«Развитие ребенка на кончиках пальцев рук» (развитие мелкой моторики).
статья
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Источники
способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли».
«Рука - это инструмент всех инструментов», заключал еще
Аристотель.
«Рука - это своего рода внешний мозг», - писал Кант.
Итак, ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п.), предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития.
Сенсомоторное развитие имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего и дошкольного возраста, т. к. это время для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Какие же игры и упражнения способствуют развитию мелкой моторики рук ребенка? Не сложные и доступные действия можно использовать с детьми играя разными мелкими предметами: это - рисование, раскрашивание, лепка из пластилина или теста, работа с ножницами. Я предлагаю Вам несколько очень простых игр и упражнений для развития мелких мышц руки и пальцев.
Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений для пальцев и кистей рук. Суть этой гимнастики заключается в выполнении определенных движений по тексту небольшого, чаще веселого, стихотворения. Например:
«Пальчики»
1,2,3,4,5 – Вышли пальчики гулять.
1,2,3,4,5, - В домик спрятались опять!
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
«Человечек»
Вот человечек идет по дорожке,
И высоко поднимает он ножки.
На одной ноге стоит и по сторонам глядит.
На другую ногу встал, покачался и упал.
Человечек «идет», высоко поднимая ножки – указательный и средний пальцы, затем «стоит» на одной ноге – опирается на средний палец, а указательный подтягивает вверх, потом меняет положение «ног» - опирается на указательный, а средний палец подтягивает вверх.
Дидактическая игра «Золушка» - перебирание (отбор) мелких предметов: пуговицы, крупа, бусины и т.д. Например, в тарелке вперемежку лежат горох и рис, задание – выбрать горох и переложить в другую тарелку.
Игры с мозаиками. Задания могут быть самыми разными, от простого к сложному : от выкладывания дорожки одного цвета до составления различных узоров по своему представлению или по схемам. Игры с мозаикой особенно хороши тем, что с их помощью развиваются представления детей о цвете, форме, размере, развивается умение чередовать по цвету, форме, размеру.
Работа с тренажерами. Специально изготовленные тренажеры направлены на развитие умения детей расстегивать/застегивать пуговицы, завязывать шнурки-бантики, действовать с молниями, кнопками, крючками.
Уважаемые педагоги и родители, работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект и желаемый результат от упражнений. Но помните, что задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка!
Так же развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:
Игры с пуговицами («Застегни карманчик», «Бусы»);
Игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок»);
Игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки»);
Игры с крышками от бутылок («Колеса для машины», «Воздушные шарики»);
Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто»);
Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же»);
Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью);
Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги);
Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание).
Игры на песке и сыпучими крупами служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;
Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.
Помните, что такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Желаю успехов Вам и вашему малышу!
Литература
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.:
Просвещение, 2007.
Янушко Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.-
Издательство: «Теревинф», 2013.
Бычкова Е.Н., Перминова Е.В. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ.: Издательский дом « Литра»,2013.-32с.: ил.- ( Серия« От 3 до 5»).
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / Белая, В.И., Мирясова А.Е. – М.: «Профиздат», 2001. – 48 с.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – С. Пб.: Изд. Дом «Литера», 2005.
Новиковская О. А. 1000 забавных пальчиковых игр. – М.: Астрель; С.-П.: Сова, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Развитие ребенка на кончиках пальцев рук»
(развитие мелкой моторики).
Воспитатель
Углина Анастасия Александровна
г. Санкт-Петербург
2019 г.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Источники
способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли».
«Рука - это инструмент всех инструментов», заключал еще
Аристотель.
«Рука - это своего рода внешний мозг», - писал Кант.
Итак, ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п.), предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития.
Сенсомоторное развитие имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего и дошкольного возраста, т. к. это время для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Какие же игры и упражнения способствуют развитию мелкой моторики рук ребенка? Не сложные и доступные действия можно использовать с детьми играя разными мелкими предметами: это - рисование, раскрашивание, лепка из пластилина или теста, работа с ножницами. Я предлагаю Вам несколько очень простых игр и упражнений для развития мелких мышц руки и пальцев.
Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений для пальцев и кистей рук. Суть этой гимнастики заключается в выполнении определенных движений по тексту небольшого, чаще веселого, стихотворения. Например:
«Пальчики»
1,2,3,4,5 – Вышли пальчики гулять.
1,2,3,4,5, - В домик спрятались опять!
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
«Человечек»
Вот человечек идет по дорожке,
И высоко поднимает он ножки.
На одной ноге стоит и по сторонам глядит.
На другую ногу встал, покачался и упал.
Человечек «идет», высоко поднимая ножки – указательный и средний пальцы, затем «стоит» на одной ноге – опирается на средний палец, а указательный подтягивает вверх, потом меняет положение «ног» - опирается на указательный, а средний палец подтягивает вверх.
Дидактическая игра «Золушка» - перебирание (отбор) мелких предметов: пуговицы, крупа, бусины и т.д. Например, в тарелке вперемежку лежат горох и рис, задание – выбрать горох и переложить в другую тарелку.
Игры с мозаиками. Задания могут быть самыми разными, от простого к сложному : от выкладывания дорожки одного цвета до составления различных узоров по своему представлению или по схемам. Игры с мозаикой особенно хороши тем, что с их помощью развиваются представления детей о цвете, форме, размере, развивается умение чередовать по цвету, форме, размеру.
Работа с тренажерами. Специально изготовленные тренажеры направлены на развитие умения детей расстегивать/застегивать пуговицы, завязывать шнурки-бантики, действовать с молниями, кнопками, крючками.
Уважаемые педагоги и родители, работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект и желаемый результат от упражнений. Но помните, что задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка!
Так же развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:
Игры с пуговицами («Застегни карманчик», «Бусы»);
Игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок»);
Игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки»);
Игры с крышками от бутылок («Колеса для машины», «Воздушные шарики»);
Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто»);
Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же»);
Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью);
Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги);
Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание).
Игры на песке и сыпучими крупами служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;
Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.
Помните, что такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Желаю успехов Вам и вашему малышу!
Литература
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.:
Просвещение, 2007.
Янушко Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.-
Издательство: «Теревинф», 2013.
Бычкова Е.Н., Перминова Е.В. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ.: Издательский дом « Литра»,2013.-32с.: ил.- ( Серия« От 3 до 5»).
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / Белая, В.И., Мирясова А.Е. – М.: «Профиздат», 2001. – 48 с.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – С. Пб.: Изд. Дом «Литера», 2005.
Новиковская О. А. 1000 забавных пальчиковых игр. – М.: Астрель; С.-П.: Сова, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ум на кончиках пальцев» или развитие мелкой моторики младших дошкольников.
Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему буд...
"Ум на кончиках пальцев или развитие мелкой моторики"
Консультация для родителей...
Газета для родителей "Мир на кончиках пальцев" (по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста)
Газета распространяется среди родителей группы раннего возраста. Издается в рамках проекта "Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста"...
«Развитие ребенка на кончиках пальцев рук» (развитие мелкой моторики).
ГБДОУ детский сад № 26 Красногвардейского районаСанкт- Петербурга Статья «Развитие ребенка на кончиках пальцев рук»(развитие мелкой моторики)....
«Мир на кончиках пальцев» Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей.
Движения пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность мозга, указательного – оказывает ...
Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев, или Развитие мелкой моторики» (сам.обр)
Ученые -нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которы...
Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев, или Развитие мелкой моторики»
Ученые -нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которы...