Развивиющие игры как средства формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.
статья

Юлия Владимировна Малыхина

: На первый план сегодня выходит образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность темы: На первый план сегодня выходит образовательные

результаты надпредметного, общеучебного характера. В начальной школе,

изучая разные предметы, обучающийся на уровне возможностей своего

возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности,

овладеть коммуникативными и информационными умениями быть готовым к

продолжению образования. Успешное обучение в начальной школе

невозможно, без формирования у младших школьников, учебных умений,

которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности

обучающегося. В тоже время возрастные особенности развития перехода от

игровой к учебной познавательной деятельности, что осуществляется далеко не

всегда.

Поэтому проблема взаимодействия игровой и учебно-познавательной

деятельности является актуальной.

Проблема: организации учебно-познавательной деятельности.

 4

В педагогической литературе познавательная деятельность рассматривается,

как процесс организации деятельности по обогащению знаний, формированию

умений и навыков, форм поведения у обучающихся.

Учебно-познавательная деятельность,-это в первую очередь, систематическое

овладение знаниями, умениями и навыками.

Как вид социальной деятелности, заключается в сотрудничестве обучающегося

и педагога с целью развития познавательной и социальной сфер школьника.

Учебно-познавательная деятельность изначально не является ведущей у

младших школьников. Младший школьный возраст является периодом, когда в

процессе развития осуществляется переход от игровой деятельности, к

деятельности учебной. Данный переход обеспечивает преемственностью

содержаний этих двух видов деятельности.

Объектом исследования: выступает процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования: возможности использования дидактической игры, на

этапе освоения знаний.

Цель: изучение возможностей организации взаимодействия игровой и

познавательной деятельности.

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

-определить виды дидактических игр, используемых в обучении младших

школьников;

- определить значение использования дидактических игр на первых шагах

обучения на занятии;

Ожидаемые результаты: включение в образовательный процесс игры или

игровой ситуации приводит к тому, что обучающиеся, увлечённые игрою, не

заметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки.

Включение в занятие игр и игровых моментов делает процесс обучения

интересным и занимательным, создаёт у обучающихся бодрое рабочее

настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении материала.

Результаты первичной диагностики

Диагностический:

Свою работу я начала с изучения методической литературы по данной

проблеме. Мною были изучены следующие пособия:

- Бондаренко. А.К «Дидактические игры»;

-Стародубцева. И.В.Занятия по развитию памяти, внимания, мышления и

воображения;

- Швейко Г.С. «Игры и игровые упражнения»;

Проанализировав изученную литературу и наблюдая за обучающимися, я

пришла к выводу, что у обучающихся возникают затруднения в постановке

наводящих вопросов, систематизации и обобщении предметов и явлений,

анализировании и умении логически обосновать свои мысли, видеть главное,

выделять основное, содержание явлений и предметов.

Прогностический:

 5

Обозначить значимость «Дидактической игры», «Активизации познавательной

деятельности», для развития обучающегося, ознакомление его с окружающим

миром, подготовка ребёнка к самостоятельной жизни и труду.

Практический:

Подборка материала. Использование игровых упражнений, словесных игр,

дидактических упражнений. Проведение занятий, мастер-класса.

Обобщающий:

Выступление на м.о. Подготовила подборку методических разработок для

использования на кружковых занятиях для работы педагогов

дополнительного образования.

Составила план работы по теме самообразования «Развивающие игры как

средства формирования познавательных способностей детей школьного

возраста».

Этапы Содержание Сроки Практическая

деятельность

1.Диагностический 1.Изучение литературы по

проблеме и имеющегося

опыта;

01.09.2020г

01.11.2020г

1.Изучение новых

педагогических

технолигий

2.Прогностический 1.Определение цели и

задач;

2.Разработка системы

мер, направленных на

решение проблем;

3.Систематизация

творческого материала;

02.11.2020г

02.02.2021г

1.Определение круга

вопросов

2.Внедрение

элементов

педагогических

технологий в

практику

3.Практический 1.Внедрение теоретических

знаний в практическую

деятельность;

2.Формирование

методического комплекса;

3.Корректировка работы;

01.07.2021г Использование

разработок на

занятиях,выступление

на заседаниях МО

4.Обобщающий 1.Подведение итогов;

2.Оформление результатов

работы;

01.08.2022г Оформить папку по

результатам работы н

5.Внедрический 1.Распространение опыта

работы;

Разместить

методический

материал на сайте

ПедПроспект

Предполагаемый результат: обобщение педагогической деятельности.

Исходя из выше сказанного, целью исследования я поставила изучение

влияния дидактической игры на эффективность обучения. Развитие предметно-

развивающей среды, при использовании дидактических игровых упражнений,

творческих заданий, могут способствовать воспитанию нравственных и

духовных качест обучающихся только при соблюдении ряда условий.

Условия:

1. Правильная организация дидактического материала;

2. Правильно сформулированная мотивация;

 6

3.Учёт индивидуальных особенностей обучающихся, и их интересов.

Опытно-экспериментальная работа

Использование дидактических игр на занятии

Одно из эффективных средств развития интереса к предмету, наряду с другими

методами и приёмами, используемыми на занятии – дидактическая игра. Также

хорошо включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный

труд обучающихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения обучающихся в

школе в начале детей интересует только сама форма игры, а затем уже и тот

материал, без которого нельзя участвовать в игре.

В ходе игры, обучающиеся незаметно для себя выполняют различные

упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические

действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи.

Игра ставит обучающихся, в условия поиска, пробуждает интерес к победе,

следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять

задания, соблюдать правила игры. Разнообразные игровые действия, при

помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес

детей к предмету, к познанию или окружающего мира. Приёмы слуховой,

зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи- шутки,

моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной

деятельности. Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос,

задание, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевать!», «Отвечай

сразу», «Кто вернее?» и так далее. Значительная часть игр даёт возможность

сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые, только, что

изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях,

что действует более глубокому усвоению материала. Однако игра не должна

быть самоцелью, а должна служить средством, развития интереса к предмету,

поэтому при её организации.

следует придерживаться следующих требований:

- правила игры должны быть простыми, точно сформулированными;

- материал игры должен быть посилен для всех обучающихся;

- дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по

использованию;

- игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый

обучающийся.

В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе;

посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра

часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя,

посторонних целей и задач не преследует. Однако если для воспитания цель в

самой игре, то для педагога, организующего игру, есть и другая цель: развитие

познавательных интересов, усвоение ими определенных знаний, формирование

умений, выработка тех или иных качеств личности. Именно поэтому в своей

работе я поставила акцент на образовательно-игровую деятельность, как

средство формирования универсальных учебных действий.

При использовании игры на занятии я учитывала следующие условия,

реализация которых способствовала возникновению игровой деятельности:

 7

1. Построение игры на основе актуальной для участников игровой проблемы;

2. Наличие условия адекватности игровой формы умственным и личностным

особенностям участников;

3. Внесение в проект игры элемента интеллектуальной свободы, импровизации.

При организации игровой деятельности обучающихся в процессе

формирования УУД важно соблюдать следующие условия: игра должна

иметь учебно-познавательную направленность и четко поставленную цель;

должна быть занимательной и доступной для ее участников. Роль педагога на

таких занятиях-координировать игровую деятельность обучающихся, следить

за работой групп, помогать им по мере необходимости. За время работы над

данной темой мною были использованы во внеурочной деятельности

разнообразные игры: дидактические, словесно- логические, имитационные,

подвижные, ролевые и. т. д.

Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление

следующего:

Обучающиеся первого года обучения по программе кружка «Мастерская

игрушек» несёт определённый игровой момент. Каждый кружковец, примеряет

на себя определённую роль, выполняя различные творческие задания. То есть

самообучение в объединении, выступает в форме обучающей игры.

Диагностика и результаты исследования эффективности игровых технологий в

воспитательной и обучающей деятельности, показатели кружковцев заносятся в

таблицы, и распределились следующим образом.

Критерии разделила на три уровня: высокий, средний, низкий.

Карта умений и навыков обучающихся 1года обучения

( для анализа приобретённых умений и навыков)

п/п

Ф/И обуч. Показатели

результатов

из

программы

Показатели

результатов

из

программы

Показатели

результатов

из

программы

Показатели

результатов

из

программы

Баллы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Условные обозначения:

 8

(+)-формирующие умение выделять основные, характерные признаки;

(-)-формируется умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр;

(-) -опираясь на самостоятельность, активность и общение обучающихся

25 % обучающихся имеют высокий уровень коммуникативных навыков;

70 % обучающихся имеют средний уровень коммуникативных навыков;

5 % обучающихся имеют низкий уровень коммуникативности.

Карта умений и навыков обучающихся 2года обучения

( для анализа приобретённых умений и навыков)

п/п

Ф.И. обуч Показатели

результатов

из

программы

Показатели

результатов

из

программы

Показатели

результатов

из

программы

Показатели

результатов

из

программы

Баллы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Условные обозначения:

(+)- формирующие умение выделять основные, характерные признаки;

(-)-формируется умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр;

(-) -опираясь на самостоятельность, активность и общение обучающихся

18 % обучающихся имеют высокий уровень коммуникативных навыков;

80 % обучающихся имеют средний уровень коммуникативных навыков;

2 % обучающихся имеют низкий уровень коммуникативности.

Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким:

Руководя игрой, организуя жизнь обучающихся в игре, педагог воздействует на

все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на

поведение в целом. Естественно, подготовка и внедрение игровых методик в

образовательный процесс требует от педагога больших усилий.

В процессе подготовки ( дидактической ) игры педагог сталкивается с

проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как

педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического

игрового материала, недостаток на проведение игр с детьми.

 9

Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности,

нужно много учиться, познавать детскую психику, знать возрастные

особенности, разбираться в психологии и физиологии развития детей.

Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии

личности дан Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном,

Д.Б.Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её

потенциалов исследуется в работах Н.П.Аникеевой, О.С.Газмана,

Т.Е.Конниковой, Д.В.Менджерицкой, И.И.Фришман, С.А.Шмакова и многих

других.

Мощным стимулом и уникальным средством развития творческого потенциала

школьника является интегрированный подход, реализуемый в образовательном

процессе кружка: «Мастерская игрушек».

Заключение

Главная цель моего исследования была достигнута. Я изучила влияние

дидактической игры на эффективность обучения и воспитание. Также

справилась с поставленными задачами. На основе этого можно сделать

следующие выводы:

- игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает как

источник развития. Характер игры, её виды и структура определяется

обществом;

- на данный момент существует множество классификаций игр, все они

различаются по основе разделения;

- дидактические игры широко используются на различных занятиях;

- дидактические игры имеют огромное значение при обучении младших

школьников. Эффективность применения дидактических игр на занятиях была

доказана опытом многих педагогов и психологов. Учитывая то, что проблемы

исследования использования дидактических игр при обучении младших

школьников продолжается и по сей день, а моё исследование является лишь

кратким анализом работы многих педагогов и психологов, существует

перспектива дальнейшей работы в данном навправлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"

презентация раскрывает роль развивающих игр в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста...

Деловая игра «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.»

Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"...

Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста

   В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры.     Развивающие игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный ин...

«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеюще...

Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности «Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте, когда...

Представление педагогического опыта работы на тему: «Развивающие игры В. В. Воскобовича как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» воспитателя Вострухиной Е.В.

Основная идея опыта заключается в повышении эффективности образовательного процесса, направленного на развитие познавательных способностей дошкольников, путем активного использования игровых технологи...

Самообразование "Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Проблема: необходимо развивать у детей дошкольного возраста познавательную активность, а это возможно только через использование развивающих игр. ...