Проект "Каждый ребенок - звезда"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Щелканова Людмила Константиновна

Паспорт проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_samootsenka.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Тема:  «Каждый ребенок - звезда»

Руководитель проекта Щелканова Л. К.

Участники проекта:  

дети подготовительной

группы «Здоровячки»

Югорск

Оглавление.

  1. Описание проекта.
  2. План реализации проекта
  3. Анализ работы над проектом
  4. Игры на развитие эмоциональной сферы…………...……….. Приложение 1
  5. Библиография

1. Описание проекта

Актуальность выбранной темы.

Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Застенчивость – сложное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия – от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.

Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Наверное, ее можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение.

Последствия застенчивости могут быть удручающими:

- отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;

- невозможность выразить свое мнение и отстоять свои права;

- боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая-то эмоциональная угроза.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникла в определенный момент при взаимодействии малыша с другими людьми и впоследствии закрепляется.

Повышенная тревожность и застенчивость приводит к снижению самооценки.

Проблема: в возрасте 6-7 лет у ребенка складывается определенный стиль поведения. Некоторые дети начинают ощущать собственную застенчивость и нерешительность, но не знают, как изменить такой стереотип поведения и стать более уверенным в себе.

Цель проекта: 

Создание условий для повышения уровня самооценки: преодоление застенчивости, нерешительности, замкнутости, снижение уровня тревожность.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

-развивать умение снимать  психоэмоциональное и мышечное напряжение, скованность, нерешительность;

-формировать навыки совместной деятельности, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу позитивных образов разрешения стрессовых ситуаций

-активизировать фантазию, воображение, создать условия для эмоционального и творческого самовыражения.

Тип проекта:

-по количеству участников: подгрупповой

-по приоритету метода: творческий

-по продолжительности: краткосрочный (2 февраля – 2 марта)

3. Анализ работы над проектом.

1. Ознакомление с проблемой.

На первом этапе работы – обсуждении темы и постановке проблемы была проведена беседа-обсуждение на тему: «От чего я стесняюсь»

В самом начале обсуждения дети неохотно говорили на тему застенчивости, нерешительности, неуверенности. Но  приведенные примеры: выступление на празднике, соревнование, окрики, вызвали у детей живой отклик, и каждый рассказал о том, что его тревожит и вызывает чувство застенчивости.

  Кроме того, на каждом этапе проекта использовались игры и упражнения для установления более доверительных и открытых отношений   педагога с детьми и детей друг с другом.  А также пластические этюды и элементы психогимнастики на снятие мышечного напряжения.

2. Копилка

На втором этапе была собрана копилка с иллюстрациями, фотографиями, словесными высказываниями о предметах и явлениях вызывающих чувство психологического дискомфорта – застенчивости, робости, неуверенности в себе, а также информации о том, что вызывает чувство защищенности и уверенности, повышает самооценку.

3. Картотека

На третье этапе - собранный материал был классифицирован  по двум признакам: предметы и явления вызывающие чувство психологического дискомфорта – застенчивости, робости, неуверенности в себе и предметы и явления, способствующие повышению психологической  комфортности.

4. Модель

На четвертом этапе была создана модель – «Радуга уверенности».

Описание модели: в центре листа мальчик и девочка, они стоят на широкой полосе коричневого цвета (земля), над ними – разноцветная радуга. На радуге помещен весь накопленный материал о предметах и явлениях, дающих чувство защищенности и уверенности, а под землей расположились предметы и явления вызывающие чувство психологического дискомфорта.

5. Продукт

В результате работы над проектом каждый ребенок создал индивидуальный «Альбом уверенности», который стал частью портфолио ребенка.

 1 страница «Солнышко умений»

2 страница «Самый главный талант»

3 страница «Дерево добрых пожеланий»

 4 страница «Подарок другу»

5 страница «Я – король, я - принцесса»

 Кроме того, одновременно заполнялась большая схема повышения самооценки, которую назвали «Звезда уверенности»

Создание альбома

Этапы создания продукта

Алгоритм проведения

1 страница

«Солнышко умений»

  1. Игра – приветствие (Приложение 1)
  2. Рисование «Солнышко умений».
  3. Упражнение «Солнечный зайчик» (Приложение 1)
  4. Упражнение  «Доброе животное» (Приложение 1)
  5. Игра – прощание (Приложение 1)

2 страница

«Самый главный талант»

  1. Игра – приветствие (Приложение 1)
  2. Игра «Волшебный стул» (Приложение 1)
  3. Рисование «Самый главный талант»
  4. Игра «Клубочек» (Приложение 1)
  5. Игра – прощание (Приложение 1)

3 страница

«Дерево добрых пожеланий»

  1. Игра – приветствие (Приложение 1)
  2. Игра «Хвост дракона» (Приложение 1)
  3. Аппликация «Дерево добрых пожеланий»
  4. Игра «Звери на болоте» (Приложение 1)
  5. Игра – прощание (Приложение 1)

4 страница

«Подарок другу»

  1. Игра – приветствие (Приложение 1)
  2. Упражнение «Я – лев» (Приложение 1)
  3. Рисование «Подарок другу»
  4. Игра «Я возьму тебя с собой» (Приложение 1)
  5. Игра – прощание (Приложение 1)

5 страница

«Я – король,

я - принцесса»

  1. Игра  «Разные, но похожие» (Приложение 1)
  2. Игра «Атомы»
  3. Игра «Портрет»
  4. Рисование «Я – король, я – принцесса»
  5. Игра – прощание (Приложение 1)

Приложение 1

Упражнения – приветствия

Цель: настроить детей на работу в группе.

Ход: 1. Воспитатель поворачивается к ребенку слева или справа называет по имени и говорит, как рад его видеть. Он поворачивает голову к своему соседу и делает то же самое.

2. Воспитатель подает клубок ребенку и говорит, что рад его видеть, ребенок обматывает на пальце ниточку и поворачивается к соседу. И передает дальше, пока круг не замкнется. Затем слаженно руки поднимаются вверх и вниз.

Игры – приветствия

«Эхо»

Цель: настроить детей на работу в группе, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.

Ход: Дети сидят на стульчиках в кругу, ребенок сидящий слева от воспитателя называет свое имя и прохлопывает его в ладоши: «Ва-ся, Ва-ся», все дружно, как эхо повторяют. Затем следующий.

Мимическая гимнастика «Солнечный зайчик»

Цель: Снятие напряжения мышц лица.

Ход: Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик – не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним

Пластический этюд «Мостик дружбы»

Цель: создание атмосферы эмоционального благополучия, чувства единства группы.

Ход: Придумать и образовать мостик (при помощи рук, ног, туловища, головы, ладошек). Присоединиться и образовать мостик из трех, четырех и т. д. детей, пока все не окажутся в кругу. Потом все берутся за руки, поднимают их вверх и образуют мостик дружбы

Упражнение «Доброе животное»

Цель: развитие чувства единства группы.

Ход: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе: все – вдох, потом – выдох. А теперь давайте, изобразим и послушаем, как бьется его сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. А – теперь все вместе: шаг вперед - вдох, шаг назад – выдох»

Упражнение «Я – лев»

Цель: повышение у детей уверенности в себе.

Ход: Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе. Он красив и свободен. Откройте глаза и представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Ваня». Пройдите по кругу гордой уверенной походкой

Игра «Поводырь»

Цель: создание атмосферы эмоционального благополучия, чувства единства группы, ответственности за своего товарища.

Ход: предметы-«препятствия» (стулья, кубики, обручи и т.д.) расставляются и раскладываются по комнате. Педагог разделяет детей на пары, в каждой из которых одному участнику надевают повязку на глаза, а другой становится его «поводырем». «Поводырю» нужно провести партнера по комнате, обходя препятствия. Он может обращаться к ведомому: «переступи через кубик», «Давай обойдем стул» и т.п. Затем дети меняются ролями, игра возобновляется. После проведения игры можно спросить участников, в какой роли понравилось больше: ведущего или ведомого, что чувствовали. Когда глаза были закрыты и когда открыты.

Игра «Я возьму тебя с собой»

Цель: закрепление положительных качеств человека, выявление у объекта заданного признака.

Ход: Я возьму тебя с собой, если ты…(мальчик), нет, я не возьму тебя с собой. Я возьму тебя с собой, если ты …(злой), нет, я не возьму тебя с собой. Я возьму тебя с собой, если ты…(смелый), да, беру тебя с собой. (берем детей называющих положительные качества человека)

Игра «Волшебный стул»

Цель: повышение самооценки, снятие тревожности

Ход: все стоят в кругу, а в центре – «волшебный стул». Ведущий вызывает желающего встать на волшебный стул и громко сказать: «Я самый смелый! Я самый сильный!». Остальные участники в это время аплодируют. После этого ребенок называет следующего желающего. Игра закончится, когда все дети побывают на «волшебном стуле»

Игра «Клубочек»

Цель: развивать умение действовать согласованно, создать ощущение единства.

Ход: Один ребенок исполняет роль «катушки», дети берут друг друга за руки. Получилась ниточка, прикрепленная к катушке. Ведущий берет за руку последнего ребенка и «наматывает на катушку». Теперь почувствуйте, какой крепкий получился клубочек. Давайте вместе поживем в нем, вместе подышим. Руки не отпускают, воспитатель «разматывает клубочек».         

Игра – прощание

«До встречи»

Цель: закрепление чувства единства группы.

Ход: Мне тоже очень понравилось играть с вами, и я хочу поделиться своей радостью. Тот, кто встретиться со мной глазами, должен мне кивнуть и поймать мой хлопок. Хлопок – это кусочек моей радости, подарок, который я вам дарю до нашей следующей встречи.

На этом наша встреча завершается. До свидания!

Библиография

  1. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: «Генезис», 2007. – 208 с.
  2. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008. – 128 с.
  3. Дубина л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и игровых упражнений. – М.: книголюб, 2006. – 64 с.
  4. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2005. – 56 с.
  5. Погудкина И. С. Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл коррекционных занятий – М.: Книголюб, 2008. – 72 с.


Этап проекта

Срок

Содержание работы

Цель

Обсуждение с детьми темы проекта.

Постановка проблемы.

2 февраля

1. Игра – приветствие (Приложение 1)

2. Беседа-обсуждение на тему «Отчего я стесняюсь»

3. Упражнение  «Доброе животное» (Приложение 1)

4.Игра – прощание (Приложение 1)

Дать возможность детям заглянуть внутрь себя, рассмотреть свои ощущения.

 Поставить проблему: «Застенчивость есть, как её победить»

Создание копилки

2 февраля – 9 февраля

Сбор информации (иллюстрации, фото, словесные высказывания) о предметах и явлениях вызывающих чувство психологического дискомфорта – застенчивости, робости, неуверенности в себе, а также информации о том, что вызывает чувство защищенности и уверенности, повышает самооценку.

Накопление информации

Создание картотеки

9 февраля

1. Упражнение – приветствие

2. Разделить копилку по двум признакам: предметы и явления, вызывающие чувство психологического дискомфорта – застенчивости, робости, неуверенности в себе, а также на то, что вызывает чувство защищенности и уверенности, повышает самооценку.

Классификация собранного материала, составление картотеки

Создание модели

9 февраля

3. Упражнение «Связующая нить» (Приложение 1)

4. Создание модели «Радуга уверенности»

5. Игра – прощание (Приложение 1)

Закрепить умение свободно рассказывать о своем внутреннем эмоциональном состоянии.

Создание продукта

16 – 26 февраля

Создание индивидуальных листов для портфолио «Альбом уверенности»

Создание схемы повышения самооценки «Звездный человечек»

Организация продуктивной и  игровой деятельности, в процессе которой дети получат знания и практические умения как можно  избавиться от застенчивости.

Презентация

2 марта

Презентация «Каждый человек – звезда»

Вызвать у детей желание научить  детей своей группы способам избавления от застенчивости, рассказать о своих альбомах уверенности и предложить сделать такие же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мальчик-звезда" (придумывание окончание англиской сказки О.Уайльда "Мальчик звезда)"

Данный конспект разработан для занятия в подготовительной к школе группе. Цель занятия- знакомство детей с англиской детской литературой....

Игры: "Передай звездочку", "Игра с облаком", Психогимнастика "Рождение звезды", Этюд "Грусть белой звезды"

В данной публикации представлены авторские игры разработанные для реализации программы  комплексного развития и коррекции  различных сторон психики детей....

Игры: "Передай звездочку", "Игра с облаком", Психогимнастика "Рождение звезды", Этюд "Грусть белой звезды"

В данной публикации представлены авторские игры разработанные для реализации программы  комплексного развития и коррекции  различных сторон психики детей....

Как сделать ребенка звездой?

Материал посящен подготовке ребенка к выступлениям на праздниках перед  большой аудиторией....

Сценарий досуга для детей «Вот звезда спасенья, Новая звезда…/ Рождество Христово»

Духовно-нравственное воспитание детей — приоритетное направление в системе дошкольного воспитания. Оно благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений ребёнка с миром: на его эстетичес...

"Звезда Победы" мастер- класс по изготовлению звезды оригами для детей старшего дошкольного возраста

Видео размещено на портале YouTube по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=kA98cyn6olE -Звезда победы...

Технологическая карта.Приемы поддержки достижений ребенка на музыкальных занятиях. «По радуге к звезде»

Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развит...