ДЕТСКО– РОДИТЕЛЬСКИЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Книжки-малышки»
проект (старшая группа)
ДЕТСКО– РОДИТЕЛЬСКИЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Книжки-малышки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detsko-_roditelskiy_patrioticheskiy_proekt_knizhki_malyshki.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 44 «СИБИРЯЧОК»
(МБДОУ № 44 «Сибирячок»)
ДЕТСКО– РОДИТЕЛЬСКИЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Книжки-малышки»
(срок реализации проекта: краткосрочный 29.04.19 г. - 08.05.19 г.)
Педагог, реализующий проект:
Кривых Оксана Николаевна,
воспитатель
г. Сургут, 2019
Детско – родительский патриотический проект «Книжки-малышки»
Вид: познавательный
Продолжительность: краткосрочный
(29.04.19 г. - 08.05.19 г.)
По содержанию: социально – педагогический
По характеру: детско – родительский, в рамках ДОУ
Итоговый продукт: изготовленные детьми и родителями «Книжки – малышки»
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, электронные образовательные ресурсы, мультимедийные технологии, дающие готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. В каждом дошкольном учреждении одной из главных задач и целей стоит патриотическое воспитание детей. Чем раньше начать реализовывать эту задачу, тем эффективнее будет результат. Сильным средством воспитания любви к Родине, и формировании патриотических чувств является художественная литература.
На мой взгляд, для формирования интереса к чтению и книге необходимо соблюдать следующие условия:
- учет возрастных особенностей развития ребенка;
- тщательный подбор литературных произведений (разные жанры);
- организация ежедневных чтений в свободной форме;
- создание книжных уголков (дома и в ДОУ);
- беседы о книгах;
- кукольные драматизации;
- вечера загадок, сказок;
- сопровождение чтения игровыми действиями, игровыми приемами;
- привлечение в процесс формирования интереса к чтению родителей.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Обязанность воспитателя привить детям любовь к книге, уметь слышать и чувствовать литературное произведение. Воспитатель может организовать работу с родителями, устраивая литературные гостиные, где родители могут обмениваться друг с другом опытом, как они прививают любовь детей к книге. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений; оказывает огромное влияние на нравственное и патриотическое воспитание дошкольника. Именно поэтому для работы в рамках данной проблемы я решила использовать проектный метод, так как считаю его наиболее эффективным в системе воспитания дошкольников и работе с родителями.
Объект проектной деятельности: приобщение детей младшего и среднего дошкольного возраста к художественной литературе.
Предмет проектной деятельности: речевое и художественно – эстетическое воспитание дошкольников.
Цель проекта: развивать потребность к чтению художественной литературы, а также воспитывать гражданско - патриотические чувства у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- способствовать формированию интереса к книгам, произведениям
художественной литературы;
- способствовать формированию интереса к истории своей Родины;
- формировать нравственно – патриотические качества: мужество, храбрость,
гордость за свою страну, любовь к Родине;
- воспитывать навык аккуратного обращения с книгой.
Гипотеза:
В результате реализации проекта у детей и родителей будут расширены знания о ВОВ. Развит интерес к совместному чтению художественной литературы, а также интерес к истории своей страны и гордость за свой народ. Дети будут более бережно относиться к книгам, познакомятся с творчеством детских писателей и поэтов. Будут оформлены «Книжки – малышки».
Ресурсное обеспечение:
- Информационное: (литература по теме, иллюстрации, плакаты, видеоматериалы).
- Кадровое: (воспитатель, дети средней группы, родители).
- Нормативно – правовое: (примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва 2014 г;
Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»).
Ожидаемый результат:
- У детей появится больший интерес к произведениям художественной литературы.
- Повысится педагогическая культура родителей, рефлексивное отношение к себе как к воспитывающим взрослым.
Последовательный перечень этапов
Этапы работы над проектом | Деятельность | Сроки |
Подготовительный | 1.Выбор темы изучения в соответствии с интересами и возможностями, обсуждение с детьми и родителями. 2. Изучение методической литературы. 3. Подбор литературных произведений, иллюстраций, видеоматериалов. | 29.04.19-30.04.19 |
Практический | 1. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений с воспитанниками. 2. Консультации для родителей. 3. Литературная гостиная «Стихи о Войне». 4. Акция «Поменяемся местами: родители проводят с воспитанниками дидактические игры по развитию речи». 5. Круглый стол для родителей «Роль чтения в вашей семье». 6. Встреча с Володько М.В. «Рассказы о Войне». 7. Творческая мастерская «Изготовление книжки – малышки». | 06.05.19-08.05.19 |
Заключительный | 1. Анализ проведенной работы. 2. Обобщение материалов. 3.Выставка книжек – малышек, изготовленных детьми и родителями. | 08.05.19 |
Приложение 1
Консультация для родителей «Книга рядом с вами».
Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам?
Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?
Прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы:
- дать небольшие сведения из истории;
- рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом;
- говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженную землю.
И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.
Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их нельзя не услышать.
Предлагаю вашему вниманию список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного:
Начинать читать книги на военную тематику можно уже младшим дошкольникам. Конечно, им трудно будет понять крупные жанровые формы – повести, романы, а вот коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне доступны даже детям 3-5 лет. Рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди.
Младшая группа:
Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».
«Сказка о громком барабане» изд-во «Детская литература», 1985 г.
Заучивание стихов об армии, мужестве, дружбе.
А. Барто «Флажок», «Самолёт», «Кораблик»
В. Шипунова «Мой флажок»
Э. Мошковская «Мчится поезд»
Средняя группа:
Георгиевская С. «Галина мама»
Митяев Анатолий «Почему Армия родная»
«Таежный подарок».
Чтение стихотворений: «Мать- Земля» Я Абидов, «Навек запомни» М. Исаковский
Чтение стихотворений: «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин»,
Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,
Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева,
Л. Кассиль "Твои защитники". Митяева А. «Дедушкин орден»
А. Барто «На заставе»
И. Грошева «Сегодня Федя не проказник»
Т. Прокофьева «Папе»
Е. Дюк «Про дедушку»
И. Бабушкин «Папе»
Как можно сделать книжку малышку о Дне Победы?
Как можно больше говорите с ребенком о празднике. С детками можно нарисовать салют, цветы, военную технику: танки, военные машины, самолеты. Покажите им атрибуты праздника. Это георгиевская лента, праздничный салют и знамя победы. Георгиевская ленточка стала символом победы совсем недавно и пользуется большой популярностью у людей. Они носят их на груди, цепляют на машины. Это чтобы люди помнили и не забывали о войне.
Приложение 2
Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению»
- Возьмите интересную детскую книжку и постарайтесь почитать ее вместе с ребенком, поочередно. Вы будете прочитывать большие куски текста, а малыш - несколько строк. Если в тексте встречается диалог, его можно читать по ролям.
- Иногда детям очень трудно начать читать новую книжку. Не хочется «продираться» через тягучее начало с большим количеством описаний и без захватывающих сцен. В этом случае начать чтение можно вместе, а когда ребенок вчитается, он с удовольствием продолжит чтение самостоятельно.
- Найдите в библиотеке или в книжном магазине в отделе педагогической литературы книги с речевыми играми — специально для тех, кто учится читать. В них очень много ребусов и коротеньких стихов, увлекательных упражнений на повторение. Выбирайте только те книжки, которые интересны вам самим.
- Отыщите для ребенка те книги, которые вы сами очень любили в детстве и постарайтесь сделать им небольшую рекламу. Если с первого и даже со второго раза у вас ничего не получится – ваши вкусы могут совпадать частично – не отчаивайтесь, что-нибудь из того, что вы предложите, ребенок обязательно выберет.
- Очень хороши для тренировки чтения всевозможные азбуки и энциклопедии с картинками. Картинки помогают осознать прочитанное и немного отдохнуть.
- Начитайте несколько страниц из книги на диктафон, чтобы ребенок, слушая запись, мог следить за текстом. Через два-три повторения он начнет читать быстрее. Это очень хорошая тренировка беглого чтения. Можете также купить диск с записью любой сказки в исполнении известных артистов.
- Если ребенок увлекся какой-либо темой или автором, предложите ему нужную литературу.
- Сходите вместе с ребенком в библиотеку, познакомьте его с разнообразием детской литературы и позвольте самостоятельно выбрать понравившуюся ему книгу.
- Поручите ребенку составить каталог домашних книг. Скорее всего, составляя его, малыш найдет что-нибудь интересное для себя.
- Никогда не забывайте взять интересную книгу в дорогу: время пролетит быстрее, и от путешествия ребенок получит двойное удовольствие. Самое замечательное время для чтения книги – это выходные или отпуск там, где нет телевизора и компьютера в деревне, в доме отдыха или в поезде читать можно вслух для всей семьи.
- Читайте детям на ночь. Вечернее чтение перед сном — это едва ли ни самые приятные минуты. И совершенно напрасно многие родители прекращают читать детям на ночь в школьном возрасте.
Когда ребенок видит вас с книгой и просит почитать вслух, почитайте. Не надо говорить «ты не поймешь» или «это взрослые стихи». Пусть малыш не поймет сути, но почувствовать ваше отношение к любимым строкам сможет хорошо. А это, своего рода, маленький урок литературы.
Приложение 3
Советы по оформлению детской домашней библиотеки
Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, компьютер, телефон.
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.
В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации.
В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.
Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.
Второй тип – это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.
Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.
Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.
Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».
- Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин дом») и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге:
- разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);
- игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
- лото или домино «Герои любимых сказок»;
- пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
- отгадай загадку – найди отгадку;
- диски с аудиозаписями различных детских произведений;
- сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
- материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;
- чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.
Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книга, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.
Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Книжки-малышки»
Проект «Книжки-малышки» ...
проект "Книжки - малышки"
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего ж...
Детско-родительский проект "Книжка Малышка"
Книжка-малышка сделанная совмесно детьми и родителями позвалит поднять интерес к литературе и повысить самооценку детей за свой труд...
Педагогический проект «Книжки-малышки»
Педагогический проект «Книжки-малышки» Вид проекта: групповой, познавательно - творческий.Продолжительность проекта: среднесрочный (2 месяца)Участники проекта: дети средней груп...
Проект "Книжка-малышка о драконах"
Вашему вниманию представляю проект, призванный развить у ребенка интерес к чтению, сделать его более увлекательным.Данный проект был разработан благодаря моим воспитанникам, подсказавшим мне идею!...
детско_родительский проект "Книжка-малышка"
Большинство родителей не читают детям сказок по ряду разных причин....
Детско-родительский познавательный игровой проект «Книжки-малышки»
Детско-родительский познавательный игровой проект «Книжки-малышки»...