ЗНАЧЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация
Диагностика игровой деятельности дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка. Педагоги легко смогут определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок, что позволит им индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого воспитателем руководства игрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л А. Венгер, А. П. Усова и др.). Именно в игровой деятельности формируются те новообразования, которые необходимы ребенку в школьные годы, такие, как воображение, память, речь, конкретно-образное мышление.
Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и т.д.). В других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Р. Беспалова и т.д.). Третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании детей (П.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Н.В. Артемова и др.).
На современном этапе актуальна проблема диагностики игры, что дает:
1. Научно-обоснованный контроль за своевременностью развития игровой деятельности у каждого ребёнка.
2. Поэтапное планирование формирования игру у каждого ребёнка.
3. Повышение качества руководства игрой.
4. Определение развития у детей интегративных качеств и достижений в овладении умениями и навыками в различных образовательных областях.
1.1 Сущность понятия «диагностика»
Диагностика - это деятельность по выявлению состояния и качества результатов процесса обучения, а также причин и условий, приведших к этим результатам.
1.2 Сущность понятия «игровая деятельность»
Игровая деятельность – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. И (по определению А.Н.Леонтьева) является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника, т.е. такой деятельностью, благодаря которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития.
1.3 Критерии для анализа игровой деятельности
Игровая деятельность, анализируется по следующим критерия:
- Распределение ролей (может ли ребенок самостоятельно распределить роли без конфликтных ситуаций или только при помощи взрослых);
- Основное содержание игры (выполняет ли действие с определенным предметом, направленное на другого, в соответствии с реальностью или связанных с отношением к другим людям);
- Ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы; (роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка, роль называется или определяется игровыми действиями);
- Игровые действия (игровые действия многообразны, логичны, имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета или игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия)
- Использование атрибутики и предметов–заместителей (использование многофункциональных предметов и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов самостоятельно или использование атрибутики при подсказке взрослого);
- Выполнение правил (соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры, правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации или ребёнок категорически не соблюдает правила);
- Взаимоотношение детей в игре (насколько ребёнок коммуникативный или любит играть в одиночку).
1.4 Значение диагностики в развитии игры дошкольников
Диагностика игровой деятельности дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка. Педагоги легко смогут определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок, что позволит им индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого воспитателем руководства игрой.
В работе можно использовать различные методики диагностирования сформированности игровой деятельности у дошкольников. Используя их, педагоги могут определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок, что позволит им индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого воспитателем руководства игрой.
ВЫВОД
Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игровая деятельность в режиме дня дошкольного учреждения занимает большую часть времени. Игра удовлетворяет основные потребности дошкольника: стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Ребенок в игре действует самостоятельно, свободно выражает свои желания, представления, чувства. Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.
Также игра удовлетворяет потребности ребенка в общении, дети вступают в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. В игре ребенок учится ставить цель, планировать, добиваться результатов, то есть в ней зарождаются основы трудовой и учебной деятельности, развивается воображение.
Являясь самовозникающим явлением, игра, тем не менее, нуждается в руководстве взрослых, которые, управляя игрой, содействуют обогащению кругозора, развитию образных форм познания, упрочению интересов, развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/20/picture-141139-1576818713.jpg)
Значение развлечений для дошкольников
Разлечение для ребенка - это положительные эмоции. Давайте об этом помнить!...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-101280-1351519043.jpg)
Значение плавания для дошкольников с нарушением речи.
Занятия плаванием укрепляют мышечный аппарат дошкольника. Это актуально и для дошкольников с нарушением речи....
Консультация для воспитателей" Режим и его значение в жизни дошкольника".
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве, поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дош...
Значение рисования для дошкольников
О необходимости рисования детьми. О внимании к творениям детей со стороны родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/10/picture-46490.jpg)
Значение музыкального воспитания дошкольников
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-406522-1392638148.jpg)
Значение эксперементирования для дошкольников
Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-198304-1360924139.jpg)
Значение праздников для дошкольников.
Статья раскрывает значение праздников для детей дошкольного возраста....