Игры с правилами. Дидактические игры.
консультация
Консультация и презинтация для педагогов: "Игры с правилами. Дидактические игры."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_v_detskom_sadu.docx | 32.48 КБ |
igry_s_pravilami.pptx | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов: «Игры с правилами. Дидактические игры»
Автор: Филоненко Н. В.
Дошкольное детство - это период игры, с помощью которой ребенок все стремится познать. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении.
Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит играм с правилами. Их можно разделить на 2 большие группы: дидактические игры и подвижные игры.
Значение дидактической игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего.
Фридрих Фребель
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убеждён, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Впервые в истории педагогической мысли он отвечает на вопрос о том, как сделать, чтобы знания приобретались детьми деятельным путём. Фребель создал занятия – игры, в которых серьёзное содержание давалось детям в игровой форме. Он придает дидактической игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью для детей дошкольного возраста. Им разработаны различные дидактические игры для детей среди них игры "с дарами".
М.Монтессори
Для обучающих игр - занятий создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Они позволили М.Монтессори реализовать принцип самообучения. Добиться того, что дети, свободно выбирающие занятия, выполняли их так, как задумал воспитатель.
Е.И.Тихеева
Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И.Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, трудом. Содержанием дидактической игры стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е.И.Тихеева разработала дидактические материалы, настольно- печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.
Много внимания дидактической игре уделяли К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, , Л.А, Венгер, А.П, Усова, В.Н. Аванесова, А.К.Бондаренко и др.
В последнее время поиски учёных (Е.О.Смирнова, О.М.Дьяченко, З.М.Богуславская, Н.Е.Веракса) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры не традиционно-дидактическими, а развивающими. Одним из авторов целой серии развивающих игр является В.В.Воскобович. Его игры способствуют развитию интеллекта ребёнка с учётом проявления творчества.
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей.
Ей присущи две функции в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова). Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.
Дидактическая игра способствует:
- развитию познавательных способностей; - получению новых знаний их обобщению и закреплению; - усваиванию общественно выработанных средств и способов умственной деятельности; - осуществлению аналитической и синтетической деятельности; - умению применять имеющиеся знания в новых условиях. - обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). - развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми
Классификация дидактических игр
Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактических игр различна.
По дидактическому материалу все современные дидактические игры можно разделить на три основных вида:
игры с предметами (игрушками, природными материалами) очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п. Чаще используются в младшем дошкольном возрасте, так как у детей данного возраста преобладает наглядно-образное мышление(«Посмотри и запомни», «Угадай, что спрятали», «Чудесный мешочек»)
настольно-печатные разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.(Лото, Домино, Парные картинки и др)
словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. (Скажи наоборот, Летает- не летает)
По содержанию дидактические игры можно разделить на: ·математические ( направлены на формирование у дошкольников элементарных математических представлений).
·природоведческие (ребёнок, играя, учится понимать закономерности, происходящие в природе, взаимосвязь всего в мире, многое узнает о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе и другое )
·для ознакомления с окружающим ·по изобразительной деятельности ( были внедрены в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений сравнительно недавно, но их значение очень велико для развития дошкольников, формирования у них знаний, умений и навыков в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности).
Сенсорные игры( направлены на обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах) Речевые игры (способствуют развитию речи у детей)
Музыкальные игры (направлены на решение задач музыкального воспитания в соответствии с программными требованиями).
А. И. Сорокина предложила классификацию дидактических игр по характеру игровых действий:
·игры-путешествия: Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение, задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, подарки и многое другое( Путешествие в страну Геометрию; Путешествие в зоопарк)
·игры-предположения: Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия( «Что бы ты сделал, если бы…» , «Что произойдет, если…»)
·игры-поручения: В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать( «Помоги Незнайке разложить фрукты и овощи по корзинкам», «Проверь, правильно ли Вася нашел всех домашних животных»)
·игры-загадки: в основе этих игр лежит принцип загадывания и отгадывания загадок, игры могут быть самыми разнообразными по содержанию и организации
·игры-беседы: основа игр общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. (игра «Путешествие на поезде»Ход игры: Дети рассаживаются в вагоне, один – вагоновожатый. Вагоновожатый объявляет остановки, и на каждой остановке воспитатель задаёт вопросы по правилам поведения на железнодорожном полотне и в вагоне, дети по очереди отвечают. Правильно ответившие путешествуют дальше, те, кто ошибается, выходят на остановке. Вопросы могут задавать и дети.)
·подвижно-дидактические игры: содержат в себе три вида задач: обучающую, игровую, задачу физического воспитания. В ходе таких игр решаются задачи по развитию у ребят физических качеств и умений, а так же происходит закрепление материала, полученного на других занятиях(«Найди свой домик» Цель: Ориентировка в пространстве. С помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая группа становится у определённого дерева. Это их домики. По сигналу воспитателя дети разбегаются по полянке в разные стороны. Затем по сигналу: «Найди свой домик!» — дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.)
Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:
·коллективные · групповые ·индивидуальные
Рассмотрев роль и классификацию дидактических игр, следует остановиться на их структуре, обозначить своеобразие и особенностей руководства ими.
Структуру дидактической игры (по А.К Бондаренко) образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат игры и подведение итогов.
Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети. Для выбора дидактических игр необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющиеся знания и представлениями. Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и др. Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи, т.е. они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи. Правила игры выполняют следующие функции: Обучающая, которая заключается в том, что правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать; соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи. Организующая, она определяет порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре. Дисциплинирующая. В правилах оговаривается, что именно нужно делать, чего и почему нельзя делать. В некоторых играх имеются правила, запрещающие какие-либо действия и предусматривается наказание за неисполнение(например, пропуск хода) 4.Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций. Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.
ü В подготовку к дидактической игре входит:
-отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
-установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей;
-определение удобного времени проведения дидактической игры;
-выбор места для игры; определение количества играющих;
-подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
-подготовка к игре самого воспитателя;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. ü Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры. ü Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.
При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н. Михайленко, Н. Короткова):
1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними. 2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером - сверстником. 3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом его этапе развертывать игру, чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры
Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.
ü Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. ü Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия (для закрепления и систематизации материала), а в младшем дошкольном возрасте - основной формой организации учебного процесса( например, игра «Кукла Катя идет на прогулку»)
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многосложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольное детство - это период игры, с помощью которой ребенок все стремится познать. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм . Значение дидактической игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего.
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ Д ИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ИГРЫ С БЕГОМ ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ ИГЫ С ЛАЗАНЬЕМ ИГРЫ С МЕТАНИЕМ И ЛОВЛЕЙ ИГРЫ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Фридрих Фребель Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убеждён, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Впервые в истории педагогической мысли он отвечает на вопрос о том, как сделать, чтобы знания приобретались детьми деятельным путём. Фребель создал занятия – игры, в которых серьёзное содержание давалось детям в игровой форме. Он придает дидактической игре большое воспитательное значение. Им разработаны различные дидактические игры для детей среди них игры "с дарами".
Мария Монтессори Для обучающих игр - занятий создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Они позволили Марии Монтессори реализовать принцип самообучения. Добиться того, что дети, свободно выбирающие занятия, выполняли их так, как задумал воспитатель.
Тихеева Елизавета Михайловна Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И.Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, трудом. Содержанием дидактической игры стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е.И.Тихеева разработала дидактические материалы, настольно- печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Ей присущи две функции в процессе обучения ( А.П.Усова , В.Н. Аванесова). Первая функция - совершенствование и закрепление знаний . Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.
Дидактическая игра способствует: - развитию познавательных способностей; - получению новых знаний их обобщению и закреплению; - усваиванию общественно выработанных средств и способов умственной деятельности; - осуществлению аналитической и синтетической деятельности; - умению применять имеющиеся знания в новых условиях; - обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). - развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми
Классификация дидактических игр
Структура дидактической игры
Дидактическая задача Определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети. Для выбора дидактических игр необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющиеся знания и представлениями.
Игровые действия Это основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и др.
Правила игры О беспечивают реализацию игрового содержания , а так же делают игру демократичной . Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи, т.е. они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи
Правила игры выполняют следующие функции
Р езультат игры и подведение итогов Проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи.
Руководство дидактическими играми
В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение количества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи
Проведение дидактической игры Включает в себя ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.
Анализ игры Направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.
Принципы формирования игровой деятельности Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером - сверстником. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом его этапе развертывать игру, чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры
Приемы руководства игрой
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей . Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия (для закрепления и систематизации материала), а в младшем дошкольном возрасте - основной формой организации учебного процесса ( например, игра «Кукла Катя идет на прогулку»)
Заключение Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многосложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Литература 1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987 г. 2.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/сост. А.К. Бондаренко, - М.: Просвещение, 1983. 3.Козлова С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика - Москва, 2000г. 4.Менджирицкая Д.В. Воспитателю о детской игре 5.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду - Москва, 1987 г. 6.Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=651376 © Библиофонд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры
Занятие включает в себя сюжетно-ролевую и дидактическую игры, в которых происходит закрепление знаний, полученных на занятиях по окружающему миру, математике и развитию речи и рисованию. Конспек...
«Как я применяю игры с правилами, развивающие игры, познавательные и игровые упражнения в своей работе с детьми в различных режимных моментах»
В игре нет прямой зависимости ребенка от взрослого, в игре ребенок получает большую самостоятельность, чем в учебной бытовой и трудовой деятельности. Однако формы игровой деятельности усваиваются деть...
"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)
Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...
Пальчиковые игры для детей. Дидактические игры.
Пальчиковые игры можно организовывать и родителям особенно для тех детей, которые не посещающих детский сад.Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игр...
Презентация "Игры с правилами. Дидактические игры"
Презентация для педагогов...
Игры с правилами. Народные игры. Классификация игр.
Материал будет полезен для педагогов, родителей и всем, кому интересна тема "Игра". В презентации представлена классификация игр с правилами....