Результативный практический опыт работы по теме:«Развивающая предметно-пространственная среда»
проект (подготовительная группа)
Результативный практический опыт работы по теме:«Развивающая предметно-пространственная среда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_gruppa_podsolnushki.pptx | 90.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Одним из важных условий эффективной воспитательно -образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Особенно актуально этот вопрос стоит в настоящее время. Это связанно с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который предъявляет определенные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению развивающей предметно- пространственной среды дошкольного учреждения. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, его успешной социализации в обществе.
Теоретическое обоснование опыта Жан Жак Руссо «Система воспитания, только тогда будет эффективна, когда для каждой личности будет создана особая развивающая среда, которая устанавливала бы равновесие между его реальными возможностями и природными потребностями. В такой среде личность не получает готовые знания, а учится добывать их сама, в процессе наблюдения за живой природой, на основе собственного опыта».
разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия к требованиям ФГОС ДО. Цель опыта-
Задачи опыта - Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках основной образовательной программы с учетом требований ФГОС ДО; - организовать РППС, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов; - создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников; - содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной РППС; - приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Предполагаемые результаты: Обогащение РППС, в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей старшего дошкольного возраста. Повышение уровня игровой, познавательной, творческой, двигательной активности детей Создание условий для активного участия родителей воспитанников в деятельности ООП.
Этапы накопления и систематизации опыта: Подготовительный этап : При формировании развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение развивающей предметно-пространственной среды. Мы старались сделать развивающую предметно-пространственную среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых центров и уголков с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской ). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно , в группе выделены центры определенного вида деятельности.
Технология реализации опыта: Направление: Социально-личностное развитие. Игра - основной вид деятельности наших детей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр: Отдельно стоящие столы для индивидуальных самостоятельных занятий, расширяют пространство, предлагая возможность желающим посвятить время любимому занятию, не мешая друг другу, а педагогу – реализовать воспитательные образовательные задачи, осуществляя индивидуальный подход и материалы в каждой из них менялись, в помещении появлялись материалы по математике, грамоте: доска, мел, маркеры; дидактические игры с математическим содержанием типа лото, домино
Начать обобщать опыт работы по организации развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ я посчитала необходимым по следующим причинам: В организации и проведении данной работы я опиралась на следующие нормативно – правовые документы: « Конвенция ООН о правах ребенка»; Закон Российской Федерации «О защите прав детей»; «Семейный Кодекс» Российской Федерации. Законы Российской Федерации «Об образовании»; Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года; Программа развития образования в РФ на период до 2020 года; Сан Пин ;
Свою работу я начала с создания информационного обеспечения – поиска методической литературы и разработок по данной тематике. Данная работа осложнялась тем, что в ДОУ очень слабое обеспечение литературой по вопросам данного направления работы. Поэтому была приобретена литература специалистов - практиков по данной тематике. По мере поступления литературного и прочего материала, он анализировался, перерабатывался и отбирался только приемлемый в работе с детьми дошкольного возраста. Следующим направлением деятельности стало: - определение основных направлений работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе
При построении работы мы не забыли о возрастных психологических особенностях дошкольников, специфике семей и чувстве меры, потребности избегать однообразия форм и методов, доступности информации. Для этого я использую разнообразные виды деятельности – традиционные и «неформальные»: спортивные и музыкальные развлечения и праздники, папка-передвижка, индивидуальное консультирование За два года мною была проделана следующая работа: Подобрана методическая литература. Собран информационный материал по вопросам работы с семьей. Составлены рекомендации для родителей по оформлению развивающих предметно-пространственных среды. Разработаны функциональные направления по развитию развивающей предметно-пространственной среды. С помощью родителей приобретены и сделаны своими руками дидактические игры, оформлены развивающие центры группы
Таким образом, работа над проектированием и организацией развивающей предметно – пространственной среды общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста позволила нам создать единое структурированное пространство. Благодаря эффективному и рациональному положению всех центров, пространство стало полифункциональным и вариативным, предоставляющим возможность для организации всех основных культурных практик – игровой и продуктивной деятельности, экспериментирование и чтение художественной литературы – в самостоятельной свободной деятельности или во взаимодействии ребенка со взрослым
Заключительный этап . Выводы: Используя развивающую предметно-пространственную среду, я получила к концу учебного года неплохой результат. Дети стали читать, писать и уже готовы к школе. Это связано еще и с тем, что знания подаются детям в игровой форме. Дети увлечены игрой и не замечают, что они включены в процесс обучения. Родитель видит как быстро, без нудных занятий интеллектуально развиваются их дети в игре.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что рамочная конструкция развивающей предметно – пространственной среды помещения позволяет обеспечить целостность структуры образовательного процесса. Ведь ребенок постигает мир не умозрительно, а непосредственно, не по частям, а в его органической целостности. Дошкольный возраст - это то время, когда закладывается фундамент всей жизни человека. И если уделять внимание предметно-развивающей среде ребёнка , его сенсорной восприимчивости окружающего мира, это будет способствовать становлению гармоничной, самодостаточной личности.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...
Перспективный план работы по организации развивающей предметно-пространственной среды группы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ в группе с новым набором (можно в новом помещении) АВГУСТРАБОТА С РОДИТЕЛЯМИРемонт группыОформление стен групп...
Опыт работы по теме: «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей»
Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запо...
Углубленная работа на тему «Развивающая предметно-пространственная среда "Фиолетовый лес" как способ развития познавательно-творческого потенциала ребёнка 5-6 лет»
Я веду углубленную работу на тему «Развивающая предметно-пространственная среда "Фиолетовый лес" как способ развития познавательно-творческого потенциала ребёнка 5-6 лет». Хочу п...
Контрольная работа по теме «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО»
Контрольная работа по теме «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО» Дайте определение «Развивающая предметно-пространственная среда».Какие функции выполняет ра...
Опыт работы на тему "Развивающая книжка как дидактический материал по познавательному развитию дошкольников"
Опыт работы на тему "Развивающая книжка как дидактический материал по познавательному развитию дошкольников" будет полезен не тольк педагогом ДОУ , но и родителям....
Опыт работы на тему "Предметно - пространственная развивающая среда как необходимое условие реализации ФГОС ДО"
Предметно - пространственная развивающая среда - система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценног...