Консультация для педагогов на тему "Чем отличаются формирование универсальных учебных действий в школе от развития целевых ориентиров готовности в детском саду?"
консультация (подготовительная группа)
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию консультацию на тему: «Чем отличаются формирование учебных действий в школе от развития целевых ориентиров в детском саду?»
Для начала определимся, что означают понятия «Целевые ориентиры готовности в дошкольном учреждении» и «Универсальные учебные действия в школе». Начнем с первого понятия.
Не секрет, что содержание образовательной программы любого дошкольного учреждения определяет федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Он же предъявляет требования к оптимальному уровню развития дошкольника, находящегося в той или иной возрастной категории.
Эти требования в ФГОС представлены в виде целевых ориентиров, под которыми понимаются социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Почему мы говорим о возможных достижениях ребенка? На этот вопрос исследователи нашли три ответа.
Во-первых, существует множество вариантов развития дошкольника, обусловленных тем, что каждый ребенок развивается индивидуально, гибко, в соответствии со своими личностными характеристиками.
Во-вторых, несмотря на то, что в последнее время дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, оно не является обязательным. Родители ребенка или его законные представители сами вправе решать, отдавать им ребенка в детский сад или нет.
В третьих, современная система дошкольного образования включает в себя дошкольные учреждения трех категорий. К третьей (низшей) категории отнесены детские сады, реализующие ФГОС. Ко второй категории - детские сады, реализующие ФГОС с превышением по одному или нескольким направлениям развития (прим.: интеллектуальное, физическое, эстетическое и др.). К первой (высшей) категории отнесены детские сады, реализующие ФГОС с превышением по всем направлениям развития (прим.: Центр развития ребенка). Детей, посещающих ДОУ разных категорий, учат по-разному.
Таким образом, все это делает неправомерным требование от дошкольника конкретных образовательных достижений и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
В Стандарте прописаны целевые ориентиры для детей младенческого и раннего возраста, а также для детей, завершающих дошкольное образование. В рамках нашей консультации мы будем говорить о целевых ориентирах для детей, находящихся на этапе завершения дошкольного образования.
Отмечу, что перечень данных целевых ориентиров достаточно обширен, но если их обобщить, мы получим следующий социальный портрет дошкольника 7 лет – выпускника дошкольного учреждения:
- эмоционально отзывчивый;
- физически развитый;
- любознательный, активный, креативный, жизнерадостный;
- социализированный, коммуникабельный, дружелюбный, толерантный;
- ответственный, правдивый, совестливый;
- самостоятельный, инициативный, сообразительный, волевой.
К ключевым признакам целевых ориентиров дошкольного образования относятся:
- целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга);
- целевые ориентиры не является основанием для их формального сравнения с реальными достижениями дошкольников;
- степень достижения целевых ориентиров выпускниками ДОУ не является основанием для проведения объективной оценки качества образовательной деятельности, реализуемой в дошкольном учреждении;
- освоение целевых ориентиров не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников;
- целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Теперь перейдем ко второму понятию «Универсальные учебные действия (УУД) в школе». Согласно Концепции федеральных государственных стандартов общего образования под УУД в широком значении стоит понимать степень освоения учащимися конкретных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а также совокупность обобщенных действий учащихся, отражающих их способность к самосовершенствованию за счет приобретения и накопления нового социального опыта.
В узком значении УУД – это действия, помогающие научить человека учиться.
Существуют 4 вида УУД:
- Коммуникативные УУД – обеспечивают возможности сотрудничества, умение слушать и слышать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную работу, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, поддерживать друг друга.
- Познавательные УУД – включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации.
- Регулятивные УУД – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
- Личностные УУД – позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Формирование данных видов УУД направлено на достижение следующих результатов:
- личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;
- метапредметные результаты – освоение учащимися необходимого уровня коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД;
- предметные результаты – освоение обучающимися знаний, характерных для каждой предметной области, приобретение опыта по использованию и преобразованию полученных знаний.
К ключевым признакам УУД в школе относятся:
- Формирование психологических особенностей обучающихся;
- Метапредметный характер (не относятся к какому-либо одному учебному предмету);
- Присутствие в основе любой деятельности обучающегося;
- Исключительно качественная оценка.
Согласно исследователям, УУД целесообразно формировать на протяжении всей школьной жизни учащегося. Однако наибольшее значение такое формирование имеет в начальной школе, где ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить и сопереживать.
После того как мы определили сущность понятий «Целевые ориентиры готовности» и «Универсальные учебные действия», перейдем к способам их формирования и развития.
Начнем с целевых ориентиров готовности дошкольников. Для их развития в настоящее время существуют разные способы. Так, например, для развития инициативы и самостоятельности стоит применять игры, познавательно-исследовательскую деятельность, конструирование и др. Другими словами, те способы, где ребенок сам способен самостоятельно выбирать род занятий, участников по совместной деятельности.
Для социально-личностного развития дошкольников лучше всего применять сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Почта», «Парикмахерская» и др., играя в которые дети применяют свои знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздают социальные отношения.
Творческое развитие ребенка осуществляется при помощи рисования, придумывания сказок, танцев, пения, рассматривания сюжетных картин.
В целом, для развития целевых ориентиров готовности в детском саду необходимы 3 основных условия:
- Наличие развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
- Использование в ДОУ новых современных инновационных образовательных технологий (проектная и экспериментально-исследовательская деятельность; квест-технология и кейс-технология, интерактивные формы работы с детьми, трудовая деятельность и др.).
- Оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.
В свою очередь, выбор способов формирования универсальных учебных действий зависит от того, какой вид УУД в настоящий момент является приоритетным.
Так, например, для формирования познавательных УУД необходимо применять задания на мышление и логику, такие как «Найди отличия», «Лабиринт», «На что похоже», моделирование и др.
Формирование регулятивных УУД требует применение контрольных опросов на определенную тему, поиска ошибок в тексте, диспута и др.
Формирование личностных УУД определяют творческие задания, такие как групповое проектирование, ведение портфолио, групповое составление кроссворда и др.
Наконец, для формирования коммуникативных УУД необходимо применение методов активного слушания, критического мышления (прим.: мозговой штурм), выступление с докладами перед большой аудиторией и др.
Таким образом, на основание всего вышесказанного можно сделать вывод, что формирование УУД в школе и развитие целевых ориентиров в детском саду имеют одинаковую направленность – научить детей самостоятельно принимать решения на основании имеющихся ресурсов (знания, опыт, материалы, время) и постоянно совершенствовать свои знания.
Отличия в способах реализации этих процессов обусловлено, в первую очередь, разными возрастными аудиториями. Если в детском саду наибольший акцент делается на игру, то в школе основной упор делается на творческие и групповые задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 452.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Целевые ориентиры в ДО – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования
Любознательный, активный, креативный, жизнерадостный Социализированный, коммуникабельный, дружелюбный, толерантный Эмоционально-отзывчивый Физически-развитый Ответственный, правдивый, совестливый Самостоятельный, инициативный, сообразительный, волевой
УУД в школе – это степень освоения учащимися конкретных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а также совокупность обобщенных действий учащихся, отражающих их способность к самосовершенствованию за счет приобретения и накопления нового социального опыта
Л ичностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию М етапредметные результаты освоение учащимися необходимого уровня коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД П редметные результаты освоение обучающимися знаний, характерных для каждой предметной области, приобретение опыта по использованию и преобразованию полученных знаний
Способы развития целевых ориентиров готовности в ДО Сюжетно-ролевые игры Познавательно-исследовательская деятельность Конструирование Развитие инициативы и самостоятельности Сюжетно-ролевые игры Экскурсии Беседы Социально-личностное развитие Рисование Придумывание сказок, песен, танцев Рассматривание сюжетных картин Творческое развитие
Наличие развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной Использование в ДОУ новых современных инновационных образовательных технологий Оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами
Способы формирования УУД в школе Групповое проектирование Совместное составление кроссворда Ведение портфолио Формирование личностных УУД Задания на логику («На что похоже») Задания на мышление («Лабиринт») Моделирование Формирование познавательных УУД Контрольные опросы Диспут Поиск ошибок в тексте Формирование регулятивных УУД Выступления с докладами Методы критического мышления Методы активного слушания Формирование коммуникативных УУД
ВЫВОД Формирование УУД в школе и развитие целевых ориентиров в детском саду имеют одинаковую направленность – научить детей самостоятельно принимать решения на основании имеющихся ресурсов (знания, опыт, материалы, время) и постоянно совершенствовать свои знания Отличия в способах реализации этих процессов обусловлено, в первую очередь, разными возрастными аудиториями. Если в детском саду наибольший акцент делается на игру, то в школе основной упор делается на творческие и групповые задания
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе».
Проект на тему:«Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе»....
Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников...
Методическая разработка группового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР (в контексте формирования универсальных учебных действий), участвовавшая в сетевом конкурсе методических разработок в дошкольной образовательной
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих ...
Формирование универсальных учебных действий у старших дошкольников в процессе подготовки к школе.
Представление опыта «Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников в процессе подготовки к школе» на районном семинаре учителей начальных классов «Формирование УУД в начальной школе»....
Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации современных образовательных технологий развития ребенка.
Для воспитателей ДОУ...
Формирование универсальных учебных действий на основе фонематического развития"
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем, освоения письма и чтения....
Программа конференции "Формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению в начальной школе»,2019
Программа конференции "Формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению в начальной школе",2019...