Родительское собрание
картотека
Материалы к собранию: возрастные особенности детей, психологические особенности детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности дошкольников
2-3 г. | 3-4 г. | 4-5 л. | 5-6 л. | 6-7 л. |
Мышление наглядно-действенное | Мышление наглядно-образное | Мышление наглядно-образное | Мышление наглядно-образное | Мышление наглядно-образное, проявляются начала вербального. |
Общение ситуативно-личностное | Общение ситуативно-деловое | Общение внеситуативно-деловое, (первые признаки) | Общение внеситуативно-личностное | Общение внеситуативно-личностное |
Взрослый интересен как источник защиты, помощи и ласки | Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре, творчеству | Взрослый интересен как источник информации | Взрослый интересен как партнер по сугубо индивидуальному общению. | Взрослый интересен как партнер по сугубо индивидуальному общению (личностные мотивы общения) |
Сверстник малоинтересен, общаться трудно | Сверстник малоинтересен, общаться трудно | Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре | Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре. Высокая потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны. Обнаруживаются первые сильные влюбленности. | Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре. Высокая потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны. |
Речь словосочетаниями. Отвечает на вопрос: кто, что это? Учиться понимать речь (глаголы) | Связная речь в стадии формирования. Отвечает на вопрос «что делает?». Учится понимать прилагательные. | Хорошее понимание речи. Заканчивается формирование активной речи. Отвечает на вопрос «какой?» Учится излагать мысли. | Может связно изложить мысль, пересказать сюжет, описать объект, явление, сформулировать предложение или вопрос. | Начинает учиться обосновывать свои мысли, предложения. Усваивает и использует правила формальной вежливости в общении с незнакомыми взрослыми. |
Способ передачи информации – показ предмета | Способ передачи информации – показ реального явления. | Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма. | Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма. | Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма. |
Эмоции сильные, легко переключаемые | Эмоции сильные, легко переключаемые | Эмоции более уравновешенные | Появляются устойчивые чувства и отношения к взрослым. | Эмоциональная сфера стабильна. |
Возраст конфликтный со взрослыми Кризис «Я сам» | Возраст конфликтный со взрослыми Кризис «Я сам» | Мирный возраст и со взрослыми и с детьми. | Происходит осознание половой идентичности – чувства принадлежности к группе мужчин или женщин. | Формируется образ себя реального и потенциального (в будущем), осознание принадлежности к широким сообществам – стране, этносу. |
Возрастные особенности детей
2-3 г. | 3-4 г. |
Мышление наглядно-действенное | Мышление наглядно-образное |
Общение ситуативно-личностное | Общение ситуативно-деловое |
Взрослый интересен как источник защиты, помощи и ласки | Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре, творчеству |
Сверстник малоинтересен, общаться трудно | Сверстник малоинтересен, общаться трудно |
Речь словосочетаниями. Отвечает на вопрос: кто, что это? Учиться понимать речь (глаголы) | Связная речь в стадии формирования. Отвечает на вопрос «что делает?». Учится понимать прилагательные. |
Способ передачи информации – показ предмета | Способ передачи информации – показ реального явления. |
Эмоции сильные, легко переключаемые | Эмоции сильные, легко переключаемые |
Возраст конфликтный со взрослыми Кризис «Я сам» | Возраст конфликтный со взрослыми Кризис «Я сам» |
Возрастные особенности детей
3-4 г. | 4-5 л. |
Мышление наглядно-образное | Мышление наглядно-образное |
Общение ситуативно-деловое | Общение внеситуативно-деловое, (первые признаки) |
Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре, творчеству | Взрослый интересен как источник информации |
Сверстник малоинтересен, общаться трудно | Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Связная речь в стадии формирования. Отвечает на вопрос «что делает?». Учится понимать прилагательные. | Хорошее понимание речи. Заканчивается формирование активной речи. Отвечает на вопрос «какой?» Учится излагать мысли. |
Способ передачи информации – показ реального явления. | Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма. |
Эмоции сильные, легко переключаемые | Эмоции более уравновешенные |
Возраст конфликтный со взрослыми Кризис «Я сам» | Мирный возраст и со взрослыми и с детьми. |
Возрастные особенности детей
4-5 л. | 5-6 л. |
Мышление наглядно-образное | Мышление наглядно-образное |
Общение внеситуативно-деловое, (первые признаки) | Общение внеситуативно-личностное |
Взрослый интересен как источник информации | Взрослый интересен как партнер по сугубо индивидуальному общению. |
Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре | Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре. Высокая потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны. Обнаруживаются первые сильные влюбленности. |
Хорошее понимание речи. Заканчивается формирование активной речи. Отвечает на вопрос «какой?» Учится излагать мысли. | Может связно изложить мысль, пересказать сюжет, описать объект, явление, сформулировать предложение или вопрос. |
Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма. | Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма. |
Эмоции более уравновешенные | Появляются устойчивые чувства и отношения к взрослым. |
Мирный возраст и со взрослыми и с детьми. | Происходит осознание половой идентичности – чувства принадлежности к группе мужчин или женщин. |
Возрастные особенности детей
5-6 л. | 6-7 л. |
Мышление наглядно-образное | Мышление наглядно-образное, проявляются начала вербального. |
Общение внеситуативно-личностное | Общение внеситуативно-личностное |
Взрослый интересен как партнер по сугубо индивидуальному общению. | Взрослый интересен как партнер по сугубо индивидуальному общению (личностные мотивы общения) |
Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре. Высокая потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны. Обнаруживаются первые сильные влюбленности. | Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре. Высокая потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны. |
Может связно изложить мысль, пересказать сюжет, описать объект, явление, сформулировать предложение или вопрос. | Начинает учиться обосновывать свои мысли, предложения. Усваивает и использует правила формальной вежливости в общении с незнакомыми взрослыми. |
Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма. | Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма. |
Появляются устойчивые чувства и отношения к взрослым. | Эмоциональная сфера стабильна. |
Происходит осознание половой идентичности – чувства принадлежности к группе мужчин или женщин. | Формируется образ себя реального и потенциального (в будущем), осознание принадлежности к широким сообществам – стране, этносу. |
Возрастные особенности детей
2-3 г. |
Мышление наглядно-действенное |
Общение ситуативно-личностное |
Взрослый интересен как источник защиты, помощи и ласки |
Сверстник малоинтересен, общаться трудно |
Речь словосочетаниями. Отвечает на вопрос: кто, что это? Учиться понимать речь (глаголы) |
Способ передачи информации – показ предмета |
Эмоции сильные, легко переключаемые |
Возраст конфликтный со взрослыми Кризис «Я сам» |
2-3 г. | 3-4 г. | 4-5 л. |
Мышление наглядно-действенное | Мышление наглядно-образное | Мышление наглядно-образное |
Общение ситуативно-личностное | Общение ситуативно-деловое | Общение внеситуативно-деловое, (первые признаки) |
Взрослый интересен как источник защиты, помощи и ласки | Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре, творчеству | Взрослый интересен как источник информации |
Сверстник малоинтересен, общаться трудно | Сверстник малоинтересен, общаться трудно | Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Речь словосочетаниями. Отвечает на вопрос: кто, что это? Учиться понимать речь (глаголы) | Связная речь в стадии формирования. Отвечает на вопрос «что делает?». Учится понимать прилагательные. | Хорошее понимание речи. Заканчивается формирование активной речи. Отвечает на вопрос «какой?» Учится излагать мысли. |
Способ передачи информации – показ предмета | Способ передачи информации – показ реального явления. | Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма. |
Эмоции сильные, легко переключаемые | Эмоции сильные, легко переключаемые | Эмоции более уравновешенные |
Возраст конфликтный со взрослыми Кризис «Я сам» | Возраст конфликтный со взрослыми Кризис «Я сам» | Мирный возраст и со взрослыми и с детьми. |
2-3 г. | 3-4 г. | 4-5 л. |
Мышление наглядно-действенное | Мышление наглядно-образное | Мышление наглядно-образное |
Общение ситуативно-личностное | Общение ситуативно-деловое | Общение внеситуативно-деловое, (первые признаки) |
Взрослый интересен как источник защиты, помощи и ласки | Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре, творчеству | Взрослый интересен как источник информации |
Сверстник малоинтересен, общаться трудно | Сверстник малоинтересен, общаться трудно | Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Речь словосочетаниями. Отвечает на вопрос: кто, что это? Учиться понимать речь (глаголы) | Связная речь в стадии формирования. Отвечает на вопрос «что делает?». Учится понимать прилагательные. | Хорошее понимание речи. Заканчивается формирование активной речи. Отвечает на вопрос «какой?» Учится излагать мысли. |
Способ передачи информации – показ предмета | Способ передачи информации – показ реального явления. | Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма. |
Эмоции сильные, легко переключаемые | Эмоции сильные, легко переключаемые | Эмоции более уравновешенные |
Возраст конфликтный со взрослыми Кризис «Я сам» | Возраст конфликтный со взрослыми Кризис «Я сам» | Мирный возраст и со взрослыми и с детьми. |
Предварительный просмотр:
«Психологические особенности детей дошкольного возраста»
Показатели | Возрастная группа | ||||
2 - 3 | 3 - 4 | 4 - 5 | 5 - 6 | 6 - 7 | |
Ведущая потребность | Потребность в любви | Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка | Потребность в общении; познавательная активность | Потребность в общении; творческая активность | Потребность в общении |
Физиологическая чувствительность | Высокая чувствительность к физическому дискомфорту | Высокая чувствительность к дискомфорту | Уменьшение чувствительности к дискомфорту | Уменьшение чувствительности к дискомфорту | Индивидуально, у большинства низкая |
Ведущая функция | предметно-манипулятивная, предметно-орудийная деятельность | Восприятие | Наглядно-образное мышление | Воображение | Воображение, словесно-логическое мышление |
Игровая деятельность | Предметно-манипулятивная, игра «рядом» | Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация | Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения | Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью |
Форма общения | Ситуативно-личностное | Ситуативно-деловое | Внеситуативно -деловое | Внеситуативно - деловое + внеситуативно – личностное | Внеситуативно - личностное |
Отношения со взрослыми | Источник защиты, ласки и помощи | Взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству | Взрослый – источник информации | Источник информации, собеседник | Источник эмоциональной поддержки |
Отношения со сверстниками | Мало интересен | Мало интересен | Интересен как партнер по сюжетной игре | Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении | Собеседник, партнер по деятельности |
Наличие конфликтов | Со взрослыми («Я сам») | Со взрослыми как продолжение («Я сам») | Отсутствуют | Отсутствуют | К 7-ми годам - кризис, смена социальной роли |
Эмоции | Сильной модальности, резкие переходы | Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта | Более ровный, старается контролировать; появляются элементы эмоциональной отзывчивости | Преобладание ровного оптимистического настроения | Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осознавать свои переживания |
Способ познания | Манипулирование предметами, их разбирание | Экспериментирование, конструирование | Вопросы; рассказы взрослого; экспериментирование | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование | Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые | Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы | Причинно-следственные связи между предметами и явлениями |
Произвольность познавательных процессов | Восприятие, внимание и память непроизвольные | Внимание и память непроизвольные | Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре | Развитие целенаправленного запоминания | Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения |
Воображение | Начинает фантазировать; доизобразительное рисование (каракули) | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) | Репродуктивное; появление элементов творческого воображения | Развитие творческого воображения | Переходит во внутреннюю деятельность, появляется собственное словесное творчество (считалки, дразнилки, стихи) |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов | Знания о предметах и их свойствах расширяются, организуются в систему и используются в различных видах деятельности | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности |
Внимание | Объем внимания 2 – 3 предмета | Быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5 – 10 мин. Объем внимания 3 – 4 предмета | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10 – 15 мин. Объем внимания 4 – 5 предметов | Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15 - 20 мин. Объем внимания 8 - 10 предметов | Интенсивное развитие произвольного внимания. Удерживает внимание 20 - 25 мин. Объем внимания 10 - 12 предметов |
Память | Узнавание, кратковременная. Объем памяти 2 – 3 предмета из 5 | Эмоционально окрашенная информация. Преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3 – 4 предмета из 5 | Кратковременная; эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4 – 5 предмета из 5, 2 – 3 действия | Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5 - 7 предметов из 10, 3-4 действия | Интенсивное развитие долговременной памяти. Объем памяти 6 - 8 предметов из 10, 4 - 5 действий |
Мышление | Наглядно-действенное | Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному (переход от действий с предметами к действиям с образами) | Наглядно-образное | Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического | Элементы логического развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления |
Речь | Словосочетаниями, понимает глаголы | Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные | Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли | Формирование планирующей функции речи | Развитие внутренней речи |
Условия успешности | Разнообразие развивающей среды | Разнообразие окружающей среды и партнерские отношения со взрослыми | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь | Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле |
Новообразования возраста | 1.Возникновение речи и наглядно-действенного мышления. 2.Развитие нового отношения к предмету, имеющему назначение и способ употребления. 3.Зачатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. | Самопознание, усвоение первичных нравственных норм | 1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности. 2.Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. 3.Появление элементов сюжетно-ролевой игры. | 1.Предвосхищение результата деятельности. 2.Активная планирующая функция речи. 3.Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. 4. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). | 1.Внутренний план действий. 2.Произвольность всех психических процессов. 3. Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными. 4.Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. 5.Возникновение первой целостной картины мира. 6.Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника. |
Таблица 2 «Психологические особенности типов темперамента»
Тип темперамента | Характеристика | Акцент в воспитании |
1 | 2 | 3 |
Сангвиник | Дружелюбен, общителен, жизнерадостен, довольно покладист и рассудителен, легко идет на компромисс, приспосабливается к непривычной обстановке, активен, подвижен, импульсивен, незлопамятен, недостает терпения и упорства, поэтому часто не может сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности. При неправильном воспитании такие дети нередко вырастают ветреными и легкомысленными. | Формировать устойчивые интересы; учить доводить начатое до конца; формировать критичное отношение к результатам своего труда; обращать внимание на качество выполнения задания; предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности. |
Холерик | Неугомонный озорник и задира. Приступы раздражения и гнева для него обычное явление. Легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера довольно редко находит общий язык со сверстниками. Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет ответной реакции. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Холерик любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать свои возможности. | Развивать способность считаться с чувствами окружающих; направлять энергию на полезные дела; укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность; развивать сдержанность; предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности. |
Флегматик | Очень спокоен, сдержан, серьезен. На первый взгляд может показаться вялым и неэмоциональным. Не слишком любознателен, предпочитает тихие игры и крайне редко занимает позицию лидера среди других детей. Тяжело и долго приспосабливается к новой обстановке, плохо переносит перемены. Боится рисковать и не любит проявлять инициативу. Медлителен, для усвоения новой информации ему требуется немало времени, но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Флегматик легко засыпает, а вот разбудить его порой бывает непросто: малыш капризничает, ноет, а потом полдня жалуется на вялость и сонливость. | Постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, затем средней, а потом высокой подвижностью; учитывать низкий темп выполнения задания. |
Меланхолик | Застенчив, робок, нерешителен. Во всех его движениях, жестах, речи проявляется неуверенность. Такие дети часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу. Знания даются меланхолику с большим трудом, так как малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Меланхоличные дети очень мнительны, они нередко волнуются по пустякам и крайне болезненно реагируют на наказания и отрицательные оценки. | Чаще давать положительную оценку, подбадривать; создавать ситуации успеха; организовывать совместную деятельность с успешными детьми. |
Задача взрослых - создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Помните: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты - результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.
С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.
Список использованной литературы
Дошкольная психология / Урунтаева Г.А. – М., 1998г.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Ковальчук Я.И. – М., 1981г.
Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю.А. Афонькина, Е.М. Омельченко. – Волгоград: Учитель, 2012.
Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Практические семинары для педагогов. Вып.2. Психологическая компетентность воспитателей / авт-сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе
Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа
Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять де...
родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Проект родительского собрания в рамках конкурса «Нетрадиционное родительское собрание». Тема: «Место духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания в развитии детей»
Цель проекта показать родителям систему поддержки одаренных детей в условиях ДОУ....
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)
ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...