«Проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками».
статья на тему
Статья для сборника в рамках V Международной заочной научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание молодёжи в условиях образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками».
Давыдик О.Л., Иванова О. В., Буланова Л, В., Конзалаева Л. А.
Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад №336», г. Омск, Россия.
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания дошкольников. В период корректировки системы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями перед педагогами БДОУ встал вопрос о выборе направления непосредственной образовательной деятельности. В результате переработки педагогических программ, наше внимание привлекла концепция личностно-ориентированного образования.
В современной науке существует несколько авторов личностно-ориентированного образования, которые наиболее известны в этой области и концепции которых имеют самостоятельную целостность.
В. В. Сериков разрабатывает сущностные основы личностно-ориентированного образования. В его модели ребенок является субъектом жизнедеятельности, поэтому В. В. Сериков предлагает строить обучение на основе его жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества и т.п.). По его мнению, важно обеспечить, прежде всего, личностный рост, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию и другое.
Е. В. Бондаревская является автором культурологической концепции личностно-ориентированного образования. Она предполагает создание целостного личностно-ориентированного педагогического процесса; считает культуросообразность ведущим принципом педагогического процесса. В ее модели ребенок развивается не только как субъект познания, субъект жизнедеятельности, но и как субъект культуры - ее носитель, хранитель, пользователь, творец.
И. С. Якиманская разрабатывает субъектно-личностный подход, предполагающий отношение к каждому ребёнку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости. Без этого невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный педагог, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
В концепции И. С. Якиманской целью личностно-ориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребенка, их "окультуривание", превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам. [info@pligin.ru]
На наш взгляд, воспитательные возможности личностно-ориентированного образования в духовно-нравственном воспитании дошкольников, наиболее полно возможно раскрыть, используя концепцию И.С. Якиманской.
Перед использованием данного субъектно-личностного подхода в воспитательном процессе нашего БДОУ, совместно с педагогом–психологом нами была проведена диагностика уровня воспитанности дошкольников (в ОС «Школа 2100» «Детский сад 2100»). В результате анализа диагностических данных были выявлены большие коммуникативные проблемы дошкольников, причинами возникновения которых, на наш взгляд, являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания, отвержение, излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.
Второй причиной являются психофизические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.
И последний момент: на особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка. Взрослым, из окружения ребенка, не следует стремиться переделать его, а следует опираться на положительные черты типов темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). [1,с. 59-64]
Работая с детьми уже на протяжении нескольких лет, мы, как и многие педагоги, считаем, что и детям, и взрослым сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Можно отметить, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к детскому саду. Приходится констатировать то, что дети сейчас иначе общаются друг с другом. От замены многих способов детского времяпровождения бесцельным просмотром телевизионных передач и игрой в компьютер, от изменения мотивов детского собирательства и коллекционирования зависит выбор более жестких и агрессивных способов общения. Поэтому еще большая ответственность возлагается на педагогов в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Дошкольное детство, короткий период жизни человека, именно первые шесть-семь лет, имеет для него очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда более бурно и стремительно; из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец постепенно превращается в относительно самостоятельную, активную личность; развиваются все стороны психики ребенка, и тем самым закладывается фундамент для дальнейшего личностного роста. А общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Именно в нем он усваивает нормы общественного поведения, учиться общаться с детьми, обращать внимание на эмоциональное состояние партнеров и проявлять к ним доброжелательность, отзывчивость и другие социальные чувства. Только придя в детский сад, это общение еще не носит постоянного характера, оно возникает спонтанно и быстро затухает, так как дети младшего дошкольного возраста еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Попав в новые социальные условия, меняется весь привычный образ жизни ребенка, возникают новые отношения с людьми. Смена обстановки часто сопровождаются повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности и повышением агрессивных реакций.[3,с.36]
Как научить дошкольников жить среди сверстников? Каковы пути и средства формирования у них умения дружно играть и заниматься? Как воспитать у каждого желание стать членом детского общества, испытывая удовлетворение от совместной деятельности и общения с ровесниками?
Решение проблем общения детей со сверстниками в процессе формирования гармоничной, основанной на традиционных для отечественной культуры ценностях и смыслах – это одна из проблем даже не теории, а методики и практики дошкольного воспитания. Народная мудрость гласит: «Дети не являются детьми своих родителей, потому что они – дети своего времени». Поэтому коллектив нашего дошкольного учреждения и мы в частности, начиная от младшей и до подготовительной к школе группы, стараемся формировать социальные и нравственные представления, эмоции и чувства одновременно с осуществлением всех задач общеинтеллектуального и общекультурного развития. Для реализации этой цели в процесс непосредственной образовательной деятельности с детьми, мы активно включаем приемы развития социальных эмоций и разные способы организации совместной деятельности воспитанников, о которых говорил еще А.С.Макаренко: в парах, подгруппах и группах. Овладев которыми, дети уже сейчас имеют возможность «переносить» все сформированные социальные и нравственные представления и чувства в другие коммуникативные ситуации, связанные с иными видами деятельности: предметно-игровой, игровой, экспериментирования и т.д. Именно поэтому в непосредственной образовательной деятельности мы планируем как комплексную и интегрированную, что обеспечивает комплексное психолого-педагогическое сопровождение социально-нравственного развития воспитанников БДОУ.[2,с. 8-11]
В процессе духовно-нравственного воспитания мы формируем у детей чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других качеств. В процессе самостоятельной творческой деятельности, в режимных моментах мы развиваем лучшие нравственные качества личности, поэтому не случайно наше БДОУ реализует Программу развития по направлению «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности».
Общение со сверстниками и с взрослыми не может заменить ни видеомагнитофон с мультиками, ни компьютер с диггерами. Однако наша помощь должна быть точной и тонкой. Ни в коем случае не заставлять его делать то, чего он не хочет! Наша задача здесь не в том, чтобы ломать или преодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) свои желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам. Но делать дело ребенок должен сам. Не под нашим нажимом или давлением, а по собственному желанию и решению. Только такая помощь может способствовать становлению его собственных качеств личности. А показателями благополучной для ребенка обстановки будут являться выраженное переживание удовлетворения от общения с близкими людьми; уверенность в своих силах, удовлетворение собой; умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих; ощущение свободы, автономности при общении с окружающими. Мы, педагоги БДОУ г.Омска «Детский сад № 336», надеемся, что зерна, посеянные нами в души детей, дадут ростки поколения высокой духовной нравственности.
Список литературы:
- Клюева Н. В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1997. – С. 59-64.
- Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий. Айрис-пресс, Москва 2009 - С. 8-11.
- Пазухина И. А. Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика /май июнь/2004 – 36с.
- info@pligin.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-674085-1443208135.jpg)
общение детей дошкольного возраста со сверстниками.
В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом перв...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/11/picture-577499-1670760695.jpg)
Статья "Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками"
Раскрывается понятие общения, его психологические основы, рассматриваются особенности общения детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/22/picture-484709-1411412240.jpg)
Основы общения детей дошкольного возраста со сверстниками
Сверстники являются главными субъектами социальной интеракции дошкольника...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/09/picture-1488670-1696832837.jpg)
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
В статье анализируются возрастные закономерности общения в дошкольном возрасте, указываются основные направления развития общения в дошкольном детстве, приводятся результаты эмпирического исследования...
Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками . Студент КГА ПОУ ДИТК
Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников.Участие дошкольников в таких играх способствует их настойчивости, развивает упорство, стр...
Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками
сборник игры направлен на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения...
Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками
Игра в дошкольном возрасте имеет большое значение для развития. Игры в процессе обучения вызывают большой интерес у дошкольников. Это игры, застав...