"Контакт детей дошкольного возраста со сверстниками"
статья
Детей нужно учить дружить. Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн и секретов, выдумок и проказ, радостей, да и огорчений тоже. Ясно, что без мелких ссор и обид не обходятся ни одни человеческие отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
« Контакт детей дошкольного возраста со сверстниками»
Интерес детей друг к другу возникает уже в первый год жизни. И вы, наверное, не раз замечали, как малыши с первых шагов проявляют неподдельный интерес к своим ровесникам. Задача воспитателя – помочь малышу увидеть в ровеснике не столько интересный объект для изучения, сколько человека, с которым можно общаться, дружить. Чем раньше дети откроют для себя новые грани человеческих взаимоотношений, тем ярче и интереснее станет их жизнь, тем легче они в дальнейшем будут вливаться в коллектив.
Опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом определяет особенности его самосознания, его отношение к миру и самочувствие среди других людей. Общение со сверстниками обогащает жизнь маленьких детей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создаёт условия для появления творческого, самобытного начала в ребёнке. Кроме того, оно подготавливает к последующему содержательному общению со сверстниками, облегчает привыкание в детском коллективе.
Детей нужно учить дружить. Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн и секретов, выдумок и проказ, радостей, да и огорчений тоже. Ясно, что без мелких ссор и обид не обходятся ни одни человеческие отношения.
Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения. На протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками.
К 2 годам складывается первая форма коммуникации со сверстниками - эмоционально-практическая. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.
В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем» что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.
Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая, друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. У дошкольников возникает интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах.
У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, непримиримость в оценке товарищей. На 5-м году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.
Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью.
Высказывания в адрес сверстника, так или иначе, связаны с собственным «я» ребенка. Младшие дошкольники разговаривают, прежде всего, о том, что они видят, или о том, что у них есть. Они стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание сверстников с помощью предметов, которыми обладают. Занимая у младших особое место, такие темы сохраняются на протяжении всего дошкольного возраста.
Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается. В 5-7 лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее» («кем я буду, когда вырасту»).
Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми. Рассмотрим их типичные причины.
В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенной причиной конфликтов со сверстниками выступает обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Игрушка для малыша более привлекательна, чем сверстник. Она заслоняет партнера и тормозит развитие положительных взаимоотношений. Дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем-то превзойти товарища. Ему необходима уверенность в том, что его замечают, и ощущать, что он самый хороший. Среди детей малышу приходится доказывать свое право на уникальность. Он сравнивает себя со сверстником. Но сравнение очень субъективно, только в его пользу. Ребенок видит сверстника как предмет сравнения с собой, поэтому сам сверстник и его личность не замечаются. Интересы ровесника чаще игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот начинает мешать. И тогда сразу же сверстник получает суровую оценку, соответствующую характеристику. Ребенок ждет от ровесника одобрения и похвалы, но поскольку он не понимает, что и другому требуется то же самое, ему трудно похвалить или одобрить товарища. Кроме того, дошкольники плохо осознают причины поведения других.
Они не понимают, что сверстник - такая же личность со своими интересами и потребностями.
К 5-6 годам число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.
Возраст 5 лет характеризуется взрывом всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику. После 4 лет сверстник делается более привлекательным, чем взрослый. С этого возраста дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием их общения становится совместная игровая деятельность. Общение детей начинает опосредоваться предметной или игровой деятельностью. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку яркими эмоциями. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще, чем в других возрастах, проявляется конфликтность, обидчивость, агрессивность. Сверстник становится предметом постоянного сравнивания с собой, противопоставления себя другому. Потребность в признании, уважении оказывается главной в общении, как с взрослым, так и сверстником. В этом возрасте активно формируется коммуникативная компетентность, которая обнаруживается в решении конфликтов и проблем, возникающих в межличностных отношениях со сверстниками.
Личность ребенка формируется в процессе постоянного взаимодействия с другими людьми. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обуславливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей.
Уже в дошкольном возрасте общение и взаимодействие ребенка со сверстниками нередко преобладает над общением с родителями. Условия «домашней» социализации необходимы, но недостаточны для полноценного личностного развития. Многие коммуникативные навыки и личностные качества, способствующие социализации ребенка, закладываются и формируются в условиях образовательных учреждений, где дети имеют возможность общаться на равных в системе «ребенок – ребенок».
Таким образом, общение с взрослым и со сверстником способствует развитию личности ребенка с разных сторон. В общении с взрослым ребенок учится говорить и делать в соответствии с общепринятыми нормами, учится слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстниками решаются другие задачи – выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального развития ребенка ему необходимо общение не только с взрослым, но и с другими детьми.
Особенности психологии детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст очень ответственный, особенно для родителей ребенка. В этом возрасте формируются основы личности ребенка, появляются взаимоотношения со своими сверстниками, которые оказывают влияние на развитие личности. Возраст от четырех до семи лет относительно спокойный в плане физического развития ребенка. Он уже сам кушает, хорошо разговаривает, ходит и бегает, у него устоявшийся режим дня. Особенностью детей этого возраста является то, что он во всем подражает взрослым: манере разговаривать, поведению, жестам, интонациям в голосе. Поэтому родителям, как никогда, нужно следить за своим поведением, стать примером для своего ребенка. В общении со сверстниками у детей дошкольного возраста еще очень развит эгоизм. У них еще не развита взаимопомощь и взаимовыручка. Отобрав игрушку, ребенок будет радоваться, что игрушка в его руках, и даже не обратит внимания на слезы обиженного ребенка. Таковы особенности психологии детей этого возраста. В это период как раз и начинает закладываться коллективистская психология, гуманизм. Особенности воспитания детей дошкольного возраста
Воспитание ребенка должно учитывать, что их психология имеет свои особенности. Именно в этом возрасте нужно учить ребенка считаться с потребностями и нуждами других людей. Очень важно обучать ребенка навыкам коллективного общения. Спокойно объясняйте ребенку, почему нельзя забирать все игрушки, как дождаться очереди в играх. В этом возрасте важно воспитывать в ребенке нравственные качества. Читая книги или смотря кино, обсуждайте с ребенком поступки героев. Почему так делать хорошо, а так - плохо. Особое внимание стоит уделить воспитанию гуманного отношения к людям, животным, окружающей природе. Интерес к окружающему миру безграничен у детей дошкольного возраста. Терпеливо отвечайте на все вопросы ребенка в доступной и понятной для него форме.
Детская дружба.
Детская дружба разделена психологами по разным возрастам, потому что в дружбе у детей в разный возраст преобладают различные факторы. Но также следует учитывать, что психоэмоциональное развитие детей одного возраста может сильно различаться.
Многие родители с самого рождения ребенка задают себе вопрос: как понять ребенка. Психология воспитания детей является отдельным направлением психологии, но самый главный совет - любите своих детей и поймите, что это отдельная от вас личность. Возрастная психология детей делится по возрастам: психология детей 2-3 лет, психология детей 5-6 лет. Если ребенку 10 лет, то психология выделяет этот возраст в отдельный вид - подростковая психология детей.
Психология дружбы детей 2-3 лет
Потребность в контактах с ровесниками в это время минимальна. Очень тесна связь с мамой, и в других детях малыши видят конкурентов. Дети в этом возрасте часто испытывают беспокойство, что другой ребенок завладеет игрушкой или вниманием мамы. Дети в этом возрасте играют рядом, но не вместе. Но контакты уже возникают. Малыш может просить обменять игрушку у соседа по песочнице. Эгоцентризм свойственен детям этого возраста.
Психология детей 4-5-6-7 лет
В это время начинаются настоящие дружеские отношения между детьми. В детском коллективе они завязываются достаточно быстро и интенсивно. Младшие дошкольники чаще готовы назвать другом того, кто сделал им что-то хорошее – угостил сладостями, дал свою игрушку. Пяти-шестилетние дети обращают много внимания на совместную игру. После совместной игры такие новые друзья в этом возрасте легко забываются, если жизнь не сталкивает с ними снова. Настоящими друзьями становятся те, кто часто встречаются – ходят в один детский сад, в одну спортивную секцию, живут рядом и часто гуляют в одном дворе.
Психология детей 7-10 лет
Дети уже могут анализировать поступки сверстников и взрослых, что-то принимая, а что-то отвергая. Как правило, друзей они ищут среди детей со схожими интересами. Ребятам не только интересно вместе играть, они ходят в один и тот же кружок, делятся друг с другом интересными новостями, где-то соперничают в достижениях. Дети этого возраста еще на многие вещи смотрят сквозь призму собственной личности. Поэтому в выборе друзей имеются эгоистические мотивы. Дети объединяются по принципу доброжелательного отношения.
Важная задача родителей понять особенности своего малыша, помочь ему понять смысл дружбы, научить разбираться в людях, их мотивах, самостоятельно отличать искреннюю дружбу от потребительского общения. Очень хорошо, если ребенок слышит рассказы родителей о верных друзьях вашего детства. Способность к дружбе лучше всего воспитывается на личном примере
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-506782-1414240677.jpg)
«Проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками».
Статья для сборника в рамках V Международной заочной научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание молодёжи в условиях образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-674085-1443208135.jpg)
общение детей дошкольного возраста со сверстниками.
В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом перв...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/11/picture-577499-1670760695.jpg)
Статья "Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками"
Раскрывается понятие общения, его психологические основы, рассматриваются особенности общения детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/22/picture-484709-1411412240.jpg)
Основы общения детей дошкольного возраста со сверстниками
Сверстники являются главными субъектами социальной интеракции дошкольника...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-443781-1414448179.jpg)
Роль общения в детей дошкольного возраста со сверстниками
Специфика общеﹶния дошкольников со сверﹶстниﹶками во многом отлиﹶчаетﹶся от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопрﹶовожﹶдаютﹶся резкими ин...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/31/picture-905788-1522498749.jpg)
ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/21/picture-1356691-1634811588.jpg)
Консультация "Психология контактов детей дошкольного возраста со сверстниками"
Консультация "Психология контактов детей дошкольного возраста со сверстниками"...