Педагогическая мастерская по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал (старшая группа)
«Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_shahmaty.docx | 21.56 КБ |
shahmaty.pptx | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П.ПАНГОДЫ»)
ул .Ленина, дом 14, п. Пангоды, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629757 телефоны: факс 8(34995)6-29-66 заведующий, 8(34995)6-06-53 медкабинет; Е-mail: iskorkapangod@mail.ru, ОГРН 1148903000102, ИНН/КПП 8903033682/890301001,ОКПО 31427844, р\с 40701810471863000002 РКЦ НАДЫМ г. НАДЫМ
Педагогическая мастерская
по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста.
«Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для дошкольников»
Подготовили воспитатели:
Золотухина Надежда Валерьевна
Пангоды 2019г
Цель: познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми
для обучения детей игре в шахматы.
2. Формировать умение играть в шахматы.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.
Теоретическая часть
Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.
Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия. Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает - король мертв.
Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.
Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Весь процесс обучения детей шахматам в ДОУ строится на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса. Дети познают дух соперничества и соревнования. Ведь если ты любишь шахматы, не страшен проигрыш, страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.
А теперь уважаемые участники, я предлагаю Вам отправиться в сказочное королевство шахматных чудес! Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.
Практическая часть
1. «Шахматная доска» Нам нужно 3 человека
Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Слайд №2 Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. А сейчас уважаемые путешественники, возьмите фигуры и выложите на своей доске линии, какие вы запомнили. (Участники выполняют задание)
Пока наши путешественники заняты, я хочу познакомить вас с шахматной легендой. Согласно индийской легенде, шахматы были изобретены человеком по имени Сиса, воспитателем принца. Сиса создал игру, чтобы объяснить своему ученику, что король ничего не стоит без поддержки своих подданных. В награду за изобретение Сиса попросил зернышко пшеницы за первое поле шахматной доски, два зернышка за второе, четыре за третье и так далее, удваивая число зерен с каждым последующем полем. Это казалось скромной просьбой, но выяснилось, что общее число зерен превышало весь мировой запас зерна!
Задание выполнено, а сейчас назовите линии, которые вы выложили. Правильно, молодцы, все справились.
2. «Шахматный театр» слайд №3 здесь нам нужно 7 человек
В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому часто устраиваются шахматные спектакли. Уважаемые путешественники, приглашаю Вас на театрализованное представление – «Шахматная репка». Наша шахматная сказка начинается. Возьмите каждый себе повязку с шахматной фигурой, а эта шапка и будет репка. Итак, посадил король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел король репку тянуть, тянет-потянет, не может вытянуть. Позвал король ферзя, стали они вдвоем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал ферзь ладью, стали они втроем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала ладья слона, стали они вчетвером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал слон коня, стали они впятером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал конь пешку, стали они вшестером репку тянуть, тянут-потянут, вытянули репку. Молодцы, замечательная сказка у нас получилась. Таким образом мы заинтересовываем деток игрой, знакомим детей и закрепляем названия шахматных фигур.
3. Игра «Чудесный мешочек»
Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Я предлагаю нашим путешественникам поиграть с ними. Найдите фигуру в мешочке на ощупь и угадайте кто это.
Игра закончилась. Вы молодцы, очень славно потрудились и поиграли. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса и вручить вам золотые медали.
В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.
Чтобы передать свои знания и любовь к шахматам детям, мы создали и реализуем в детском саду проект «Белая ладья», в который вошли все те игровые ситуации, которые мы вам сегодня представили.
Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение — однозначно. Таким образом мы учим детей учиться!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«УЧУ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Приемы обучения игре в футбол детей дошкольного возраста»
Обучение элементам футбола можно начинать в старшей группе детского сада....
Мастер-класс по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста.
Познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста....
Статья "Обучение игре в шахматы с дошкольного возраста."
Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разн...
«Методы и приемы используемые при обучения игре на металлофоне детей дошкольного возраста в ДОУ.
laquo;Методы и приемы используемые при обучения игре на металлофоне детей дошкольного возраста в ДОУ....
Мастер – класс «Приемы обучения игре в футбол детей дошкольного возраста»
Обучение элементам футбола можно начинать в старшей группе детского сада. Ребята овладевают техникой действий с мячом при многократном повторении упражнений. Упражнения должны быть разнообразными, инт...
Рабочая программа дополнительного образования «Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста»
Рабочая программа дополнительного образования «Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста»...