Значение эксперементирования для дошкольников
статья по теме
Детское экспериментирование
– одна из форм организации детской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperementirovanie.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Рупеко Екатерина Викторовна
«Значение экспериментирования для дошкольников»
«Детское экспериментирование
– одна из форм организации детской деятельности
с одной стороны
и один из видов познавательной деятельности
детей с другой».
Поддъяков Н.Н.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Исследования российских ученых А.Н.Леонтьева, С.Л. Новоселовой, Н. Н. Поддъякова позволяют сформулировать следующие положения:
1.Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.
2.В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования), продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
3.Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.
4.В экспериментировании органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
5.Экспериментироание во всей своей полноте и универсальности является способом функционирования психики.
6. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план -конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами эксперементирования с дошкольниками в младшей группе "Прятки с водой"
Данная непосредственно образовательная деятельность с элементами эксперементирования на тему "Прятки с водой" ,позволит развить познавательную активность; будет способствовать расширению знаний ...
Значение развлечений для дошкольников
Разлечение для ребенка - это положительные эмоции. Давайте об этом помнить!...
Значение плавания для дошкольников с нарушением речи.
Занятия плаванием укрепляют мышечный аппарат дошкольника. Это актуально и для дошкольников с нарушением речи....
Консультация для воспитателей" Режим и его значение в жизни дошкольника".
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве, поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дош...
Значение рисования для дошкольников
О необходимости рисования детьми. О внимании к творениям детей со стороны родителей....
Эксперементирование с дошкольниками.
В этом разделе представлены фото работ по эксперементированию с детьми дошкольного возраста.Этот вид деятельности позволяет наблюдать за происходящим,развивая общий кругозор о предметах окружающих нас...