Образовательные терренкуры
методическая разработка (средняя группа)

Дзюба Ольга Борисовна

Как использовать всю территорию детского сада для летних прогулок

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_terrenkury.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

г. Комсомольск-на-Амуре

Образовательные терренкуры

МДОУ № 136

Педагог Дзюба О.Б.

2019

Как использовать всю территорию детского сада для летних прогулок. Примеры маршрутов

Цель: воспитать здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей.

Задачи:

  • создать безопасные условия для пеших прогулок с детьми;
  • организовать различные виды детской деятельности с учетом требований;
  • создать условия для развития у детей инициативности, самостоятельности, потребности в познавательной деятельности, двигательной активности, здоровом образе жизни;
  • научить самостоятельно выбирать вид деятельности на маршруте образовательных терренкуров.

Как разработать маршруты образовательных

терренкуров

Образовательный терренкур - специально организованный маршрут для детей по территории детского сада с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями. При прохождении этого маршрута педагоги одновременно решают задачи оздоровления и закаливания детей, а также воспитательные, образовательные и развивающие задачи.

Чтобы разработать и организовать образовательные терренкуры, нужно создать необходимые условия. Данная работа включает два этапа:

На первом - теоретическом - этапе воспитатели совместно с инструктором по физической культуре обследуют территорию детского сада, определяют расположение, содержание и дизайн стационарных тематических станций. Затем вместе со старшим воспитателем разрабатывают мероприятия по обеспечению техники безопасности детей на каждой станции и календарно-тематический план образовательных терренкуров для всех возрастных групп.

Второй этап - практический. На этом этапе педагоги благоустраивают территорию, оформляют тематические станции в соответствии с требованиями охраны жизни и здоровья детей, изготавливают переносные макеты, таблички с названиями станций, указатели к ним, карты - схемы маршрутов и организуют прогулки с детьми.

Тематических станций может быть несколько. Пример: «Спортландия», «Зеленая аптека», «Цветочный сад», «Птичья столовая», «Песочный островок», «Правила дорожного движения», «Огород», «Отдых». На каждой из станций с учетом тематики, педагоги организуют двигательную активность, совместную игровую, творческую, познавательно-исследовательскую деятельность детей, наблюдения.

Кроме стационарных станций в маршрут могут быть включены мобильные станции, название и содержание которых педагоги планируют исходя из стоящих перед ними задач и интересов детей, а также экологические и оздоровительные тропы.

Как организовать прогулку по образовательному терренкуру

Прогулки по образовательным терренкурам необходимо проводить регулярно во время утренней или вечерней прогулки. Не рекомендуются прогулки после еды.

Во время движения по маршруту важно соблюдать правила техники безопасности, учитывать уровень физической подготовленности детей. Дошкольники должны быть одеты в одежду, которая не стесняет их движения, воздухопроницаема, легкая, и обуты в удобную обувь.

Перед прогулкой воспитатель вместе с дошкольниками определяет тему терренкура. Затем педагог ставит цель, задачи, планирует продолжительность терренкура с учетом сезона и возраста детей. Продолжительность маршрута для детей 2-3 лет составляет 30 минут (2-3 станции), для детей 5-7 лет - 1-1,5 часа (6-7 станций).  

Дошкольники выбирают станции, которые они хотели бы посетить, и воспитатель прокладывает терренкур - оформляет карту-схему маршрута или использует готовую из картотеки методического кабинета детского сада. В соответствии с темой прогулки педагог подбирает инвентарь, переносные макеты и соответствующие возрасту дет виды деятельности, игры, упражнения на дыхание, физические упражнения, которые они будут выполнять в пути и на станциях терренкура.

В ходе маршрута воспитатель контролирует эмоциональное и физическое состояние, дыхание и осанку дошкольников, правильность выполнения физических упражнений, при необходимости корректирует нагрузку. Кроме того, следит, соблюдают ли дети технику безопасности.

Примеры маршрутов для детей всех возрастных групп представлены в приложении. Благодаря такой организации прогулок дети постоянно будут в движении, смогут заниматься познавательно-исследовательской деятельностью, выполнять физические упражнения, наблюдать за окружающим, проявлять инициативу и самостоятельность. В детском коллективе сложится благоприятный климат, так как вне зависимости от психологических и физических особенностей каждый воспитанник чувствует себя успешным.

В ходе реализации проекта дети будут реже пропускать детский сад, снизится заболеваемость. Воспитатели получат дополнительные возможности для всестороннего развития дошкольников, организации экологического, патриотического, нравственного воспитания детей одновременно с приобщением их к здоровому образу жизни.

В ДОУ можно создать картотеку маршрутов образовательных терренкуров для всех возрастных групп, разработать дополнительные общеразвивающие программы «Образовательный терренкур - метод всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС».

Шесть требований к организации образовательных терренкуров с детьми

  1. Проводите прогулку с детьми по маршруту только после того, как его утвердит старший воспитатель.
  2. Перед прогулкой проводите инструктаж детей по технике безопасности.
  3. Учитывайте особенности времени года и погодные условия, когда выбираете маршрут.
  4. Учитывайте уровень физической подготовленности, возрастные особенности и интересы детей.
  5. Следите, чтобы одежда и обувь детей соответствовали погоде.
  6. Не забудьте взять аптечку.

Примеры маршрутов образовательного терренкура в разных возрастных группах

Примечание: При переходе от станции к станции дети выполняют упражнения на восстановление дыхания и двигательные упражнения.

Тема маршрута

Оборудование

Маршрут/содержание деятельности

2-я младшая группа

«Лето жаркое»

Природный и бросовый материал, ведерко, совок, сито, лейка с водой, лупа (по количеству детей), ткань зеленого и синего цветов, самокат, плавательный круг, панама, бадминтон, скакалка, зонт

Станция «Песочный островок». Опытно-экспериментальная деятельность с песком или строительство песочного замка (по выбору детей). Цель: познакомить детей с составом песка, сформировать представление

Станция «Спортландия» Подвижная игра «Солнышко».

Цель: сформировать навыки ориентировки в пространстве, правильного

выполнения движения, активизировать словарь, обогатить понятиями

Станция «Отдых». Инсталляция «Лето».

Цель: учить детей выражать творческий замысел на заданную тему, самостоятельно выбирать материалы.

Станция «Зеленая аптека». Наблюдение за ромашкой лекарственной.

Цель: закрепить знания об основных частях цветка, его лекарственных свойствах, воспитывать бережное отношение к растениям.

Средняя группа

«Безопасность

дорожного движения»

Велосипеды, самокаты, машины, коляски, светофор, дорожные знаки, строительный конструктор, игрушки - машины различных видов спецтехники, обручи, мячи, скакалки (по количеству детей)

Станция «Правила дорожного движения». Сюжетно-ролевая игра «Водители».

Цель: научить детей правилам дорожного движения, безопасному поведению на дорогах, развивать пространственную ориентацию.

Станция «Песочный островок». Конструирование из песка с использованием элементов строительного конструктора «Автомобильная дорога».

Цель: научить сооружать постройки из песка, дополняя деталями строительного конструктора, поддерживать самостоятельность, творчество, инициативу, воображение.

Станция «Отдых». Отгадывание загадок на тему «Дорожные знаки».

Цель: закрепить знания дорожных знаков и умения применять их на дорогах. Станция «Спортландия». Эстафета «Красный. Желтый. Зеленый».

Цель: развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться на дороге в соответствии с сигналом светофора, активизировать двигательную активность.

Станция «Зеленая аптека». Наблюдение за лекарственными растениями. Цель: закрепить знания о пользе лекарственных растений, развивать умения узнавать и называть их.

Старшая группа

«Вот оно какое, наше лето»

Семена растений, совок и лейка (по количеству детей), костюм доктора Айболита, медицинские атрибуты, маски животных, мячи (2 шт.), обручи (6 шт.), канат, игрушки - корабль, лодка; ракушки, морские камни, другой природный и бросовый материал

Станция «Огород». Посадка семян (кабачок, огурец, репа).

Цель: сформировать навыки элементарного бытового труда, знания

о посадке, выращивании растений из семян.

Станция «Зеленая аптека». Театрализованная постановка «Добрый доктор

Цель: развивать творческие способности детей, умения передавать образ героя с помощью выразительных средств речи, жестов, мимики. Станция «Птичья столовая». Наблюдение за поведением птиц, прослушивание птичьих голосов.

Цель: обогатить представления о птицах, развивать умение соотносить пение птицы с ее образом.

Станция «Спортландия». Эстафета «Сильнее, выше, быстрее».

Цель: сформировать желание вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, повысить уровень двигательной активности.

Станция «Песочный островок». Создание песочного панно «На берегу моря».

Цель: развивать умение выражать творческий замысел на заданную тему, активизировать самостоятельный выбор материалов, поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, воображение.

Станция «Цветочный сад». Составление рассказа с опорой на наблюдения за живой природой.

Цель: учить составлять описательный рассказ, опираясь на наблюдения за живой природой, развивать словесно-логическое мышление, умение высказываться и внимательно слушать других.

Подготовительная к школе группа

«Лето

красное,

будь

со мной»

Музыкальный центр, колонки, обручи (2 шт.), мячи (2 шт.), деревянные палочки (по количеству детей), велосипеды (3 шт.), игрушечные машины (2 шт.), природный и бросовый материал, мольберты, бумага для рисования, кисти, краски, восковые мелки, карандаши

Станция «Отдых». Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина).

Цель: развивать творческие способности детей посредством музыкальной деятельности, умения начинать пение после проигрыша, петь выразительно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

Станция «Спортландия». Эстафета «Солнышко лучистое».

Цель: закрепить основные виды движений: ходьба, бег; развивать выносливость, ловкость, координацию движений.

Станция "Правила дорожного движения». Сюжетно-ролевая игра «Я - пешеход».

Цель: закрепить знания правил перехода улицы и дороги по пешеходному

Станция «Песочный островок». Составление математических задач на сложение и вычитание.

Цель: закрепить представления о структуре задач, умения составлять и решать математические задачи на наглядной основе.

Станция «Огород». Опытно-экспериментальная деятельность «Рост овощных культур в тени, на солнце».

Цель: закрепить представления об условиях, необходимых для роста растений.

Станция «Цветочный сад». Исполнение пластического этюда «Цветочная композиция».

Цель: развивать творческое воображение, формировать способность импровизировать под музыку, самостоятельно находить способы передачи музыкальных образов в движениях, поддерживать детскую инициативу.

Станция «Птичья столовая». Рисование птицы с натуры. Цель: сформировать опыт рисования с натуры, активизировать самостоятельный выбор материалов для выполнения задуманного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный терренкур "Путешествовать люблю и здоровым быть хочу!"

Терренкур (пешие прогулки)- это специально организованная пешая ходьба по терретории образовательного дошкольного учреждения, включая зону игр на асфальте, экологические тропы, тропу здоровья, а также...

Презентация "Образовательные терренкуры на территории ДОУ"

В презентации представлена консультация для педагогов ДОУ с новой формой педагогической работы - "Терренкуры"....

"Образовательный терренкур в ДОУ"

Это новшество в работе ДОУ, где образовательный процесс продолжается на прогулке, для закрепления темы НОД, тематике недели....

Образовательный терренкур в ДОУ

Вступительная часть мероприятия...

Маршрут образовательного терренкура "Путешествие в мир насекомых"

Повышение уровня двигательной активности и познавательно-исследовательной деятельности у дошкольников...

Сценарий образовательного терренкура во второй младшей группе «В поисках друзей Мишки»

Цель: Оздоровление и укрепление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи:ü Формировать у детей представления о ...