Методическая разработка «Путешествие в «Сказку о царе Салтане…»
методическая разработка (старшая группа)
«Путешествие в «Сказку о царе Салтане…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_sss.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в «Сказку о царе Салтане…»
Цель: Приобщить детей к восприятию произведения художественной литературы через интеграцию разных видов искусств (живопись, музыка). Прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина.
Задачи: Развивать умение выразительно читать стихи, изображать сказочных персонажей. Прививать любовь к музыке и поэзии. Развивать творческую инициативу в продуктивной деятельности (оригами). Познакомить с библиотекой и профессией библиотекаря. Воспитывать эстетический вкус.
Предварительная работа: Чтение сказки А.С. Пушкина. Беседа о жизни и творчестве поэта. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин известных художников. Слушание музыки из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане», рисование понравившихся сюжетов сказки, раскрашивание сюжетов из сказки.
Оборудование и материалы: ПК и мультимедиа, презентация «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» с иллюстрациями. Аудиозаписи музыки к опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», фрагмент «Три чуда». Костюм кота-ученого. Рисунки детей по сказке, репродукция картины Врубеля «Царевна-Лебедь», иллюстрации И.Я. Билибина к сказке.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия
В библиотеку входят дети и садятся на стульчики. Их встречает библиотекарь (Воспитатель в роли Библиотекаря.)
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! А вы знаете, куда вы пришли?
Библиотекарь: Правильно, в библиотеку. Библиотека- это хранилище книг. А как называют хозяйку этого хранилища? (Библиотекарь.) Я - библиотекарь, хозяйка этой библиотеки. Зовут меня Елена Николаевна.
В моей библиотеке живут разные книги: энциклопедии, рассказы, стихи и вами любимые сказки. Сегодня я приглашаю вас в одну из них (Слайд №2). Написал эту сказку Александр Сергеевич Пушкин - великий русский писатель и поэт.
Посмотрите на портрет А.С. Пушкина (Слайд №3).
Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Разговор у нас сегодня пойдет о Пушкине-сказочнике.
С раннего детства маленькому Саше напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки его любимая няня – Арина Родионовна (Слайд№4).
Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. А когда Саша стал побольше – пришли сказки по вечерам, как награда за весь день. В сказках добрые воевали со злыми. Злые были сильными и ловкими. Добрым приходилось трудно, но в конце добро побеждает зло. Став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.
Библиотекарь: В одну из его сказок мы сейчас и отправимся. Вы спросите, а как мы это сделаем? У меня есть волшебная палочка (показывает). Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова:
Волшебная палочка раз, два, три
В сказку нас перенеси!
Дети закрывают глаза. Выносится изображение дуба с золотой цепью.
Библиотекарь: Вот мы и в Лукоморье, где живут все сказки А. С. Пушкина.
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом… .
- Подождите, дуб есть, на нем цепь. А где же кот?
Появляется Ученый Кот с книгой.
Здравствуйте, ребята! Я ученый кот.
Говорят коты и кошки
Любят греться на окошке
Любят сливки и печенье
Но не любят приключенья.
Я - совсем наоборот
Я не зря – Ученый кот!
Я в душе авантюрист
И немножечко артист
Но – подчеркиваю, лично
Я учился на отлично
И поэтому – то вот,
Я вполне ученый кот.
Зачем вы пожаловали ко мне в Лукоморье?
Библиотекарь: Уважаемый кот, мы хотим попасть в одну из сказок Пушкина.
Кот: В какую же?
Библиотекарь: Пушкин написал много сказок, но одна из них справляет день рождения в наступающем году.
Ей исполняется 185 лет (создана в 1831 году).
Кот: Я понял, о какой сказке идет речь. А вы, ребята, поняли? Тогда узнайте ее по строкам (Слайд №5):
Три девицы под окном
пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
говорит одна девица,-
то на весь крещеный мир
«Кабы я была царица,-
говорит ее сестрица,-
приготовила б я пир!»
то на весь бы мир одна
наткала я полотна!»
«Кабы я была царица,-
третья молвила девица,-
я б для батюшки-царя
родила богатыря!»
Библиотекарь: Правильно, это сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (Слайд № 6).
Кот: Ребята, многие сказки Пушкина нашли своё отражение в музыке русских композиторов: Михаила Ивановича Глинки и Николая Андреевича Римского-Корсакова.
В 1899 г. Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Это был год 100-летнего юбилея со дня рождения великого русского поэта Пушкина (Слайд №7).
Художники также иллюстрировали «Сказку о царе Салтане».
Одним из известных художников был Иван Яковлевич Билибин. Эту сказку Иван Яковлевич иллюстрировал первой (Слайд №8).
Кот: В «Сказке о царе Салтане…» было много волшебного и чудесного. Вот об этих чудесах я и хочу с вами поговорить. Сколько всего чудес было в сказке? (Три чуда.)
- Композитор Римский-Корсаков так представил в музыке первое чудо. Давайте послушаем. (Аудиозапись №1)
Кот: Ребята, какая музыка по характеру?
Дети: Музыка очень веселая, светлая, прозрачная, хрупкая.
Кот: О каком чуде идет речь в музыке Римского-Корсакова?
- Правильно, о Белке.
Ребенок читает отрывок про белку «Ель растет перед дворцом….»
(Слайд №10)
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Кот: В этой музыке композитор рассказал не только о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, но и о том, как она поет. Песенка белки – это р.н.п. «Во саду ли, в огороде».
Кот: Ребята, веселая белочка из сказки оставила нам задание:
Д/и «Что лишнее»
Цель: Узнать к какой сказке А. С. Пушкина принадлежат иллюстрации, и определить какая иллюстрация к этой сказке не относится.
Кот: Дети, а какое же было второй чудо? Давайте послушаем музыку композитора Римского-Корсакова. Она нам подскажет (Аудиозапись №2).
Кот: Ребята, какая музыка по характеру?
-Бурная, громкая, величественная.
- О каком чуде идет речь в музыке? Как вы думаете?
-Правильно, о тридцати трех богатырях и о дядьке Черноморе. (Слайд №11)
Ребенок читает отрывок про богатырей «Море вздуется бурливо…»
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор".
Кот: В этой музыке композитор передал, как шумит, волнуется море при появлении богатырей, какие сильные, могучие богатыри идут на защиту града князя Гвидона.
Кот: Ребята, богатыри, еще их называют витязи, из сказки оставили нам свое задание:
Игра малой подвижности «Море волнуется раз…» (Сказочная фигура.)
Цель: Способствовать развитию творчества в импровизации, воображения. Формировать двигательную активность детей.
Кот: Дети, а какое же было третье чудо? Давайте снова послушаем музыку композитора Римского-Корсакова. (Аудиозапись №3).
Кот: Ребята, какая музыка по характеру?
- Мелодия плавная, напевная, ласковая.
Кот: О каком последнем чуде идет речь в музыке?
- Правильно, о Царевне-Лебеди.
Царевна эта необычная, волшебная, это и человек, и птица лебедь.
(Слайд №12)
Ребенок читает отрывок про Царевну-Лебедь:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть;
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь - то говорит,
Словно реченька журчит.
-А вот какой увидел в «Сказке о царе Салтане» Царевну-Лебедь великий художник Михаил Александрович Врубель (Слайд № 13).
Кот: Ребята, Царевна – Лебедь также оставила для вас задание ,чтобы у вас осталась память о ней. Давайте и его выполним.
Продуктивная деятельность: Оригами «Лебедь»
Цель: Упражнять в использовании техники оригами в работе с бумагой, развивать пространственное воображение.
Кот: Молодцы, ребята! Вы действительно знаете сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», а также о трех чудесах.
- Герои сказки оставили вам подарок, но я его не уберег и от него остались только мелкие кусочки. Если вы мне поможете и соберете все эти кусочки, то подарок станет целым и я вам его подарю.
(Дети собирают части разрезной картинки с изображением книги А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».)
А вот и обещанный подарок! (Кот вручает детям книгу со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».)
Кот: Дорогие ребята, наше путешествие по пушкинской сказке заканчивается. И мне было очень приятно и интересно вместе с вами еще раз вспомнить сказку Пушкина и послушать замечательную музыку Римского-Корсакова, написанную к ней. Я думаю, что после нашего путешествия вы полюбите сказки Пушкина еще больше. Все они прекрасны и поучительны. И в них всегда побеждает добро. Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра. И еще хочу пожелать читать больше книг. И беречь наш прекрасный русский язык. Обращайтесь с ним почтительно, в руках умелых он в состоянии творить настоящие чудеса!
- До свидания!
Библиотекарь: И нам, ребята, пора возвращаться. Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова:
Волшебная палочка раз, два, три
Обратно нас перенеси!
Библиотекарь: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Вы всегда можете прийти в библиотеку и отправиться в новые неизведанные путешествия в мире книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Путешествие по сказке Колобок"
Уважаемые коллеги!! Эта методическая разработка поможет Вам в дальнейшей работе с детьми 2-й младшей группы....
Методическая разработка "Путешествие в сказку"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 общеразвивающего вида с приоритетным...
Методическая разработка "Путешествие в сказку"
закрепление знаний детей о руских сказках....
Приложение к персональной программе "Лукоморье" №1 Путешествие по «Сказке о царе Салтане…» А.С.Пушкина
Цель – развитие творческих способностей детей на материале творчества А.С.Пушкина – «Сказка о царе Салтане…». Задачи:Образовательные:- формировать интерес к творчеству великого русского поэта А.С...
Методическая разработка "Путешествие по сказкам"
Цикл организованной образовательной деятельности для дошкольников по развитию речи и обучению грамоте...
Методическая разработка. " Путешествие по сказкам"
В раннем возрасте дети любят играть. Слушать когда им читают книжки. А больше всего они любят, Играть в сказочных героев из любимых сказок....
Виртуальное путешествие по сказке о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Виртуальное путешествие по сказке...