всегда ткет. (паук) 4. Летит-жужжит, а сядет - молчит. (жук) - А следующая моя загадка про самое доброе и красивое насекомое. 5. Надевает эта крошка Платье красное в горошек И летать умеет ловко Это (божья коровка)  Дидактическая игра «собери целое из частей» (проводится словарная работа: двуточечная, пятиточечная, тля, блестящие крылья.) . Рассказ воспитателя о божьей коровке. - не всегда этот жук назывался божьей коровкой. Наши предки поклонялись пятнистым жучкам, связывали их с солнцем, дарившим свет, жизнь, урожай. Их так и называли «солнышки». А название божья коровка появилось попозже. Божья - это значит, добрая, безобидная коровка - от слова корова. Что нам дает корова? (молоко) Вот и божья коровка выделяет молочко, но не белое, а оранжевое, неприятно пахнущее. Выделяя такое молочко жучок как бы говорит: не трогайте меня, я невкусная. А еще жучок в случае опасности падает в обморок, притворяется мертвой, на мертвую добычу немного желающих найдется. Стих «Божья коровка» Я пятнистая букашка, Если в руки попаду, Притворюсь больною тяжко, В обморок я упаду. - Издавна люди полагали, что эти жучки способны предсказывать погоду. Посадит человек жучка на ладошку и приговаривает: Божья коровка-легкая букашка, Божья коровка-лаковые крылья, Скажи, не таи секрет: Холодно будет или тепло. Если жук взлетал при слове «холодно», ждали холода; если при слове «тепло»- тепла. Очень интересный жучок - божья коровка.  Физминутка «прогулка» По дорожке в лес мы шли (дети шагают на месте) Много шишек мы нашли (продолжают шагать на месте) Присели (садятся) Собрали (встали) Дальше в лес пошли (шагают на месте) - давайте на память о нашем занятии вырежем и наклеим божьих коровок, чтобы их стало еще больше.

 Самостоятельная деятельность детей. (напомнить правила работы с ножницами, бумагой, клеем, оказать помощь нуждающимся детям, следить за осанкой детей). Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»  Итог. - Понравилось ли вам занятие? - Чем мы занимались? - О ком говорили? - Чья работа вам больше понравилась? Почему?  Релаксация под песню «Божья коровка». Конспект НОД по аппликации с использованием бросового материала «Гусеница»

 

Конспект НОД по аппликации с использованием бросового материала «Гусеница» Цель: учить детей новому способу создания знакомого образа при помощи рулончиков от туалетной бумаги

 

Задачи: - уточнить и обобщить знания детей о насекомых; - учить детей создавать выразительный образ гусеницы, работая с бросовым материалом; - побуждать к декоративному оформлению созданного образа; - воспитывать умения самостоятельно использовать имеющиеся знания и отработанные изобразительные навыки; -аккуратность при работе с ножницами и клеем.

 

Ход занятия:

Воспитатель: -Ребята, каких вы знаете насекомых? Ответы детей. -Сейчас я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь ответить. Нос-то долог, Голос-то звонок, Пищит тоненько, Кусается больненько. (Комар) Не птичка, а с крыльями: Над цветами летает, Нектар собирает. (Бабочка) С ветки — на тропинку, Прыгает пружинка - Зеленая спинка, По травам и былинкам –

Перепрыгнет и тропинку. (Кузнечик) В лесу у пня беготня, суетня: Народ рабочий — весь день хлопочет, Дом повыше построить хочет. (Муравьи) С утра жужжу, Цветы бужу. Кружу-кружу, Мед вожу. (Пчела) Хоть имеет много ножек, Все равно бежать не может. Вдоль по листику ползет, Бедный листик весь сгрызет. (Гусеница) -Правильно! и сейчас мы с вами сделаем чудесную гусеницу из рулончиков туалетной бумаги! Для этого рулончики разрежем на три равные части. Внутреннюю сторону рулончиков закрасим желтой краской, внешнююзеленой (или по желанию детей можете выбрать любые другие цвета, склеиваем части между собой. Делаем глазки, ротик, усики и наша гусеница готова!

 

 

Конспект занятия по рисованию «Бабочки»

 

Программное содержание: С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Материал: бабочки, вырезанные из альбомного листа, гуашь, поролоновые губки, по одному неотточенному шестигранному карандашу на каждого ребенка, мокрые тканевые салфетки для рук.

 

Предварительная работа:

 

Разучивание стихов Чтение художественных произведений про мир насекомых Ход занятия: через короткую беседу о временах года, остановиться на времени года -весна.

 Ребята, какого цвета весна? (Дети перечисляют яркие краски, присущие теплой солнечной весны) - А каких вы знаете насекомых, которые летают только летом и очень похожи на цветы? (Бабочки) Давайте и мы сегодня с вами отправимся в сказку. Закрываем глазки и отправляемся на сказочную летнюю полянку. - Ой, ребята, смотрите какие яркие и красивые бабочки на наших столах. - Вы хотите их нарисовать? Тогда занимайте места за столами и отгадайте, пожалуйста, загадку: Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь; Солнце, горы, сосны, пляж, Что же это? (карандаш). - Правильно, ребята! А чем еще можно рисовать? (Фломастерами, мелом, кисточками и красками) - А что помогает нам рисовать всеми этими и другими предметами? (С помощью наводящих вопросов, если дети не ответят сразу, добиться правильного ответа – рука и пальцы). - Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой). - Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними. Пальчиковая игра “Пять и пять”. Пять и пять пошли гулять,  Вместе весело играть, Повернулись,  Улыбнулись, В кулачек вот так свернулись.  Вот такие молодцы! Руки перед собой, ладошки широко раскрыты. Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются. Вращение кистей рук. Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук “растягиваются в улыбке”, показывая ее. Пальцы рук сжаты несильно в кулачки. Стучат кулачок о кулачок. - Молодцы! А теперь возьмите карандаш в обе руки между ладонями, зажмите его и покатайте. Поднесите к правому уху (к левому уху). - Что вы слышите? - Какой звук издает карандаш? (Он шуршит) - Правильно он шуршит. Потрите еще карандаш между ладонями и послушайте.

А теперь положите карандаш и потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите их к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете? (Ладошки стали теплыми) - Правильно! Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию. - Ой, а что это за музыка звучит? Смотрите ребята, это бабочка к нам в гости прилетела, она очень хочет нам помочь. Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Это, когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто к нему припечатать и получится целая картинка. Посмотрите на бабочку. У нее две пары крыльев. На одной из них (не важно – на правой или на левой) мы быстро нарисуем обычные цветные пятна или кляксы любой формы. А другую пару крыльев мы припечатаем сверху и разгладим ладошками. (Показываю прием рисования) - А теперь раскроем бабочку и посмотрим, что получилось? (Вся бабочка стала разноцветной). Произошло волшебство! Хотите попробовать сами? Пробуйте, рисуйте и посмотрим, получиться ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу) В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения. По окончании работы предлагаю самим превратиться в веселых бабочек и немножко поиграть. Физминутка “Бабочки” Ветер бабочек качает, Влево, вправо наклоняет. Раз наклонились, Два наклонились  И на цветочки они приземлились. - Ребята, пока мы отдыхали и порхали, как бабочки, наши разрисованные необычным способом бабочки подсохли. А посмотрите, какой большой цветок принесла с собой бабочка, Мы можем украсить этот цветок, посадив на него наших бабочек. - Ребятки, нашей сказочной бабочке очень понравилось, как мы украсили ее цветок, и она решила подарить этот кусочек лета вам ребята. А бабочка с нами прощается, давайте скажем ей до свидания. Сейчас мы с вами садимся на стульчики…….. закрываем глазки и возвращаемся в нашу группу. Итог занятия: - Ребята, а скажите, что мы с вами сегодня делали на занятии? - Чья работа вам больше всего понравилась? - Вам понравилось наше занятие?

 

 

 

 

 

Конспект занятия по рисованию «Не обижайте муравья»

 

Цель: познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», предложить придумать и нарисовать другие варианты концовки; научить рисовать Сюжетное изображение Муравья из трех частей; учить эмоционально откликаться на красоту полевых цветов, отражать свои впечатления в рисунке, передавая форму и строение лепестков, венчика, стебля, их цвет; воспитывать доброту, сострадание, сочувствие, желание помочь в трудную минуту. Материал: бумага, краски, кисти, салфетки, вода, печатки, штампики и т.д. Метод: печатка. Предварительная работа: рассматривание картинок, открыток, иллюстраций в книгах на тему «Насекомые»; наблюдение за работой муравьев, муравейниками; чтение басни И. Л. Крылова «Стрекоза и Муравей»; рисование цветов в книжках-раскрасках; рассматривание открыток с изображением различных полевых цветов. Ход занятия Воспитатель рассказывает детям сказку о Муравье, который вышел из дома очень рано, с первыми лучами солнца. Он работал так долго, что не заметил, как наступил вечер. Дорогу к муравейнику найти не сумел, увидел Одуванчик и попросил разрешения переночевать в его красивых и теплых лепестках. —   Да, я красив, как Солнце! С остальными разговаривать не желаю. Ты помнешь мои красивые лепестки, — и Одуванчик захлопнул цветок. Помогла Муравью нежная и скромная Незабудка. Она дала ночному гостю уют и тепло. Наутро. как только встало солнце, Муравей открыл глаза и увидел, что Одуванчик побелел и растерял свое великолепное одеяние. Гак он был наказан за свои гордость и зазнайство. —   Хорошая сказка? Только конец грустный. Давайте попробуем переделать сказку. Пусть Одуванчик тоже будет добрым и пригласит Муравья к себе. Дети сами придумывают конец сказки, будто все цветы на поляне приглашали Муравья к себе. —   На лугу цветов очень много. (Дети перечисляют цветы, которые знают.) Они растут близко друг к другу, они укроют Муравья, словно большим, разноцветным, ароматным одеялом. Дети рисуют Муравья в такой последовательности: овал с заостренным концом это голова; овал маленький — первая часть туловища; большой овал с заостренным концом — вторая часть туловища, тонкие лапки, усики, глаза. После того, как Муравей будет нарисован и раскрашен, кругом нарисовать много-много разнообразных цветов.

 

 

 

 

Конспект НОД по лепке” Веселая пчела”

 

Цель: Умение детей передавать в лепке предметы состоящие из шаров

 

Задачи:

 

1. Закреплять приемы лепки 2. Развивать чувство формы, эстетическое восприятие 3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание 4. Развивать чувство цвета 5. Вызывать желание любоваться своими работами

 

Материалы: пластилин, цветной картон, шаблон пчелки

 

Предварительная работа: беседа о насекомых

 

Ход занятия: Воспитатель: сегодня лепка, но сначала отгадайте загадки Над цветком она жужжит, К улью быстро так летит, Мед свой в соты отдала, Как зовут ее? Дети: Пчела Воспитатель: Если пил ты чай с медком, С ней ты хорошо знаком. Много меду собрала Работящая… Дети: Пчела Воспитатель. Молодцы ребятки, отгадали все загадки. Сегодня мы с вами будем лепить необычную пчёлку, она у нас будет сделана из пластилиновых шариков. А что есть у пчёлки? Дети: Туловище, лапки, крылышки, усики. Воспитатель: Молодцы! На столе лежит жёлтый, чёрный и синий пластилин. Возьмите жёлтый и отщипните небольшой кусочек, скатайте из него шарик и прикрепите к голове пчёлки. Сделаем ещё несколько жёлтых шариков и вылепим пчёлке голову оставив место для глазок. Теперь сделаем туловище пчёлке, оно у нас тоже жёлтое, но с полосками, полосочки у нас будут из чёрных шариков. Возьмём чёрный пластилин и скатаем шарики, прикрепим их к туловищу. Как здорово у вас получается. Физкультминутка. Гуси серые летели, На лужайке тихо сели, Походили, поклевали, Самолёты загудели,

полетели. На полянку тихо сели, Да и снова полетели. Воспитатель: Хорошо, теперь сделаем пчёлке крылышки. Они у нас будут голубого цвета. Молодцы! Какие красивые пчёлки у вас получились! Рефлексия: Воспитатель: А из какого материала? Дети: Из пластилина Воспитатель: Молодцы ребята. Пусть эти пчёлки, которые мы сделали сегодня, порадуют вас и подарят вам хорошее настроение.

 

 

Дидактические игры 1. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

 

Дети выбирают себе конверты с карточками, из которых необходимо выбрать лишнюю карточку, объяснить свой выбор. Например:

 

* Заяц, еж, лиса, шмель.

 

* Ласточка, паук, скворец, сорока.

 

* Бабочка, стрекоза, енот, пчела.

 

* Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.

 

*Таракан, муха, пчела, майский жук.  

 

2.Игра в слова

 

А сейчас я хочу поиграть еще в одну игру. Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью, шмелю, пчеле, таракану.

 

Слова: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, вредитель, летающий цветок, соты, жужжит, хвоинки, чемпион по прыжкам, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница.

 

3.Д/и «Хорошо- плохо»  

 

Мы отдохнули на полянке в лесу, и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем вас расколдовать, я хочу узнать, хорошо или плохо быть

насекомым? Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые? Дети приходят к выводу, что если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять. 4. Д/и «Какой, какая, или подбери признак».  Игра с мячом (образование относительных прилагательных) .

 

 Дети, я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы будете мне отвечать и бросать мяч обратно мне. Бабочка какая? Жук какой? и т. д.

 

Д. : Красивая, лёгкая… Чёрный, коричневый, большой…

 

Подвижные игры

 

 

1. П. И. «Бабочка»

 

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы все знаете, что бабочки любят летать, кружиться в воздухе, резвиться, порхать с цветка на цветок. Как только услышите звон колокольчика вам нужно сесть на свой цветок, такого же цвета, как и сама бабочка. Фонограмма «Вальс цветов». Игра повторяется 2-3 раза. Мы летаем друг за другом (спокойный бег друг за другом) Лесом и зеленым лугом. Крылья пестрые мелькают – (Взмахи руками, имитируя крылья бабочек) В поле бабочки летают. 2. П. И. «Медведь и пчелы» (сопровождение фонограммой. Запись жужжание пчел и ревем медведя) .

 

Все собрав свои дела, Жужжит и кружится пчела, Вот важно села на цветок, Она ведь знает в этом толк, Суть её земных забот- Сладкий и душистый мёд. Пчелки летают, собирают с цветов пыльцу и жужжат Ж-Ж-Ж, а медведь спит, медведь проснулся – заревел, и пчелки улетают в улей. Повтор игры 2-3 раза.

 

3. П/ и «Поймай комара»

 

Цели: поупражнять детей в прыжках; развить точность движений, ловкость.

 

4.  Упражнение «Комарики»

 Описание упражнения: Пальцы сжаты в кулак, губы в улыбке. Одновременно с вытягиванием губ трубочкой, плотно сжатые пальцы выпрямляются.

 

«Длинный нос у комара

 

Убегайте детвора,

 

Губы трубочкой тяните

 

Пальцы вместе вы держите».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну Насекомых"

В ходе занятия дети систематизируют и закрепляют знания о насекомых, правилах поведения при встрече с ними....

Презентация к теме "Путешествие в страну Насекомых"

Содержит мультимедиа материал о насекомых....

Тематическое планирование на неделю" Путешествие в мир насекомых"

Расписан каждый день, с целями, подвижными играми...

Конспект интегррованного занятия в старшей группе"Путешествие по стране"Насекомии"

Обучающие задачи: • Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых, их развитием; • Систематизировать представления детей о многообразии насекомых; • Учить составлять группы по разным основаниям: о...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...