«Развитие экологических представлений дошкольников в условиях познавательной деятельности»
статья

Пурыгина Ульяна Алексеевна

Тема работы актуальна в современных условиях, так как  Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомление с природой; и при целенаправленном педагогическом воздействии  у детей формируются начала экологической культуры, т. е. осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой природы, которые окружают их в этот период жизни. Ребенок начинает понимать осознанно, что каждое существо имеет свой “дом”, в котором есть всё для его жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие экологических представлений дошкольников в условиях познавательной деятельности»

Тема работы актуальна в современных условиях, так как  Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомление с природой; и при целенаправленном педагогическом воздействии  у детей формируются начала экологической культуры, т. е. осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой природы, которые окружают их в этот период жизни. Ребенок начинает понимать осознанно, что каждое существо имеет свой “дом”, в котором есть всё для его жизни.

Актуальность моей работы, я считаю в том, что если раньше ребенок знакомился с объектами, видел их, говорил об их красоте, то Данная проблема требует от ребенка совокупности знаний и активных проявлений: желания практически создать, сохранить, поддержать нужные для него условия. Важно ребенку не только понять, что красота гармонично развивающегося, здорового живого организма бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Ребенок дошкольного возраста должен понимать, что человек как живое существо не только нуждается в определенных условиях, но и должен сам создавать, поддерживать и восстанавливать богатство природы, окружающие его. Мы знаем, что осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста, размножения отдельных живых существ, о приспособляемой зависимости живых организмов от внешней среды. Поэтому, я считаю, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста — наиболее актуальная тема в современном мире, которая направлена на сохранение, размножение живых существ и создание условий для их жизни.

 Природа - не беспредельный склад, запасы ее истощим, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Экологический кризис носит мировоззренческий характер, и “спасти нашу планету может только личность, понимающая законы природы, осознающая, что человек — часть природы. Дошкольный период — важнейший в развитии ребенка: в этом возрасте закладываются основы интеграции целостной личности. Это эмоциональные переживания, связанные с процессом общения, разнообразная деятельность, особенно познавательная.  

 

Цель работы состоит  

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1.  

Объект исследования – дети средней группы

Главная  задача  познавательного развития  ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Очень  важна  самостоятельная  познавательная  деятельность  детей, в процессе которой  развивается  творческая активность детей в  познавательно-игровой  деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации.

Практика показала, что в самостоятельной деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически комфортна. Свободная деятельность имеет принципиальное значение для  развития самостоятельности, независимости и  развитии креативности и, в конечном итоге, для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребностью взаимодействии с другими. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности  дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого. В рамках свободной самостоятельной  деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, оно формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром .  

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Таким образом, познавательная деятельность дошкольника – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.  

Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира.  

Сформированность познавательной деятельности, на первом этапе – любопытство, позволяет ребёнку перейти к следующему этапу познавательного развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, в которых игры и другие виды деятельности будут строиться с учётом развития познавательных способностей.

Второй стадией познавательного развития детей дошкольного возраста определяется любознательность, которая характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. Это ценное состояние личности, активное видение мира.

Следующей стадией познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами.

Федеральный государственный образовательный стандарт ДО определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, как одним из принципов дошкольного образования.

ФГОС ДО рекомендует виды деятельности, обеспечивающие познавательное развитие дошкольников:

- организацию и решение познавательных задач;

- применение экспериментирования в работе ДОО;

- использование проектирования;

в процессе которых ребёнок приобретает навыки исследователя, познаёт свойства, качества предметов и материалов, устанавливает связи и зависимости явлений. При выполнении познавательных задач под руководством воспитателя получает опыт анализа, предположений, выбора правильного из ошибочного и противоречивого. В ходе проектной деятельности ребёнок учится самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

- Формирование элементарных математических представлений.

- Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

- Ознакомление с предметным окружением.

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы.

Значительную роль в развитии познавательных интересов дошкольников выполняет предметно-пространственная среда. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть трансформируемой, содержательно - насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности.

Ребёнок прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, если чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы.

Экология (от греческого  слова ойкос – дом,  жилище,  дом,  хозяйство),  наука  об  отношениях  организмов  и  образуемых ими сообществ  между  собой  и  окружающей  средой.

Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой - сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений дошкольников

Экологические игры для детей старшего дошкольного возарста....

Развитие межличностных отношений дошкольников в условиях игровой деятельности

Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с другими людьми рождают наиболее ос...

Опыт работы по теме: «Развитие экологических представлений дошкольников через дидактическую игру».

Опыт работы по теме: "Развитие экологических представлений дошкольников через дидактическую игру"....

Консультация для педагогов «Развитие экологических представлений дошкольников в продуктивных видах деятельности»

    Дошкольный возраст – это период повышенного интереса к окружающей среде, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование эк...

Буклет "Использование природоведческих книг для развития экологических представлений дошкольников".

Рекомендации о том, что читать детям, развивая экологическую культуру....

Перспективный план по использованию игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для развития экологических представлений дошкольников в старшей-подготовительной к школе группе

Перспективный план по использованию игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для развития экологических представлений дошкольников  в старшей-подготовительной к школе  группе...

"Развитие экологического мышления дошкольников через проектно-исследовательскую деятельность"

Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов их решения....