Педагогический проект «Книжки-малышки»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Педагогический проект «Книжки-малышки»
Вид проекта: групповой, познавательно - творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный (2 месяца)
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), родители воспитанников, воспитатели.
Проблема:
- поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с художественной литературой;
- недостаточное внимание уделяется чтению художественной литературы родителями детям;
- замена книги на мультфильмы и компьютер.
Актуальность проекта
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. От взрослого в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями.
В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием редкого общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, недостаточное развитие коммуникативных функций. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.
Цель проекта: развитие у детей устойчивого интереса к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы; создание условий в группе для удовлетворения их познавательного интереса к книге; активное использование литературного опыта детей в их творческой деятельности; осознание родителями ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи:
- Поддерживать интерес к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематики;
- Формировать у детей добрые чувства через художественную литературу, уважительное отношение к книгам.
- Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности;
- Познакомить с историей создания книги, работой книжных издательств и библиотек, закреплять правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке и книжном уголке;
- Познакомить родителей с методами и приёмами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения
- Развивать творческую активность, словотворчество детей, родителей, сотворчество детей и родителей в овладении техническими навыками, необходимыми для изготовления самодельных книжек – малышек.
Предполагаемый результат в ходе реализации проекта:
Семья:
- Родители владеют практическими умениями и навыками в воспитании будущего читателя.
- Семьи воспитанников активно включаются в жизнь детского сада: принимают участие в конкурсах, выставках, совместных мероприятиях с детьми, проводимых в детском саду.
Дети:
- Владеют культурно гигиеническими навыками при работе с книгой (расстояние от глаз до текста, иллюстрации, осанка и т.п.)
- Проявляют устойчивый интерес к тематически разнообразным произведениям, биографии автора, истории создания книги, процессу чтения, в том числе к чтению с продолжением.
- Описывают состояние героя, свое отношение к содержанию произведения, используя средства интонационной выразительности.
- Активно участвуют в процессах чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания иллюстраций.
- Называют любимые сказки и рассказы (три-четыре), запоминают и читают наизусть два-три стихотворения.
- Владеют техническими навыками и проявляют творческий подход в изготовлении самодельных книжек.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Мотивацией создания и осуществления проекта было то, что к нам в группу родители принесли разные книги. У детей сразу возникли вопросы. Какие бывают книги? Как они появились? В результате совместного обсуждения была выдвинута гипотеза: более глубокое и подробное знакомство с книгой, особенностями ее создания, ее хранилищем (библиотекой) будет способствовать более частому обращению детей к книгам, к бережному отношению к ним, к желанию изучать книги, рассматривать иллюстрации, а в дальнейшем и к желанию больше читать книги самостоятельно.
2 этап – планирование
| Образовательные области | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями | ||
| Социально-коммуникативное развитие | Беседа «Мои любимые книги» НОД «Откуда пришла книга» Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Как печатали книгу» Выставка в группе «Книги разные нужны, книги всякие важны» Показ кукольных спектаклей по мотивам русских народных сказок Сюжетно-ролевые игры «Сказки на ночь», «Мы участвуем в концерте», «Кукла Таня любит слушать сказки» Настольные и дидактические игры «Назови автора книги», «Разложи по порядку» (схема изготовления книги), «Расскажи сказку» | Памятка «Несколько советов родителям о том, чтобы чтение стало радостным» Участие семей воспитанников в пополнении книжного уголка группы Сбор материала об истории создания книги Консультация «Пришли мне чтения доброго» или «Что нужно и можно читать ребенку пятого года жизни» | ||
| Познавательное развитие | НОД «Книжки-малышки и книги-энциклопедии», «Кто участвует в создании книги», «Художники-иллюстраторы» Викторина «Угадай сказку» Чтение и заучивание стихов о книгах, читателях, библиотеке Экскурсия в детскую библиотеку № 10 – «Книжкин дом» Рассматривание книг по тематике в групповой библиотеке Экскурсия в библиотеки других групп | Экскурсия с детьми по семейной библиотеке Совместное участие родителей в литературных гостиных, утренниках, праздниках Подготовка к презентации самодельной семейной книжки на празднике | ||
| Речевое развитие | Чтение и заучивание стихов о книгах, читателях, библиотеке Показ спектакля для малышей по мотивам сказки «Репка» Творческое рассказывание «Книга, которую недавно прочитала мне мама» Ситуации общения: «Я покупаю книгу в магазине», «Как мы с мамой делали книжку-малышку дома», «Моя любимая книга», «Мое любимое стихотворение» | Разучивание стихов о книгах Ежедневное чтение книг детям Презентация самодельной семейной книжки на празднике Участие в празднике «Книжкины именины» Рассказы детей родителям о посещении детской библиотеки | ||
| Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Бабушкины сказки» по мотивам русских народных сказок Аппликация «Закладка для книги» Сбор фотографий для изготовления книги «Наша группа» Изготовление приглашения родителям на праздник « Книжкины именины» Оформление групповой библиотеки по разделам Изготовление масок для театрализованных представлений Ремонт «больных»книжек | Мастер-класс «Книжки-самоделки» Изготовление родителями совместно с детьми самодельных детских книжек для групповой выставки Привлечение родителей к оформлению книги «Наша группа» Подбор иллюстраций для групповой выставки «Герои детских книг» Помощь родителей в изготовлении кукол для детских спектаклей | ||
Физическое развитие | Пальчиковая гимнастика «Котята» Подвижные игры: «Гуси-гуси», «Кот и мыши» и др. с использованием героев детских книг Разучивание ритмического танца с книгой для праздника Сюжетно-игровые физкультурные занятия по детским сказкам Обучение детей правилам безопасного обращения с ножницами , степлером , клеем при ремонте книг | Помощь родителей в пополнении аудиотеки группы музыкой для ритмического танца к празднику Беседы родителей «Как правильно обращаться с книгой, чтобы книжка не заболела» Чтение детям произведения К.Чуковского « Мойдодыр» | |||
3 этап – практический
Дети, получив всю необходимую информацию, начинают практически осуществлять проект. На данном этапе используетсядеятельностный подход в обучении - самостоятельное добывание знаний детьми в процессе труда, как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное от занятий время, а также дома в семье. При осуществлении этого этапа воспитатель использует подготовленный план, проводит различные мероприятия, предлагает детям решить проблемные ситуации, направляет детей на создание развивающей среды в группе – библиотеки, использует разнообразные формы и методы работы для всестороннего развития детей.
4 этап – презентативный
Презентация проходит на итоговом мероприятии « Книжкины именины» с представлением выставки самодельных книжек-малышек, сделанных руками родителей и детей, детей в группе совместно с воспитателями. Родители приглашаются на этот праздник. Презентацией проекта является и вновь оформленный книжный уголок в группе – групповая библиотека. На этом этапе также дается оценка результатов выполнения проекта, анализируются достигнутые успехи и неудачи, проводится мониторинг детского развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Книжки-малышки»
Проект «Книжки-малышки» ...
проект "Книжки - малышки"
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего ж...
Детско-родительский проект "Книжка Малышка"
Книжка-малышка сделанная совмесно детьми и родителями позвалит поднять интерес к литературе и повысить самооценку детей за свой труд...
Проект "Книжка-малышка о драконах"
Вашему вниманию представляю проект, призванный развить у ребенка интерес к чтению, сделать его более увлекательным.Данный проект был разработан благодаря моим воспитанникам, подсказавшим мне идею!...
Проект "Книжки-малышки"
Проект детско-родительский, способствует возникновению и поддержанию интереса к книгам у детей младшего возраста...
Проект "Книжка малышка своими руками"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15719427","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15719444","...