Проект "Каждый ребенок - звезда"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Тема: «Каждый ребенок - звезда»
Руководитель проекта Щелканова Л. К.
Участники проекта:
дети подготовительной
группы «Здоровячки»
Югорск
Оглавление.
- Описание проекта.
- План реализации проекта
- Анализ работы над проектом
- Игры на развитие эмоциональной сферы…………...……….. Приложение 1
- Библиография
1. Описание проекта
Актуальность выбранной темы.
Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Застенчивость – сложное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия – от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.
Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Наверное, ее можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение.
Последствия застенчивости могут быть удручающими:
- отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;
- невозможность выразить свое мнение и отстоять свои права;
- боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая-то эмоциональная угроза.
На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникла в определенный момент при взаимодействии малыша с другими людьми и впоследствии закрепляется.
Повышенная тревожность и застенчивость приводит к снижению самооценки.
Проблема: в возрасте 6-7 лет у ребенка складывается определенный стиль поведения. Некоторые дети начинают ощущать собственную застенчивость и нерешительность, но не знают, как изменить такой стереотип поведения и стать более уверенным в себе.
Цель проекта:
Создание условий для повышения уровня самооценки: преодоление застенчивости, нерешительности, замкнутости, снижение уровня тревожность.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
-развивать умение снимать психоэмоциональное и мышечное напряжение, скованность, нерешительность;
-формировать навыки совместной деятельности, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу позитивных образов разрешения стрессовых ситуаций
-активизировать фантазию, воображение, создать условия для эмоционального и творческого самовыражения.
Тип проекта:
-по количеству участников: подгрупповой
-по приоритету метода: творческий
-по продолжительности: краткосрочный (2 февраля – 2 марта)
3. Анализ работы над проектом.
1. Ознакомление с проблемой.
На первом этапе работы – обсуждении темы и постановке проблемы была проведена беседа-обсуждение на тему: «От чего я стесняюсь»
В самом начале обсуждения дети неохотно говорили на тему застенчивости, нерешительности, неуверенности. Но приведенные примеры: выступление на празднике, соревнование, окрики, вызвали у детей живой отклик, и каждый рассказал о том, что его тревожит и вызывает чувство застенчивости.
Кроме того, на каждом этапе проекта использовались игры и упражнения для установления более доверительных и открытых отношений педагога с детьми и детей друг с другом. А также пластические этюды и элементы психогимнастики на снятие мышечного напряжения.
2. Копилка
На втором этапе была собрана копилка с иллюстрациями, фотографиями, словесными высказываниями о предметах и явлениях вызывающих чувство психологического дискомфорта – застенчивости, робости, неуверенности в себе, а также информации о том, что вызывает чувство защищенности и уверенности, повышает самооценку.
3. Картотека
На третье этапе - собранный материал был классифицирован по двум признакам: предметы и явления вызывающие чувство психологического дискомфорта – застенчивости, робости, неуверенности в себе и предметы и явления, способствующие повышению психологической комфортности.
4. Модель
На четвертом этапе была создана модель – «Радуга уверенности».
Описание модели: в центре листа мальчик и девочка, они стоят на широкой полосе коричневого цвета (земля), над ними – разноцветная радуга. На радуге помещен весь накопленный материал о предметах и явлениях, дающих чувство защищенности и уверенности, а под землей расположились предметы и явления вызывающие чувство психологического дискомфорта.
5. Продукт
В результате работы над проектом каждый ребенок создал индивидуальный «Альбом уверенности», который стал частью портфолио ребенка.
1 страница «Солнышко умений»
2 страница «Самый главный талант»
3 страница «Дерево добрых пожеланий»
4 страница «Подарок другу»
5 страница «Я – король, я - принцесса»
Кроме того, одновременно заполнялась большая схема повышения самооценки, которую назвали «Звезда уверенности»
Создание альбома | |
Этапы создания продукта | Алгоритм проведения |
1 страница «Солнышко умений» |
|
2 страница «Самый главный талант» |
|
3 страница «Дерево добрых пожеланий» |
|
4 страница «Подарок другу» |
|
5 страница «Я – король, я - принцесса» |
|
Приложение 1
Упражнения – приветствия
Цель: настроить детей на работу в группе.
Ход: 1. Воспитатель поворачивается к ребенку слева или справа называет по имени и говорит, как рад его видеть. Он поворачивает голову к своему соседу и делает то же самое.
2. Воспитатель подает клубок ребенку и говорит, что рад его видеть, ребенок обматывает на пальце ниточку и поворачивается к соседу. И передает дальше, пока круг не замкнется. Затем слаженно руки поднимаются вверх и вниз.
Игры – приветствия
«Эхо»
Цель: настроить детей на работу в группе, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.
Ход: Дети сидят на стульчиках в кругу, ребенок сидящий слева от воспитателя называет свое имя и прохлопывает его в ладоши: «Ва-ся, Ва-ся», все дружно, как эхо повторяют. Затем следующий.
Мимическая гимнастика «Солнечный зайчик»
Цель: Снятие напряжения мышц лица.
Ход: Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик – не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним
Пластический этюд «Мостик дружбы»
Цель: создание атмосферы эмоционального благополучия, чувства единства группы.
Ход: Придумать и образовать мостик (при помощи рук, ног, туловища, головы, ладошек). Присоединиться и образовать мостик из трех, четырех и т. д. детей, пока все не окажутся в кругу. Потом все берутся за руки, поднимают их вверх и образуют мостик дружбы
Упражнение «Доброе животное»
Цель: развитие чувства единства группы.
Ход: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе: все – вдох, потом – выдох. А теперь давайте, изобразим и послушаем, как бьется его сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. А – теперь все вместе: шаг вперед - вдох, шаг назад – выдох»
Упражнение «Я – лев»
Цель: повышение у детей уверенности в себе.
Ход: Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе. Он красив и свободен. Откройте глаза и представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Ваня». Пройдите по кругу гордой уверенной походкой
Игра «Поводырь»
Цель: создание атмосферы эмоционального благополучия, чувства единства группы, ответственности за своего товарища.
Ход: предметы-«препятствия» (стулья, кубики, обручи и т.д.) расставляются и раскладываются по комнате. Педагог разделяет детей на пары, в каждой из которых одному участнику надевают повязку на глаза, а другой становится его «поводырем». «Поводырю» нужно провести партнера по комнате, обходя препятствия. Он может обращаться к ведомому: «переступи через кубик», «Давай обойдем стул» и т.п. Затем дети меняются ролями, игра возобновляется. После проведения игры можно спросить участников, в какой роли понравилось больше: ведущего или ведомого, что чувствовали. Когда глаза были закрыты и когда открыты.
Игра «Я возьму тебя с собой»
Цель: закрепление положительных качеств человека, выявление у объекта заданного признака.
Ход: Я возьму тебя с собой, если ты…(мальчик), нет, я не возьму тебя с собой. Я возьму тебя с собой, если ты …(злой), нет, я не возьму тебя с собой. Я возьму тебя с собой, если ты…(смелый), да, беру тебя с собой. (берем детей называющих положительные качества человека)
Игра «Волшебный стул»
Цель: повышение самооценки, снятие тревожности
Ход: все стоят в кругу, а в центре – «волшебный стул». Ведущий вызывает желающего встать на волшебный стул и громко сказать: «Я самый смелый! Я самый сильный!». Остальные участники в это время аплодируют. После этого ребенок называет следующего желающего. Игра закончится, когда все дети побывают на «волшебном стуле»
Игра «Клубочек»
Цель: развивать умение действовать согласованно, создать ощущение единства.
Ход: Один ребенок исполняет роль «катушки», дети берут друг друга за руки. Получилась ниточка, прикрепленная к катушке. Ведущий берет за руку последнего ребенка и «наматывает на катушку». Теперь почувствуйте, какой крепкий получился клубочек. Давайте вместе поживем в нем, вместе подышим. Руки не отпускают, воспитатель «разматывает клубочек».
Игра – прощание
«До встречи»
Цель: закрепление чувства единства группы.
Ход: Мне тоже очень понравилось играть с вами, и я хочу поделиться своей радостью. Тот, кто встретиться со мной глазами, должен мне кивнуть и поймать мой хлопок. Хлопок – это кусочек моей радости, подарок, который я вам дарю до нашей следующей встречи.
На этом наша встреча завершается. До свидания!
Библиография
- Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: «Генезис», 2007. – 208 с.
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008. – 128 с.
- Дубина л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и игровых упражнений. – М.: книголюб, 2006. – 64 с.
- Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2005. – 56 с.
- Погудкина И. С. Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл коррекционных занятий – М.: Книголюб, 2008. – 72 с.
Этап проекта | Срок | Содержание работы | Цель |
Обсуждение с детьми темы проекта. Постановка проблемы. | 2 февраля | 1. Игра – приветствие (Приложение 1) 2. Беседа-обсуждение на тему «Отчего я стесняюсь» 3. Упражнение «Доброе животное» (Приложение 1) 4.Игра – прощание (Приложение 1) | Дать возможность детям заглянуть внутрь себя, рассмотреть свои ощущения. Поставить проблему: «Застенчивость есть, как её победить» |
Создание копилки | 2 февраля – 9 февраля | Сбор информации (иллюстрации, фото, словесные высказывания) о предметах и явлениях вызывающих чувство психологического дискомфорта – застенчивости, робости, неуверенности в себе, а также информации о том, что вызывает чувство защищенности и уверенности, повышает самооценку. | Накопление информации |
Создание картотеки | 9 февраля | 1. Упражнение – приветствие 2. Разделить копилку по двум признакам: предметы и явления, вызывающие чувство психологического дискомфорта – застенчивости, робости, неуверенности в себе, а также на то, что вызывает чувство защищенности и уверенности, повышает самооценку. | Классификация собранного материала, составление картотеки |
Создание модели | 9 февраля | 3. Упражнение «Связующая нить» (Приложение 1) 4. Создание модели «Радуга уверенности» 5. Игра – прощание (Приложение 1) | Закрепить умение свободно рассказывать о своем внутреннем эмоциональном состоянии. |
Создание продукта | 16 – 26 февраля | Создание индивидуальных листов для портфолио «Альбом уверенности» Создание схемы повышения самооценки «Звездный человечек» | Организация продуктивной и игровой деятельности, в процессе которой дети получат знания и практические умения как можно избавиться от застенчивости. |
Презентация | 2 марта | Презентация «Каждый человек – звезда» | Вызвать у детей желание научить детей своей группы способам избавления от застенчивости, рассказать о своих альбомах уверенности и предложить сделать такие же. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мальчик-звезда" (придумывание окончание англиской сказки О.Уайльда "Мальчик звезда)"
Данный конспект разработан для занятия в подготовительной к школе группе. Цель занятия- знакомство детей с англиской детской литературой....
Игры: "Передай звездочку", "Игра с облаком", Психогимнастика "Рождение звезды", Этюд "Грусть белой звезды"
В данной публикации представлены авторские игры разработанные для реализации программы комплексного развития и коррекции различных сторон психики детей....
Игры: "Передай звездочку", "Игра с облаком", Психогимнастика "Рождение звезды", Этюд "Грусть белой звезды"
В данной публикации представлены авторские игры разработанные для реализации программы комплексного развития и коррекции различных сторон психики детей....
Как сделать ребенка звездой?
Материал посящен подготовке ребенка к выступлениям на праздниках перед большой аудиторией....
Сценарий досуга для детей «Вот звезда спасенья, Новая звезда…/ Рождество Христово»
Духовно-нравственное воспитание детей — приоритетное направление в системе дошкольного воспитания. Оно благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений ребёнка с миром: на его эстетичес...
"Звезда Победы" мастер- класс по изготовлению звезды оригами для детей старшего дошкольного возраста
Видео размещено на портале YouTube по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=kA98cyn6olE -Звезда победы...
Технологическая карта.Приемы поддержки достижений ребенка на музыкальных занятиях. «По радуге к звезде»
Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развит...