Технологическая карта.Приемы поддержки достижений ребенка на музыкальных занятиях. «По радуге к звезде»
методическая разработка

Зубцова Людмила Константиновна

Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx26.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Приемы  поддержки достижений ребенка на музыкальных занятиях.

«По радуге к звезде» 

В танцах, песнях и в игре, будем с вами подниматься  вдаль по радуге, к Звезде….

 В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.  

        Одна из стен нашего музыкального зала оформлена рубрикой

 «По радуге к звезде»

(Из ярких атласных ленточек выложена радуга, над ней на разном уровне прикреплены звёздочки разного цвета. Высоко над радугой из звёзд выложена «галактика талантов»  (для демонстрации личных достижений воспитанников в концертах, конкурсах разного уровня (грамоты, дипломы, фото). Под радугой находится домик с фотографиями вновь прибывших детей.  Каждый ребенок группы занимает место на радуге за даже незначительные успехи и шаг за шагом медленно поднимается к звёздочкам, на определённом пути он получает звезду, до которой дошёл (звёзды висят на разном уровне). К подготовительной группе все дети должны оказаться на верху радуги», а участники концертов, конкурсов, и т.д. дойти до «галактики талантов».

Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки.

Творческая деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного ребенка-созерцателя в активную личность.

Приемы поддержки детских инициатив. 

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка  инициативы  детей в различных видах деятельности.  

Дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, в выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Моя задача – создание ситуации,  побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. При первых же затруднениях не спешу на помощь ребенку, а даю совет, задаю наводящие вопросы, активизирую имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливаю на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызываю у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.

Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности.

  Чем же по требованиям ФГОС раздел «поддержка детской инициативы» отличается от привычной  педагогам «самостоятельной деятельности детей»? Главное отличие: детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт музыкальной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

Для младших дошкольников создаю игровую ситуацию:

При обыгрывании музыкальными и шумовыми инструментами  сказок «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», и.т.д.,  меняю характер героев.

Например:

- Ребята, а что если наш зайчик толстый, ленивый, задиристый…

- Лисичка трусливая, наглая…

- Медведь маленький, трусливый,  быстрый…

Дети подбирают под заданный образ соответствующий инструмент, и сказка звучит по новому.

Предлагаю детям сами придумать образ. Изменить концовку сказки.

 Перед старшими дошкольниками ставится проблемная ситуация:

1.

- К нам приехали гости из разных стран и совсем не знают русского языка, а мы не знаем иностранные языки, как нам рассказать какие животные живут в нашем краю?... Какие времена года у нас бывают?... Какая погода у нас зимой?... летом?... осенью?... весной? и т.д. (При помощи музыки и движений). Дети самостоятельно или в подгруппах подбирают к заданной ситуации музыку, движения, обыгрывают. (Фрагмент такой проблемной ситуации можно отследить в мастер-классе по организации музыкального занятия. «Родной  край»).

2.

-Ребята, сегодня к нам в гости приехал клоун Бим, чтобы поиграть с нами, но в дороге потерял свой костюм, грим и все игры, как нам помочь Биму? (В каждой группе есть  уголок ряжения, дети подобрали костюм, грим, предлагали игры и музыкальные номера).

Продукт: Замечательное развлечение по инициативе детей.

3.

Перед праздником «День матери» мы с детьми прослушивали песню Ани Лорак «Снится Сон», разобрав содержание и характер  песни, увидев реакцию детей, их переживания, я  предложила придумать сказку о том, как все дети нашли маму. Из предложенных сказок, сочинённых детьми с родителями, составили сценарий праздника, подобрали музыкальные номера, оформили выставку рисунков «У всех есть мама». Планируем создать книгу сказок сочинённых детьми и оформленную детскими рисунками.  

Очень важно для поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности, чтобы у ребёнка была возможность выбора музыкальной игры, а для этого набор игр, пособий, детских музыкальных инструментов, должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр примерно 1 раз в 2 месяца). Около 15 % музыкальных игр должны быть предназначены для детей следующей возрастной группы, чтобы обеспечить зону ближайшего развития.

        Для того, чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности,   педагогу бывает необходимо ставить проблему (нам поручили приготовить концерт для малышей,  какие номера можем показать?), а порой достаточно включить музыку и приготовить атрибуты для движений – ленточки, флажки, султанчики, платочки и др. Детский микрофон и элементы костюмов также инициируют возникновение игры в «Концерт» и использование своего музыкального опыта для танцевальных и певческих  импровизаций.

Таким образом, при планировании раздела «Поддержка детской инициативы» музыкальный руководитель должен не только продумать пособия, игры и др. материал, но и игровые, проблемные или практические  ситуации, условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициативу.

Детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать и в непосредственной, и в опосредованной деятельности.

Приёмы,  помогающие  детям выражать свои эмоции. 

Эмоции являются «центральным звеном»
психической жизни человека
и, прежде всего – ребенка.

(Л. Выготский)

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом.

Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду, в том числе и на музыкальных занятиях.

Для младших дошкольников я применяю такие приёмы:

Приём «Грустный, весёлый стульчик».

Вначале занятия, когда дети садятся на стульчики им можно предложить выбрать стульчик по настроению грустный или весёлый.

В конце занятия этот приём нужно повторить, чтобы отследить изменения эмоционального состояние детей во время музыкального занятия.

Для того чтобы стимулировать положительнее эмоции, исключить или снять негативные переживания, применяю  такую игру, как «Разноцветный колпачок».

Игра «Разноцветный колпачок».

Предлагаю детям станцевать с разноцветными колпачками.  (Колпачки из под дезодорантов… с наклеенными на них эмоциональными мордашками). Дети выбирают сами, с какими колпачками они будут танцевать.

Для старших  дошкольников я применяю такие приёмы:

Перед тем как войти в музыкальный зал детям предлагается прокатиться на необычном паровозике. Прикрепите свою фотографию на тот цветной вагончик, который вам сегодня больше всего нравится.

Методика «Паровозик» 

Основана на цветовом тесте Люшера. Она направлена на определение степени позитивного и негативного психического состояния. В качестве стимульного материала используются паровозик из 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зелёный, синий, фиолетовый, серый, коричневый, чёрный). Дети прикрепляют свою фотографию в зависимости от настроения на цветной вагончик.

 Игра «Волшебный мешочек». 

Перед этой игрой с детьми  обсуждаем, какое у них сейчас настроение, что они чувствует, может быть, он обижены на кого-то. Затем предлагаю ребенку сложить в волшебный мешочек тёмного цвета  все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязываю.  Предлагаю детям второй мешочек яркого цвета, из этого  "волшебного мешочка", ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

Игра «Волшебный стул»

Для того чтобы стимулировать положительнее эмоции, исключить или снять негативные переживания, применяю  такую игру, как «Волшебный стул». Ребенку, у которого плохое настроение предлагается сесть на стул, а другие дети выполняют для него различные задания. Например, спеть грустному ребёнку все ласковые слова, которые они знают, или станцевать коротенький танец, сыграть на музыкальных инструментах и т.д.… Когда ребята подходят малышу, сидящему на волшебном стуле, выполняют весёлые задания, играют с ним, то от грустного настроения их товарища не остаётся и следа.

Упражнение «Зеркало».
Провожу обычно в конце занятия.

- Ребята, посмотрите,  у нас появилась волшебная коробочка, в ней спрятался тот, кто сегодня справился со всеми заданиями лучше, чем на прошлой нашей встрече. Кто очень старался.

Каждый  ребёнок  достают из коробочки зеркальце, смотрятся в него

- Посмотрите внимательно, кто этот самый старательный? (Я)

Зеркальца могут прятаться под стульчиками, в корзинке и т.д., в зависимости от темы музыкального занятия.

Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л.С. Выготский).

Человек не может по настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие эмоциональной сферы ребенка на музыкальных занятиях"

Развитие эмоциональной сферы ребенка на музыкальных занятиях. В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Пр...

ВАШ РЕБЕНОК НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ: ЧЕШКИ И ДЕТИ

ВАШ РЕБЕНОК НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ Чешки и дети. Очень часто родителей маленьких детей волнуют такие вопросы:Зачем для музыкальных занятий в детском саду нужны— чешки?Не вредна ли эта обувь...

Внешний вид ребенка на музыкальном занятии

Данный материал используется на родительском собрании и для консультации родителей в начале каждого учебного года....

Музыкальная творческая игра, как источник развития ребенка на музыкальных занятиях в детском саду.

Музыка и игра являются частью жизни ребенка. Раннее приобщение к творческой деятельности очень полезно для общего художественного развития и вполне естественно для малышей. Это вполне соответствует их...

консультация для родителей "Ваш ребенок на музыкальном занятии"

материал  предназначен  для  родителей, дети которых посещают детский сад....

Формирование музыкально-творческих способностей ребенка на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях

Данная методическая работа рассчитана на обучение детей с пяти лет. Дети этого возраста характеризуются активной любознательностью. Начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, ...

Внешний вид ребенка на музыкальном занятии

Консультация для родителей...