Педагогический проект «Книжки-малышки»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Большакова Елена Андреевна

Педагогический проект «Книжки-малышки»

 

Вид проекта:  групповой, познавательно - творческий.

Продолжительность проекта: среднесрочный (2 месяца)

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), родители воспитанников, воспитатели.

Проблема: 

  • поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с художественной литературой;
  • недостаточное внимание уделяется чтению художественной литературы родителями детям;
  • замена книги на мультфильмы и компьютер.

 

Актуальность проекта

       В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. От взрослого в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

       Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

       Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями.

     В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры,  электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием редкого общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, недостаточное развитие коммуникативных функций. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.

       Таким образом, актуальность проекта обусловлена недостаточной востребованностью  книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.

Цель проекта: развитие у детей устойчивого интереса к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы; создание условий в группе для удовлетворения их познавательного интереса к книге; активное использование литературного опыта детей в их творческой деятельности; осознание родителями ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.

Задачи:

  1. Поддерживать интерес к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематики;
  2. Формировать у детей добрые чувства через художественную литературу,  уважительное отношение к книгам.
  3. Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности;
  4. Познакомить с историей создания книги, работой книжных издательств и библиотек, закреплять правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке и книжном уголке;
  5. Познакомить родителей с методами и приёмами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения
  6. Развивать творческую активность, словотворчество детей, родителей, сотворчество детей и родителей в овладении техническими навыками, необходимыми для  изготовления самодельных книжек – малышек.

 

Предполагаемый результат в ходе  реализации проекта:

         Семья:

  1. Родители владеют практическими умениями и навыками в воспитании будущего читателя.
  2. Семьи воспитанников активно включаются в жизнь детского сада:  принимают участие в конкурсах, выставках, совместных мероприятиях с детьми, проводимых в детском саду.

Дети:

  1. Владеют культурно гигиеническими навыками при работе с книгой (расстояние от глаз до текста, иллюстрации, осанка и т.п.)
  2. Проявляют устойчивый интерес к тематически разнообразным произведениям, биографии автора, истории создания книги, процессу чтения, в том числе к чтению с продолжением.
  3. Описывают состояние героя, свое отношение к содержанию произведения, используя средства интонационной выразительности.
  4. Активно участвуют в процессах чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания иллюстраций.
  5. Называют любимые сказки и рассказы (три-четыре), запоминают и читают наизусть два-три стихотворения.
  6. Владеют техническими навыками и проявляют творческий подход в изготовлении самодельных книжек.

 

Этапы реализации проекта

 

1 этап – подготовительный

 

Мотивацией создания и осуществления проекта было то, что к нам в группу родители принесли разные книги. У детей сразу возникли вопросы. Какие бывают книги?  Как они появились?  В результате совместного обсуждения была выдвинута гипотеза: более глубокое и подробное знакомство с книгой, особенностями ее создания, ее хранилищем (библиотекой)  будет способствовать более частому обращению детей к книгам, к бережному отношению к ним, к желанию изучать книги, рассматривать иллюстрации, а в дальнейшем и к желанию больше читать книги самостоятельно.

 

 

 

2 этап – планирование

 

 

Образовательные

области

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

 

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Мои любимые книги»

НОД «Откуда пришла книга»

Чтение стихотворения

С. Я. Маршака «Как печатали книгу»

Выставка в группе «Книги разные нужны, книги всякие важны»

Показ кукольных спектаклей по мотивам русских народных сказок

Сюжетно-ролевые игры «Сказки на ночь», «Мы участвуем в концерте», «Кукла Таня любит слушать сказки» Настольные и дидактические игры «Назови автора книги», «Разложи по порядку» (схема изготовления книги), «Расскажи сказку»

Памятка «Несколько советов родителям о том,  чтобы чтение стало радостным»

Участие семей воспитанников в пополнении книжного уголка группы

Сбор материала об истории создания книги

Консультация «Пришли мне чтения доброго» или «Что нужно и можно читать ребенку пятого года жизни»

 

Познавательное

развитие

НОД «Книжки-малышки и книги-энциклопедии», «Кто участвует в создании книги», «Художники-иллюстраторы»

Викторина «Угадай сказку»

Чтение и заучивание стихов о книгах, читателях, библиотеке

Экскурсия в детскую библиотеку № 10 –

«Книжкин дом»

Рассматривание книг по тематике в групповой библиотеке

Экскурсия в библиотеки других групп

Экскурсия с детьми по семейной библиотеке

Совместное участие родителей в литературных гостиных, утренниках, праздниках

Подготовка к презентации самодельной семейной книжки на празднике

 

Речевое развитие

Чтение и заучивание стихов о книгах, читателях, библиотеке

Показ спектакля для малышей  по мотивам сказки «Репка»

Творческое рассказывание «Книга, которую недавно прочитала мне мама»

Ситуации общения: «Я покупаю книгу в магазине», «Как мы с мамой делали книжку-малышку дома», «Моя любимая книга», «Мое любимое стихотворение»

Разучивание стихов о  книгах

Ежедневное чтение книг детям

Презентация самодельной семейной книжки на празднике

Участие в празднике «Книжкины именины»

Рассказы детей родителям о посещении детской библиотеки

 

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Бабушкины сказки» по мотивам русских народных сказок

Аппликация «Закладка для книги»

Сбор фотографий для изготовления книги «Наша группа»

Изготовление приглашения родителям на праздник « Книжкины именины»

Оформление групповой библиотеки по разделам Изготовление масок для театрализованных представлений

Ремонт «больных»книжек

Мастер-класс «Книжки-самоделки»

Изготовление родителями совместно  с детьми самодельных детских книжек для групповой выставки

Привлечение родителей к оформлению  книги «Наша группа»

Подбор иллюстраций для групповой выставки «Герои детских книг»

Помощь родителей в изготовлении кукол для детских спектаклей

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика «Котята»

Подвижные игры: «Гуси-гуси», «Кот и мыши» и др. с использованием героев детских книг

Разучивание ритмического танца с книгой для праздника

Сюжетно-игровые физкультурные занятия по детским сказкам

Обучение детей правилам безопасного обращения с ножницами , степлером , клеем

при ремонте книг

Помощь родителей в пополнении аудиотеки группы музыкой для ритмического танца к празднику

Беседы родителей «Как правильно обращаться с книгой, чтобы книжка не заболела»

Чтение детям произведения К.Чуковского

« Мойдодыр»

      

 

3 этап – практический

 

Дети, получив всю  необходимую информацию, начинают практически осуществлять проект. На данном этапе используетсядеятельностный подход в обучении - самостоятельное добывание знаний детьми в процессе труда, как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное от занятий время, а также дома в семье. При осуществлении этого этапа воспитатель использует подготовленный план, проводит различные мероприятия, предлагает детям решить проблемные ситуации, направляет детей на создание развивающей среды в группе – библиотеки, использует разнообразные формы и методы работы для всестороннего развития детей.

 

4 этап – презентативный

 

Презентация проходит на итоговом мероприятии « Книжкины именины» с представлением выставки самодельных книжек-малышек, сделанных руками родителей и детей, детей в группе совместно с воспитателями. Родители приглашаются на этот праздник. Презентацией проекта является и вновь оформленный книжный уголок в группе – групповая библиотека. На этом этапе также дается оценка результатов выполнения проекта, анализируются достигнутые успехи и неудачи, проводится мониторинг детского развития.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Книжки-малышки»

Проект «Книжки-малышки»  ...

проект "Книжки - малышки"

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего ж...

Детско-родительский проект "Книжка Малышка"

Книжка-малышка сделанная совмесно детьми и родителями позвалит поднять интерес к литературе и  повысить самооценку детей за свой труд...

Проект "Книжка-малышка о драконах"

Вашему вниманию представляю проект, призванный развить у ребенка интерес к чтению, сделать его более увлекательным.Данный проект был разработан благодаря моим воспитанникам, подсказавшим мне идею!...

Проект "Книжки-малышки"

Проект детско-родительский, способствует возникновению и поддержанию интереса к книгам у детей младшего возраста...

Проект "Книжка малышка своими руками"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15719427","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15719444","...