ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАС
статья по рисованию

Дементьева Наталия Владимировна

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ras_dementeva_3.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ДЕТЕЙ С РАС

 

        В настоящее время особую актуальность обретает проблема социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра. За последнее десятилетие количество детей с аутизмом выросло в десятки раз. Проблема их социальной адаптации стала предметом особого внимания многих наук. Данной проблеме посвящены работы большого количества отечественных и зарубежных психологов, таких как: Веденина М. Ю., Хаустова А. В Баенской, Е. Р., Лебединской В. В., Либлинг М. М., Никольской О. С. Kanner L., Shopler E., Pauls D., Wolkmar F. R., WingL.и др., педагогов: Кривцова С.В, Алексеев, А. И, Гилберт К., Питере Т., медиков: Лебединская К.С. Никольская О.С., Новиков Ю. В и других.…. 

        Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким заболеванием. Но со временем стало появляться все больше детей, страдающих этим нарушением. Статистика показывает, что частота встречаемости РАС у детей за последние 30-40 лет в странах, где проводится такая статистика, поднялась от 4-5 человека на 10 тысяч детей до 50-116 случаев на 10 тысяч детей.

        Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).

        Аутизм  - тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Дети стремятся уйти от контактов, жить в собственном мире. Их поведение характеризуется стереотипностью и нередко деструктивностью. Отдельные описания  детей с аутистическими нарушениями психического  развития и попыток  и попыток врачебной и педагогической работы с ними стали появляться еще в прошлом столетии. Много специалистов занимались изучением данного синдрома, возможностями коррекционной работы с такими детьми. В1943 году Л. Каннер, обобщив наблюдения 11 случаев, впервые сделал заключение о существовании особого клинического синдрома и дал ему название «синдром раннего детского аутизма». В дальнейшем этот синдром получил название синдрома Каннера . 

        У детей с РАС наблюдается   нарушения восприятия: трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира.

        При обучении детей с РАС рисованию очень часто  используется  метод совместного рисовании.Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

        Одним из главных факторов является формирование положительной эмоциональной установки. Не  надо сразу задавать вопросы, требовать организованных действий. Это формирует  стойкий негативизм.

         Прежде всегда нужно знать, хочет  ли ребенок общаться, готов ли он к совместной деятельности. Аутичному ребенку сложно понять , чего от него хотят, сосредоточиться, усвоить способ действия ,а затем осуществить его. Когда их пытаются организовать, заставить сделать что-то , часто начинают бить себя, кусать, кричать. 

        У одних аутичных детей отмечается отсутствие интереса к изобразительной деятельности, у других, наоборот - чрезмерное влечение к ней, иногда даже одаренность. Рисунки часто примитивные, используют один цвет, чаще- черный. Могут размазать черную краску по листу, и сказать , что это море. Не исключено, что это страхи. Другие могут покрыть лист бумаги яркими пятнами. Нередко рисунки состоят из  щтрихов. Аутичные дети необычно размещают рисунок на листе, предметы диспропорциональны, деформированы, вычурны. Особенность творчества этих детей часто отражает их состояния: страхи, депрессию, возбуждение, агрессию. Именно рисунки помогают определить психическое состояние ребенка. И с помощью изобразительной деятельности можно скорректировать его состояние, поведение , способствовать  постепенному включению в общение, сначала с педагогом, затем с детьми. Ребенок  рассматривает предметы, учиться их описывать, выбирает понравившийся материала, аргументирует свой выбор.

        Краски, мел, глина, пластилин долго вызывают у этих детей отрицательное отношение. Причина - бояться испачкаться. Они могут отбросить эти материалы, взяться за кончик кисти или водят кисть, мел, вложенные в руку взрослого. Взрослый должен помочь ребенку, освободиться от его страхов. Вначале он может понаблюдать за процессом работы самого педагога, затем за деятельностью  других детей. Это способствует  внутреннему раскрепощению, малыш становиться более уверенным.

         Сравнив рисунки детей с РАС и обычных детей, можно сделать вывод, их уровень изображения отстает на 2-4 года. Поэтому вначале педагог формирует интерес к творчеству, убеждает ребенка  в том , что работа с пластилином, глиной, рисование  помогут увидеть прекрасное, украсить их жизнь. Взрослый сначала  больше сам творит, используя руки ребенка  частично. Ребенок  наблюдает, затем включается в процесс. 

     Перед рисованием нужно познакомить с кисточкой, потрогать, показать  как ею пользоваться. Так как они тянуться к темной краске, лучше убрать ее из набора. Ребенок изображает  пятна, штрихи, называя при этом какой-либо предмет. Только потом можно перейти к упражнениям, знакомству с разнообразием материалов. В рисунках отражаются впечатления, полученные в результате наблюдений. 

        Следует помнить с многими аутичными детьми нельзя начинать рисовать с простейших рисунков. Нужно идти от сложного к простому. 

        Чтобы привлечь внимание и интерес к занятиям, необходимо использовать разнообразные стихи, песни, считалки. 

        При освоении формы предмета лепка всегда предшествует рисованию. На последующих этапах применяется аппликация. Очень важно рисование предметов круглой формы и составление из них узоров, орнаментов. Сначала выкладывают узоры из готовых форм, чередуя цвета одной формы, затем идут аппликация, лепка, затем рисование на полоске бумаги. Нужно учить ребенка, как составлять из двух одинаковых частей предмет как получить тарелку?, матрешку и т.д.). 

        Для различения круга и овала нужно давать много заданий в аппликации, лепке. После усвоения овальных и прямоугольных форм вводятся квадратные и треугольные. Интерес, творчество, эмоциональное отношение можно поддержать дольше, если украшать орнаментами нарисованные им платочки, платья и т.д. Все эти действия способствуют развитию глазомера, чувству ритма, укреплению мышц кисти, делают руку ребенка более гибкой и послушной. Рисование узоров, где повторяются одинаковые формы, способствует формированию автоматизации движений. 

Важный этап - рисование с натуры. Прежде чем нарисовать, ребенок должен его хорошо рассмотреть, определить цвет, погладить. При раннем детском аутизме страдает контроль и зрительно - моторная координация. Это способствует неуверенному либо ошибочному движению. 

        Изобразительная деятельность служит прекрасным средством для установления контакта, определенной коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития аутичных детей. Рисунок, лепка, вырезание способствуют формированию у таких детей осмысленного дифференцированного восприятия предметов окружающего мира, умению различать их форму, цвет, пропорции, сходство и различия, развивают вкус, наблюдательность, способность анализировать предметы, а также расширяют представление об окружающей природе, мире. 

         При правильном подходе обычно удается вызвать у аутичного ребенка интерес к изобразительной деятельности. Ему нравится этот вид совместной со взрослым деятельности, а главное,  он чувствует себя достаточно комфортно, уверенно.

 

 

 

Литература 

1.Рудик О.С.Как помочь аутичному ребенку.- М..: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2017.-207с. 

2.Лебединская К.С,. Никольская Е.Р., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями  общения - М.: Просвещение,1989.-95с. 

Ссылки

1.https://infourok.ru/k-voprosu-ob-aktualnosti-problemi-socialnoy-adaptacii-detey-s-rastroystvom-autisticheskogo-spektra-2300084.html

2.https://studref.com/418624/pedagogika/inklyuzivnoe_obuchenie_detey_rasstroystvami_autisticheskogo_spektra

 3.http://psihdocs.ru/psihologicheskie-osobennosti-detej-s-rasstrojstvami-autistiche.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характерные особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3566365","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3566369","at...

Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В материале освещены особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ссылкой на высказывания и опыты ведущих специалистов в этой области....

Особенности изобразительной деятельности детей с нарушением интеллекта

Проблема развития познавательного интереса дошкольников является актуальной, так как от уровня сформированности интеллекта зависят результаты обучения, развития и коррекции личности дошкольника....

Особенности изобразительной деятельности детей с разными формами интеллектуальных нарушений.

Характерные особенности рисунков умственно отсталых дошкольников . Уровни сформированности изобразительной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями....

Возрастные особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Психологи как правило, различают несколько ступеней в рисовании у детей. В изобразительной деятельности детей дошкольного возраста можно выделить стадию каракулей, штрихов и бесформенно...

Психологические особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Обучение как традиционным способам рисования, так и использование нетрадиционных техник, невозможно без знания психологических основ изобразительной деятельности и возрастных особенностей дошкольников...